Мир тебе, одиноко идущий

Юрий Шмелев
   "Мир тебе, одиноко идущий и тебе, приют ему давший". Эти слова принадлежат не мне, а Роману ( в миру Матюшин ), иеромонаху и поэту. Я их привел здесь, потому что он глубоко чувствует духовность русского народа, а в этих словах есть частичка "загадочной" русской души. Вспомнить о духовности мне пришлось, когда получил от своего приятеля письмо с копией другого письма, но уже в адрес американского сенатора Маккейна. Написал то письмо наш бывший гражданин, а ныне политбеженец, живущий ныне, как я понимаю, в Польше. Мне же сей опус переслали, потому что я тоже ранее сподобился написать тому же сенатору свое письмо. Вот мне и предложили их сравнить. Оба письма были откликами на статью Маккейна, опубликованную совсем недавно, около месяца назад, на портале Pravda.ru. Если не помните, то напомню: в этой статье сенатор поучал нас, как нам нужно жить. Она тогда не вызвала горячих пересудов в нашем обществе, но и незамеченной не осталась. Официальная оценка свелась к дипломатичному: Маккейн написал не очень адекватные строки на тему, в которой он не совсем разбирается. Рядовые же граждане оценили это, как и следовало ожидать, по разному. Но и они тоже не возбудились, а сейчас, скорее всего, даже забыли. Я же не забыл по двум причинам:
-  во-первых, я не просто прочитал его опус, а еще и ответил ему;
-  во-вторых, полученное от приятеля другое письмо.
    Два письма, два взгляда, два антипода, они отражают разные позиции двух людей в оценке одного письма американского сенатора. Кому, какая позиция ближе, вопрос философский, в том смысле, что каждый волен рассуждать в меру собственного понимания и разумения жизни. Я живу в стране, народ которой, по словам Антона Петушкова (того самого политбеженца), является коллективным преступником. Вот так, ни больше и не меньше. Я один из этого народа, который Антон назвал преступником и готов разделить его судьбу, но мне не хочется ощущать себя неким бандитом, чувствовать себя презираемым всеми честными людьми, подонком. А такая опасность реальна, если все написанное бывшим «товарищем», верно. Что же делать? Кто же мы: народ-преступник или все это грязные наветы злопыхателя?
    Лично я свой выбор сделал и с автором столь сурового приговора согласится не могу. Нет слов, спорить с ним трудно, ведь он приводит просто убийственные факты, сквозь которые проглядывает наша непричесанная действительность. Но не все так грустно и печально, стоит только внимательно прочитать его доводы и вникнуть в глубинную суть обвинений сразу становится видна их несостоятельность и стремление автора выстроить на отдельных фактах и поступках единое целое. Так, по моему, не бывает, в жизни все гораздо проще и одновременно сложней. Попробуем посмотреть на текст письма без эмоций, с точки зрения логики и правды, хоть в ней моему народу и, естественно, мне, отказано. Давайте, пройдемся по пунктам, на которые особенно обратил внимание мой оппонент.

- о Путине: автор совершенно прав, Путин один из нас и мы его выбрали. Речь не обо мне, я на выборы не ходил. Выбрали его мои сограждане и я с ними согласен. Хочу обратить внимание, выбрали они его не за рубли, которые, якобы, кто то им давал за «правильное» голосование, а просто, потому что считали это лучшим выбором. Да, это не идеальный вариант. Есть к нему очень серьезные вопросы и, прежде всего, он должен будет ответить за коррупцию, которая охватила страну в его правление. Правда следует отметить, что она выросла не внезапно на чистом месте, но при Путине она приняла повальный характер и речь идет уже не о «трех колосках», или «несунах», а о гигантских суммах из госказны. Уверен, сам Путин знает об этом, счет ему со временем будет предьявлен по полной мере и даже свыше, но произойдет это эволюционным путем. Автор письма прямо называет моего Президента преступником, вором и убийцей. Браво, уважаемый. Как я понимаю, Вы не первый год живете за пределами России и хочется надеятся, что отчасти прониклись европейским духом, ознакомились с их ценностями. Если это так, то пора бы уже и знать, что преступником человека имеет право назвать только суд. Я понимаю и принимаю Ваши возражения, что в России такой суд невозможен, но есть остальной мир, в котором это вполне возможно, так почему же никто этого не сделал. Я здесь не говорю об официальном суде, какого либо государства, есть ведь свободно практикующие и довольно авторитетные юристы. Пусть проведут независимое расследование и суд. Тогда и будем говорить, а противном случае, я предоставляю Вам право самому определить меру своей ответственности за пустословие и клевету. Я бы посоветовал впредь внимательнее следить за своим языком. Несдержанность в словах не украшает достойного человека.

- о гибели людей при неясных обстоятельствах: К сожалению, здесь мне особо нечего возразить. Я не знаю обстоятельств и причин их смерти. Мое государство ведет себя в этом вопросе не самым достойным образом. Понимаю, что это неуважение и к своему народу и к памяти погибших. Оправдания нет, но такова практика многих стран даже с высокоразвитой демократией, которой они похваляются на каждом углу. Для общего развития могу отметить, что светоч демократии, Великобритания, в известном случае с гибелью Литвиненко ведет себя не очень открыто и адекватно. Но это просто так, к слову, на всякий случай, если захотите написать об ангийской системе власти.

- о режиме Асада: Вы, конечно, достоверно и всеобъемлюще знакомы со всеми нюансами и подробностями обстоятельств, связанными с массовыми уничтожениями режимом невинных сограждан. Вы, несомненно, знакомы с серьезными сдвигами по улучшению жизни населения в районах контролируемых оппозицией. Поделитесь, хотелось бы подробностей. Нам ведь ни чего не говорят, а вещают лишь о гибели боевиков – оппозиционеров. Кстати из Татарстана, где я живу, можно легко попасть в Сирию защищать свободу. Не желаете поучаствовать и врезать прикладом в морду самому узурпатору? 

- о репрессиях: За годы, прожитые в СССР и России, я слышал много версий и подробностей о Гулаге, КГБ – МГБ, о знаменитых тройках, кратком курсе ВКП (б) и тому подобном. Но впервые читаю о том, что народ сам себя уничтожал.  Это, как говорят: «очень круто». Ведь, что бы обвинить целый народ в репрессиях против самого себя, нужен особый склад характера и мышления. Народ ведь не мазохист коллективный. Коммунистическая доктрина, как чума поразила Россию, но народ выжил именно потому, что она не сумела достичь сердцевины жизненного стержня народа. Народ терпел и, по мере сил, сопротивлялся и, слава Богу, проказа отступила.

- о прозвищах: Вы опять почти правы: да, я ненормальный и называю иногда украинцев хохлами, да и жену свою такую же: «хохлушечку», иногда «ласкаю» этим прозвищем. Она у меня украинка и обладает полным набором качеств,  характерных для представительниц этого прекрасного, братского народа. Лучшей жены даже представить не могу. Но так уж сложилось: в просторечии они для нас хохлы, а мы для них кацапы, москали. Да, есть среди нас люди, которые называют американцев пиндосами. Я этого не делаю. Как и не называю их другими «именами»: «янки», «гринго». Не я, а французы прозвали немцев «бошами». Другие, а не мои соплеменники прозвали итальянцев «макаронниками», французов «лягушатниками». Древние греки вообще называли всех варварами. Это что, прозвище или просто общее название народов, окружающих в те далекие времена греков? Ляхи, кстати, древнее имя (самоназвание) современных поляков. Это тоже так, на всякий случай, для общего развития. Дело в том, что часто применение прозвища, это не обязательно желание обидеть. Иногда это просто употребляется для упрощенного понимания, образности речи. Таков уж русский язык. Да и другие, по моему, не хуже и не лучше.

-  о фактах мочится в неположенных местах: есть такое, да. В России с этим «напряженка». Мы еще не достигли той степени уважения к законам и правилам поведения, которая в крови у цивилизованного гражданина. Но все потихоньку меняется, правда не так быстро, как хотелось бы. Главное это стала понимать наша власть и вот уже стали появлятся в самых неожиданных местах общественные туалеты. До Америки, конечно, далеко, она и здесь всех опередила, но уверяю, что не завтра, конечно, но скоро, это и мы решим.

- о применении оружия: «Самый худой мир, лучше самой хорошей войны». Это опять не я сказал. Это мудрость, выстраданная людьми всей плаеты. Вы находитесь за пределами этого понимания. Могу лишь посочувствовать. Оппозиция в России слаба и разрознена, народ терпелив и покорен, но с какого перепугу Вы решили, что мы неспособны защитить свой дом? Это даже не заблуждение, а диагноз для Вас, требующий срочного медицинского внимания. О битвах и войнах сказано и написано много, что то новое добавить трудно, а вот общий наш визави на себе испытал ужасы неприятельского плена. Вел сенатор там себя, как настоящий герой. Честь ему и слава! Но вот, вопрос, как и зачем он там оказался? Счастье людям хотел принести на ложечке? Вместо риса коктейль из бомб напалмовых предлагал? На досуге поразмышляйте, а он должен покаятся и об оружии не вспоминать. Хватит.

- о «загадочной русской» душе: Самая обсуждаемая, при разговоре о русских, тема, её нельзя обойти вниманием. Вот и Вы постарались плюнуть туда. Ну и как, полечало? Тогда, с Богом! Поговорим о  душе, которую Вы называете рабской. Это как раз тот случай, когда «моя хата не с краю». В прошлом году мне довелось побывать в США. Прекрасная страна, нам многому можно у них поучится, прагматизму, предприимчивости, например. Но вот в нью-йорском метро я наблюдал сценку. Большая семья: человек пять детей разного возраста и двое взрослых вольготно расположились на скамейках вагона, видимо ехали отдыхать в воскресный день. Свободных мест почти не было. На остановке вошли двое, дама и мужчина. По возрасту они были, наверно, старше всей этой компании, вместе взятой. Очень прилично одетые, далеко не блещущие здоровьем, они скромно встали в проходе. Им явно это было не по силам. Одно место около вышеозначенной семьи было свободно и Вы бы видели с каким благородством и уважением посадил свою спутницу этот седовласый человек. Посадил, а сам оперся на свою старческую палку, (в России такую называют падогом) держась из последних сил. А что детвора? ( их возраст от 10 до 15 лет примерно). Они повскакали с мест? Как бы не так! Глядя на мучения этого человека, они хихикали и спокойно сидели на своих местах. Старшие им даже не подсказали, что иногда нужно поступится своим комфортом просто так, без выгоды. Я не выдержал и предложил человеку свое место ( других в вагоне, повторяю, не было ), хотя и сам уже далеко не юноша. Скажите, в России такое можно увидеть? Вы прекрасно знаете, что нет.
    Я не призываю под духовностью и душой понимать только луковки церковных макушек, так щедро расставленных по всей России. Душа народа, его духовность определяется не высокопарными словами, а образом жизни, который он ведет. Россия не пропала во тьме веков и все еще жива благодаря духовности, что заложена нашими предками и что воспевают поэты, иеромонах Роман, в том числе. Якобы несуществующая загадочная русская душа, это прежде всего способность к сопереживанию горю незнакомого человека, внутренняя общинность бытия и многое другое. Западный человек живет холодным разумом, это своеобразная ходячая счетная машина, русский живет сердцем и это не машина, а человек. Извините за видимую грубость, я привел это сравнение здесь для контраста и наглядности.
    О загадочности русской души сказано много слов и не только русскими. Как раз об этом больше говорят, как мне кажется, иностранцы. Им, конечно, виднее, а я умолкаю.