Памяти виктора топорова

Геннадий Муриков
               
               
Умер Виктор Топоров. Думаю, как бы это ни показалось странным, что вместе с ним умерла так называемая «свобода слова» в петербургской критике. Я сам литературный критик и прекрасно знаю, как тяжела эта «шапка Мономаха». Все ждут похвал, чего-то «сладенького»,– а суть дела, т.е. элементарную графоманию, рекомендуют не затрагивать.
Топоров рубил топ ором, по-видимому, следуя внутреннему смыслу своей фамилии. В его мемуарах («Двойное дно») приводится одно интересное воспоминание: якобы он, очнувшись поутру, услышал по радио, что Солженицынская премия (в то время около 5000$) присуждена В. Топорову. Обрадовался страшно, но… увы! – эта премия была присуждена его однофамильцу В. Топорову, сотруднику Пушкинского дома.
В этих воспоминаниях  и сам еврейский «наш» В.Топоров  выглядит по-простому наивным и по-детски непосредственным человеком. Таким он и был.
Я не очень хорошо знал В. Топорова лично,– так, случайные встречи в СП, фуршеты, банкеты, мимолётные беседы, – каждый писатель понимает, что здесь все «свои», знают и узнают друг друга. Но вот что мне запомнилось: как-то при разговоре в общей компании его спросили:   ты еврей, а почему же против «своих» выступаешь? Ведь это не принято: еврейская (тогда , в 80-х годах) Литгазета тебя не печатает.
В. Топоров ответил просто: я не еврей, я «выкрест». Что такое «выкрест»? Это еврей, отрёкшийся от своего «избранничества» и получивший вследствие этого огромную внутреннюю свободу – для того, чтобы серьёзно и недвусмысленно посмотреть на «творчество» неких бывших своих «единоверцев». (Такими были ещё в начале ХХ века Я. Брафман, его внук В. Ходасевич, В.  Григнгмут и некоторые другие члены Союза русского народа.)
Главные «герои» разных статей В.Топорова  – это те, кто не отрёкся от своего «еврейства».  Некий Р. Сенчин вспоминает,что,  дескать, В. Топоров благословил его на поход на Болотную площадь, якобы «по-серьёзному».  Этот  в недалёком прошлом «собиратель бутылок» в общежитии Литинститута решается давать указания нам, кого считать,   а кого не считать критиком и писателем.
Ещё один «объект» деятельности Топорова – Д. Быков, «мыслитель» из болотного «местечка», пишет: «Современная русская литература чудовищно  непрофессиональна»,  – так ставит диагноз этот врач-патологоанатом и не замечает, что ставит он его сам себе.
Быков пытается «разоблачить» Топорова. Вот одно из его суждений, где Д.Б. цитирует мнение В. Топорова: «Много было пересудов после высказываний Топорова о редакции журнала ”Звезда”: " У ”Звезды”  два соредактора, Арьев и Гордин – но извилин-то у них на двоих одна". Содрать ярлыки, навешиваемые Топоровым, –  пожалуй, занятие наисложнейшее».
Д. Быков не работал в журнале ”Звезда”, а я-то могу поделиться собственными впечатлениями. Я хорошо знаю обоих теперешних редакторов. Арьев, как критик, – умён, но как редактор – увы!  А Гордин – туп везде, –  такая уж судьба. Даже во время суда (с Е. Туиновым) он не смог внятно ответить на вопрос судьи, еврей он или нет ( я там присутствовал в качестве свидетеля). А ведь дело-то шло по знаменитому вопросу о «разжигании межнациональной розни и антисемитизма».
Топоров дал Быкову несмываемый ярлык – «паралимпиец», намекая на то, что это прирождённый инвалид. Но ещё он дал ему и прозвище «популярного куплетиста». У тех, кто помнит советское время, сразу всплывает в памяти герой из фильма «Неуловимые мстители»: «Я Буба Касторский – оригинальный куплетитст». Опять-таки: не в бровь, а в глаз!
«Руки брадобрея» – так называется одна из книг В. Топорова . Правильно называется: пора по-петровски побрить бороды зарвавшимся литературным боярам. Цитирую буквально наугад: «Юрий Лотман, по свидетельству Умберто Эко, знал мало из того, что на Западе полагается знать учёному такого уровня». А   дальше  – как хорошо сказано о творчестве некоего В. Аксёнова, бывшего в 60-х годах героя так называемой  молодёжной прозы («Звёздный билет»),  гражданина двух или трёх государств, на которого теперешние либералы чуть ли не молятся: «Перед нами разжижение мозгов, болезнь Альцгеймера, перед нами старческий маразм, кое как замаскированный под политический гротеск» («Жёсткая ротация», с. 306).
Цитаты из разных статей Топорова можно брать подряд – каждая из них удар топором. Следует даже говорить не о «руках брадобрея», а об умелой руке дантиста, вырывающего гнилые зубы.
Быкову не нравится русская литература, он её считает графоманской – получи по мордасам, «оригинальный куплетитст»! Гранину тоже не нравилась русская литература лет 50 – 60 тому назад. И на него найдётся управа у В. Топорова. Его оценка общеизвестна…  То, что В. Топоров, мог дать по яйцам любому писателю, так называемого мужского пола ( о женщинах он никогда грубо не писал – это почти никем не замечено) сомнений не вызывает. Но вызывают сомнения некоторые отклики в печати, появившиеся после его смерти. «Сладенький болотинец», борец с «кровавым путинским режимом» Р. Сенчин делает вид, что удивляется, почему Топоров «долбил» Д.Быкова и дал ему несмываемое пятно «паралимпийца». В том-то и соль, что ваш любимый «инвалид» Д. Быков – инвалид по сути своей: и не русский он, и не еврей, а так – сбоку припёку. Потому и «паралимпиец», несмотря на все свои акробатические ужимки и прыжки. Кому, как не Топорову это знать.
А вот что пишет В. Топоров о присуждении Е.Евтушенко премии «Поэт», которая учреждена штабом А. Чубайса и его приспешников: это «поэт» с «ворованным воздухом»  ( со ссылкой на О. Мандельштама)–  точнее не скажешь! Браво, В. Топоров!   
И всё-таки об истоках энергии В. Топорова  многие стесняются даже сказать, в том числе и сладенький  критик-мемуарист Р. Сенчин. А я скажу: не любил Виктор Топоров еврействующих политиканов, которые маскируются то под демократов, то под либералов, то под «всечеловеков» и «общечеловеков», а за душой у которых своё маленькое «местечковое».
Вспомним старую эпиграмму:
            Дико воет Эренбург,
            Разделяет Инбер дичь его,
            Ни Москва, ни Петербург
            Не заменят им Бердичева.
Увы! И сейчас то же самое.
Разные любители, равно  как и хулители, творчества В. Топорова покоробятся, когда я скажу, а я скажу это со всей откровенностью: Виктор Топоров – это Виктор Буренин нашей современной эпохи. Скажут: Буренин – «нововременец», самый подлый «ретроград» и антисемит   эпохи серебряного века, фельетонами которого зачитывались все от Льва Толстого до Д.Мережковского. он умел, что называется  «вставить перо», кому надо. И вот парадокс: антисемит Буренин и … еврей В. Топоров.
Тут есть над чем подумать. Параллели очевидны.