К Севастиану Карагандинскому. Астана

Татьяна Вика
                «Нет, сестры, – сказал батюшка Севастиан, – здесь будем жить.
                Здесь вся жизнь другая, и люди другие. Люди здесь душевные, сознательные, хлебнувшие горя.
                Так что, дорогие мои, будем жить здесь. Мы здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая родина…»

Как редко я езжу в паломнические поездки. Так редко, что ...  вспоминается случай из моей жизни, когда племяннице было лет шесть, а я приехала в отпуск, батя тоже отдыхал, и мы утром уплетали приготовленные им гренки... Я спрашиваю племяшку:
- Липа, тебе нравятся гренки?
- Нравятся!!!
- А  вам в садике дают гренки?
- Дают... но... редко... Так редко, что ни разу не давали!

И вот этим летом я сподобилась на паломничесво - сначала в Камышино на Казанскую, потом в Ольховку на Архистратига Михаила, и вот 4 октября мы двинулись в Казахстан к Севастиану Карагандинскому.

Тут я просто извиняюсь, потому что потрясшими меня подробностями я собираюсь поделиться с вами. А подробности будут жуткими, потому что многократно круче и жутче менялась жизнь таких же обыкновенных, как мы, а так же и совсем необыкновенных людей в те не очень далекие советские времена...

Проведя ночь в пути мы прибыли в Астану. Чистейший город. Ни окурка, ни фантика - только фантастические здания -зеркальноцветные, разновысотные, инопланетные, колоритные... Наш гид рассказал, что некие иностранцы, гуляя по Астане пообещали 200 евро тому, кто найдёт окурок. Деньги не достались никому. Надо заметить, что на улицах Казастанской столицы было удивительно малолюдно.

А раньше Астана называлась Акмолинском.
В программу первой пятилетки советского государства входила задача освоения целинных земель Центрального Казахстана и разработка Карагандинского угольного бассейна. Так в начале 1931 года созданная под председательством А.А. Андреева комиссия решила: выслать в Центральный Казахстан 52 тысячи крестьянских семей, что вместе с детьми и стариками составляло около полумиллиона человек. 

Сначала для строительства железной дороги от Акмолинска до будущей Караганды были отправлены отцы семейств и старшие сыновья, которые построили эту дорогу в сказочно быстрые сроки. За 4 месяца, т. е. к маю 1931 года, она была уже готова. Пошли под строгой охраной ОГПУ в сторону Караганды эшелоны, битком набитые крестьянскими семьями. Шли они со всего Поволжья, начиная с Астраханской области и кончая Чувашией и Мордовией, из Пензенской, Тамбовской, Курской, Воронежской, Орловской областей, с Харьковщины и Оренбуржья. Везли их по жарким степям в наглухо закрытых телячьих вагонах, где для всего вагона стояла одна туалетная бочка. Ехали в тех вагонах беременные женщины, кормящие матери, дети, старики. Уже в вагонах люди стали умирать и покойников везли вместе с живыми до места назначения. ЗЕМЛЮ - КРЕСТЬЯНАМ!!! И опять из вновь прибывших были отобраны наиболее крепкие парни и девушки для строительства дороги Караганда — Балхаш. Дневная норма (даже зимой) на каждого строителя была 8 тонн грунта. Инструмент — тачка, лом, кирка, совковая лопата. Невыполнившим норму урезали паек. И люди падали замертво. Могилы им не копали, а клали прямо в железнодорожную насыпь и засыпали грунтом. Так что дорога эта от Акмолы до Балхаша буквально на костях стоит.

Эти подробности стали известны позже... Позже узнали мы  и ещё о казахстанском АЛЖИРе - Акмолинском лагере жён изменников Родины, принявшим за годы своего существования 20000 безвинных жен, сестёр, матерей и детей... Ни одна из них не была осуждена по самостоятельной статье. Поклон президенту Назарбаеву - не даёт забыть, какой ценой выстроен фундамент нынешнего казахского благополучия. Подтверждением тому два потрясающих музея-памятника - КАРЛАГ и АЛЖИР.

В Астане мы побыли недолго. Через бескрайнюю степь путь наш лежал в основанный преподобным Севастианом Карагандинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы к духовным чадам дивного старца отцу архимандриту Петру и матушке-игуменье Севастиане...

        Продолжение следует...