Тема 8. 1. Западный сциентизм 19 в

Юрий Шпилькин
8.1. Западная сциентистская философия 19 века.
 Позитивизм. Позитивизм (от латин. positivus - положительный) - философское направление, основанное на противостоянии метафизическому (спекулятивному, отвлеченному) подходу при изучении явлений. С точки зрения позитивизма истинное, позитивное знание может быть получено благодаря специальным наукам, а философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, уже не имеет права на существование. Представители первой формы позитивизма XIX века - О.Конт, Дж.С.Милль, Г.Спенсер и др. Второй этап эволюции позитивизма - махизм (эмпириокритицизм) - Э.Мах, Р.Авенариус. Третий этап эволюции позитивизма - неопозитивизм - явление XX века.
КОНТ Огюст (19.01.1798 – 5.09.1857), французский философ родился в католической семье, после изгнания из Политехнического училища несколько лет работал секретарем социалиста Сен-Симона, но оказался неблагодарным учеником.  Всю жизнь страдал от постоянных депрессий, из-за ревности и мании величия были попытки самоубийства.
 Наибольшую известность Конту принесли «Курс позитивной философии» (т. 1-6, 1830-42) и «Система позитивной политики» (т. 1-4, 1851-54). Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Конт создал учение о трех стадиях развития (теологическая, метафизическая, позитивная) и трех формах познания. Отличительные черты теологической стадии - объяснение посредством обращения к сверхъестественным сущностям; метафизической - объяснение посредством обращением к абстрактным сущностям (бытие, сущность, трансцендентное, благо и пр.); позитивной стадии - все объясняется благодаря данным естественных (позитивных) наук. Основные черты опытной науки: отказ от вопроса «почему?», и постановка вопроса «как?»; носит опытный характер; достоверна; полезна для общества. Идеи Конта получили широкую популярность благодаря изложению их в сочинениях Милля и Спенсера.
 МИЛЛЬ Дж. С.  (20.5.1806-8.5.1873) - английский мыслитель, экономист и общественный деятель. Некоторое время был  сторонником Конта, который требовал поклонения и постоянного напоминания о его гениальности, но Милль и сам подозревал о своей гениальности. Основное сочинение Милля – «Система логики» (1843) - содержит индуктивистскую трактовку логики как общей методологии наук. В этике Милль исходит из концепции опытного происхождения нравственных чувств и принципов.
СПЕНСЕР Г.  (1820 - 1903) - английский философ и социолог, является основоположником органической школы в социологии, рассматривая общество по аналогии с живым организмом. Его этике присущ утилитаризм и гедонизм.
  Махизм и эмпириокритицизм. Основателями «второго» позитивизма (махизма, эмпириокритицизма) были Э.Мах и Р.Авенариус.
МАХ Эрнест (18.2.1838 – 19.2.1916), австрийский философ и физик  в своих философских работах доказывал, что реальны только ощущения – звуки, цвета, тяжесть, теплота, запахи, пространство, время и т.д., а вещи – это комплексы ощущений. Задача науки – лишь описание этих «ощущений».
АВЕНАРИУС Рихард (19.11.1843 – 18.8.1896) - швейцарский философ, основатель эмпириокритицизма, в основе которого понятие опыта, где якобы отрицается противоположность сознания и материи, выступал с критикой теории познания, определяя ее как интроекцию – вкладывание внешнего мира в сознание человека, отстаивал взаимозависимость субъекта и объекта.

 Прагматизм. Прагматизм - философское течение, возникшее и получившее наибольшее распространение в США, однако в зоне его влияния оказались и такие страны, как Франция, Англия, Италия, Россия.
ПИРС Чарльз (10.9.1839 - 19.4.1914), американский философ, основатель прагматизма является автором многочисленных работ, которые по большей части остались незаконченными и неопубликованными при его жизни. Завершить удалось только один большой труд – «Великая логика».
Пирс считал своей заслугой в метафизике сведение всех категорий к трем основным: 1) первичности (чистые возможные качества, или дух); 2) вторичности (объективный внешний мир, или материя); 3) третичности (мир общих понятий, эволюция). Пирс определял «реальность» как то, что открывается бесконечным процессом научного исследования. Такое понимание привело к формулировке «принципа фаллибилизма» (погрешимости), согласно которому в любой данный момент времени наше знание о реальности носит фрагментарный, предположительный характер.

ДЖЕЙМС Уильям  (11.1.1842 - 26.8.1910), американский философ, основатель прагматизма получил степень доктора медицины в Гарвардской медицинской школе (1869), там же преподавал анатомию и физиологию, а затем профессором философии Гарвардского университета. Главные труды Джеймса: «Прагматизм», «Вселенная с плюралистической точки зрения», «Значение истины», «Некоторые проблемы философии», «Очерки радикального эмпиризма». Многие из этих работ еще при жизни Джеймса были переведены на русский язык.
«Прагматический метод, - писал Джеймс в работе «Прагматизм», - это, прежде всего метод улаживания философских споров, которые без него могли бы тянуться без конца». Свою позицию, как прагматиста, он формулирует следующим образом: «Метод прагматизма пытается интерпретировать каждое понятие, прослеживая его практические последствия... Если он не обнаруживает различия в практических последствиях» двух альтернатив, то они «означают практически одно и то же, и всякая дискуссия теряет смысл». В книге «Воля к вере» он пишет, что «мы имеем право верить на свой страх и риск любой гипотезе, достаточно правдоподобной, чтобы ввести в искушение нашу волю», т.е. если она не поддается интеллекту. Джеймс утверждал, что согласно прагматизму, если гипотеза о существовании Бога успешно «работает», в самом широком смысле слова, то она - истинна. На этом основании он предложил подход, названный им «прагматистским» теизмом. В тех же лекциях он говорит об истине как об удобном средстве мышления, а далее отождествляет истину с проверяемостью.
Взгляды Джеймса получили также название «радикального эмпиризма». В «Принципах психологии» Джеймс сравнивал мир со статуей, которую скульптор высекает из мрамора. Наш мир изначально есть «хаос ощущений», «поток сознания»; это – «нейтральный» материал мышления любого человека. Мир, в котором мы живем, «постепенно, неторопливыми ударами резца» мы высвобождаем из объективной данности. Познающий - это деятель; с одной стороны, он участвует в созидании истины, а с другой - описывает истину, которую сам создает. Вещи, занимающие человека, цели, к которым он стремится, его потребности - физические и духовные - играют важную роль в выводимых им заключениях. Джеймс подчеркивает, что ум есть инструмент в борьбе за выживание, причем за выживание, которое определено потребностями и идеалами того, кто хочет выжить. Джеймс считал, что смысл понятий заключен в поведении, которое они предполагают. Решающим фактором в выборе человеком того или иного верования (при отсутствии каких-либо объективных оснований для выбора) оказывается «воля к вере». Истина - не статическое качество истинных идей, но то, что случается с идеей, когда искатель истины подвергает ее настоящему испытанию; сознание - не особая сущность, а функция, инструмент выживания человека
ДЬЮИ Джон (20.10.1859 – 1.06.1952) является представителем американского прагматизма, который занимался прагматическим истолкованием научного метода. Этот метод сводился к некоторым приемам решения конкретных проблем, возникающих в различных сферах опыта. Согласно Дьюи, прежде всего, необходимо установить а) специфику данного затруднения или проблемной ситуации, б) затем выдвинуть гипотезу или план ее решения, после чего в) теоретически проследить все возможные следствия предлагаемого решения, г) после этого наступает период реализации и экспериментальной проверки гипотезы. В случае необходимости предложенное решение может быть изменено. Если достигнуто успешное решение проблемной ситуации, то предложенная гипотеза или теория должны считаться истинными, а новая, теперь уже определенная ситуация, сменившая проблемную, приобретает статус реальности. Ни одно решение не должно исходить из каких-либо заведомо известных рецептов и превращаться в догму. Оно должно всецело определяться особенным характером данной специфической ситуации. При решении социальных проблем (которым Дьюи, в отличие от Пирса и Джеймса уделял больше внимания) он считал недопустимым стремление руководствоваться заранее установленными конечными целями или идеалами, предопределяющими поведение индивидов и масс.