Что такое счастье. из книги

Сергий Чернец
ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?! МОЁ МНЕНИЕ, В ЦИТАТАХ, В НЕБОЛЬШОЙ СТАТЬЕ.
5 дек, 2012 в 13:48

         Рассуждение о счастье.
"У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего. Оно не помнит прошлого, не думает о будущем. У него есть настоящее - и то не день, а только лишь мгновение".
      Тургенев.

Самая древняя сокровищница знаний - Санскрит, язык, на котором написаны Веды. И в них люди рассуждали о Счастье.Древнеиндийские этико-философские трактаты - "Упанишады", в переводе означают "сокровенные знания", и в них мы видим выводы из тех рассуждений о счастье.
"Корень счастья - в самопознании и подвижничестве" - говорит учение древности.
Из чего состоит жизнь? - передает нам древняя мудрость. - Первичными элементами жизни являются четыре основных: 1)Время, 2)Собственная природа человека, 3)Необходимость, 4)Случайность.

И все зависит от этого. Вся жизнь построена из этих элементов. От их сочетания происходит в мире и счастье, и несчастье. Так учили древние учителя, и так же учил Великий Учитель Будда. Он не был Богом и не желал им быть, как это делали все правители земные - фараоны, римские императоры, заставляли людей верить, что они сыны Богов и даже, что они Боги, как о том император Август объявил.

Забыли люди древнее знание, и надо же быть такими глупыми, что человека вместо Бога почитать!

Буддизм, как религия зародился из такой глупости человеческой. А Будда учил народ, приходящий к нему, подчеркивая всегда, что он такой же, как все и что каждый человек может достигнуть Нирваны - этого счастливого состояния человека, подлинного Счастья, которое и есть - покой и гармония. Вот например, из его учения слова о счастье:
"Если счастье достигается благодаря мучениям ближних, то счастья в результате не достигнуть, и так не стоит поступать".
"Доставив счастье или отвратив несчастье от другого существа (не только человека), хотя бы это достанется с великим трудом - ты будешь более доволен, когда исполнишь такую добродетель, чем если бы ты с легкостью добился счастья для себя"
"Если услуга - праведный поступок, не будет сожаления о нем, а то, что сделано в расчете на награду, - то будет не услуга, а лишь отдача в долг (ты должен оказать услугу ближним)".
"Зло делается очень легко, а добро - очень трудно" - говорил Будда.
Всё вроде просто и банально звучит для нас сегодня. Мы знаем больше, чем наши предки, но..., как больно бывает смотреть, что поступают люди глупо, будто бы пещерный человек, не знающий и дважды два в культуре поведения, в обычной этике общения.

А учение древних, даже от древней Греции, неплохо бы вспомнить: в чем счастье состоит для человека?
"Сначала - избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждений, лишь серьезный и вдумчивый достигнет счастья" - так учили в древней Греции. "Как на восходе солнце красно, красно оно и на закате. Так и в счастье и в несчастье неизменны великие люди. Если ты счастлив, не следует быть самоуверенным чрезмерно, а в беде не следует терять уверенность".
"Достигнуть счастья нелегко и трудно его найти человеку незнающему..."
"Если бы счастье заключалось только в телесных удовольствиях, мы бы называли счастливыми быков, нашедших поле гороха для еды".
"Мудрость - родная мать счастья и ум условие его достижения" - видел философ Софокл.
И Сократ, еще в его времена, видел счастье в другом: "наслаждение, роскошь - вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать - вот блаженство богов, и поэтому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью".

Две тысячи лет прошло и ничего не изменилось в сознании людей - до сей поры многие видят и находят счастье свое в роскоши и блаженстве телесном, - человечество не изменилось?

Или быть может, наоборот, мы сегодня двинулись к прошлому, деградируем, так сказать, в нравственном и этическом отношении. Ибо, как в древнегреческие времена, люди просят и власти дают им - "хлеба и зрелища", по современному шоу! Хлеб заменили дешевым фастфудом, а шоу везде, во всех средствах информации. Даже на площадях устраивают митинги, с разрешения властей, если кому-то потребность в "протесте" надо удовлетворить.

Стараясь о счастье других - мы находим свое собственное. Но нельзя подарить его другу. И счастье, и несчастье человека является делом его собственных рук. Счастье, говорят, это мечта. Но все ли хотят им насладиться? Счастлив лишь тот, кто считает себя таковым, счастливым.

Философы всех времен говорили о счастье. Дэвид Юм - дал определение: "Дружба - это спокойная и тихая привязанность, привычка, возникающая из долгого общения и взаимных обязательств. Но счастье другая "величина". Тот счастлив, кто живет в условиях соответствующих его темпераменту, но более счастлив - кто умеет приспособить свой темперамент к любым условиям".

Мечты человека об идеальном счастливом мире почти что реализовала религия. А именно, она использовала мечту человека, дав ему "чудеса", надежду на счастье в Раю после смерти. Когда религиозность сочетается со страстью к чуду, - тогда приходит конец всякому здравому смыслу, и свидетельства людей теряют всякий авторитет. Ради чуда люди готовы творить беззакония: во время инквизиции многих сожгли на кострах. И сегодня ради счастья в Раю люди убивают других: террористы, мусульманские самоубийцы, и сектанты Аун Сёнрикё, взрыват метро и аэропорты - а Бог (Аллах) простит им все грехи и поместит их в Рай после смерти. А в Раю - молочные реки и кисельные берега, вечное блаженство. Религия опасна в поисках счастья.

Если бы желать себе только быть счастливым, то этого, относительно, можно достигнуть. Но людям этого мало: они желают быть непременно счастливее других, (зависть гложет нас всегда), а это почти невозможно, потому что мы считаем других всегда более счастливыми, чем они есть на самом деле. Если мы будем искать счастья, не зная где оно, - мы рискуем с ним разойтись в разные стороны.

Жизнь, конечно, сложна. Жить значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, в ней есть всё. А счастье маячит, как сыр в клетке-мышеловке: одним удается сорвать приманку и выйти из западни, но большая часть людей попадаются в клетку страстей и гибнут не изведав подлинного счастья.
Оглянитесь. Мы видим вокруг нас только таких людей, которые жалуются на свою жизнь, все жалуются, все чем-то недовольны. И много больше сейчас стало таких, которые кончают жизнь самоубийством, среди молодежи в том числе их много. Ни церковь, закон Божий; ни закон человеческий - вместе, неспособны остановить этот беспорядок. Потому что смысла в жизни нет, и никто не дает его молодым узнать и понять.

Пока человек маленький, - он не особенно нуждается в поисках смысла, он счастливо проживает: сыт, одет, за счет родителей. А выходя в жизнь, взрослея - он не находит счастья в повседневной суете и потребительской корзине.

А случалось ли нам слышать, чтобы дикарь из племени бушменов, например, подумал бы о самоубийстве? - Нет! Надо судить с меньшим высокомерием: кто из нас дикарь. Ибо мы проживаем бессмысленно, а бушмены живут в гармонии с природой.

Красиво сказал Бернард Шоу: "Если гоняясь за счастьем, когда-нибудь вы найдете его, - вы, подобно старому человеку, искавшему очки. обнаружите, что счастье было все время у вас на носу". Жить надо в гармонии, то есть не нарушая равновесия во всем.

Есть в досизме, берущем начало от учения Будды, четыре иероглифа: ва, кеи, сеи, дзяку - так они звучат. Это обозначает гармонию с четырьмя стихиями вселенной: с Космосом, с природой Земли(она живая), с духовным миром, потусторонним....
И смысл, и счастье дано человеку лишь одно - возможность творчества. Живет лишь тот, кто творит.... Все радости в жизни - это радости творческие. Нужно, чтобы человек понял, что он - Творец и хозяин мира, и что на на нем лежит ответственность за все несчастья на Земле, и что ему принадлежит и достанется Слава - за все хорошее, что есть в жизни.

Само Счастье начинается с ненависти к несчастью. И с того, чтобы чувствовать физиологическую брезгливость ко всему. что искажает, уродует человека. Надо ненавидеть всё противное счастью, внутренне органично отталкиваться от всего, что ноет, стонет, плачет и вздыхает....

Понятие счастья бесконечно разнообразно. Во все века, и у всех народов, у всех классов общества - понятие счастья разное, различное. Если сравнить воздушные замки, какие строятся во сне - крестьянина и ученого философа, - их вид и архитектура окажется различной.

с детства человек готовит себя для завоевания счастья: он учится, овладевает профессией и... как только не старается, а счастье улетает мимо. Есть одна врожденная ошибка у людей, - это убеждение, будто мы все рождены для счастья. На самом деле все страдают, для каждого свои есть "мучения", и они ему кажутся невыносимыми. (Для банкира богатого, кризис финансовый - страх и ужас, хотя живет он по меркам токаря завода, куда как счастливо).

Почти все несчастья наши в жизни происходят от ложного представления о том, что с нами происходит. Мы не знаем истинных причин событий. Всегда после трагедий сами можем осудить себя за прошлые ошибки.
Постоянного счастья нет, как нет нетающего льда. И счастье тает и уходит, пропадает.

Часть 2.

В поиске ответов о счастье, писатели часто возвращаются к религии, а именно, к монашеству. Так и у Льва Толстого монах отец Сергий рассуждает о счастье, и у Чехова есть рассказ «Черный монах», где ставится, наряду с другими, проблема о счастье.
Монашество это схима, некая святость положения, ангельский образ, она безусловна, не требует доказательств. Так думают, наверное, все люди верующие. Ангельский образ принимает монах, посвящаясь в схиму, отсюда причастность к другому неизвестному потустороннему миру приписывает монаху и Чехов в своем рассказе.

"Человеку не нужна Слава, известность бывает краткая у людей, - даже надпись на могильной плите стирает время. А счастье равносильное радости постоянной - беспокоит человека. Получать удовольствие от жизни и радоваться - вот в чем видит счастье даже церковь, в лице ее апостолов, которые говорят: постоянно радуйтесь. Радуйся же и будь счастлив", - говорит и Чеховский монах.

В видениях видел герой черного монаха и разговаривал с ним. Он ясно понимал, что это нереально, что это, может быть, ему кажется. Галлюцинация, сродни безумию и сам герой признал свое сумасшествие. Но после лечения, когда он лишился видений, он посчитал себя «никчемным обычным человеком». И жизнь его стала немила, все стало ему неугодно и плохо.
Тут сразу делается вывод: что гении безумны все, они живут и жили ненормальной жизнью.
 - Как счастливы и Будда и Магомед или Шекспир, что добрые родственники и доктора не лечили их от экстаза и вдохновения.
И если всех гениев вылечить - то и цивилизация погибнет. Все люди отупеют, посредственность будет считаться гениальной и все это, в конце концов, доведет до идиотизма.
Да, - гении сходят с ума, у них возникает мания и галлюцинации, но кому это мешает! Гении бывают веселы, бодры и даже счастливы, они интересны и оригинальны. Человечеству нужны все-таки безумные и чудаковатые ученые, без них не обходилось никогда любое развитие и прогресс.
Неужели в безумии счастье?

Человек не зверь и не ангел, он должен жить не как животное и не отрешенно-платонически, он должен жить по человечески.
Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но очень плохо при этом не быть человеком. Человек боится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. И значит, ум - это духовное оружие человека, против тягот мира.

Человек - велико- душен. У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, теряет ориентиры, впадает в апатию бездействия. Жить - значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, другой жизни не дано. Ибо без души, без мысли - человек - труп. Душу лечит и оживляет религия, она всегда к этому и была нужна, чтобы душа не погибла должен человек ее напрягать. Спор великий открылся с прогрессом: «Может ли душа существовать без тела?». Он произошел от нелепого рассуждения, что душа и тело - две разные вещи. Но одно без другого не бывает. Как, например, - может ли черная кошка, выйти из темной комнаты, цвет свой оставить в ней, в черноте комнаты, при этом став бесцветной?
В природе ничто не возникает и ничто не появляется на свет в совершенно готовом виде. Так и душа, она должна развиваться. И нет другого способа приобрести навыки, знания, и благородные привычки и чувства в душе - как в труде и в поте лица. Тут не выручит ни стремление одно, ни фантазии и мечты, все-таки - труд облагораживает и делает человека человеком.
Полного счастья не достичь с тревогой, полное счастье - оно покойно, тихо, как море во время штиля ясной солнечной поры. Тишина нарушается тревогами многими, которые всегда были и всегда будут, среди тревог мирских - счастья достигают немногие.

Часть 3. Еще раз о Счастье. Выводы.

Не один раз за всю жизнь встает перед человеком вопрос о счастье. Но по молодости лет, по легкомыслию и безразличию вопрос не кажется ему важным и достойным размышления. Происходит парадоксальное недоумение: почему счастья ищут только старики? И зачем сдалось земное счастье этим людям, - которые каждый день, в любое время  могут умереть от старости? Молодые вряд ли задумаются и над этим вопросом.
На самом деле все обстоит в воспитании себя, своей силы воли и своего характера. Мы нередко являемся пленниками стереотипа мышления. А отсюда - любой шаг в сторону радости увеличивает нашу печаль.
Вот, например, для полного счастья в семье вы хотели купить стенку в квартиру! И что? Через два дня уже вам кажется, что она могла быть чуточку лучше - эта низковата, да и цвет не очень подходит, и не очень-то вместительная оказалась. И каждый раз, когда вы смотрите, вместо того, чтобы радоваться - печалитесь. Вам хочется, чтобы она была лучше.

Или еще: мужчина построил дом и остался им недоволен. Надо было сделать его чуть-чуть повыше, пошире. И жаль, что в нем получилось только сорок комнат, вот бы еще одну…. И новый дом станет не радостью, а упреком за свою недальновидность.
Таким людям все время не хватает «чуть-чуть» - этой самой малости, которая и лишает их счастья. Люди всегда остаются чуть-чуть несчастными.
Но можно задать кучу вопросов, которые выявят несоответствие стереотипа мышления истине:
А разве бывает чуть-чуть больной?
Разве бывает чуть-чуть мертвый?
Чуть-чуть подлец?
Чуть-чуть предатель?
Чуть-чуть беременная? Бывает или нет?!
Не бывает! Все согласятся с этим.
Представьте себе, что чуть-чуть несчастный человек, вдруг, решил стать начальником, потому что ему именно этого не хватает для полного счастья. Он становится, например, руководителем фирмы. Но он всего лишь несколько месяцев ходит счастливым. Через некоторое время, опять появляется чувство недостаточности, какой-то ущербности. Теперь, для полного счастья, он хочет стать еще и депутатом, чтобы иметь еще и власть.
Но даже достигнув всего, человек не чувствует себя счастливым. Он постоянно преследуется ощущением того, что чего-то ему недостает. И так  всю жизнь человек вечно выдумывает, «высасывает из пальца» и находит причину для недовольства. Он ищет себе счастье - каждый раз видя его в чем-то другом. К тому же человек еще успевает наслаждаться достижением, самим процессом достижения своих намеченных целей, которые должны ему дать или принести счастье.

«Се ля ви», как говорят французы. Все в жизни не так. Это неправильный подход к вопросу о счастье. И это неправильный лозунг придумали умники и сторонники пресловутого прогресса: «недовольство достигнутым - правило развития».
Утром встает человек, и целый день до самого вечера носится в поисках недостающего призрачного «чего-то», для того, чтобы завтра быть счастливым. И так всю жизнь.
Это в молодости начинается, вся эта беготня. Эта погоня за счастьем, как болото, которое засасывает в трясину все ваши жизненные  успехи. Вы одной рукой строите, другой ломаете свое счастье.
Любое приобретение или достижение в жизни приносит, в конечном счете, еще больше вопросов, разочарований и печаль. Но самое страшное, что жизнь проходит. Человек, только стоя на пороге вечности и оглядываясь назад, вдруг начинает понимать бессмысленность многих желаний, приобретений. Он понимает, что это не надо было делать, этого не надо было совершать…. Вот когда, перед смертью, наступает истинное разочарование и печаль, но уже поздно бывает.

Упрекать легко. Ставить вопросы тоже полезно: вдруг кто-то задумается и начнет искать ответы…. Так делают все писатели - «что делать», говорят вопросительно, а ответа не дают.
Мы расскажем историю и поможем найти ответ, а уж принять его или нет судить вам.

Великий полководец Александр Македонский умер относительно молодым, не достигнув и сорока. Перед смертью он понял: «что же он натворил и на что истратил свою жизнь!». И он, - завоевавший почти весь мир, просил похоронить себя с открытыми руками. И когда его несли к месту захоронения, его руки были вынуты из гроба и повернуты ладонями вверх. Это сделано было для того, чтобы все могли видеть, что он уходит с пустыми руками. Чтобы люди поняли его ошибку жизни и не повторяли ее. Это исторический факт.
Даже иголку мы не сможем взять с собой. Так стоит ли с таким упорством тратить жизнь на приобретения материальных ценностей?! Надо работать над внутренним своим содержанием, о душе своей надо тоже подумать.
Еще одна константа: характер и судьба - это одно и то же. Изменение характера приводит к изменению судьбы. На этом пути, главный враг человеку - он сам. Вот и говорят все религии во все времена одно и то же: «познай себя», или буддийское - «победивший себя - победил врагов целого города», и христианское - «спаси себя и вокруг спасутся тысячи»! Как правы были древние мудрецы!
В одной из священных Книг, от Господа Бога говорится: «Возлюби ближнего, как самого себя». Это ответ на вопросы, которые могут последовать: как спасти себя, как познать себя и как бороться с собой? Все упирается в самооценку - это страшная разрушительная сила, это смерть в миниатюре.
Ненависть - это яд, правильно?! Человек, который ненавидит себя, будет ненавидеть и окружающих, и наоборот! Можно ли полюбить другого человека, когда себя не любишь? Ведь ты не накормишь другого, если твоя кастрюля пустая! Нет! Ну как ты сможешь уважать другого, когда сам себя не уважаешь?
Никто не исправит тебе твой характер. Но прикладывая усилия воли, характер можно изменить в лучшую сторону. Измените, пока не поздно, отношение к себе, к окружающему миру и к жизни, найдите внутри себя что-то хорошее….
Ответ, на вопрос: как изменить себя? - простой и его знали давно. Работать надо над собой. Самое первое упражнение это развитие памяти и контроль за собой. В просвещенных  дворянских семьях, было принято с детского возраста вести свои дневники. Это служило большим подспорьем для самовоспитания: человек может видеть свои дела и поступки, потом, осознав их неправильность, исправить свое поведение. Но лучший способ работы над собой от психологии: надо выписать в столбик все отрицательные черты своего характера, которые надо исправить, а рядом - все положительные, которые надо усилить.
Одного желания, как правило, всегда было мало. Желая что-то изменить и оставаясь таким же, как прежде, - мы будем тешить себя иллюзиями.
Как бы ни было трудно, надо работать.
Вы думаете, что проблемы только у вас? Нет! Проблем у всех предостаточно! Не зря говорят, в пословице: В каждом дому - по кому, то есть в каждом доме свой мусор имеется.
Ведь все познается в сравнении. Именно поэтому можно сказать, что жизнь прекрасна во всех случаях. Нам покажется плохим африканский климат джунглей, где духота и жара, а жителям джунглей наш климат будет не впору, холодный и сухой.
Психологически это будет выглядеть так: может, у кого-то нет мужа, и от этого они страдают, переживают. Но им можно возразить. Посмотрите только на этих замужних, как загнанные лошади они трудятся и стирка и кормежка, ухаживание, о себе подумать некогда!
Может быть и наоборот, кто-то недоволен мужем. Тогда посмотрите на одиноких женщин, какими голодными глазами они смотрят на мужей других! Ведь завидуют!
Так и есть - все постигается в сравнении.
________________________________

Сравнение двигает прогресс. Например, в Канаде построены фермы, оборудованные по последнему слову техники. Вот бы и нам построить такие же.
Вот на пятьсот акров земли, то есть примерно двести гектаров пасутся восемьдесят дойных коров. На этой земле и на ферме работает семья, и еще нанимают несколько работников. На полях посажена и кукуруза, а урожай с полей идет на корм скоту.
Если осматривать помещения фермы, надо начинать с того помещения, где завершается круг работ природы и человека и животных. Здесь на цементном полу стоит резервуар из нержавеющей стали: некий танк. К нему подведены из коровника стеклянные трубы. Во время дойки они белые: по ним течет молоко в танк, который одновременно является холодильной установкой, поскольку фирма забирает молоко из танка только раз в двое суток. Фирма же, которая молоко покупает у фермеров, контролирует и жирность молока, и чистоту промывки резервуара, всей аппаратуры, труб. Посылает фирма своего работника для этого.
В промышленно развитых странах давно уже не только на заводах, но и в сельском хозяйстве властвует стандарт. Стандартные семена отбирают для посева, стандартные машины работают в поле, стандартные приемы обработки почвы используются, стандартное оборудование поставляется на фермы. И конечная продукция - молоко, тоже должно отвечать стандарту.

Есть и другая ферма, где коровы другой породы: рыжие, с мордами похожими на оленьи. Они дают меньше молока, но оно жирней. Его забирает другая фирма: на мороженное.
На фермах ряды черно-белых голландок стоят в чистых стойлах. У каждой перед мордой - кормушка и автопоилка, позади лента транспортера, на котором отъезжает навоз. Нажатие кнопки - транспортер поехал медленно позади всего ряда коров. Если последовать за ним до конца коровника, - там другое помещение, и в нем яма, в которую сваливается навоз с транспортера. А в яме ходит металлический поршень. Он заталкивает навоз в трубу и выдавливает из трубы в бетонный резервуар в стороне от фермы. Так же нажатием кнопки подаются корма для коров.
Все приборы и приспособления работают от электричества: и лифты в домах, и пылесосы в квартирах и конвейеры на заводах. За всех них одинаково работает энергия, пришедшая по проводам от электростанций. От гидростанций, где вода вращает турбины, или от теплоэлектростанций, где сжигают уголь, добытый другими людьми….

Труд современного крестьянина неотделим от труда всего общества. И нет в этом круговороте четкого начала, и нет четкого конца, - то есть невозможно выделить кого-либо одного, кормильца: вот, мол, он работает, он с сошкой, а все остальные с ложкой. Взаимосвязь - это тоже отпрыск порождение прогресса.
И в нашей стране, как и в Канаде, есть все по отдельности из достижений прогресса. И коровы, дающие высокие удои тоже есть. И транспортеры, и автопоилки, и электродоилки у нас есть.
Но современное промышленное производство отличают не отдельные высокие достижения. Не они движут прогресс. Три и один - тут дают меньшую сумму, чем два плюс два. Три плохих хозяйства и одно хорошее маленькое не принесут много достижений для страны в целом, - примерно так. Тут нужен поток и стандарт.
По своей сути, ведь конвейер не изобретен людьми, а увиден в природе, как большинство изобретений человечества. Вот как пояснил врач, специалист по желудочно-кишечным болезням:
- Вы проследите за комочком пищи от того момента, когда мы проглатываем его. Вот он пошел по пищеводу, по желудочно-кишечному тракту…. Каждый орган выполняет свою операцию. Стоит одному из органов выйти из строя, и весь конвейер приходит расстройство, все начинает не срабатывать. На что направлены усилия врача? Наладить этот конвейер, снова запустить его в ход.

Счастье человека и всего человечества зависит от этого природного конвейера. За каждый свой шаг по пути прогресса люди расплачиваются новыми и новыми непредугаданными бедами. Уже задымлены города планеты, загрязнены моря и океаны… - пути назад нет. Время влечет нас по этому движущемуся конвейеру. Две трети населения земли  - и дети и взрослые, страдают от недостатка белков, а поэтому обречены на отставание умственное и физическое. А конвейер движется.
В кратковременной человеческой жизни не все измеряется умением рационально вести хозяйство.

Многие сейчас любят поучать - как жить, как веровать, как управлять народом. Все говорят, что ученье свет, что образование необходимо, но для простых людей делают образование недоступным из-за денег - довольно с них одной грамоты. Свобода есть благо - признают все, но надо подождать, ограничения нужны. Всякая идея осуществляется в жизни постепенно, всему свое время. Во всем существует естественный порядок.

Но человек не обязан ждать, ссылаясь на законы природы. Человек живой и мыслящий, стоя на краю рва, не обязан ждать, когда он зарастет сам или его затянет илом, - он может перескочить через него или построить через него мост. Нельзя успокаиваться не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, - не уставайте делать добро! Счастья нет в тихом покое, оно таким не должно быть. А если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем повседневном счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!
Сергий Чернец.