На фестивале гитарной музыки Хрустальные струны

Ирина Некрасова
Скажите, а вам нравится гитара?  Мне – очень! Я люблю звуки этого необыкновенного инструмента. Он может передать любые чувства и любую картину. Нужно только взять гитару в руки, ударить по упругим струнам, предварительно настроив их… И все? Нет, еще нужно мастерство и чувство – без этих двух составляющих она не запоет так, как мы знаем, она умеет петь!   

Гитара – это необыкновенный инструмент, богатые глубокие звуки ее, рожденные  чуткими струнами и корпусом, имеющим форму фигуры женщины, в умелых руках, нельзя сравнить ни с одним из известных нам инструментов. Она просто уникальна.

В городе у Черного моря, Феодосии, под балконом на пятом этаже часто раздавались звуки гитары и пение молодых голосов исполнителей, сидящих тут же, внизу, на деревянной скамье. Звуки эти разносились по большому двору часов до десяти, а то и до одиннадцати вечера, пока чья-то очень серьезная мама или чей-то строгий папа не выходили на балкон и не кричали начинающим молодым талантам, что уже поздно и людям пора уже спать. А ведь им так хотелось петь и быть услышанными! Компания чубастых старшеклассников нехотя расходилась по домам. А концерт, таким образом, внезапно заканчивался. И так было каждый день летом, за исключением, разве что, дождливых вечеров.

Тот, кто не слышал, как играет  Пако де Лусия - гитарист фламенко, тот не знает, что такое настоящая игра на гитаре. Испанские гордые мотивы, и латиноамериканская свобода исполнения – вот то, что мы могли услышать от этого замечательного исполнителя, темпераментного и своеобразного. Кто он? Небожитель? Виртуоз? Гений? Как бы то ни было, но, услышав всего раз игру на гитаре этого музыканта, увидев манеру его исполнения, вы не забыли бы его никогда! Он окутывает, затуманивает, обволакивает вас своей игрой и манерой держаться на сцене – это вне сомнения! Его жгучий испанский темперамент воспламеняет все,  с чем соприкасается мелодия исполняемых им произведений.

И вот, как раз в эти дни у нас в Донецке проходит международный фестиваль гитарного искусства «Хрустальные струны» в зале Донецкой областной филармонии им. С.Прокофьева. Сегодня, 23.10.2013г. выступают двое гитаристов: лауреаты международных конкурсов Анастасия Бардина (Москва) и Павел Кухта (Минск), солист Белорусской государственной филармонии.

Мне совершенно неожиданно подарили пригласительный билет на фестиваль. И вот мы с моей подругой в зале филармонии. Нарядная ведущая, выйдя на сцену в элегантном костюме, в своем вступительном слове открывает второй день международного фестиваля.

Как только начинается концерт, зал замирает: здесь собрались настоящие ценители музыки. Услышав первые ее звуки, мы приходим к выводу: гитара, оказывается, это не музыкальный инструмент - это целый оркестр музыкальных инструментов. Невозможно поверить, что те звуки, которые звучат на сцене, легко разлетаясь во все стороны зала, рождены одним инструментом. Произведения классические и современные, самым виртуозным способом рождаются под пальцами одного человека, выверяются одной головой и открывают для внимательного слушателя одно сердце. Тонкие и длинные пальцы рук мастерски перебирают чуткие и в то же время, упругие струны, натянутые, как нерв, приводят их в движение, рождающее необыкновенные благородные звуки из самой глубины инструмента, как извлекали когда-то во времена знаменитого Сервантеса, музыку, сопровождающую серенады испанских кабальеро.

Время перестает существовать для слушателя и зрителя. Оно останавливается, но звуки музыки без обычного сопровождения их голосом, непрерывно изменяясь, переносят нас от одного произведения к другому, из одного уголка земного шара, в другой… Испания, Польша, Бразилия, Иерусалим – наши мастера гитарного искусства легко "открывают" перед нами одну страну за другой. У них есть ключ - музыкальный или, как его еще называют - скрипичный.

Я смотрю на гитариста – молодой стройный мужчина, с идеальной стрижкой, строго-нарядный костюм, белоснежная рубашка и бабочка. Сейчас он сыграет пьесу французского композитора о разности во времени. Он предлагает нам, сидящим в зале, даже включить мобильные телефоны, что обычно запрещается, так оригинальна сама тема. Эта современная пьеса о быстрой смене поясов при полетах на самолете: при этом пассажир чувствует дискомфорт и не может найти себе места, его мучает дикая бессонница, он теряется в быстро меняющемся окружающем пространстве. Это – одно из любимых произведений нашего музыканта. Да, мы отчасти понимаем его: ведь нам в воскресенье предстоит перевод часов, что фактически равносильно смене часового пояса!

Во втором отделении мы видим и слушаем исполнение музыки разнообразных музыкальных направлений прекрасной незнакомкой из Москвы. Ее элегантный наряд и перемежающиеся мягкие и энергичные  движения только подчеркивает красоту и пластику исполняемых музыкальных произведений, включая даже джазовые. Если наша исполнительница окажется на карнавале в Венеции, в эту таинственную венецианскую ночь наденет на лицо маску, а затем проведет изящными пальчиками по струнам своей гитары, то она обязательно покорит этот волшебный город, плавно плывущий в воде.  Пока же она приворожила нас, сидящих в зале зрителей.

Каждый из исполнителей хорош по-своему. У них разный репертуар и разная манера исполнения, но итог один – зритель получил удовольствие от музыки. Кстати, на концерте присутствовали и маленькие дети. Самое удивительное то, что их и слышно не было во время концерта. Наверное, они – будущие музыканты!


Бьется гитары струна, натянувшись, как нерв,
Как  лука, готового выстрелить в цель,  тетива.
Это – гитара-душа пальцами рук музыканта  поет,
Это гитары смех, это – гитары звук, от рассвета и до темна.

Стонет гитара струной, плачет она навзрыд,
Зовет она нас за собой в путешествий круговерть.
Слышим  мелодии разных широт и времен  -
Это вибрация струн не на сцене - уже в ноосфере  летит.