Гл. 6. Матрица жизни

Виктор По
Украденная жизнь

Гл. 6. МАТРИЦА ЖИЗНИ

Некоторые учёные откровенно ли, из лукавства, утверждают, что жизнь на землю могла быть привнесена из космоса. Причём признаки космической жизни долетают будто бы не в виде микроорганизмов или непосредственного присутствия жизни в чём-либо, но утверждается наличие в космических телах падающих на Землю информационного следа ДНК-РНК вирусов. Несомненно, есть следы ДНК-РНК земного происхождения в осадочных породах Земли и даже в вулканических! Не суть. Казалось бы, это только механическое отражение форм жизни. Но есть, оказывается, и такое свойство материи: живые микроорганизмы способны копировать структуру с матрицы не живых. То есть, была бы идея – и она способна возродиться. Не находите? Возможно это слишком смелое предположение, но оно наводит на мысль о предположении-антиподе, что кажется более состоятельным: безыдейность – смерти подобна! И уже совсем тепло и понятно: косность и невежество – не животворны. К примеру, нас же волнует скальная живопись каменного века и только глупец не заметит в иных рисунках руки гения! Ещё можно предположить, это немногое дошло до нас не случайно: оно было сохранено не только временем, но именно усилиями тех кто тоже так считал.

Если возможно даже такое отражение материальной жизни, тогда совсем не хочется допустить мысль, что наши канувшие в лету друзья ли, родные и близкие, которых мы помним – мертвы? Возможно ли допустить, что мертвы наши родители, пока они живы в нас? Жизнь рано вытолкнула меня из родного гнезда, но родители навсегда остались во мне. Моя память до сих пор хранит даже их отдельные слова и мысли, впрочем, как и моих друзей и врагов. Я мысленно общаюсь с ними, и все они до сих пор продолжают влиять на меня. Как, очевидно, влияю и я на кого-то, с кем доводилось общаться мне. Мы навсегда в плену у прошлого. Есть такое определение: "Жизнь - форма существования белковых тел". Согласитесь, это сказано не про человека!

В работе меня часто преследовала мысль быть застигнутым врасплох, оказаться не готовым к сроку, к очередным испытаниям - вот я и бежал перед паровозом. Работал я везде ревностно и был на хорошем счету, а вот личная жизнь не складывалась. Получался какой-то я неприкаянный. Жизнь вообще регулярно ставит меня перед не простым выбором. Может быть, это во мне от отца? Возможно, он тоже чувствовал свою неприменимость в той его жизни. Не может быть, чтобы я не видел жизнь отчасти его глазами. Мать меня вырастила - она ближе, но жизнь делает мне мужские вызовы, и отвечать мне приходится по-мужски. Вот и получается, что решаю я невольно что-то так, как решал бы он.

Отец не был хорошим семьянином – похоже, и мне это тоже не случайно не удаётся – мы сделаны по одной матрице. Какое-то шило в штанах. Какая-то неудовлетворённость гонит меня вперёд и вдаль к бесконечному поиску; непоседливость провоцирует совать нос в места – куда и заглядывать не стоит; неуёмная страсть заставляет переступать через себя и других, быть неудобным, неуживчивым. Когда-то умеренная жизнь была не люба нашему общему предку-казаку - теперь мне, и я тоже не согласен на компромисс. Пусть наша жизнь как угодно вплетается в жизнь семьи и страны, но каждый проживает свою индивидуально. Возможно, я единственный человек, который должен его понять и принять таким, каков уж есть. Ведь душа каждого из нас одинока, не так ли?
Ищу ли я только оправдание своим поступкам или заведомо был готов на проступок: вырваться из липкого ближайшего окружения, у больших и малых столоначальников, да хоть и государства, вопреки всяческих табу, сохранить - себя, свою жизнь, хоть украсть, но именно такую жизнь, какая мне нужна – не знаю. Но советоваться ни с кем я не собирался. Почему украсть? Потому что по-доброму она не даётся. Вам судить, что я делал хорошо, что плохо, но это единственное, что я готов украсть.

Наше суровое отечество не балует гражданина. Многие не имеют достаточно средств к существованию или не смеют взять – значит не хозяева своей жизни. Мои годы праведной жизни выработали правило - не полагаться на удачу. Силы позволяли не рассчитывать на пресловутый фарт … Строго, очень строго осуждала меня мать за грехи, и это вошло в мою плоть. Слово вор – было бы злейшем упрёком для меня, который я боялся услышать. Мне удалось этого избежать. Хотя за Вором стоит вековая субкультура, выстроенная очень не глупыми и не слабыми людьми, готовыми в любой момент доказывать свою личную состоятельность и не на словах, которыми оперируют чистенькие и благонадёжные, но так часто подлые чиновники. А чём живёт гражданин? На что ему опереться в стране лживых политиков, регулярно переписываемых законов, оставленных на исполнение вороватым начальникам. Да и чем платит гражданину общество за праведность? и часто ли гражданин являет после этого достойное подражания мужество? Ловчу ли при этом я сам – да, но в малой части. Всякий с возрастом благодушно размышляет о прошлых проблемах, как о чём-то пустяшном, чувствует себя непогрешимым, но с кем случались жизненные испытания, тот знает, что победа - это всегда не просто. 


- - -


Как хорошо не спеша, сидя за бритьём, перебирать в голове события. Умиляться, что когда-то у меня была простая мечта: ехать одному в поезде и ехать обязательно далеко. Такая простая и упоительная мечта! И она сбылась. Когда-то я получил, казалось бы, всё. Уехал далеко. У меня была высокая, стройная и очень красивая жена! Благополучно родился любимый ребёнок. Я занимался научной работой в ведущих институтах, тематика действительно государственно важная, по работе выезжаю за границу (молодым сейчас это совсем не понятно  – но тогда это было редкостью).

Но происходит стандартная квартирная история. Жена не имела хватки и была оставлена сёстрами обслуживать "старуху-мать", которая ещё при муже давно привыкла не работать. За примером далеко не ходили - две соседки так уже жили, без семьи и детей. Похоже, никто в этой схеме больше не предусматривался. Сёстры всё решали и за собой оставили функцию надзора. И тут я - научный сотрудник, "содержать семью" по их рассуждению не могу - для них я никто. Да я и не собирался "содержать" - но жить честным трудом "как люди", вот и не получилось. Это было предрешено.

Не знаю как у вас, а у меня порез, скажем во время бритья, вызывает вполне определённое вкусовое ощущение – вкус пореза. Ещё с детства, когда меня как-то порезали. И трагические ассоциации. Тогда я считал, что я потенциальный самоубийца. Только женщина-адвокат поставила мне голову на место, проявив сочувствие.

"Имеем ребёнка в возрасте трех лет", - так написала она в заявлении на развод. Или её сестры - не столь важно - старухе-матери жить стало неудобно. Сёстры стали собираться в свору, чтобы гадить, хотя жили в своих квартирах. Старуха  распалялась, вызывала участкового, сёстры намёкали, что пришьют мне грязные делишки - они не решились только меня посадить. Возможно, у них были причины для утилитарного отношения к мужчинам. Давно ли похоронили тестя непонятно, на момент моего появления, мужского в том доме давно и духу не было. Жить без мужа – это тоже технология жизни, некоторые предпочитают такое.

Пресловутый квартирный вопрос удалось решить только в перестройку, в СССР я мог успешно заБОМЖевать, или тогда это называлось "бичевать"? Я работал добросовестно (имею записи в трудовой книжке) и мог надеяться получить квартиру на работе, но за мной числись чужие лишние квадратные метры, и в профсоюзном комитете меня не хотели даже ставить в мифическую очередь. На взгляд советской власти жильём я был "обеспечен" … и обречён. А вот капитализм ничего против не имел, и я купил ту квартиру, которая мне подошла.

Но я помню, как собирался из дому со светом из страха, что мне отравят очередной день. Я оставлял спящего ребенка и бежал. Мне было горько, но мне по временам была нужна передышка. Обычно, старуха нам всё равно не давала поиграть без скандала. Но им не удалось отнять у меня дочь. Я не уходил, пока она была слишком мала. Только таким образом она знала и, возможно, любит меня. Дочь осталась и моя тоже, уже на всю жизнь. Зато теперь я могу помогать ей растить любимую внучку. У дочери традиционная семья, мы дружны, сейчас никто нам не в силах помешать.

- - -

Прошло время. Возможно, милый патриархальный СССР разрушили враги? Славянофилам кажется, что можно было и дольше длить славянское язычество, а не поклоняться выдуманному иудеями Христу. Православным кажется, что Христу можно поклоняться и до сих пор целуют руки волосатого попа, испрашивают одобрение и разрешение жить дальше беззаботно, как дети, списывая грехи – за свечку, за покорность. А то плохо? Заботы, они ведь морщины добавляют, иные вовсе инфарктами заканчиваются. Но мыслимо ли жить - не зная забот? То чего сегодня бежишь ты – завтра навсегда станет тебе недостижимо. Мыслимо ли жить по произволу и не считаться с человеческими законами?

Мать моей дочери давно заплатила величайшую цену за то, что спряталась за чужую спину. Так жить нельзя! – а жить нужно только своей головой и своей волей. Уходя, я сказал старухе, что желаю ей подавиться костями своих детей, а я ей не по зубам. К сожалению напророчил.

- - -

Тогда я возвращался "домой" как можно позже, чтобы не сталкиваться с многоголовой сворой. Но чем ближе я приближался, тем меньше я думал о неприятностях, они неизбежны, что об этом думать. Я думал только о ней.

Ребенок не может без внимания и ласки. Любовь ли, трудолюбие требуются больше родителю, но, в любом случае, он безусловно много будет вознагражден счастьем общения с ребёнком. Доченька, как часто я завидовал твоей матери в том, что она, а не я так тесно связана с тобой. Но ты должна знать, что я люблю тебя ни сколько не меньшее её, а только лишь по-другому. Мне не всегда удавалось играть с тобой, но я хорошо знал: если я вхожу к тебе в комнату, и ты не спишь, ты встретишь меня такой обворожительной тихой радостью, которая тут же толкает меня к твоей кроватке. И я сразу понимал, что я неправ, как же я был не прав, что не вошёл к тебе раньше. Ты же такая милая, и ты ждала.

КОНЕЦ