Даугавпилсский пединститут. Преподаватели филфака

Валентина Томашевская
Aннотация.
Студенческие годы... Что может быть счастливее? Вся жизнь впереди, и ты открыт миру познания, судьбой даны тебе замечательные педагоги. Честь им и хвала. Низкий поклон.


Даугавпилсский пединститут. Латвия. Ныне, с 2001 года — Даугавпилсский университет. -  Daugavpils University. Нам посчастливилось пересечься во времени :1974 -1979 гг.
 с замечательными педагогами.

Институтская аудитория  (латинское слово  "auditorium" — «место для слушания»)  N 111 со скамьями по обе стороны от прохода полого спускается вниз, к кафедре на письменном столе.

Лекция по теории литературы. У кафедры женщина: в пучок собраны волосы на макушке,
 лицо не лишенное морщин, освещается живыми карими глазами, - доцент
Лия Соломоновна Левитан.

«Фабула – это то, что можно кратко пересказать,- говорит она.-
С сюжетом посложнее. Попробуйте пересказать сюжет «Анны Карениной».

Книги » Вопросы сюжетосложения ».
Драма  Л. С. Левитан


Именно эту лекцию и эту, 111-ю аудиторию в Даугавпилсском пединституте,
вспоминаю
прежде всего. Вероятно, потому, что она была первой.

Зарубежную литературу читал Иосиф Абрамович Дубашинский.
Он был  моложав на вид, полон искристого юмора.
Автор книг по творчеству Шекспира, Вальтера Скотта...

Все учителя кафедры литературы издавали книги о сюжетосложении,
пространстве и времени в творчестве выдающихся писателей.

Устное народное творчество и факультатив по истории искусства вел
Эдуард Брониславович Мекш. Педагог, художник, исследователь старообрядчества.

Его лоб - горизонтально,прямо посередине - пересекала молниевидная вена,
а лицо его было добрым, улыбчивым.

На практических занятиях мы, студенты-первокурсники, придумывали интересные
вопросы, чтобы побеседовать поинтереснее.

История Древнего мира и археология – профессор Йоэл Павлович Вейнберг.
Он защитил кандидатскую по истории Древнего Рима, считался самым большим
 знатоком Ветхого Завета в Латвии, и не только. Знали мы и то, что он был
узником Рижского гетто, а также концлагеря Бухенвальд.
И лекции , которые Йоэл Павлович читал по памяти, и в особенности практические
семинары учили нас научному изложению материала.

"В любом докладе,-  говорил Йоэл Павлович, должно быть вступление,
 основная часть, заключение и библиография. Все это пригодилось в дальнейшем.
 Наша группа, которую называли «историки» (историко-филологическое отделение)
 уважали и любили этого
педагога.

По вечерам можно было видеть, как вместе с женой, под ручку,они прогуливаются
по улицам города.

Из прессы узнала, что в 1993 году профессор Вейнберг уехал из Латвии в Израиль.
Сдал экзамен на знание государственного латышского зыка и – уехал.
Недавно выписала Историю Геродота и в сносках вступительной статьи нашла имя
нашего учителя.
Помню делала доклад «Люди и боги в исторической концепции Геродота».
 И учитель признался, что хотел мне поставить четверку за доклад (он заранее
 брал доклад для предварительного прочтения), но, услышав мои ответы оппонентам,
решил поставить мне пятерку.
Сказал: " Вопросы показывают остроту ума, а ответы – его тонкость."
 
Мой ум в то время был едва ли не спящим, в добавок я была не лишена робости
и редко задавала вопросы. Эти слова учителя ободрили меня.

Лекции по античной литературе читал Федор Полиэктович Федоров.
Сдать ему зачет по «античке» было непросто. Редко кто сдавал с первого раза.
Мифы и легенды Древней Греции надо было знать.
Федор Полиэктович вел по четвергам литературный кружок.
Мне вспоминается наш учитель, его лицо украшали очки, вспомнились
занятия литкружка,
 по четвергам, один раз в две недели. Какая это была радость –
занятия литкружка!
И сейчас, листая записи в своей общей тетради, я понимаю, как много дал нам
Федор Полиэктовия Федоров: он окрывал нам художественные миры поэтов!
Он не скупился на похвалы, доказательно показывая нам значимость и
неповторимость художников слова, непрерывность творческого литературного
 процесса, взаимовлияние и преемственность слова.

 Федор Полиэктович обсуждал с нами новинки литературы, а также значительные
 явления в мире
кино. Так он открыл нам Андрея Тарковского, его фильмы "Андрей Рублев", «Зеркало», "Солярис".

- Чтобы понять художественный текст, - говорил Учитель ,- надо примерять его
 на себя.
И примеряли. Понятно, цвели , как маки. Но зато потом, когда флер влюбленности
в нашего учителя рассеялся, осталась глубокая благодарность и признательность
ему за то, что он, научил нас видеть, понимать и анализировать текст
на всех уровнях, а впоследствии и шире – видеть человека через слово.
 

Куратором нашей группы была Геновефа Вацлавовна Барковская, красивая и милая женщина, преподаватель истории,  вела у нас историю СССР.
Вместе с ней мы побывали в Киеве весной, в мае. Также мы совершили замечательную экскурсию по Золотому кольцу России, в октябре месяце.

Старославянский язык преподавала Юлия Рейновна Споле, артистическая натура. Помнится первое практическое занятие по старославянскому языку, мы знакомились со старославянским текстом.

Егда (в то время как)  зван бондеши на брак, не сенди на преднем месте,
ибо приидет...

Когда ты будешь позван кем на брак , не садись на первое место , чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя . И звавший тебя и его , пошедший , не сказал бы тебе : уступи ему место ; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место . Но когда зван будешь , пришед садись на последнее место , чтобы звавший тебя подошедший сказал : друг ! пересядь выше ; тогда будет тебе честь перед сидящими с тобою . Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет , а унижающий себя возвысится (смoтри Евангелие от Луки . XIV . 7 - 11 )

Поняла тогда: будь скромен, думаешь так, а может выйти по-другому, почетнее тебя могут придти.

Латынь - один семестр - преподаватель Векслер. Только недавно узнала, что его звали Буним Хлавнович.  Oн был авторoм учебника „Латышский язык“ -  изучали в течение двух семестров – в соавторстве с Владимиром Августовичем  Юриком (лингвист из Даугавпилса, работал одно время на Камчатке,  затем вернулся). К сожалению, его уже нет с нами).
Знакомится, шутливо пройдясь по списку фамилий. Съежилась слегка,
поняла: снимает напряжение, шутит.
Он дал нам напечатанные на пишущей машинке наиболее известные латинские цитаты.

Veni, vidi vici.
Пришел, увидел, победил

Per aspera ad astra.
«Через тернии к звездам»; через трудности к высокой цели

Ducunt volentem fata, nolentem trahunt.
Желающего идти судьба ведет, нежелающего – влачит
Изречение Клеанфа, переведенное на латинский язык Сенекой.

Я знаю, что ничего не знаю
Латинский перевод слов Сократа.

Помню: не пошла на зачет по латыни, думая лучше подготовиться. А  после собеседования преподаватель Векслер поставил всем зачет – автоматом . Искала его потом, а он уехал. Вывод: надо не бояться, идти вместе со всеми: авось пронесет!
Лекции по педагогике читала Лидия Дамбране, очень немолодая, худенькая, седая, Божий одуванчик.

Анна Ивановна Хандажинская вела современный русский язык.
Помню ее лицо, наклон головы, спокойную интеллигентную манеру речи. Еe голос был с хрипотцой. связки.

Надеждa Григорьевнa Михалёвa вела практические занятия по русскому языку.

Надежде Григорьевне Михалёвой – 90.
Подумать только!
Наша дорогая вузовская преподавательница
русского языка.
Как сейчас помню:
она нам  диктанты диктовала...
О сколько ошибок
делали наши, столь редкие на филфаке парни!
Надежда Григорьевна называла фамилии,
но не унижала,
лишь мягко укоряла.
Ее доброжелательная – сквозь стекла очков - улыбка
согревала и к грамотности,
к знаниям вела.

Народный пушкинист*:
знает и любит творчество
великого Поэта.
Любовью и гармонией
душа ее согрета.
А может, в этом
и есть секрет долголетия:
добром согретая,
поверенная гармонией
душа...

Надежде Григорьевне Михалёвой – 90!
Подумать только!
Желаем ей прожить
еще же столько!
Шуткой могут показаться
эти слова - скажем:
Многая Лета!

* Народный пушкинист. Носителей этого почетного звания на нашей планете на сегодня всего 35.

Преподаватель истории Арвид Янович,  фамилию не помню, читал лекции по средним векам. Склонив голову набок, он рассказывает о герцоге Бургундии Филиппе Красивом.

Занятия по художественному  чтению вела актриса Даугавпилсского театра Галина Михайловна Щербик.  Красивое тонкое лицо, пластика движений. Oна учила нас сценическому дыханию, постановке голоса, выразительному чтению, предложив для упражнений звучный, напевный  гекзаметр из  «Одиссеи «Гомера:
«Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел...» «
Галину Михайловну видела в театре несколько лет спустя. На ее плечах была шаль, а лицо похудело, годы берут свое,- подумала я.

Несколько семестров у нас были занятия по гражданской обороне (на случай возникновения чрезвычайной ситуации осваивали противогаз, средства индивидуальной защиты и пр.), также лекции по медицине и практические занятия в больнице. Нам выдали свидетельства о том, что мы медсестры запаса ГО.

Лекции по хирургии читал Борис Александрович Бизев. Студенты ходили к нему в поликлинику, когда он принимал больных, и в больницу - присутствовать на натоящих операциях. Невысокий, худенький, седые, коротко подстриженные волосы. Он знал и любил свое дело. Интеллигентный  владел словом, аудиторией, любил пошутить, понимал и ценил поэтическое слово,- все это магически действовало на юных девушек. Его обожали!
Он уехал из Даугавпилса, какое-то время работал В Бассейновой больнице Ленинграда, а потом - в Колпино, главным врачом какого-то завода. Позже переехал в город Пушкин.

В психиатрическом отделении городской больницы, где получали понятие о лечении гипнозом.  Врач, колоритный мужчина, с темными,  косоватыми  глазами легко погрузил нас в сонное состояние.
Куратором нашей группы была Геновефа Брониславовна Барковская, красивая и милая женщина, преподаватель истории,  вела у нас историю СССР. Вместе с ней мы побывали в Киеве весной, в мае.Также мы совершили замечательную экскурсию по Золотому кольцу России, в октябре месяце.

Лидия Дамбране (1899, Рига – 1995, Рига), худенькая, седая, согбенная, «божий одуванчик» (сказал бы слишком критический человек), беззаветно преданная своему делу, читала нам лекции по истории педагогики. Казалось, на каждой лекции она была в новом костюме. Колорит ее костюмов в основом был серый, но она разнообразила  его голубыми шарфиками. Даже внешним видом она учила нас!

Работала Дамбране на    кафедре психологии и педагогики.  В 1960-1963 годах она была проректором института. Преподавала в институте более 60 лет, до 1976 года. Была неоднократно награждена правительственными наградами, в том числе медалью «За трудовое отличие» в  1961 году.  Значительная ее публикация «Педагогические работы и выводы В.Сухомлинского». 
*Лидия Дамбране  (1899, Рига – 1995, Рига).
 читала нам лекции по истории педагогики. В 1960-1963 годах она возглавляла  кафедру психологии и педагогики, преподавала более 60 лет, до 1976 года Была награждена правительственными наградами, в том числе медалью «За трудовое отличие» ( 1961 год).  Значительная ее книга «Педагогической работы и выводы В.Сухомлинского». 

Лекции по педагогике и практические занятия вела Людмила Николаевна Тимощенко.
Замечательный педагог, автор книг и монографий по педагогике, по воспитанию, в частности по воспитанию девушек. Она была похожа на наших мам, на тех героинь, которых играла Нонна Мордюкова: она была добрым и мудрым  наставником. По ее рассказам мы знали: она пережила трудное детство, концлагерь.

Людмила Николаевна родилась в поселке Большая Чернь (Болховский район Орловской области, правый берег  река Нугр в месте впадения в неё реки Цкань). Там находилась родовое имение писателя и драматурга Александра Алексеевича Плещеева «Черни».
Барыня, владелица поместья, была добра и умна. Детям, которые собирали огурцы, ягоды в барской усадьбе, она давала за работу сахар, мыло, а девочкам давала кольца. Они были велики, и барыня советовала повесить их на веревочке на шею. И два колечка, полученные в детстве от барыни, спасли впоследствии жизнь Людмиле.Она была совсем мала, когда фашисты сожли родную деревню, а семью отправили в Саласпилс. Говорилось, что это трудовой лагерь, но это был концлагерь. Девочке было два года, и она заболела воспалением легких. Мама сама отнесла ее в лазарет. Охранник, из местных, сказал ей: «Зачем ты ее отнесла? Оттуда не возвращаются, оттуда одна дорога… И тогда женщина отдала ему те два золотых кольца и крестик и попросила вынести ей дочку. Он все взял, но крестик вернул. Сказал: когда стемнеет, пойди и сама забери ребенка. Так она и сделала. Но охранник, хорошо зная точность немцев, забеспокоился, что все всплывет, дознаются, отправил всю семью добывать карантин в Резекне, а на это место пришла группа евреев. Девочка выздоровела, но росла слабым ребенком и до десяти лет не ходила. Она мечтала стать морским капитаном, но отец посоветовал ей выбрать профессию учителя. Сначала закончила педучилище, потом пединститут и 52 года учительствовала.
Выпустила 21 учебник, 2 книги.

Нам посчастливилось пересечься во времени с замечательными педагогами.

Избранные произведения наших преподавателей

Вейнберг Й. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. (Серия «По следам исчезнувших культур Востока»). - Москва , Наука, 1986.
Вейнберг Й. П. Рождение истории: Историческая мысль на Ближнем Востоке сер. 1 тыс. до н. э. - Москва, Наука, Восточная литература,  1993.
Вейнберг Й.П. Введение в Танах. В 4 частях (Библиотека «Иудаика»). -  М.-Иерусалим, Гешарим. 2002-05.

Волкович Б.З. Монография «Сионистское движение в Латвии (1918 – 1940)».

Дубашинский И. А. Вильям Шекспир: Очерки творчества   Вильям Шекспир : очерк творчества.-  Москва, Просвещение, 1965.                Дубашинский И.А.  Памфлеты Свифта . -  Рига, Звайгзне, 1968.                Дубашинский И.А. "Путешествия Гулливера" Джонатана Свифта.- Москва , Высшaя школа, 1969.               
Дубашинский И.А. Поэмы Дж. Г. Байрона "Паломничество Чайльд-Гарольда  Даугавпилсский педагогический  институт.  - Рига, Звайгзне, 1975.                Дубашинский  И.А. Поэма Байрона "Дон-Жуан" - Издательство: Высшая школа, OZON, 1976. г.Дубашинский И.А. "Вильям Шекспир". Очерк творчества. Пособие для учителей. Издание второе, переработанное. -  Moсква, Просвещение, 1978.
Дубашинский И.А.  "Сага о Форсайтах" Джона Голсуорси. - Москва , Высшая школа, 1978.
Дубашинский И.А.  Роман Ч.П. Сноу "Коридоры власти".  -Москва , Высшая школа, 1984.
Дубашинский И.А. Джордж Гордон Байрон. -  Москва , Просвещение, 1985.

Мекш Э.Б. совместно с Прейсом . К. Ф.   Есенин на латышском языке (20—30-е годы) Методические  материалы по спецкурсу. - Даугавпилс.ДПУ, 1983.
Мекш Э.Б   Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»: Учебное пособие. - Рига: Латв. гос. ун-т, 1987.
Мекш Э.Б    Сергей Есенин в контексте русской литературы: Учебное пособие. - Рига: Латв. гос. ун-т, 1989.                Мекш Э.Б   Русская новокрестьянская поэзия: Учебное пособие. - Даугавпилс: ДПУ, 1991.
Мекш Э.Б     Образ Великой Матери (религиозно-философские традиции в эпическом творчестве Николая Клюева). -  Даугавпилс, 1995.

Фёдоров Ф.П. Эстетические воззрения Э.Т.A. Гофмана. - Рига: Звайгзне, 1972.
Фёдоров Ф.П. «Фауст» Гете. Рига, 1976.
Фёдоров Ф.П. Человек в романтической литературе. - Рига: Издательство ЛУ, 1987.
Фёдоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. - Рига, 1988.
Фёдоров Ф.П. Генрих фон Клeйст. - Daugavpils: Saule, 1996.
Фёдоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма. Москва: МИК, 2004.               Фёдоров Ф.П. Довид Кнут.  - Москва, МИК, 2005.
Федоров, Ф. П. Голос лиры вдохновенной. - Daugavpils: Saule, 2009.

Цилевич Л.М. Сюжет чеховского рассказа. - Рига, «Звайгзне», 1976.
Цилевич Л.М. Стиль чеховского рассказа. - Даугавпилс, «Сауле», 1994.
Цилевич Л.М. соавторстве с Левитан Л.С. Сюжет и идея. - Рига, «Звайгзне», 1973.
Цилевич Л.М. соавторстве с Левитан Л.С. Основы изучения сюжета. - Рига, «Звайгзне», 1990.
Цилевич Л.М. соавторстве с Левитан Л.С. Сюжет в художественной системе литературного произведения. - Рига, «Звайгзне», 1990.


Фото, слева- направо:в первом ряду: Л.Н.Тимощенко, Ю.Р.Споле, Н.Г.Михалева, А.И.Хандажинская,во втором ряду вторая слева Муране, второй слева И.А.Дубашинский.