(Из книги Блаженного Иоанна "Старец М.В.Ершов, царь Гулага. Житие богомильского Христа")
"Боже упаси, пробыть в лагерях и в тюрьмах с 1931 года, работать на тяжелых работах в шахтах, на лесоразработках, на сплави, на погрузке леса, и на железной дороге, строить дороги, и на приисках, и на всяких работах между всякими людьми, под всякой обидой, между всякими людьми неподобными сохранить себя и соблюдать себя во всем, и благочестно жить до сего дни, и поступать благородно и нравственно, в тундрах под небом зимой в одеждах ветхих, в заполярии Кандалакша, на снегу спать под небом и считать звезды, с четырех часов утра и до 12-ти часов ночи работать. О, Боже, можно ли вместить другому человеку такую жизнь?!"
(Михаил Ершов. Из письма родным 4 июля 1972 года)
"Мы нищие, но обогащаем небо и землю, мы платим сторицей от своего тела, небо утверждаем и очищаем землю, обновляем и состоит земля в обновлении, а тучи в повиновении. Мир под судом, а небо в новом наследии просвещения вселенной...
Вот и совершилось, что убогие увечные собранные с распутьев на пир брачный, они будут с Владыкой пира Вечных благ пребывать вовек, а священство, епископство, начальники Церкви ослепли и потеряли дар ведения и скрылся свет тьмой. Гордость гордых пожрала, горе гневу закрыла свет и вера их мертва."
Родился в Чистополе за 6 лет до революции. Отец, Василий Николаевич, из крестьян, по профессии сапожник. Матушка - светлая, богомилка, Мишеньку обожала. Сызмальства дышала на него добротой.
Сколько перенес пыток, избиений! Сколько ставили над ним медицинских опытов! Замораживали на морозе, как Порфирия - ему хоть бы что. Оставит его надзиратель при -30 в одном исподнем и уходит пьянствовать. Возвращается - а Мишенька стоит в теплоте благодатной, столп Духа Светлосвята, и лед под ним тает.
Пурга да метель, мороз лютый...
Теплится свеча во внутреннем.
"Нечаянная Радость" - любимая икона Михайлушки Ершова. Такую несказанную, нечаянную радость может пройти только тот, кто сто дыб пережил, сто БУРов освоил и победил.
Запредельные скорби Гулага дали более полутора тысяч великих христов и богородиц и 20(!!!), если не больше, тысяч малых. Проходят души свое страстнОе и увенчиваются венцами бессмертных и божеств. Иные, к великому не призванные, терпят малое страстнОе и малые венцы обретают. А кому Добробоженька печать свою поставил, у того страстнОе великое. Великое и воздаяние, великий венец по скорбям.
Ах, какая благодать на Соловке стояла! Непрерывная шла литургия полутора тысяч христов и богородиц. Какое величие! Какая радость быть гонимым от зла и злодеев мировых! Отец его за веру чуть не проклял. Подростком ушел Мишенька жить к дяде Федору Михайловичу. Богомилов в те времена в Сибири да в Татарии называли беседниками. Беседники - Боженьке собеседники. Странники и таинники. Хаживали по деревням, людей исцеляли, благовествовали. Любимым их занятием было беседы устраивать. И радость-то какая была собеседовать с ними!..
Добрый дядюшка растит мальчика в чистоте, доброте и любви. Мишенька полон света. Обожает рассказы о странниках-каликах, беседниках да таинниках.
Года три-четыре миновало. Однажды за молитвой видит Федор Михайлович трех ангелов, окруживших Мишеньку. Говорит Федор Михайлович:
- Слышь, Миша, сходи-ка к юродивому - сидит коло храма, Сашка-"подайте копеечку". Наведайся, послушай, что скажет.
Юродивый был безголосый. Больше мычал, говорил скорее глазами. А как увидел отрока пятнадцатилетнего - вдруг отверзлись у него уста:
- Да это МИХАИЛ! Кланяйтесь ему, люди! Спаситель пришел. Христу нашему слава!
Народ обомлел. Юродивый-то, хоть двух слов связать не мог, прорицателем слыл. Верили в его предсказания, сбывались одно к одному.
Отослал его Сашка-юродивый к старцу Платону.
Платон Васильевич Васильев, Платонушка - богомильский бЕлец - был Михаилу вторым наставником. Первым учителем в богомилизме.
Когда Мишенька пришел, Платон потрясенный встал и заговорил духом святым:
- Я больше 20 лет ждал этой встречи! Не мог помереть, пока долг не исполню. Ждал с часу на час.
И поклонился в землю. Миша ему:
- Как же так? Я к тебе за наставлением пришел, а ты мне в ноги бросаешься.
- Ты в ы ш е нас взял, и тебе дано на то укрепление свыше. Много тайн имею я открыть тебе. Но важнейшая из них, сумма всех тайн вот в чем:
НИКОМУ НИ ЗА ЧТО ЗЛОМ НЕ ВОЗДАВАЙ.
Только одно помни: кто бы ни был, сколько бы зла ни чинили - не отвечай злом на зло! Люби, терпи до смерти, и победишь смертушку. Даже если смертельные муки будут тебе творить - все скорби вынесешь и победителем выйдешь.
У тебя каждый шаг предписан. Все свершится как задумано Батюшкой нашим да Матушкой Небесной.
А чтобы не воздавать никому злом, надо возненавидеть и исторгнуть всякое зло изнутри себя, и великой любовью к Боженьке и людям исполниться!
Завершил Платонушка пророчество свое словами: "У тебя особый путь".
- Непроторенной пойдешь дорожкою
один-одинешенек
в пургу да метель
с сумой за спиной,
а с тобой Добробоженька,
друженька-собеседничек,
а за вами - полчеловечества!!!
Вишь, чело благодатью отмечено?
Нам и делать тут больше нечего!
Платон учил о стяжании святого духа как цели пути. Говорил:
- Стяжай Духа Светлобожия, и станешь божеством. Два условия стяжания духа запечатли на челе и в сердце: о г о н ь д у х о в н ы й и р е в н о с т ь н е п о м е р н а я ! Дух Светлосвят - огонь. Не любит теплохладных. Любит огненных, ревностных, упорных до последнего. А даров у него сколько! И добр так, что желает прещедро одарить человека. Нет никого, детка, богаче Духа Светлосвята на небесах и на земле. Дух Светлосвят - истинный царь, и миллионы устремятся за ним, когда время наше придет.
"Не бойся ничего" означало: не избегай и скорбей, по им воздаяние придет. Ищешь благодати? Не бойся и в брани пребыть. Скорби неси, гонения от злых, несправедливости - благодатью вдесятеро воздастся.
Цель земного пути, - продолжал Платонушка, - п о б е д и т ь з л о и г р е х. Стать чистым, добрым и бессмертным.
И присказку богомильскую прибавлял:
Невозможное-то возможно
под водительством Добробоженьки Божия!
Хоть и два класса образования имел Михайлушка, а стихи слагал и иконы писал, рисунки делал удивительные, глубокие. Изобразил, например, "Древо доброты" с двенадцатью ветвями. Еще любил омывать на святых источниках. Были ему открыты родники таинственные, древнейшие, гиперборейские. Говорил: Вода несет то, что люди забыли - память великую.
На источниках молился к Нечаянной Радости и к Неизреченной Радости...
Вскоре узнал Мишенька, что дядюшку его Федора Михайловича и отца духовного, старца Платона, забрали в острог.
Пришел он к чистопольской тюрьме. Видит, очередь огромная у железных ворот. Черные врата со скрипом открываются, и выводят толпу заключенных. Михаил, духом святым исполненный, бросает конвоирам:
- За что вы их?! За то, что Боженьку славят, Отца нашего ненаглядного?! Да за него... Слушай, если бы ты познал его да увидел... Не одну, а тысячу жизней положить не жаль!
Начальник конвоя насторожился:
- А ты кто таков?
Рассвирепел, да и толкнул Мишеньку в толпу зэков... Так и угодил он в Гулаг.
Отца Мишеньки Василия советская власть сломала. Понимал, что пути ему нет (разве что в острог, если восставать) и смирился. Он стал председателем сельсовета в МамЫково Чистопольского уезда Казанской губернии, где родился Михаил. Когда Мишу в первый раз посадили на два месяца за богомильскую веру, он выгнал его из дома.
Примечено было: кто Михаила обидит, с тем беда случится. Отец ослеп. Его выгнали из сельсовета, не приняли в партию и зачислили в инвалиды.
И тут - о чудо! - отец исцеляется, когда Мишенька приходит домой! Впоследствии отец стал Михаилу ближайшим другом, поддерживал его во всем. и когда по слабохарактерности опять было заколебался, Матерь Божия (свидетельствовал Михаил в одном из писем) явилась Василию во сне: "Отпусти его. Он Мой. Я Мать его и позабочусь о нем".
Из автобиографии Михаила:
"Я не какой-нибудь организатор или же шпион, но христианский сын, охрана всей земли и защита даром господним, а не диверсант какой-нибудь, о сын Церкви Христовой мученической. Люблю всех и всем желаю здравия душевного.
Как видишь, человек страдает от болезней, ничего ему не скажешь, подойдешь, коснешься его, он после поправится. Я перенес много разных гонений незаслуженных от самих заключенных. Воровали у меня пайку хлеба, ведь в лагере это жизнь, но я даже и начальству не заявлял, все сносил. К начальству на меня ложно доносили, я не оправдывался, работал сколько мог своей силой... "
Девятнадцатилетним попал Мишенька в лагеря и просидел без перерыва 12 лет: с 1931-го по 1943-й. Освободили, да не на свободу выпустили - на фронт.
Любил Михаил подобно Евфросиньюшке узнать волю Мамочки небесной.
Делал в таких случаях следующее:семь небольших бумажек нарезал и на каждой ставит "плюс" или "минус", т.е. "да" или "нет", идти или не идти, делать или не делать. А дальше 150 молитовок "Богородица" с поклонами. Затем перекрестился и вытягивай из семи бумажек одну. Что вытянешь, то и есть.
Когда в 1943-м его из тюрьмы призвали в армию, сомневался, как быть. 450 Богородиц прочел - всё выходило "минус", т.е. НЕ ИДТИ. Другая у него миссия.
Вернулся Михаил к своей пастве в деревню Елантово. Катакомбничал, юродствовал: ходил в женской одежде, в платочке сером. Просил называть "матушкой Софией". Чудеса творились! Где назначат домовую службу - за сутки по всему дому начинается благоухание. Вначале служили по 10-20 человек в двух километрах от деревни. Потом сшили шатер, скинию походную на 80 молящихся.
Так длилось семь месяцев до ноября 1943 года. Предал михайловцев стукач-доносчик. Напали энкавэдэшники, окружили скит лесной. Люди бежать кто куда, а по ним стрелять стали... Срок михайловцам дали безжалостный: 25 лет.
Из автобиографии Михаила:
"Я фактически от человека и от руки человеческой не принимал рукоположения или же постриг в монашество. Со мной только милость Бога живого и его дар силы. Конечно, я храню милость его, ибо выше всякого богатства тленности. Но я только молюсь Богу за всех и не взыскиваю ни с кого, ни с начальства, ни с народа, ибо я пошел только для спасения души.
А что Господь дал мне дар это, я говорю прямо. Когда приходилось молиться даже лицо пламенем попаляет, вот так. Да, я с таким даром боялся ко всем священникам подходить, боялся кабы не прегрешить и не потерять дара. В монастырях я не был, как вот другие жили, и обряд надо мой не совершали, монастырский и монашеский не совершали. Господь сам на меня положил свою тайну пребывания Духа и Истины."
После ареста Михаила устроили над ним показательный суд. В заключение дали обвиняемому последнее слово...
- Я з е м н о й ш а р д е р ж у с в о и м и р у к а м и! -
раздалось громоподобно в деревенском клубе.
Публика в смех.
- Хочу - наклоню вправо.
Все судьи наклонились вправо послушно, как марионетки.
- А хочу, - опять гремит голос Михаила, - наклоню землю влево!
И судьи автоматически влево наклонились.
- А захочу - дуну.
Судьи лбами стали стукаться об стол... Точно буря пронеслась в душном зале деревенского клуба!
- Еще не такое сотворю, но в р е м я м о е н е п р и ш л о. Ваше время сегодня. Наше - завтра!
Михаила приговорили было к смертной казни... Но кому-то в голову пришло, что надо сгноить его заживо. Решили заменить расстрел 25-летним заключением, а потом еще прибавить, да чтобы не вышел - смотреть за ним в три глаза.
Из автобиографии Михаила:
"Я же не жил на воле... Боже упаси, вся жизнь моя в муках тяжких... Мне всего отроду 47 лет, я уже из их отбыл 24 года, да и еще 25 лет. Боже упаси, да разве можно столько отбыть сроку, не живя на свете? Я же сын Православный, христианин, русский человек, плохого никому не желаю, только любви и мира, и молюсь за всех всегда."
Однажды специально этапировали его на Камчатку. Камчатский лагерь славился зверствами. Сплошные убийства, грабежи, поножовщина. Уже вохра не могла справиться...
Михаил написал особый тропарь к Божией Матери. Обошел с молитвой все бараки - лагерь утих, буйство и беспредел прекратились.
А муки какие претерпел! Наверное, всем возможным пыткам его предавали. Все испробовали на нем: и дыбой растягивали, и расчленяли, и под пресс ставили. Избивали до полусмерти десятки раз ногами, руками, плясали по нему... Другой бы четырежды ума лишился и умер. А о Мишеньке сложилась репутация б е с с м е р т н о г о - убить не могли, сколько ни пытались.
С о л о в к и р о ж д а ю т б е с с м е р т н ы х.
"В заключении быть - преимущество", - учил Михаил.
Смысл затвора (в т.ч. тюремного), согласно богомилам, - приобщение к Белой церкви. Камера полагалась способом уйти от мира. Тюрьма не наказание, а способ обрести б л а ж е н с т в о , к а к о г о н е т в м и р у . Здесь небо о т к р ы т о!
Из писем Михаила:
"Не бойтесь, братия и сестры, клеветы, она разрушится. Не бойтесь, братии, насмешек, она посрамится.
Не бойтесь, братии и сестры, надутых пустословий, тьмы нынешнего века, она исчезнет как сон. Ибо весь мир, как сплетни надутые, разрушатся, ибо они свое начало положили на лжи и на клевете и на обмане и на невинной крови и на пустых обманных замыслах. Не быть им на земле. Ад разрушится, бездна закроется, преисподней дно, оковы рухнут как пепел, цепи разорвутся, падет все на земли, всякая тьма и коварство. Ибо на землю пришло вечное Царство Христа Бога нашего, с Вечной жизнью, Вечной Славой, с вечной истиной Христа Бога нашего, с Вечной правдой, с Вечной Денницей Ока, со Звездой Утренней, Вечный Свет Троицы Святой, Свет Огнеопальный, Огнезрачный на земле и на воздухе, и на ветре, и на солнце, и на луне, и на звездах, и на всех светилах."
В начале пути неотступно терзала юношу похоть. Обмотал голову колючей проволокой - не помогало. Тогда по совету старца Платона Мишенька железные цепи надел на тело! Носил их многие годы.
Жемчужина катаризма: стеснение вменяется в долг подвижнику, но не против грехов (это только личная победа), а чтобы победить зло в себе и в ближних, не воздавать злом на зло ни при каких условиях.
Первая заповедь богомилизма - не отвечать злом на зло. Вторая: видя зло, врачевать его как болезнь - умножением добра, т.е. долготерпением. Ограничиваться языком добра! Доброта - щит необоримый.
Зэки, искушавшие Мишеньку, внезапно переменились. "Ты прости нас, отец, прости нас, прости нас!" Плачут, остановиться не могут.
Как Матушка небесная утешал их Михаил: "Дети мои, что ваши преступления? Грабили, убивали... только потому, что любви истинной не знали!"
Те бросались опять в ножки и говорили: "Что ж, скажи нам, отец! Мы с детства сироты. Воспитывались во зле и кругом только зло видели, и считали его за силу, а доброту за слабость. Победил ты нас, злых, силой доброты. Вот и мы теперь хотим стать добрыми, отец наш".
Как нужен миру сегодня Михаил Ершов! Человечество должно удостовериться что д о б р о п о б е ж д а е т з л о . Что зло побеждается не еще большим злом, как учит дух мира, а е д и н с т в е н н о умноженным добром!