Статуя Железному Феликсу возвращается на Лубянку?

Сергей Жирнов
Статья написана в 2002 году, когда мэром Москвы был еще Юрий Лужков.
Вопрос возвращается регулярно. Ответ - тот же.

Сергей ЖИРНОВ, (Франция)
 
СТОИТ СТАТУЯ В ЛУЧАХ ЗАКАТА...
Размышления по поводу попыток реставрации памятника большевистскому палачу "Железному Феликсу"
 
Мэр Москвы Юрий Лужков в середине сентября 2002 года вышел с инициативой о возвращении на Лубянскую площадь памятника Ф.Э. Дзержинскому, основателю и первому председателю Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), террористически-карательного органа большевиков. Такой неординарный шаг московского градоначальника не мог остаться в обществе незамеченным и конечно же вызвал шквал различных реакций, диапазон которых был максимально широким: от активной поддержки одних до полного несогласия и крайнего возмущения других.

Те, кого болезненная тема сноса и возвращения советских памятников интересует искренне, найдут практически все правильные ответы или, хотя бы, обстоятельную и взвешенную информацию для размышления в замечательной книге Владимира Войновича "Монументальная пропаганда" (ее электронный вариант можно бесплатно скачать из вэб-библиотеки Мошкова). В этом произведении прекрасного автора очень образно, глубоко и точно показано крушение идеологических мифов, обернувшееся трагедией для всего общества и отдельных людей, предавших забвению христианские заповеди (не сотвори себе кумира) и искренне поклонявшихся идолам.

Что касается конкретного памятника Дзержинскому, то формальные предлоги для его реставрации найдены довольно нейтральные и даже вполне понятные: оправданная забота городских властей о красоте столицы, явные эстетические достоинства творения скульптора Вучетича и т.п. Спору нет - и площадь безусловно потеряла архитектурный стержень при демонтаже монумента "Железному Феликсу", и произведение "маршала" советской школы ваяния вождей выполнено несомненно талантливо , как говорится, в точном соответствии с идеологическими требованиями партии (КПСС) и правительства (СССР).

Поскольку речь у нас зашла про памятники и Вучетича, не могу удержаться от соблазна пересказать, в виде лирического отступления, один монументальный анекдотец про советского мэтра. Любимая партия в самый разгар застоя, вроде с подачи первого секретаря МГК Гришина, решила построить новое бетонное здание Тимирязевского райкома прямо напротив городской усадьбы ваятеля вождей, испортив ему весь пейзаж. Сколько он ни бился, но помешать не смог. И тогда академик, в отместку, соорудил на краю своего участка, прямо под окнами райкома, здоровенную металлическую ленинскую голову на высоченном постаменте. Но повернул, поганец эдакий, мудрое чело "самого человечного из людей" к себе передом, а к советскому райкому - известно чем. Да в придачу Ленин стоял ориентированным на Запад. Партийцы такой идеологической диверсии выдержать, понятно, не могли. Стали давить да жаловаться. Но характер у скульптора-самодура, члена ЦК и героя соцтруда, был еще тот, да со связями и покровителями - тоже все нормально. Как бы теперь сказали, само политбюро крышевало. Районным коммунякам не оставалось ничего, как отгородить от взоров их возмущенных очей ненавистный монументальный затылок Ульянова-Ленина жутким металлическим щитом. Выглядело это очень смешно. (Кто не верит, может проверить. Всего-то и нужно, что добраться до префектуры Северного административного округа, экспроприировавшей здание райкома КПСС на Тимирязевской улице, и посмотреть во дворе за коллектором, если, конечно, наследники скульптора за время моего отсутствия в Москве не продали голову вождя  кому-нибудь).

Возвращаясь к "Железному Феликсу", нужно отметить, что, несмотря на отвлекающие от сути вопроса разглагольствования о "чистом искусстве", сегодня все понимают, что речь тут идет вовсе не о художественности и артистизме, а политике и идеологии. Достаточно вспомнить, в каком контексте в августе 1991 года бронзовое изваяние палача-чекиста было низвергнуто на волне народной эйфории после провала путча ГКЧП. Бывшим узникам сталинских лагерей, "шестидесятникам" и правозащитникам тогда казалось, что ставится логическая точка даже не столько в драме нескольких кукольных путчистов с дрожащими, как у алкоголиков, ручками, сколько в деле окончательной десталинизации страны и полной ликвидации системы ГУЛАГа, начатой ХХ съездом ВКП (б).

Я в принципе не люблю, когда разъяренная толпа крушит и громит все на своем пути, пусть даже в революционном порыве, но в этом есть свои объективные и субъективные закономерности. Монументы же политическим деятелям являются прежде всего явными идеологическими знаками, и только в самую последнюю очередь - произведениями искусства. Поэтому, скрепя сердце, приходится признать, что их низвержение при смене идеологии и политического строя совершенно оправдано. Если искать исторические аналогии, то точно также французы сметали с лица земли ненавистную им Бастилию - символ народного рабства, инструмент репрессивного подавления королевской властью своих бесправных подданных.

Нужно сказать, что победившие в августе 1991 года российские демократы, среди которых было много интеллигентов, поступили очень даже сдержанно с памятником палачу-чекисту, под руководством которого только в период "красного террора" гражданской войны, по данным историков, уничтожено более полутора миллионов россиян - цвета нации : бронзовый монумент не раскрошили в пыль, не развеяли по ветру, не переплавили как лом цветных металлов, не перековали на орала, а тихо-мирно водворили на запасный путь истории - в пантеон идолов низверженных вождей прошлого в назидание потомкам, где любой любопытствующий мог узреть его и поразмышлять о бренности земного существования и призрачности славы. Но голый пьедестал на площади остался, а пусто место долго не бывает. Не тронутыми остались все здания КГБ СССР, и главное - вся разветвленная система советской политической полиции (гестапо).  Тогда был упущен единственный момент для полной ликвидации чекистской "бастилии" с люстрацией, и было принято неверное решение о "реформировании" советских органов госбезопасности. В результате расчленения советского чекистского монстра не деле достигнуто было чуть ли не утроение его численности.

Вот и получили мы еще одно наглядное подтверждение, что политические инструменты и идеологические символы старого режима революциями должны именно уничтожаться. Безжалостно, полностью и без остатка. Не даром сказано древними: "Карфаген должен быть разрушен!" Любые отступления от этого непреклонного правила имеют плохие политические последствия. Трагический пример - история непрофессиональной физической ликвидации царской семьи большевиками-чекистами, подчиненными того же Дзержинского. Также как и недобитые принцессы да царевичи, недоразрушенные памятники или политические структуры имеют тенденцию возвращаться. И вот уже слышится тяжелая поступь "Железного Феликса"  на подступах к Лубянке.

Но то-то и оно, что в СССР в 1991 году произошла не "бархатная" революция, как в Чехословакии, а лишь временная сдача идеологических позиций советской партийно-чиновничьей номенклатурой, слишком занятой тогда переустройством своего быта под изменившиеся условия. Подлинного очищения страны не произошло. У общества не были выработаны прочные иммунные рефлексы. В ФРГ никому из политически корректных деятелей в голову не придет предложить поставить памятник, например, начальнику гестапо Мюллеру или рейхсфюреру СС Гиммлеру, хотя они о немецких беспризорниках тоже заботились. Потому что Германия, в основном, очистилась от нацисткой скверны, откорректировав камертоны для определения того, что хорошо и что плохо, проведя люстрацию. В нашей стране подавляющее число руководителей по-прежнему - бывшие советские аппаратчики. Когда прошел пыл первоначального накопления капитала и "прихватизации" общенародных материальных благ, вернулись на повестку дня вопросы идеологии в стране, где настоящая либеральная революция так и не состоялась. И бывшие партийцы и комсомольцы, как ни в чем ни бывало, занялись возрождения понятной им советской (или, правильнее, "совковой") административно-командной системы.

В этом смысле подлинным памятником и символом реставрации "совкового" режима нужно считать не низвергнутые чугунные или каменные изваяния, которые там и сям возвращаются на свои старые пьедесталы, а приход тихой сапой в 1999 году на пост главы государства бывшего бесцветного подполковника из затрапезного периферийного подразделения советских карательных и репрессивных органов. Путин - главный памятник "красному террору", живой монумент сталинизму, ГУЛАГу и репрессиям, воплощение сексотов и стукачей, основной символ возврата к прошлому. Но это настолько очевидно, что многие не видят в упор. Лицом к лицу - лица не увидать...

Ставленник и живой символ чекистского реванша, взгромоздившийся на пустующий сталинский пьедестал, Путин логично повел предсказуемую линию на выстраивание неоимперских "вертикалей власти", целеустремленное ограничение гражданских прав и свобод, изничтожение независимых средств массовой информации, фабрикацию "дутых" уголовных дел и "шпионских" процессов, подчинение чиновничьему диктату всего и вся, поиски внутренних и внешних врагов, чаще всего выдуманных. Но в нашем обществе слишком много пассивности и усталости от разочарований, чтобы активно противится этой ползучей контрреволюции. Слишком сильны призрачные индивидуалистические надежды на то, что "обойдется", "лично меня не затронет". Большинство людей история ничему не научила. К тому же пришли новые поколения, которые еще не прочувствовали на своей шкуре, что "просвещенный" авторитаризм всегда заканчивается разнузданной диктатурой. Не обойдется и не минет это никого!

Чем логически обычно завершаются задумки, подобные путинской, описано в антиутопиях Стругацких ("Трудно быть богом", "Попытка к бегству", "Град обреченный", "Остров" и др.), Оруэлла ("1984", "Скотный двор")  и Войновича ("Москва-2042"). Белоруссия и Грузия уже закономерно оказались в "кольце враждебности" по отношению к путинскому Москорепу (хотя их руководители ни чем по сути от Путина не отличаются). По всей стране уже фактически начались нацистские погромы, реальные масштабы которых минимизируются властями и подконтрольными им СМИ. Показателен, в этом смысле, и сфабрикованный уголовный процесс против эпатажного писателя Эдуарда Лимонова, реально занятого лишь самим собой любимым да скандальными маскарадами. Бедного шизоида Эдичку путинская административная машина на полном серьезе растирает в порошок гусеницами судебных танков в Саратове. Исключительно за то, что "великий поэт" слишком близко подошел к экстремистским идеям, призванным стать эксклюзивной прерогативой неонацистского и необольшевистского, военно-полицейского режима "гениалиссимуса" и партайгеноссе Путина.

"Хозяйственник" Лужков, как "либерал" Жириновский, "аграрий" Харитонов или "деятель кино" Михалков, - суть политические флюгеры, безошибочно показывающие направление желаний верховной власти. Но в желании быть святее Папы Римского, подобострастно лизнуть кремлевского фюрера прямо в место испражнения вторичного продукта, они и им подобные "идущие вместе" все всегда доводят до абсурда и фарса. Это уже вошло в анналы (простите за невольный каламбур). Причем каждая верноподданническая акция этих друзей режима имеет такие ужасные последствия, что и враги бы не смогли сделать хуже (вспомните хотя бы безумные акции против писателя Сорокина  или ленинградские детские книжки про мальчика Вовочку - большого почитателя и идейного последователя "Железного Феликса").

А посему не противиться возвращению памятника палачу Дзержинскому на Лубянскую площадь надо, а радоваться (по старому диссидентскому принципу "Чем хуже, тем лучше!"). Ведь это поможет открыть глаза тем, кто пока не видит очевидного. Кому мало теоретических выкладок, исторических параллелей и накопительной статистики (уже практически каждый четвертый важный выборный начальник в России - военный или гэбист!). Кому нужны только грубые материальные, осязаемые доказательства. Водруженный обратно монумент "Железному Феликсу" станет очень важным символом, указанием мировому общественному мнению, что путинская прозападная риторика последнего времени - лишь тактическая уловка гэбиста и сексота. Перефразируя поэта, можно сказать: "Воплощенной укоризною пусть стоит перед Отчизною!" Бронзовый истукан кровавого палача на Лубянке будет осязаемым напоминанием, что время настоящего очищения от большевистской и чекисткой скверны, дело подлинных и глубоких либеральных реформ  в России еще только впереди.
 
19.09.2002, Гренобль (Франция)

(с) 2002, Анархический сайт "Органы" без опасности и Сергей Жирнов.

Оригинал на сайте автора: