А если он...

Инна Овчинникова
Тем вечером в Литературном кафе молодые поэты читали стихи о дружбе и любви.
- Маша, и ты напиши  что-нибудь о нашей дружбе, а? Ну, Маш!  Не отнекивайся. Кто из нас «журналюга»? -  очень пафосно изрекла  Лариса, проглотив глоток остывшего  кофе.
 
Маша – это я, и «журналюга»  тоже я, хотя и с маленьким  стажем работы в комсомольской газете.  Теперь-то я в научной библиотеке работаю. Нас три закадычных подружки, но совершенно разные и не похожие ни в чем.  Таня – юрист, Лариса – инженер электронщик и я. Таня одна  воспитала сына, Лариса дважды в разводе, но всегда на пороге новых отношений. А у меня все просто и понятно. Объединяет нас юность, вернее, воспоминания о ней. Мы иногда встречаемся и переговариваем  истории давно минувших дней.

- Ладно, Лара, что-нибудь напишу, давайте, девчонки, тему.
- Напиши про Юрасика, ты его, надеюсь, помнишь,  - совсем неожиданно подсказала Таня. И мы все вместе прыснули от смеха, ну прямо, как в юности.

…На танцы мы  ходили только в Дом офицеров. Публика там собиралась приличная, да и платить за вход  нам не надо было.  Соседский Дима  проходил срочную службу в военном оркестре. В субботние вечера  ВИА военных музыкантов играла на танцах для городской молодежи, и Дима  нас трех девчонок  тайно проводил в танцзал через служебный вход.               
На  танцах  и началась эта история.
Заиграла музыка и к нам подошли двое юношей: один высокий, другой среднего роста.  Нам они показались пожилыми, где-то лет по двадцать пять или больше.  Высокого парня  звали Виктором, он пригласил Таню. Друга звали Юрием, и он пригласил Ларису. 

Меня никто не пригласил,  и мне  только и осталось, что наблюдать за ними. Самой высокой из нас была Таня, самой красивой Лариса и самой беленькой была я. Меня  всерьез не воспринимали, считая еще подростком, но я совсем на это не обижалась.
 
Танцующие подруги мило улыбались кавалерам, а  встретившись со мной глазами, хитро подмигивали. Мол, ничего особенного, так себе!  Лариса что-то сказала Юре, и он резко повернулся в мою сторону. Мы встретились взглядом и в сердце у меня словно что-то  ёкнуло. Или показалось?

У Тани с Виктором в дальнейшем дружбы не получилось, а у Ларисы с Юрой завязались  отношения.  Весна была на исходе  и нам студентам предстояли экзамены. Мы были первокурсницы. Парни же готовились и к Госам, и к защите  дипломов.  Они заканчивали исторический факультет, поступив в университет   после службы в армии.

Юра только что сдал последний  экзамен и заглянул в переполненный читальный зал. Возле меня было единственное свободное место. 

Разговор не клеился. Я стеснялась, а он словно не знал с чего начать. Наверное, цветущая под раскрытыми окнами сирень, наполнившая  помещение волнующими ароматами, была в этом виновата. Натянутость ситуации прервал  все-таки Юра.

- Машенька, выходи за меня замуж! – услышала, но сходу не поняла смысла фразы.
- Ты ничего не говори, а только слушай! Через две-три недели я уезжаю в область. Меня распределили директором районной школы.  Выделили  даже квартиру.  Ты же сможешь перевестись на заочное отделение и работать в районной газете. Я спрашивал, тебя возьмут, если захочешь.
Хотя какой из тебя журналист, тебя же каждый может обидеть, такого милого желторотого цыпленка!  – на одной ноте тихо произнес, словно  речевую заготовку, Юра.

Я ничему, кроме иронии в свой адрес, не придала значения. Но плохо он меня знал. Всё смогла бы простить, но «желторотого цыпленка» никогда! Я ничего не сказала, проглотила обиду и, мило улыбнувшись,  вышла из библиотеки. Юра же всё понял так, как ему этого хотелось. Он, наверное,  решил, что я  просто обалдела от счастья.

А мне так надо было хоть с кем-то об этом поговорить. Красота и очарование расцветшего южного города не смогла отвлечь меня от глупой  обиды.  С девчонками говорить  не стоило, тем более с Ларисой, она всё ещё была подругой Юры. Мне было понятно, что это розыгрыш, а вот как вести себя дальше?

Зашла к любимой сорокалетней соседке и всё ей рассказала.  Тетя  Оля очень неожиданно дала совет – выходи замуж!  Хоть квартирного вопроса не будет. А любовь придет, куда она денется?  То, что на десять лет тебя старше, так это вообще замечательно. Разговор не получился таким, каким я его ожидала, но тем и лучше.  Забыть надо. И всё.  Глупости какие!

Зазвонили в дверь, и папа пошел открывать. На пороге стоял Юра с цветами и пакетом в руках. Он пришел свататься! Вот этого я даже не предполагала. Мне нужно было прийти в себя. Потому и убежала к себе в комнату. Сердце билось, как сумасшедшее. Мне было интересно  и смешно, и приятно, и почему-то обидно. Но взяв себя в руки, я примерила на себя  роль невесты.
 
Еще посмотрим, какой я «цыпленок». Вечер удался на славу, выпили, закусили, попели песен.  Юра всё больше говорил о перспективах нашей совместной жизни. О любви не было сказано ни слова! Уходя, Юра  попросил  проводить его  до первого этажа.

При прощании он попытался поцеловать меня.
- Я хоть и «желторотый цыпленок», но твоей квочкой никогда не стану. Фанфарон! Петух! – сказала и тут же пожалела об этом.  Испугалась, но  ждала, чем он ответит мне на подобную бестактность.
- Зря ты так. Больше я не приду. Да ты курица, а не наивный цыпленок! – сказал и хлопнул с силой входной дверью. 
Лариса потом рассказывала, что Юра как-то внезапно уехал, но обещал вернуться.
- Как Карлсон, - сказала я, и мы все вместе рассмеялись. А что с нас можно было взять в восемнадцать беспечных лет?

С Юрой я всё-таки встретилась,  совершенно случайно.  Ждала автобус, чтобы подъехать к роддому, где я была  на учете по  моей беременности. Срок был небольшой, платьице коротенькое прямое, так что никаких внешних признаков испорченной фигуры ещё не было. Он первый узнал меня.

- Машенька, милая, как же я рад! – говорил и всё пытался обнять меня. – Ну, где ты, что ты? А я еду в Москву  учиться на дипломата.  Военного!  Поняла? Теперь-то ты поедешь со мной?
- Юра, я тоже рада видеть тебя. Спасибо, что не обижаешься. А разве ты не женат? Почему в Москву? Разве ты военный? – тараторила я и радовалась этой встрече совершенно искренне.

- Если бы ты знала как мне сейчас  некогда! Я вечером к вам заскочу, ждите! Назови свой номер телефона, я предварительно позвоню, - спешил говорить Юра.
- Юра, я не живу с родителями.  Мы с мужем снимаем комнату. Вот. И еще я беременная, -  с гордостью сказала я, и  совершенно некстати вдруг на глазах  появились  слезы.
- Поздравляю, милая! Это ничего, это скоро пройдет, – Юра  говорил это так, словно я уколола себе пальчик. – Поедем со мной в Москву?!
- Нет, Юра, я не могу так.  Да ты, видно,  опять шутишь, - ответила я.

Подходил его автобус. Юра раскрыл папку с документами, вынул фото 9Х6 и сунул его  мне в руку. Для чего он это сделал мне до сих пор не ясно. И вообще, всё очень странно…

У меня дома за чаем из электрического самовара я прочитала это откровение своим подружкам. Жду реакции. Первой заговорила Лариса.
- Вот сколько лет тебя, Машка, знаю, а до конца не пойму. Ты ж как собака на сене, «сама не ам  и другому не дам». Дважды человек, кстати, мой первоначально, предлагает выгодные варианты.
   
В первый раз молодая совсем была, а второй раз? Неужели твой благоверный так уж хорош? Простой, понятный,  обычный инженер. А Юра в Москву звал.  Меня он не звал. Почему ты? Наверняка  стал  атташе в каком - нибудь посольстве?  Он же большой умница, я – то знаю.
   
- Ты, Ларочка, как всегда права. Он действительно в посольстве работал, - заметила я осторожно.
- Неужели виделись? Тогда почему об этом никогда нам не говорила? – разволновалась экзальтированная Лара.

- Виделась с его другом Виктором, это он  обо всем  мне  рассказал,  - оправдалась я.
- Маша,  он все же женился?  За границу холостяков не пускали тогда, я знаю это точно, - вступила в разговор всегда молчаливая Таня.

-  Со слов Виктора, там  всё  было непросто. Перед самым назначением Юре объяснили, что документы не подпишут, пока не будет свидетельства о браке. Там еще  один был такой же великовозрастный холостяк. Вдвоем они пошли в ресторан  поужинать,  там же в тот же вечер познакомились с двумя москвичками-подружками.
А через пару дней свидетельства о браке обоих выпускников-дипломатов  лежали на столе начальства, -  ответила я.

- Маш, и что никогда от него  ни словечка, ни звоночка за все долгие годы? – спросила Таня.
- А зачем, какой смысл? Танюша, если бы ты не назвала его имени, мы бы и не вспомнили Юру. Правда, я  все-таки мимоходом видела его.  У меня, как и у всех тогда, были не лучшие времена. Магазины пустые, зарплаты мизерные,  талоны, а ужин надо было готовить.

Ой, девчонки, как мы готовили! Из ничего такие столы накрывали. А как весело праздники отмечали!

Помните, на нашем рынке  открыли кооперативный продовольственный магазин. Дело было  в канун 7 Ноября, и я решила  заглянуть в этот дорогущий гастрономический вертеп.  Вхожу и вижу стоящего возле прилавка Юру с шикарной дамой. Он тоже выглядел по - заграничному. Конечно, я опешила. А когда он повернул голову в мою сторону, словно почувствовав мой взгляд, я пулей вылетела из магазина.

- Маша, а если он любил тебя?  А если  он не врал тебе?  И  ты всю жизнь себя обманывала? А, Маш? – по-матерински  просто  спросила  Таня. -  Или  всё из-за Ларисы?.. Не пиши ты об этом. Не пиши.

Конечно, не буду. Подумаешь, история встреч накануне знаковых перемен в жизни  мужчины!
А в голове сами по себе складывались рифмы:

Не лей мне в бокал вина,
Накапай апрельскую нежность.
На жизнь опоздала весна.
И грусть, и слеза – неизбежность.
Упали на землю звезды.
У ног ты моих на коленях.
Не цветут в июле мимозы.
Оставайся в моих сновиденьях.