Тема 6. 2. Философия английского Нового времени

Юрий Шпилькин
На формирование западноевропейской философии 17 в. определяющее влияние оказали открытия Коперника, Кеплера и Галилея, создание классической механики Ньютона, учение о кровообращении Гарвея и другие открытия привели к торжеству рационального понимания картины мира.
6.1. Английский материализм. Материализм как идейное течение 17  в., возникшее в Англии в условиях становления капитализма, не был простым возрождением стихийного античного материализма. В основе английского материализма лежит убеждение в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Главные представители материализма в Англии — Т. Гоббс и Дж. Локк.

Гоббс Томас (5.04.1588 – 4.12.1679), английский философ, родился в семье священника, и будучи атеистом, призвал религию в качестве рычага управления обществом. Наиболее известное его сочинение «Основы философии» (1642-58) и «Левиафан» (1651),, посвященное теории верховной власти. В первой части этой работы Гоббс рассматривает проблему человека  с позиций механистического материализма, утверждая, что переживания человека определяются механическим движением внешних тел и как сторонник номинализма, утверждает необходимость анализа начинать с определений. Чтобы не употреблять противоречивых понятий. Общество, как и человека, он уподоблял механизму и рассматривает его по  аналогии с организмом. Общество, основанное на договоре, в лице государства представляет собой огромное существо, подобное библейскому механическому Левиафану. Власть - душа государства, должностные лица - суставы, награды и наказания - нервы, законы - разум, воля и справедливость, гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, а гражданская война - смерть государства.
     Во второй части книги Гоббс обосновывает концепцию  соглашения или  общественного договора между людьми. Согласно Гоббсу латинское изречение: «Homo homini lupus est» - «человек человеку волк» выражает суть отношений среди людей до возникновения государства.  Их естественное состояние: война всех против всех.  И когда люди соглашаются подчиниться   какой-то власти, то они утрачивают право на какое-либо сопротивление правителю. Это право может возникнуть только в одном случае, если правитель не обеспечивает их безопасность. Правитель в государстве обладает высшей властью. Гоббс считал, что церковь должна подчиняться государству. «Вера, - по выражению Гоббса, - то, во что государство дозволяет верить; суеверие – то, во что государство запрещает верить». Государство, которое Гоббс уподобляет мифическому библейскому чудовищу Левиафану, — результат договора между людьми, положившего конец естественному состоянию «войны всех против всех».

 
Локк Джон (29.08.1632 – 28.10.1704) вслед за Ф. Бэконом, определяет опыт как основу всякого знания и мышления. в работе «Опыт о человеческом разумении» (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Наша душа должна быть уподоблена чистой доске (tabula rasa), письмена на которой способен оставить лишь опыт. Опыт и должен стать главным предметом философского исследования. Наша душа отчетливо различает два вида опыта, опыт внутренний и внешний. Последний есть то, что мы называем внешним чувством, а первый относится к сознанию внутреннего мира самого человека. Что касается достоверности знания приобретаемого на основе того или иного рода опыта, то несомненное преимущество должно быть отдано опыту внутреннему, так как здесь мы имеем дело непосредственно данным его содержанием. В разуме не содержится ничего, что не держалось бы в чувстве. Что касается внешнего опыта, то его содержание сводимо к такой форме психического переживания, как ощущение. Идеи, по Локку, есть все то, что воспринимается душою в себе самой или является непосредственным объектом восприятия, мышления или интеллекта. Ум способен лишь к комбинированию идей, и не способен уничтожить, или изобрести новые (простые) идеи. Основатель либерализма, Локк в своем учении о государстве ограничивает его деятельность самым необходимым и считает, что конституционное правительство на основе суверенитета народа должно гарантировать свободу и равное право для всех, а также разделение власти. Против материализма и атеизма выступил  Дж. Беркли  и Д. Юм.
 Субъективный идеализм
Беркли Джордж (12.03.1685 – 14.01.1753), английский философ, епископ в Клойне (Ирландия). В «Трактате о началах человеческого знания» (1710) утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости. Субъективно-идеалистическое учение Беркли — один из источников эмпириокритицизма, прагматизма, неопозитивизма. Теоретической основой многих ключевых теорий Беркли является его учение об абстракции, изложенное во введении к «Трактату о принципах человеческого знания». Беркли считает ошибочной локковскую теорию абстракции, согласно которой общие идеи, возникающие через отвлечение от случайных свойств вещей, имеют самостоятельное существование в человеческом уме.
Юм Дэвид (26.4.1711-25.8.1776), шотландский философ, историк, экономист. В «Трактате о человеческой природе» (1739-40) развил учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке «впечатлений», причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал неразрешимой. Отрицал объективный характер причинности и понятие субстанции. Разрабатывал теорию ассоциации идей. В этике развил концепцию утилитаризма, в политэкономии разделял трудовую теорию стоимости А. Смита. Учение Юма — один из источников философии И. Канта, позитивизма и неопозитивизма.