Cовместимы ли педагогика и оружие

Арсений Меркушев
Когда говорят о великом театральном режиссере, на ум в первую очередь приходит имя Станиславского.

Когда говорят о великом психологе, вспоминают прежде всего Фрейда.

Когда говорят о великом педагоге, всегда называют Макаренко.

Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало известное решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

К слову – Макаренко был выдающимся практиком-педагогом. И он прекрасно понимал детей. «Сила общественного мнения в детском коллективе - совершенно материальный, реально осязаемый фактор воспитания...- указывал Макаренко.- Только отсутствием в школе организованного общественного мнения можно объяснить беспомощность воспитателей...»…

Можно сказать еще очень многое про его методу воспитания, но зачем повторять то, что уже написано в «Педагогической поэме» или «Книге для родителей»?

Давайте подойдем с другой стороны…

 ЕСТЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ВІРАЖЕНИЕ: НЕ ЗНАЕШЬ КАК ПОСТУПИТЬ, ПОСТУПАЙ ПО-ЗАКОНУ 

 А если дело не в законе, а в морально-этической оценке, нравственных установках общества, гхххуманизьме, вечном – добром, слезинке ребенка и прочей лабуде?

Что делать человеку, прочитывающему с упоением и восторгом Нагорную проповедь, и попавшему в затруднительную, с морально - этической стороны, жизненную ситуацию? Наверное, поступать так же, как поступил бы Христос…

 А что делать педагогу, перед которым встал интересный нравственный или профессиональный вопрос? – Наверное, обратиться к авторитетам (не к тем, что с наколками, а тем что на портретах)…

Итак…Можно ли и нужно ли учителю носить в школе оружие? Что по - этому поводу писал и говорил великий педагог Макаренко?

Да много он чего писал! Только вот пацифистом – непротивленцем – хоплофобом он точно не был…

 Дело происходило после гражданской войны, корда армия была демобилизована, бывшая империя потеряла изрядные территории на западе, а в стране было сотни тысяч беспризорных, была дикая безработица, нищее или нищающее население, а общество быстро расслаивалось на богатых (НЭПманов) и бедных… В общем - с нашим временем не имеет абсолютно ничего общего …Абсолютно! Ведь правда, ничего?

Воспитанники Макаренко попались те еще – беспризорники, воришки, малолетние шлюшки … И вот что он пишет о них…

Макаренко, «Педагогическая поэмма»: @ Пройдя к сараю, в котором хранились наши инструменты, я взял топор и хмуро посматривал, как воспитанники разбирали топоры и пилы. У меня мелькнула мысль, что лучше в этот день не рубить лес - не давать воспитанникам топоров в руки, но было уже поздно: они получили все, что им полагалось. Все равно. Я был готов на все, я решил, что даром свою жизнь не отдам. У меня в кармане был еще и револьвер.@

Вдумайтесь в то , что он пишет? Он не только признается, что пронес в школу оружие, но еще и готов стрелять на поражение…в подростков, практически еще детей!!! Конечно в целях самозащиты, но вряд ли кто собирается не отдавать свою жизнь даром -  стреляя в воздух или по - ногам…Слава Богу, что все обошлось и невинные ангелочки не пострадали от рук этого злого  педагога…

 А какой у Макаренко был револьвер? Ответ дает он сам…

Макаренко, «Педагогическая поэмма»: @Рыжий быстро нес навстречу к ним. Антон забеспокоился и поглядывал на мою кобуру.

   – А вы все-таки переложите наган в карман, чтобы ближе был.

   – Не мели глупостей.

   – Ну, как хотите. @

А как он к нему попал?

Опять же просто и буднично Макаренко даете ответ: @Я выпросил у завгубнаробразом наган для защиты от дорожных рыцарей@

Перевожу на современный язык: Приходит директор школы для трудных подростков к начальнику ОБЛОНО (областной отдел народного образования) и жалуясь на криминалитет просит выдать оружие, и, после каких то препирательств (ну какое начальство что то дает без препирательств) , получает револьвер системы Наган.

Прошло время, и вот Макаренко, дает своему воспитаннику Семену револьвер, доверенность и посылает в финотдел за крупной суммой денег, доказав тем самым на деле, что действительно верит в честность воспитанника. Недаром, Семен, в последующем, становится одним из лучших колонистов. «Такие поручения изумляли нас. И только спустя много лет мы поняли, что это было большое доверие к нам умного и чуткого человека, что этим доверием Антон Семенович пробуждал у нас к действию спавшие до того лучшие человеческие качества», - напишет реальный Семен в воспоминаниях о своем учителе.

Выводы оставляю за читателями, но задается мне что рассуждения о праве учителя на оружие для защиты своих учеников от потенциально возможных опасностей ввели бы Макаренко в когнитивный диссонанс.