Социализм и капитализм погибают, но живут

Сергей Корягин
В биологической жизни человека в течение тысячелетий существовало немало скрытых феноменов, которые потом были открыты, изучены  и оформлены теоретически. Клетка, ген, наследственность. Роковые болезни – они появились задолго до того, как стали их изучать, как их назвали; некоторые из них были побеждены средствами науки. Чума, холера, оспа, туберкулез, рак, СПИД… И еще: только что вылезший из земли дубок – все же дуб, а желуди появятся на нем нескоро, ребенок – уже человек, хотя и в-себе. Политическая помощь бедным, неустроенным, неудачливым, опущенным – тенденция общественной жизни, существующая от начала веков.  Коллективистическая. Для помощи нужны были средства, собранные в одной корзине, их давали поборы с крепко стоящих на ногах граждан или  общественное производство. В новой истории эту тенденцию назвали социализмом. Ученые и общественные деятели придумали разные социалистические теории, более радикальные и менее радикальные.  Свобода – экономическая, политическая, духовная – породила то, что потом назвали капитализмом. Выбор направлений общественного развития невелик – упор на коллективизм или предпочтение свободного развития. Античный мир дал мощный толчок для идеи свободы, стал мощным стимулом для развития общественной тенденции, основанной на частном производстве, свободном мышлении. Можно сказать, Марксовы социализм и капитализм – всего лишь ступеньки в развитии соответствующих тенденций, понятые как совершенно новые образования, не имеющие существенного отношения к истории. (Интересна в этом плане книга Игоря Шафаревича «Социализм как явление мировой истории»)

На знамени коллективистической (социалистической) тенденции незримыми буквами написано: «Все отнять и разделить!», «Все отнять и обобществить!»,  «Кто был ничем, тот станет всем!»,  «Кто не с нами, тот против нас!», «Если враг не сдается, его уничтожают!». Сегодня социалисты эксплуатируют и христианские истины: «Земля – ничья, земля – Божья!», «Нет ни эллина, ни иудея!». На знамени индивидуалистической (капиталистической) тенденции незримыми буквами написано: «Как потопаешь, так и полопаешь!», «Помоги себе сам!», «Сначала произведи, а потом распределяй!», «Богатство – прежде всего!», «Свобода – Бог прогресса!», «Тираны мира, трепещите!», «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой!». Но здесь же «пристроился» и анархизм со своим кредо: «Анархия – мать порядка!», культивирующий разброд и хаос. Здесь же нередко имеет хождение античеловеческий лозунг: «Человек человеку – волк!», напоминающий социалистический лозунг: «Нет человека – нет проблемы!».
 
Социализм – это политика, или общественный порядок, устанавливаемый властью для обеспечения сносной жизни  несчастным. Она дает некий минимум сытости, безопасности, образования, медицинских услуг.  Но за все надо платить, в данном случае – верно служить власти в вооруженных силах, в полиции и прочих силовых ведомствах. То есть защищать целое и заодно помочь ей задушить стремление активной и благополучной части общества к неограниченной свободе. Экономические классы и другие общественные группы всегда боролись между собой, но и сотрудничали. Власть имела шанс удержаться, лишь учитывая интересы всех групп общества. Что касается угнетения, то одних она угнетала, вынуждая много работать, а других – сдерживая активность, ограничивая применение способностей. Революции – плод недовольства властью, и они разгорались и свергали ее, когда недовольство превышало некий критический минимум.

 В деспотиях правители наделяли ищущих защиты небольшими клочками земли из собственного резерва, но чаще всего отвоеванной у соседей, создавали реальную или видимую заботу о них. Из них формировалась армия, нередко – огромная, позволявшая совершать набеги, завоевания, покорения, порабощения. Грабеж соседних территорий создавал дополнительных стимул для верной службы. С помощью захваченных рабов, невыносимый труд которых оплачивался скромной кормежкой, деспотические государства Востока осуществляли своего рода «стройки социализма» – строили оросительные системы, дворцы, пирамиды и существовали стабильно в течение столетий. Бродившие по пустыне иудеи, освобожденные из египетского плена, просили Моисея вернуть их назад, туда, где они много работали, но не голодали, а «сидели у котлов с мясом», то есть вернуть их в египетский «социализм». Создав проект идеального государства, Платон под историческую практику подвел теоретическую базу.

Закрепощенное крестьянство в Средние Века – продолжение контракта правителей и народа. Это не просто порабощение, угнетение, но также защита, гарантия безопасности от разбойников, внутренних и внешних. Когда политическое давление и произвол  перевешивали то, что назвалось гарантией сытости и безопасности, крестьяне восставали, порой вели настоящие крестьянские войны. В один ряд с ними становились и активные граждане, возможности которых были перекрыты разными запретами. Была это классовая борьба? Несомненно, однако основным стремлением борющихся сторон была не попытка захватить власть, а попытка улучшить свое экономическое положение, главным образом – путем замены сидельцев на троне.

Эпоха массового производства. Появление новых бедных, нового класса угнетенных – пролетариата. И здесь не мог не появиться свой Платон, но он появился не как сова, прилетающая в полночь, не как мыслитель, объясняющий то, что произошло, но как пророк, как мессия, создатель учения, автор программы по захвату власти. Устами  последователей Марксов вариант деспотического устройства  общества был окрещен научным социализмом, который якобы открывает новую эру в истории человечества – эру истинной заботы о бедном человеке. Революция. Вожди пролетариата устанавливают вечную диктатуру (якобы пролетариата) и с ее помощью решают все социальные и национальные проблемы. Насилие – повивальная бабка прогресса. «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической революцией. Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир, – написал Маркс в «Манифесте коммунистической партии».

 В «Манифесте…» Маркс дал краткий анализ другим видам социализма, не требующим диктатуры, насилия, крови, и заклеймил их, высмеял их. Феодальный социализм, мелкобуржуазный, буржуазный, немецкий. «Они не видят на стороне пролетариата никакой исторической самодеятельности, никакого свойственного ему политического движения», но только его страдания. Однако социалисты-утописты, по мнению Маркса, «дали в высшей степени  ценный материал для просвещения рабочих, например, насчет  уничтожения классовой противоположности, а также противоположности между городом и деревней, уничтожения семьи, частной наживы, наемного труда, провозглашения общественной гармонии, превращения государства в простое управление производством».  Следует заметить, что названные Марксом миролюбивые формы к социализму, действительно, имеют отдаленное отношение, они, скорее, присуще капитализму, ищущему способы смягчить противоречия,  в пролетариате же они видят то, чем он является на самом деле: экономический класс, не интересующийся политической властью, но жаждущий материального благополучия и права строить свою жизнь в рамках существующего порядка. Фантазии социалистов-утопистов имеют перед марксизмом, по крайней мере, то преимущество, что не предлагают немедленно разбить стекло и схватить стоящую на витрине красивую игрушку. 

Все в мире определено, но и перемешано. Социалистическая и капиталистическая тенденции общественного развития, различаясь между собой по сути, – диктатура и свобода – некоторыми сторонами могут соприкасаться. Так, в вопросе «отнять и разделить» марксисты отнимали у всех богатых и состоятельных, а нацисты– только у евреев, здесь гитлеровцы – социалисты, но непоследовательные. Что же касается изощренности в применении насилия, в этом они – близнецы-братья.  Скажем так: нацизм представляет собой гибрид социализма и капитализм (ведь он в принципе не враг частной собственности!). Интересную смесь принуждения и свободы, социалистической тенденции и капиталистической, представляет собой современный Китай. Можно представить себе скульптуру: голова – тигра, а тело – человека: дурное произведение искусства. Однако не только в искусстве, но и в жизни природы существуют аналогичные  произведения: птица, а не летает, мышь, а летает. Нацизм, китайский социализм, Марксов коммунизм (блаженная фаза социализма) – дурные произведения мысли и дела. Преобразования, подобные российским, Китаю еще предстоят: не может он пребывать вечно в состоянии нелетающей птицы или неплавающей рыбы.

Марксисты утверждают, что капитализм, принесший много бед человечеству (войны, эпидемии, голодоморы), устарел, и ему на смену должен прийти новый общественный порядок – социализм. Но правый глаз не может устареть и отдать свою функцию глазу левому, как правая рука и правая нога. Женщину не может заменить мужчина, как и наоборот. Две противоположные тенденции общественного развития – коллективистическая (опирающаяся преимущественно на принуждение, на дисциплину) и индивидуалистическая (ставящая во главу угла свободу, свободный труд) – развиваются в истории во взаимодействии с преобладанием временами то одной из них, то другой, и за все катаклизмы должны отвечать обе в равной мере. Тот факт, что они совсем недавно получили адекватные названия, сути диалектического закона – борьбы и взаимодействия противоположностей – не меняет.

Абсолютным измерителем исторического прогресса, является степень развития самосознания, то есть степень теоретически и практически познанной свободы. Что касается освоения средств производства и уровня развития производительных сил, то они представляют собой материальную базу осуществления свободы, поднятия общественной жизни по ступеням свободы и позволяют обозначить этапы исторического развития. В истории можно отметить следующие эпохи, через которые пробивались коллективизм и индивидуализм: эпоха кочевой жизни племен с зачатками земледелия и скотоводства, эпоха оседлого земледелия и скотоводства, промышленная эпоха (машинная, городская)  постиндустриальная эпоха. Рабство и крепостничество связаны преимущественно с эпохой оседлого земледелия, наемный труд – с эпохой промышленного производства. Марксова «лестница» поднятия по историческим ступенькам определяется уровнем обобществления собственности на орудия и средства производства, однако, полагаю я, противоречие общественно и частной собственности, являясь стимулом экономического развития, не снимается, свой внешний облик меняют лишь формы собственности. 

Погибает современный капитализм в неразрешимых противоречиях? Погибает. Но социализм чувствует себя ничуть не комфортнее: советский социализм рухнул с треском, китайский настолько изменил свой облик, что его и социализмом назвать трудно. Тот и другой гибнут, но как-то умудряются выжить. Часто указывают на расчеловечение, дегуманизацию, деморализацию капиталистических отношений (гомосексуализм, однополые браки). Справедливо. Но справедливо и то, что у социализма только фасад выглядит прилично, а нравственная середина у него гнилая. Как миллионы советских зэков, загнанных в тюрьмы и лагеря советской властью, удовлетворяли свои любовные отношения? Это был сплошной разврат. Потом эти мужчины и женщины, кому удалось выжить, возвращались в обычную среду и несли туда свой опыт, свои привычки, свои пороки. Мы об этом ничего не знали? Но незнание не есть аргумент в защиту кого-либо и чего-либо. При социализме, как показал опыт, посаженный на ограниченный паек хомо сапиенс,  гроша ломаного не стоит, в мирное время он имеет цену лишь как участник великой стройки, а  на войне как послушный солдат. Среда, 23 октября 2013 г.