Мамушка-Баюшка

Наталья Листикова
  В  избушке на краю дремучего леса  жила   женщина с тремя сыновьями. Жили они, не  тужили. Всего было в достатке. А все потому, что была у женщины той волшебная палочка.  Многим людям помогла добрая женщина, никому не отказывала в помощи.
Время шло. Сыновья росли, у каждого свой характер.
Младший сынок — Дрёма — матери утеха, был светленький да тихонький. Все за матерью  ходит или на травке сидит, рассказы её слушает.
 Средний сын  — Баюн — нрава  был веселого. Быстрый как огонь. И волосы цвету огненного. Целыми днями скачет непоседа по лесу, с зайцами и белками в горелки играет.
А вот старший не удался. Скрытным  рос да завистливым. А зависть, известное  дело, душу чернит, ум темнит... Где ни появится, там смех смолкает, разговоры стихают. Прозвали его люди Гнетуном.   
Из-за него, старшего, все и приключилось.
 Много злодеев   вокруг избушки лесной хаживало: хотелось им   палочкой волшебной завладеть. Пробовали и в избушку пробраться, но только  нет  им туда ходу. Каждая дощечка их выдает, каждая половичка хозяйку предупреждает.
Но зло  изворотливо, на выдумку гораздо. Поэтому и часто верх берет.
Объявился в тех краях страшный человек. Лицом черен, душой злобен. Жил он скрытно, никто его дома не знал, не видел.
Сидит как-то Дрёма на лужайке, в чурочки играет. Вдруг видит, раскрылся большой старый   пень. И выходит оттуда   старик. Сам с ноготь, борода с локоть. мальчика к себе манит. Иди, мол, ко мне, игрушку покажу, такой игрушки в целом свете нет.
Боязно стало  Дрёме, а любопытство разбирает. Да и тянет его какая-то неведомая сила. Вошел он в пень, а там ход в землю ведет. И этим ходом пришли они к дому. Вроде и маленький дом, но чего только там нет! Сундуки полны добра,   полы коврами устланы.
«Смотри, сколько  у меня богатства», — говорит старик.
Но мальчику до богатства дела нет, ему игрушку подавай. За ней ведь и шел.
Достал  старик ящичек резной, крышку открыл. А там целый полк солдатиков оловянных. Только те солдатики не простые были, а волшебные. Стоило им   сказать: « К бою готовсь, пушки по ворогу — пли!» — выстраивались они  строем  и в бой друг на друга шли.
            Очень захотелось Дрёме в этих солдатиков поиграть. А старик и говорит, ласково   говорит, а у самого глаза злые: «Сперва укради у матушки палочку волшебную — тогда и солдатики твоими будут...»
Страшно стало мальчику. Злобой от чёрного старика так и веет. Но прямо ему в глаза посмотрел, ответил твердо: «Не буду я у маменьки палочку красть. Не нужны мне твои солдатики!»
И ушел из домика. Но матери про старика рассказывать не стал, знал, что ругать его будет за то,  что с ним под старый пень полез.
А чёрный старик от задуманного не отступается. Решил он среднего сына использовать, стал его на тропинках лесных поджидать.
Куда там! Сорванец Баюн по лесу носится, только свист в ушах стоит. Разве за ним угнаться! Пришлось и  его оставить   в покое.
А старший сын Гнетун, пока старик за младшими охотился, задумал из дому уйти. Невмоготу  ему в лесу с матушкой да братьями. Захотелось мир посмотреть, себя показать. Да и правду сказать, большой уж стал детина.
Вот и говорит он матери: «Отпусти ты меня на волю да награди хорошенько, чтоб нужды я ни в чем не знал».
Жалко женщине сына, знала она, что неумен, своенравен он, боялась за него, да делать нечего, охота ведь пуще неволи.
«Чего же ты хочешь?» — спрашивает.
«Коня могучего, меч булатный, ну и кошелёк чудесный, где деньги не переводятся».
Нахмурилась мать, головой покачала: «Коня и меч получишь да котомочку с хлебом и салом. А вот кошелек чудесный в пути тебе будет лишним. В жизни  важнее золота умение и старание. Найди их, с ними никогда не пропадешь».
Добра хотела сыну мудрая женщина, но не понял этого Гнетун, рассердился а мать. Вышел в лес, сел на пень, в сердце обиду бередит.
А старик тут как тут.
«Знаю, — говорит, — что в путь собрался, знаю и обиду твою, какую отомстить надобно, иначе, что ты за молодец. Принеси мне волшебную палочку, дам тебе копилку взамен. Сколько оттуда возьмешь, столько же там и прибавится».
Обрадовался Гнетун. Темной ночью выкрал он палочку и отдал старику.
 А злодей, как палочку волшебную получил, перво-наперво решил от хозяйки с сыновьями избавиться. Прокрался он в их дом, над спящими заклинания сотворил и к каждому палочкой прикоснулся. Заключил он их в стволы древесные. Мать — в березу, младшеньких — в сосенки. Да и старшего не пожалел, в осину заточил.. «Спите теперь вечно, сладких вам снов».
Только рано он смеялся, рано радовался. Остались у деревьев души живые, не властен был над ними чёрный старик. Стали эти души духами бестелесными, ночными. И полетели к людям, сны им навевать. Какой сынок на подушку прилетит, такой сон человеку снится.
Дрёма, младший сын,   к детям и хорошим людям прилетает,  сны им приносит сладкие да чистые.
Сны Баюна — быстрые, прихотливые. Куда только не заведут, какие чудеса не покажут!
А старший сын — Гнетун — нежеланный гость. Мучится он от вины своей и глупости, горько ему и тягостно, потому и сны, которые он приносит, тяжелые, страшные, душу мучат, тело утомляют. И прилетает он к людям злым и бессовестным. Не забывает и чёрного старика, каждую ночь его навещает, тот уже и спать боится.
И все сыновья  мать-старушку слушаются. Это она решает, кому какой сон послать, поэтому и называют её Матушкой-Баюшкой.