Об искусств оплодотворении и суррогат. материнстве

Лев Балашов
ОБ ИСКУССТВЕННОМ ОПЛОДОТВОРЕНИИ И СУРРОГАТНОМ МАТЕРИНСТВЕ. В СВЯЗИ С РОЖДЕНИЕМ ДВОЙНИ У ЗНАМЕНИТОЙ ЧЕТЫ

Мой бывший студент Н.К. на днях задал мне такой вопрос:
«Хотелось бы узнать позицию философа-систематика касательно суррогатного материнства (дюже повеселила меня заметка про 64-летнюю пенсионерку и её молодого супруга, таким вот образом получивших "двойню")».

Я ответил:
Очень рад за Пугачеву и Галкина. С их стороны была проявлена благородная дерзость и самоотверженность. Алла Пугачева показывает всем нам, как надо относиться к продолжению рода, к длению жизни во времени. Своим благородным поступком-примером она как бы взбадривает россиян, обращает их внимание на драматичность ситуации с демографией (вымираем ведь), "подталкивает" нас к тому, чтобы мы «плодились и размножались».
Пусть даже ее родительство не вполне полноценное. Надо помнить: великой артистке ведь уже 64 года! Я знаю Пугачеву как певицу с семидесятых годов прошлого года. Ее творчество — светлое, жизнерадостное, жизнеутверждающее и ее нынешний поступок адекватно отражает суть этого творчества. Она верна себе. За это я очень уважаю ее и даже восхищаюсь ею.

Теперь об искусственном оплодотворении и суррогатном материнстве. Здесь всё не так просто.
С одной стороны искусственное оплодотворение и выращивание ребенка в утробе суррогатной матери —  великое достижение человеческого гения, шаг вперед по пути прогресса. А главное, сколько бесплодных женщин и мужчин (или женщин и мужчин с серьезными проблемами деторождения) приобретают возможность стать родителями, не приемными, а хотя бы генетическими родителями! Кто из взрослых не мечтает воспроизвести, повторить себя в потомстве! Наличие своих собственных детей — существенная компонента человеческого счастья.

Тут еще можно присовокупить появление возможности продолжения рода для умерших, т.е. в ситуации смерти одного или обоих потенциальных родителей (достаточно создать банк генетического материала для всех живущих). Представьте себе, молодые супруги погибли в автокатастрофе. Их родители безутешны, не видать, не нянчить им своих внуков, не будет продолжения их рода. Но вот появилась возможность исправить ситуацию хотя бы частично. Искусственное оплодотворение с использованием генетического материала погибших и последующее суррогатное материнство помогают решить проблему.
 
Насколько устойчивее становится жизнь человечества с появлением возможности искусственного оплодотворения и суррогатного материнства! Сколько родов в прошлом кануло в лету по причине отсутствия такой возможности!

С другой стороны, всякий шаг по пути прогресса чреват новыми рисками. Когда человек впервые изготовил молоток для забивания гвоздей, то появилась возможность использовать этот молоток как орудие убийства.
Возможность искусственного оплодотворения и вынашивания детей суррогатными матерями порождает соблазн для некоторой части людей не зачинать детей естественным образом (т.е. в любви) и не вынашивать их в утробе родной матери. А это понижает качество детопроизводства. Ведь ребенок должен быть зачат в лучах любви (в половом акте любящих). Это во-первых.

Во-вторых, когда ребенка не вынашивают в утробе родной матери — он в какой-то степени лишается качества быть стопроцентным собственным ребенком. Наукой доказано, что вынашивание ребенка в утробе матери значительно влияет на возникновение (или невозникновение) тех или иных его задатков-способностей, на качество его здоровья и даже на внешний вид, на формирование характерных черт личности ребенка. (Недавно ученые в Швейцарии провели такой эксперимент: записывали голос новорожденных детей и оказалось, что вокализация у  детей, рожденных немецкоязычными матерями, отличается от вокализации у детей, рожденных франкоязычными матерями). Т.е. в силу пребывания в утробе тех или иных матерей дети приобретали задаток-способность к освоению соответствующих языков).

Вывод: новая возможность по искусственному оплодотворению и суррогатному материнству должна быть ограничена только случаями разного рода медицинских или социально-психологических противопоказаний к нормальному деторождению.
Право на искусственное оплодотворение и использование суррогатного материнства не должно быть безусловным, абсолютным. В обозримой перспективе (100-200 лет) оно может реализовываться лишь при наличии указанных противопоказаний к нормальному деторождению.

Шумиха вокруг необычного рождения детей Пугачевой и Галкина может иметь отрицательные последствия в виде отказа от полноценного родительства нормальными женщинами и мужчинами, в виде создания моды на искусственное оплодотворение и суррогатное материнство.

В недавней дискуссии  на телеканале "Россия 1" между депутатом В.В.Милоновым и Лолитой Милявской ("Поединок". Программа Вл. Соловьёва 10 окт. 2013) были высказаны озабоченности по этому поводу. И телеаудитория отдала предпочтение скептику Милонову.