Секреты шляпного мастерства

Елена Вагнер Федосеева
Предисловие...

Моя Ирочка…теперь уже моя Ирочка… как много переживаний, чувств, душевных встреч и расставаний пережито нами… наша первая встреча была забавной…весьма забавной…Дни российской моды в Европе… Ассоциация друзей Франции  «сосватала» меня участвовать в фестивале не только в качестве журналиста, но и, учитывая мой опыт работы на подиуме,  меня уговорили поработать на русских дизайнеров в качестве манекенщицы…решение принять было не просто...я уже давно решила уйти с подиума...будучи кандидатом наук, доцентом престижного ВУЗа, автором многочисленных научных  работ, научным руководителем диссертационных "сочинений" возвращаться во вторую профессию не было особого желания...и я считала это просто уже неприличным...а у ног "лежали" все европейские столицы…в 1998 г.  команда модельеров была одна из самых многочисленных…примерно 25 модельеров из разных городов России, Украины, Беларуси…разве что мадридский модный вуаяж 2011 года с участием российских дизайнеров на Неделе Высокой Моды « Сибелис» может соперничать по многочисленности представленных и модельеров и их работ…

Итак, хмурый декабрьский день…поезд Москва-Варшава…ужасно неудобный, поскольку купе трехместные…я как «каравелла» под белыми парусами пробиралась по фарватеру вагонного коридора с чемоданом среди модельерских баулов с кутюрными платьями и костюмами…одно купе было открыто и на пороге стояла улыбчивая рыжеволосая полная  женщина…как-то я не запомнила её и моё сознание не выделило её среди других модельерш накануне  на репетиции и на примерке платьев в Морозовском особняке на Арбате…но она…как призналась Иринушка мне позже…она сразу же выхватила меня из толпы манекенщиц своим цепким инстинктом, замешанном на природном знании человеческой натуры…

И вот с самой милейшей улыбкой, на какую только она способна, Ира буквально «замагнитила» меня в своё купе в качестве «третьего» участника путешествия… в полумраке тесного пространства купе сидел высокий молодой человек, очень похожий по типажу на моего сына… Ирина пропела сладким голоском: « Познакомься, дорогая, это Тимур…»…я очень мило улыбнулась, подала руку… Тимур мне понравился… и самым невинным голосом я спросила у Иры: « Это Ваш сын?»…  Тимурчик выглядел молодо и вполне "тянул" на "почетное" звание взрослого сына…на что Иринушка «слегка» изменившись в лице сказала: « Нет…дорогая… это мой муж…»  мне бы замолчать… но я продолжила… «Ах, простите, но у меня сын примерно такой же»… на что Ирина побагровев от неудовольствия ответила: « Ну хорошо, дорогая… а ЭТО мой МУЖ…» возникла неловкая пауза…

и вот этот эпизод Ира помнит до сих пор…как-то она спросила меня – « А помнишь, как мы познакомились?»…я, увлеченная мгновениями сиюминутности , затруднилась ответить…и она красочно описала мне этот неловкий процесс нашего знакомства в купе поезда « Москва-Варшава»… Мы с Тимурчиком тогда составили красивую пару на подиумах Европы… Чудесное начало было В Дрездене… потом скандальный Берлин, Люксембург, Брюссель, Париж…и др…Иринушка любовалась нами…она неоднократно вспоминала об этом позже во время наших московских встреч и  вечеринок…не знаю, кому это больше льстило…мне?...Тимуру? или самой Ире……но об этом позже…позже…

Ирину мне «заказала»  главред журнала « Планета Красота» Светлана Михайлова… странное это ощущение, идти на интервью к своей подруге…тогда Ира превратилась уже в подругу…я отлично помню начало интервью… гостиница « Редисон- Славянская», выставка и  модный показ… Ирин стенд…затем белопуховская уютная квартира рядом с музеем Станиславского на
задворках доронинского МХАТА…
весна…
весна 2000 г….

потом я стала её любимой моделью на некоторое время…показы…бесчисленные показы её работ, шляп, украшений, платьев, пальто… на « Сибелис» в Мадриде Ира сделала из меня Богиню…её шляпы я ношу до сих пор… чудесная шляпка в духе Вивьен Ли из « Унесённых ветром» с муаровыми лентами – Ирин подарок до сих пор хранится в моей коллекции шляп …и вполне пригодна к использованию…её модели я брала для показа в своём театре моды «VIP»…Я и Ира… Ира и я… история продолжается…

ЕЛЕНА ВАГНЕР-ФЕДОСЕЕВА
Март 2000.Москва

Ирина Белопухова:Секреты шляпного мастерства.

               «Шляпное дело стало сутью моей жизни. Начав заниматься им          
              однажды, я уже не в состоянии делать что-либо другое»

                Как театральный художник, Ирина Белопухова 15 лет занималась авторским костюмом, в котором шляпа была только одним из его элементов. Длительное время она создавала вечерние туалеты, кружевные костюмы, пальто, удивительную бижутерию для художественных салонов Москвы. В последние годы шляпа стала ее главным и любимым делом: «Шляпа меня «не отпускает». Стоит  сделать шаг в сторону и  поступают заказы, от которых невозможно отказаться».  Ирина не относится к разряду мистически настроенных людей однако при всей ее деловитости, она - тонко чувствующий окружающий мир художник. Неудивительно, что из ее уст можно услышать: «В любой деятельности существует мощная энергетическая завязка. Возможно, есть некий энерго-информационный потенциал,  в котором отражается культурный багаж и опыт, веками накопленный художниками, занимавшихся аналогичным искусством».

Ирина живет в самом центре театральной Москвы, на энергетической тональности Консерватории, театров им. В.Маяковского, А.С.Пушкина, театра на Малой Бронной,  в непосредственной близости от любимого МХАТа: «Я смотрю на здание МХАТа и думаю, какой мощный культурный взрыв нужно было произвести, чтобы сильные энергетические наслоения остались до сих пор. Этот потенциал питает тысячи людей и, как выпускница школы-студии МХАТ, я получила этот удивительный творческий заряд, оставленный Великими, творившими в стенах театра с момента его основания».

Шляпа в свое время была атрибутом, свидетельствующим о социальной принадлежности человека к тому или иному слою общества. О человеке, который не соответствовал критериям интеллигентности, говорили «еще и шляпу надел». Шляпка отличала даму от простолюдинки. Головной убор  являлся еще и символом власти. Ирина удивительно остро ощущает свою принадлежность к  общности художников, которые создавали головные уборы, начиная от корон и заканчивая дамскими шляпками: «Я чувствую важность этого предмета туалета, насколько он заметен и значим.  Шляпное дело имеет для меня сильную притягательность.  Начав заниматься им однажды, я уже не в состоянии делать что-либо другое. Оно стало сутью моей жизни»
.
Объять необъятное невозможно. Но будучи слишком независимой по характеру, Ирина никогда не привлекала спонсоров и не любила работать в команде. «Я не могу работать в театральном коллективе, поскольку не выношу диктата и давления со стороны театрального руководства».

Имея такие взгляды, естественно, художнице пришлось искать свою «нишу» в жизни и в искусстве. Решение было найдено интуитивно и абсолютно точно. Шляпа -  особый предмет, который позволяет без особых материалов и первоначального капитала иметь свое дело и зарабатывать на жизнь. Ручные технологии шляпного производства без применения машин и оборудования позволили сделать Ирине нечто особенное только за счет собственных  творческих способностей. Ей не нужны станки и огромное количество людей. Она счастлива, что Бог послал ей дело, которое позволяет оставаться свободной творческой личностью, не являясь мелким «атрибутом» Домов моделей и швейных кооперативов. Именно это позволяет ей быть яркой индивидуальностью и заметной личностью в моде и в искусстве.

Однажды западный бизнесмен спросил Ирину: «Что важнее: быть первым или быть лучшим?». Она ответила:  «Быть первым». Однако добавила: «Надеюсь, что я также и лучшая». Ну, что же, кто-то из мудрецов сказал: «Скромность – достоинство в отсутствие гениальности и таланта».  Андре Моруа  настоятельно рекомендовал: «Никогда не говорите о себе плохо, это сделают за Вас ваши друзья». Вариаций на заданную тему великое множество, в том числе и Библейская истина: «Полюби ближнего как самого себя». Но если человек не способен с любовью относиться к  себе и результатам своего труда, совершенно очевидно, что он не в состоянии  подарить  любовь и окружающему  миру. Похоже, эти истины для Ирины Белопуховой  пройдены еще в глубокой юности.

« Я благодарна Богу, что он позволил мне первой в России после  колоссального перерыва возродить и ввести в жизнь шляпу как произведение искусства». Действительно, в  России наконец-то появилась дорогая, качественная и красивая одежда, а элегантных шляп в дополнение к ней нет. Купить за границей достойную авторскую шляпу невозможно, это безумно дорого. Хороший головной убор почти не поддается механизации. А ручную работу на Западе ценят очень высоко. «Я почти не видела в Москве высокохудожественных авторских шляп, выполненных за границей. Те английские и американские шляпы, которые мы видим на прилавках магазинов – это фабричная штамповка. Поэтому я оказалась в выгодном положении. Чтобы мой голос был услышан в «колоссальном хоре» художников и дизайнеров модной одежды, я должна была совершенно четко определить свою нишу в творчестве».

Ирина отличается редчайшим здравомыслием (довольно редкое качество для творческого человека, витающего в запредельных высотах своей фантазии) и совершенно четко формулирует  составляющие своего успеха: Первое, созданные вещи должны  иметь спрос у покупателя.  Второе, нельзя «скатываться до ширпотреба».  Имея театрально-художественное образование, Ирина не позволяет себе делать штамповку: «У меня наступает депрессия, становится скучно». Именно эти два условия позволили ее голосу зазвучать в мире моды и быть востребованной .

Недавно И.Белопухову пригласили быть членом жюри конкурса шляпного мастерства в Санкт-Петербурге: «Я была удивлена, что в параметрах оценки конкурсных моделей  отсутствовала категория «новизна идеи». Самой Ирине удалось сделать несколько шляп, которые существуют вне моды и вне времени также, как  сумочка Грейс Келли. В течение ряда лет шляпки под условным названием «Венецианская», «Корона», берет «от Белопуховой», удивительные шелковые шарфы вызывают огромный интерес и спрос у покупателей. Они заняли среди женских аксессуаров стабильное и прочное место. Их носят изысканные женщины. Ирина верна линии женственности в моде: «Сейчас многие женщины предпочитают «кепочки», «ушаночки». Я принципиально не желаю  разрабатывать эту тему».  Ирина прочно заняла нишу элегантности, красоты и женственности. Ее вещи украшают, «придают» красоту.

Тема, которую художница будет разрабатывать в ближайшие два года – это маленькие шляпы, легко охватывающие голову: «Мои минималистические шляпы – либо для женщин очень красивых, либо очень стильных». Их называют «каскетки», «арбузные корки». Они на легкой и изысканной конструкции. Это тема 40-х годов, которую Ирина переработала на современный лад.  На фотографиях представлены фрагменты из коллекции Ирины Белопуховой. Она любит создавать шляпки, которые имеют легкий национальный оттенок. « Очень опасная тема. Есть риск переборщить», - замечает художница. В «Феске с кистью» легко прослеживаются турецкие мотивы. Однако шляпа современна. Она не цитирует чисто турецкий головной убор. Кисти и украшения придают изящность и лишь слегка подчеркивают  восточный характер.

«Национальных элементов не должно быть много, иначе шляпа приобретает театральный оттенок», - говорит художница. И эту тонкую грань Ирина выдерживает, хотя названия ее новых шляп говорят сами за себя. Например, шляпа с лепестками « Павлин».  «Лепестки  я ощущаю как хвост павлина», - поясняет мастер. Несмотря на некоторую экстравагантность эта модель уже пользуется спросом у покупателей.  Цветовая гамма – не ограничена. Бордовый цвет в работах Ирины Белопуховой разрушает монополию  традиционного черного. Тему цвета продолжает довольно милая, изящная и легкая бордовая шляпка ассиметричной формы, украшенная атласным бантом, напоминающим диковинную бабочку, кокетливо раскинувшую крылья-лепестки в надежде быть замеченной и желанной.

Идея создать коллекцию шляпок для коктейлей, вечерних приемов и визитов прозвучала в предложении руководства отеля «Mariotte» примерно год назад, но реализована художницей только сейчас.  Вечерние шляпки «Янтарная пантера», «Кармен» и «Усатый муравей» в сочетании даже с самым скромным черным платьем сделают практически любую женщину эпицентром мужского внимания. «Прописная истина, - говорит художница, - чтобы на Вас обратили внимание, Вам необходима изящная шляпка. Ни одна норковая или соболья шуба не «сработает» так, как хорошая авторская шляпа.  Одежда - это информация. Чтобы нам не было холодно, достаточно надеть ватник. Эротические, любовные мотивы, социальные настроения, психология. Кто-то мечтает о любви, кто-то о карьере. Кто-то хотел бы повеселиться или показать «жару» подругам. Одним словом, тщеславие заставляет нас одеваться неординарно. Я вообще занимаюсь тщеславием. А шляпка - это любимая игрушка моды».


Иллюстрируя «прописные истины», Ирина рассказала о своей подруге - телевизионной журналистке*, которая довольно часто  появляется  на рабочих собраниях в Останкино в шляпе с вуалью:  «Поднимает вуаль, все внимание сосредоточено на ней  и она говорит все, что хочет и все ее слышат. Она входит в кабинет к начальнику в шляпе с вуалью и чем бы он не занимался, его глаза прикованы к ее лицу». Кстати, этот загадочный феномен автор данных строк мог наблюдать воочию. К концу интервью  экстравагантная подруга появилась собственной персоной и мгновенно оценив ситуацию, водрузила на свою головку одну из только что «отснятых» шляп. Естественно, что за вечерним чаем,  говорила уже только «Телевизионная Голова», кокетливо покачивая «муравьиными усами» на шляпке. Таким образом, тема эпатажа остается весьма актуальной. Ирина Белопухова комментирует: «Если Вы журналистка, певица или актриса, не дай Вам Бог остаться  незамеченной. Множество публичных профессий требуют концентрации внимания аудитории». Странный и магический эффект «белопуховских» шляп  может оценить каждый.

 
Кстати, шляпы «от Белопуховой» отличаются еще одним весьма важным качеством: они поддаются бесконечной трансформации. « Шляпа  - уникальная вещь», - объясняет Ирина.  «Туфли или очки Вы не можете надеть задом наперед. Шляпу можно двигать и поворачивать в разные стороны, создавая при этом новые образы и настроения. Шляпа -единственный предмет туалета, который передвигается в пространстве во всех направлениях». Примером тому - классическая коричневая шляпа с широкими полями из мягкого фетра, которая фантастическим образом по прихоти художницы приобретала все новые и новые очертания  на глазах у изумленного фотографа и его ассистента. Впрочем, эту захватывающую игру можно наблюдать собственными глазами во время выставок модной одежды, где у Ирины Белопуховой всегда свой стенд. Общение с этой удивительной голубоглазой женщиной всегда доставляет истинное удовольствие, а глядя на свое преображающееся под влиянием «белопуховских» шляп и аксессуаров изображение в зеркале, веришь, что действительно, «нет предела совершенству».

* прим. речь шла о Кате Уфимцевой, известной сейчас по телепрограмме "Театр +ТВ", которую она делала совместно с вице-министром культуры Михаилом Швыдким...
в уютном пространстве организованного Катей клуба-ресторана в ЦДЛ мы с Иринушкой проводим чудные вечера, где рождаются идеи новых проектов, замысы новых творческих работ...и, конечно, разборы моих и её "полётов"...Ира ещё и практикующий психолог...она не устает развиваться и 5 лет назад освоила новую профессию психолога, специалиста по межличностным отношениям...