Станица и столица

Геннадий Гаврилов
               
В  Краснодарском краевом суде продолжается суд по делу о банде "цапков".
Как пишет «Российская газета», представитель гособвинения Генеральной прокуратуры РФ Виктор Антипов сделал заявление для прессы по поводу показа сериала «Станица»  на Первом канале одновремённо с судебным процессом:
«Сторона обвинения считает, что этот фильм, проводящий аналогии с событиями в Кущёвке и представляющий их в извращенном виде, появился не просто так. В нем Цапок и его мать представлены в положительном свете. В фильме под видом художественного произведения подаются те события, которых на самом деле не было» - заявил В.Антипов.
Газета также отметила, что «в этом процессе сторону потерпевших представляют только два адвоката, а сторону подсудимых - более десятка профессиональных юристов. Интересы одного только Сергея Цапка представляют три защитника».
Совпадение показа сериала с финалом судебного производства уже спешат объявить сознательной дискредитацией судебной системы РФ.
Сериал обозвали продажным и заказным.
Первый канал пытался дать объяснения на своём сайте: «Деньги на экранизацию болезненной истории выделил Первый канал — все до последней копейки… Материалы реальных уголовных дел не листали. Просто писали историю болезни общества, которое страдает от коррупции и беззакония…».
Оснований называть сериал продажным, пожалуй, слишком мало.
Есть у Первого канала такая передача, как «Пусть говорят». Так там уже сложился обычай заниматься разбирательством уголовных дел не только до суда, а и до ареста подозреваемых.
А фильм, безусловно, заинтересовал, прежде всего, своей аналогией с событиями в станице «Кущёвской». О том, что в это же время идёт суд над прототипами героев фильма, большинство зрителей и не знало.
От всех других фильмов на тему организованной преступности он, возможно, ничем особым не отличается:  есть актёрские удачи (Н. Усатовой в роли «Волчихи» - особенно),
есть острый сюжет, есть очередные открытия мрачных реальностей жизни…
Что мы, не слышали про купленных прокуроров и следователей? Один «Бандитский Петербург» чего стоит…
Сюжеты о переплетениях бизнеса с преступностью при посредничестве местных властей рассыпаны по множеству фильмов и уже не могут произвести впечатление сенсации.
Портреты действующих лидеров страны  за спиной сознательных сподвижников мафии уже не шокируют.
Ни спонсирование церкви, ни участие в её службах главарей и бойцов ОПГ никого не удивят - привыкли.
Стоит отметить, что сериал «Станица» воздержался от смакования сцен кровопролития и насилия, насколько это возможно в фильме такой тематики. И это говорит за то, что авторы, по крайней мере, не пытались сделать боевик на основе подлинных событий.
Сцена открытия церкви, построенной на деньги местных олигархов Волковых, не может не наводить на вопрос: а на что построены другие храмы, не в Кущёвке, а по всей стране?  Не секрет, что на строительство их идут и бюджетные средства. И какова же "отдача"? Позиция батюшки из фильма в отношении Волковых показана невнятно: нет явной услужливости и льстивого радушия, но нет и пастырской озабоченности конфликтом станицы. И неведение здесь не в пользу священника. Тема затронута вскользь, возможно, потому, что требует особого разбирательства.       
 Новой темой в рамках фильма показалось обращение к теме казачества.
Главная героиня, Надежда Волкова, неоднократно называет казаков «ряжеными».
И это очень актуально в связи с тем,  что казаков ещё рассматривают, как влиятельную силу против некоторых агрессивных поползновений на Краснодарский край со стороны выходцев с Кавказа. Но этот аспект в фильме отсутствует полностью, что вполне объяснимо: совмещение национальной проблемы с проблемой сращивания преступности и власти  было бы слишком тяжёлым и для фильма, и для зрителей.
Авторы, чтобы ничего не обострять, пошли даже на то, что проигнорировали национальность реального человека, семья и гости которого были  убиты в станице Кущёвской с особой жестокостью.

Подозрения в какой-то иной причине заинтересованности 1 канала в совмещении сроков показа и суда, кроме  журналистской пронырливости, кажутся слишком надуманными.
Хотя… - был же факт, когда за показом «человека, похожего на прокурора» в сауне с голыми девушками последовало увольнение генерального прокурора страны!
Могут, если захотят, посадить… Наверное, могут и освободить…
  Под предлогом критики фильма, представители партии «Коммунисты России» Краснодарского края не упустили случай погромче заявить, что один из главных подсудимых является членом партии «Единая Россия». Но и это не может стать сенсацией. Не удивляет уже и то, что подсудимый – депутат.
Известно около трёхсот случаев, когда на выборы в местные органы власти выдвигались кандидаты от ОПГ. Разумеется, количество избранных неизвестно.
Причём, успех на выборах объясняется , иногда, не авторитетом кандидата от ОПГ, а демонстративным нежеланием народа выбирать кандидатов от других партий!
В Нижнем Новгороде, например избранного мэром города А. Клементьева арестовали чуть ли не сразу же после выборов, результат их, естественно, отменив.
Известно одно, что система выборов и технология предвыборной кампании создаёт режим благоприятствования именно тем, у кого много денег.
Единственный шанс заявить о своём недоверии кандидатам отобрали не Кущёвские бандиты, а кремлёвские законодатели, отменив графу "против всех".
                Газета «Комсомольская правда» привела замечательный отзыв о фильме жительницы станицы «Кущёвская» А.Ивановой: «Если мы и были забиты, то только равнодушным отношением чиновников к проблемам Кущёвской».
Людей делает пассивными или беззащитными не столько страх перед бандитами, сколько факт явного попустительства им со стороны власти и милиции.
И тому есть доказательства.
Официальный представитель СК Владимир Маркин рассказал, что против членов группировок, действовавших на территории Гусь-Хрустального района на протяжении 17 лет, возбуждено 27 уголовных дел. «Среди осуждённых - сотрудники органов внутренних дел и бывший депутат».
Крупные преступные группировки действовали в Рязанской области, в Екатеринбурге и Братске, в Казани и Набережных челнах…
В Приморском крае действует Китайская группировка…
На Дальнем востоке мафии подчинены более 300 предприятий, из них около 50 – федерального значения.
Сбежавшие подмосковные прокуроры – из той же «песни» о массовом характере смыкания преступности с криминалом.
Нет необходимости в более подробном перечне и ссылках на источники – эти факты доступны для любого желающего, описаны и опубликованы в серьёзных исследованиях   специалистов и журналистов.

Никто не может упрекнуть власть и СМИ в утаивании информации на эту тему. Её не утаивают, но и не выставляют, как злободневную.
Вопрос, допустим, слишком тяжёлый для некомпетентного общественного мнения.
Но власть-то этот вопрос знает во всех подробностях! Во всяком случае, должна знать.
А видим ли мы адекватную реакцию?
Несколько лет назад ОПГ Екатеринбурга пошла на вооружённый штурм здания Областной администрации и РУБОПа!
На Дальнем Востоке обложили данью воинскую часть, которая расплачивалась оружием и патронами.
В одном из регионов для подростков был организован лагерь с целью отбора кадров в ОПГ.
А власть в это время  была занята сезонным переводом стрелок на часах, пошивом формы для кремлёвского парадного полка и переименованием милиции в полицию.
Как же тут не быть Кущёвкам? И она – не первая в своём трагическом качестве. Просто журналисты 1 канала (передачи «Жди меня») не упустили свою репортёрскую удачу…
Почему президенты, и бывший, и действующий, молчали о масштабах проблемы?
Разве нет причин для чрезвычайных мер? Или не верит власть в то, что народ откликнется на  призыв отстоять законный порядок?
Народ и партия «Единая Россия» не едины. Не может власть обратиться к народу, потому что не знает, как теперь к нему обращаться: братья и сёстры или господа?
              В самой Москве началась бурная деятельность по расчистке «осиных гнёзд» преступности в местах расположения рынков и складов.
Неужели одно убийство переполнило чашу терпения или разбудило  честь полицейских мундиров? 
Впечатление такое, что власть больше озабочена не тем, как предотвратить преступность, а как свести к минимуму протесты населения против разгула преступности и беспомощности властей.
И всё же, сериал «Станица», пожалуй, впервые  показал, как на безвластие  реагирует народ. От партизанских действий тех, кто посмелее, до малодушного сотрудничества и унизительного рабства остальных – такой диапазон поступков.
Народного негодования или не было, или оно показано схематично и не убедительно, если не считать за искру протеста выкрики из толпы «Смерть Волчице!».
Но главный вопрос народа к власти прозвучал ещё раз и громко: как могли оказаться неизвестными ей преступления, происходящие безнаказанно более 10 лет?!
Можно ли считать Москву столицей, если она потеряла связь с окраинами?
Если она не видит даже того, что происходит за стенами Кремля…
А ещё вопрос в том, чем являются многочисленные сообщения о явной активизации сил правопорядка в деле обеспечения законности: подготовленным наступлением или его имитацией, чем-то вроде вынужденной реакции на стихийные бедствия?
Жители Владимирской области написали письмо в Москву о преступлениях местной банды под впечатлением событий в Кущёвке. Подписали его кроме жителей и некоторые местные депутаты, и политики! 
 Так, где же «вертикаль» власти?
Какие ещё нужны доказательства, что в стране нет действенной системы управления, а есть только «ряженые» чиновники?
Уже привыкли к тому, что особые подразделения МВД одеты в чёрные маски и бронежилеты и вооружены до зубов.
Вот и в финале фильма бойцы из столицы разоружают и укладывают на пол местную полицию, берут под охрану от самосуда подозреваемых, прикрываясь щитами от негодующей толпы.   
И  обычную для кинозрителя радость, когда «наши побеждают» и справедливость торжествует,  омрачает недоумение и душевная боль вопроса:
 сколько ещё лет правили бы станицей Цапки, если бы не случайная командировка журналистов 1 канала?
И сколько по стране таких «станиц»?
Попытки самоорганизации граждан для самообороны преследуются по закону…
Не видит власть оснований для этого. 
В каждом городе есть комитет по охране общественного порядка. Но и там – «ряженые»…
И как им  не быть, если выбирают или тех, у кого есть деньги, или их представителей с более  симпатичными анкетными данными. Если подкуп избирателей принял легальные формы.
А когда судебный процесс в Краснодарском крае  стал подходить к концу, эта боль стала ещё острее: что же это за страна, если качество защиты обвиняемых или потерпевших зависит от гонорара адвокатам? Численное превосходство адвокатов подсудимых явное!
И кто-то будет говорить о равенстве граждан перед законом?

Тут можно бесконечно  причитать и мудрствовать до тех пор, пока не придёт в голову тот факт, что во всём мире так было и есть…
Есть мафия, продажная полиция и власть, есть запуганные граждане и купленные присяжные заседатели…  Из чего следует, а стоит ли всё так драматизировать?
Ничего нет нового, всё было. И не будем идеализировать СССР…
И всё же, преобладает убеждение, что ещё никогда, как сейчас, в России причиной беззакония не были сами законы страны, а причиной безвластия сама власть, не только не желающая помнить о своём родстве с народом, но возводящая «неравенство» в базовый принцип государственного устройства и прикрывающая это демагогией о демократии.   
И уже не так важно, делается это от недомыслия и тупого подражания более успешным странам , по злому умыслу мародёров, извлекающих выгоды, допустим, от стихийного бедствия перестройки или по коварному плану вражеских разведок.
И сюжет фильма, и реальные события в стране всё чаще приводят к мысли, что сопротивляться насилию преступников народ начинает только тогда, когда отступать уже некуда.  Какая-то мощная доза прививки страха, аполитичности и упования на чудо парализовала страну до такой степени, что ни детские сожжённые трупы в Кущёвке, ни сгоревшие трупы стариков в домах престарелых, ни заложники боевиков в Московском театре не могли избавить от оцепенения.
И фильм, и события, ставшие основой для его сюжета, внушают надежду на то, что, какой бы не была сегодня власть в столице, она не хочет, чтобы граждан страны убивали в бандитских разборках. Что она ещё может реагировать на призывы о помощи и спасении.
Но верить в это всё трудней.