Творчество

Никита Заглядов 2
Мне повезло в жизни – я иногда встречал по-настоящему творческих людей и даже работал с ними вместе, решая конкретные задачи. Это, как правило, были люди неординарные. И необязательно это были гуманитарии или художники и поэты. С одним из таких людей из числа инженеров я работал над созданием первой в России телевизионной камеры на приборах с зарядовой связью (ПЗС), которые теперь есть почти в каждом сотовом телефоне. И было это в далеком 1975 году. Я только что закончил Московский институт электронной техники и получил распределение в перспективную лабораторию. Первую линейку ПЗС изготовили в соседнем НИИ и дали нам проверить её возможности. Они не знали, куда её можно применить, а мы попытались получить с неё линейный сигнал, получили и посоветовали соседям сделать матрицу ПЗС, чтобы получать изображения.

Лёня Гуторов – а именно о нем я и хотел рассказать, появился немного позже и попросил меня, как наиболее компетентного специалиста, ввести его в курс дела. После моих пояснений он очень быстро вник в нашу работу и сразу начал давать очень дельные советы, как физик-теоретик. Мне нравилась его манера отключаться от мира и просто смотреть в пространство, а потом вдруг выдавать гениальную идею, которую мы все впоследствии воплощали. Лёня был большим человеком, как в прямом, так и в переносном смысле.         В работе он был сосредоточен, хотя я никогда не видел, чтобы он напрягал мышцы лица. Поэтому выглядел глуповато, но это было внешне – внутри работал суперкомпьютер, хотя тогда ещё таких не было. В жизни он был нормальным, веселым человеком с хорошим чувством юмора и хорошим аппетитом. Не скажу, что мы были друзьями, но пару раз я бывал у него дома, да и пива мы выпили немало. Не знаю, как сложилась его судьба в дальнейшем, т. к. я уехал из Москвы в 1978 году и бывал там довольно редко.

Уже будучи в Архангельске я познакомился ещё с одним интересным человеком. Звали его Хатанзейский Игорь Тимофеевич, сокращенно ХИТ. Он был по национальности ненец, закончил 2 института и работал над серьезным изобретением – прибором, измеряющим диаметр бревна бесконтактным способом во время его движения по конвейеру. Эту задачу пытались решить многие научные институты, но получалось или слишком сложно и дорого или не очень точно. ХИТу удалось в одиночку решить эту задачу и он получил патент на изобретение, но никак не мог внедрить его в производство. В Центральном научно-исследовательском институте механической обработки древесины, сокращенно ЦНИИМОД, этим занималась целая лаборатория, а тут вдруг какой-то ненец лезет со своими делами. Для оценки опытного образца этого изобретения, которое ХИТ собрал на одном заводе создали комиссию, в которую я вошел как специалист по электронике. Конечно исполнение устройства было далеко от совершенства, но идея, простота компонентов и невысокая стоимость устройства меня лично очень впечатлили. Многие члены комиссии дали отрицательную оценку прибору, а я дал положительную и убедил остальных дать изобретателю возможность доработать устройство.

 Впоследствии мы с ХИТом вместе дорабатывали это устройство на заводе, где я уже работал мастером КИП и А. Вот тогда, собственно, я и узнал, что с момента получения патента прошло 12 лет и все эти годы ХИТ доказывал полезность и нужность его изобретения, однако встречался с равнодушным бюрократическим  аппаратом, Которому была важна только личная полезность и нужность. Конечно и у ХИТа было одно отрицательное качество – он пил. Однако это была скорее национальная болезнь, т. к. ненцы плохо переносят алкоголь и после первой выпивки привыкают к нему, а потом не могут без него обойтись. Однако наблюдая за ХИТом в течение нескольких месяцев, пока он внедрял своё устройство на нашем заводе я понял, что выпитый стакан вина стимулировал мозговую деятельность ХИТа и я практически никогда не видел его пьяным.

И ещё он рассказал мне, как его не брали на работу в ЦНИИМОД, а он обратился к депутату ненцу, который устроил ему прием у первого секретаря обкома. Первому секретарю он выложил все свои зарегистрированные патенты и сказал, что его не берут на работу в ЦНИИМОД. Тогда секретарь позвонил директору ЦНИИМОДа и приказал ему взять на работу ХИТа.
У меня были хорошие отношения с Игорем Тимофеевичем – так я его обычно называл и даже помог ему с электроникой для его устройства. А один раз я услышал интересный анекдот про ненца и решил рассказать его ХИТу. Сидит старый ненец. Курит трубку. Рассуждает: «Старый стал.» Опять курит. «Седой стал.» Опять курит. «Говном стал.» Опять курит.  «А говном и был.» Опять курит.  Я рассказал анекдот и замолчал. ХИТ тоже молчит. Прошло полчаса. Он как захохочет. Тут и я захохотал, а потом сказал ему: « А я подумал, что ты обиделся за ненца.» Он ответил, что не на что обижаться.

Для полноты картины хотелось бы рассказать ещё об одном изобретателе. Хотя я и был с ним знаком, но не так близко, как с двумя предыдущими. Мы с ним учились в соседних группах и столкнулись на кафедре вычислительной техники, где оба подрабатывали. Он был немного старше нас и я по простоте душевной поинтересовался, почему он пошел учиться так поздно. И тут я услышал удивительную историю.

Он работал трактористом в колхозе, где-то в Красноярском крае и занимался в клубе парашютным спортом. Во время очередного прыжка с парашютом у него получилось неудачное (?) приземление на голову. Короче говоря он треснулся головой о землю и после этого экстерном закончил среднюю школу, т. к. до этого у него было только 8 классов. После этого поступил в наш институт и уже на кафедре получил патент на изобретение. Он был очень серьезный человек, поэтому заподозрить его в том, что он все это придумал у меня не выходило. Наши пути впоследствии разошлись – он остался на кафедре, а я ушел в НИИ.