Сталинградская битва предстала в новом измерении

Юрий Красавин
ВОЙНА И ЛЮБОВЬ

Сталинградская битва в фильме Федора Бондарчука предстала в новом измерении



Трейлер фильма «Сталинград» разворачивал невероятно детализированную панораму величайшей битвы на планете. А тут ещё музыка Анджело Бадаламенти, новость о том, что кинокартину выдвинули на соискание Оскара!.. Сразу решил, что иду в кинотеатр смотреть новый фильм Федора Бондарчука!

Надо быть очень решительным режиссером, чтобы взяться за фильм о войне, и тем паче – о Сталинградской битве. Это ж после фактически не принятой российским телезрителем киноэпопеи Никиты Михалкова с его комдивом Котовым, окопной правдой и огромными  средствами, растраченными на то, чтобы донести таки свою идею, своё видение военных событий и военной истории до россиян. А они вдруг не прониклись... И как не вспомнить фильмы советского мастера кино Сергея Бондарчука о войне – «Они сражались за Родину», «Судьба человека»… Что же сподвигло Сергея Федоровича в год 70–летия Сталинградской взяться за столь непростую тему? Это при обилии уже снятых о войне, и в том числе о Сталинграде, фильмов – художественных и документальных, цветных и черно-белых, отечественных и зарубежных? Очевидно, Его величество Шанс, которого больше, возможно, не представится.

Фильм «Сталинград» производства 2013 года – первый российский фильм, снятый в разных форматах, в том числе IMAX 3D. Что это такое углубляться не будем, потому как Новгородский киноцентр представил только два версии для просмотра фильма – 3D и в обычном широкоформатном варианте. Выбрал последнее, потому как это привычнее. Осколок пушечного снаряда в кармане всё равно не унесешь, а вот впечатлений хочется забрать с собой побольше. Причем не от того, как фугас в замедленной съемке проносится под мышкой у главного героя, а чего-то художественного, что заставило бы задуматься, сказать себе «не понял» и вернуться к просмотру фильма вновь. В душу может запасть и фраза, сказанная актером комедийным, но не для смеха: «Забыл, как у жены под мышками пахнет».

Шумовых и видео эффектов в фильме «Сталинград», пожалуй, предостаточно. Панорама разрушенного города разворачивается впечатляющая. Несомненно, зрителям запомнится сцена наступления русских солдат, которые бегут на немцев горящими, потому что взорвались цистерны с горючим. Очень эффектно падает немецкий мессершмитт. И это, отметим, при достаточно скромном по меркам Голливуда бюджете в 30 млн долларов. В графической части «Сталинград» снят очень качественно, а музыка Анджело Бадаламенти (маэстро сам напросился написать саундтрек к «Сталинграду») настраивает на верный лад. Но вот актерской игры фильму не хватает. Пятеро русский солдат, плюс один матрос в придачу – защитники дома на правом берегу Волги – запоминаются плохо. То ли нет литературной основы, то ли  роли исполняют малоизвестные артист, но итог фильма таков: из всех русских солдат ярче всего запоминаешь … немецкого офицера, что и изображено на постере фильма.
Возможности компьютерной графики по декорированию фильма входит у Федора Бондарчука в явное противоречие со скудностью людского ресурса. Не видно в воюющем Сталинграде в самый разгар грандиозной битвы народов ни полков, ни дивизий – действие замыкается на группе лиц и на одном доме – даже не знаешь, уместно ли здесь называть знаменитый дом Павлова и имя Якова Павлова, уроженца земли Новгородской. При этом брошенный плюшевые мишка и заяц с длинными ушами в жилой комнате – художественный штамп, кочующий из фильма в фильм. Простим его Бондарчуку-младшему, потому как в подобном и оскароносец Спилберг грешен.

«Сталинград» – фильм, конечно же, про войну, но не только. Разочарованием будет искать в нем новые исторические детали типа участия женских батальонов в защите города. Для тех, кто не знает что такое Сталинград, режиссерский голос за кадром расскажет самое основное, самое пафосное. Он же добавит и кое-что из биографии главных героев, чтобы зритель понял мотивы некоторых их действий и поступков. Скупость на исторические детали наводит на мысль о том, что полыхающий закат и грохот орудий – суть есть декорация, фон для режиссерского средоточия на совсем другой теме. Речь в военном фильме идет также и о любви. Она разворачивается сюжетно по обе линии фронта. Пятеро русских солдат, защищающих жилой дом, влюблены в русскую девушку Катю. Кстати, малоизвестная российскому зрителю актриса Мария Смольникова вполне справилась с олью. Её героиня осталась в своей квартире, потому что это её родное жилище, а солдаты – «Ну, пусть тоже поживут». Девушка из разряда скромных, заботливых, хрупких и нуждающихся в мужской защите. «Где же вы раньше-то были?» – говорит она пришедшим на помощь героям в тельняшках.

Получается, что, выполняя приказ командования фронтом, разведчики защищают не столько плацдарм для скорого продвижения Красной армии, сколько беззащитное, но удивительно очаровательное существо женского пола. Понятно, что творится в мужских сердцах. Да если заглянуть в такие глаза, то порвать готов любого, кто хоть каплю крови прольет или словом обидит… «Я люблю тебя уже второй день» – признается солдат, а звучит в условиях передовой как «целую вечность». Для неё, зазнобушки, красноармейцы готовы рисовать жизнью, чтобы хоть ненамного скрасить бытовые условия, справить девушке день рожденья. Кусочек мыла и торт со свечкой на войне – целое состояние! Почувствовав такое отношение к себе потом, Екатерина говорит своему сыну, что на самом деле у него было пятеро отцов. Как хотите, так это и понимайте.

По другую линию фронта тоже любовь. Немецкий офицер – капитан Кан (Томас Кречман, кстати, не первый раз играет немецкого офицера – его видим в «Пианисте» и немецкой версии фильма «Сталинград» 1993 года) тоже любит русскую девушку. Он обожает Машу, блондинку с вполне современной прической, но любовь захватчика – это принести консервов и получить право кинуть свою избранницу на кровать. 3D камера стыдливо отворачивается от того, что физически более сильный мужчина делает с женщиной в таких случаях. Вдохновляя на бой солдат, немецкий офицер говорит о том, что скоро они, молодые и сильные, окажутся в объятьях шестируких индианок. Если это юмор, то явно неуместный, а если серьезно, то у вояки было что-то с головой. Так, во всяком случае, читается мысль режиссера.

Разный взгляд на любовь – порождение разных, воюющих меж собой идеологий. Кто победил в этом историческом споре, давно известно, но вот почему и откуда взялась сила, способная победить фашизм, остается загадкой. За что воевали наши отцы и деды? Они сражались, конечно же, за родину, и за Сталина. И за землю, за право жить свободно и самим выбирать себе правителей. Всё это правильно, потому что обоснованно и очевидно. В 2013 году Федору Бондарчуку остается добавить к сказанному и верному ещё одно предположение – и за любовь тоже! За то, чтобы русские мужики могли любить и обожать своих женщин так, как никто другой.

Словом, платок, очки и поп-корн на просмотр фильма «Сталинград» брать совсем не обязательно, а вот любимую женщину и немного извилин захватить не помешает. Фильм все же получился очень неоднозначный, кому-то он нравится, а кому-то нет. Следует сравнивать и обсуждать, спорить и негодовать.

Останется ли «Сталинград» Федора Бондарчука, снятый в поселок Саперный Ленинградской области, очередным изображением битвы за Волгу или за Оскар тоже – вопрос преждевременный. Фильм уже предложен на соискание приза Американской киноакадемии как лучший фильм на иностранном (русском) языке, но даже режиссер просит попридержать коней – его детище пока не попало в официальные списки. В семье Бондарчуков, напомним, есть уже Оскар – за «Войну и мир». Будет ли за «Войну и любовь» – посмотрим.

Опубликовано также: http://novved.ru/istoriya/26145-vojna-i-lyubov.html