Пришвин. Ритмы природы

Игорь Муханов
Пришвина в России знают многие. И с удовольствием цитируют даже те, кто никогда его книг не читал. Имя писателя стало нарицательным – им называют тех, кто любит природу и понимает её язык.
 В Пришвине, как и в любом другом крупном писателе, сошлось и переплелось немало литературных направлений – сказка и повесть, исторический роман и этнографические записки, рассказы о природе и записи дневника. И все эти направления отмечены у Пришвина печатью поэтического восприятия жизни, открывающего красоту всюду и во всём.
 Нередко пейзажные зарисовки Пришвина – лишь корка плоти, под которой, если прикоснуться, бьётся величественный пульс Вселенной. Открывая Пришвина, открываешь для себя человека будущего, в котором гармонично соединены быт и Служение, земное и небесное. Человек будущего скромен – скромен и Пришвин. Он никого не зазывает в свой рай, но всякого встречает в нём, как самого желанного гостя.
 Быть может, самые пронзительные произведения Пришвина, которые уже ассоциируются с музыкой – поэма «Фацелия» и записки «Лесная капель». Оба эти произведения, написанные в жанре миниатюры, столь выразительны и глубоки, что невольно открываешь в них что-то японское, сумевшее прорасти на русской почве наперекор всем её снегам. И в этом заключается заслуга писателя перед отечественной литературой его времени, лишённой возможности участия в перекличке различных культур, всегда взаимообогащающей.
 Знакомство с трудами Пришвина о природе наглядно показывает, что истинная поэзия не нуждается в условных размерах и ритмах. Настоящий художник вслушивается в ритм природы, всегда неповторимо-своеобразный, и переносит его на бумагу. Так, дрожание листка берёзы на ветру может помочь родиться рассказу, посвященному первой любви, шум морского прибоя воскресить в памяти картины минувшей эпохи, а звуки капели, гулькающей, как голуби мартовским днём, устремить душу в небеса, где сверкает солнце. Пришвин верил в новые ритмы, которые откроют человечеству очередную страницу поэзии, и старательно подслушивал их у природы.
 Пришвин – живой пример того, как нужно правильно решать экологическую проблему, принявшую сегодня поистине планетарный размах. Всевозможные очистные сооружения, такие распространенные в наши дни и всё же не дающие ожидаемого эффекта – природа по-прежнему продолжает гибнуть! – необходимо сооружать прежде всего в человеческой душе. Природу спасут не технические ухищрения, а правильное мировоззрение человека, желающего восстановить с ней обоюдополезный энергетический обмен. Правильное мировоззрение и сам процесс обращения человека к природе сделает простым и естественным. Недаром все истинно просветлённые люди горячо любили природу, стократ получая за свою любовь от благодарных стихий.
 От близкого знакомства с творчеством Пришвина душа преображается до безмолвия, и тихий голос начинает рассказывать совсем иную биографию писателя. В этой биографии Пришвин предстает странником, много потрудившимся для воспитания своей души. Его религиозное чувство было развито настолько сильно, что уже не нуждалось в общепринятых формах выражения, предпочитая создавать форму свою, в полном соответствии с условиями времени и места. В условиях Советской России Пришвин стал писателем – в виде простых и ясных рассказов о природе нёс людям Слово о любви, такое для всех необходимое.