Русский дух

Валерий Афанасьев
Русский дух

Наверное, все слышали с детства «Здесь Русский Дух, здесь Русью пахнет», «Не падай духом» или «Сильные духом». Так что же такое этот самый Дух? Чем люди бывают сильны? Что это за могучая опора, которая дает силы выстоять в самых трудных ситуациях? Что есть наш дух?
Чтобы ответить на этот вопрос надо сначала решить, а что же такое человек. Быть может, это телесная оболочка, наделенная условными рефлексами? Но откуда в таком случае берется эта самая Сила Духа? Сила Духа позволяет действовать нам зачастую вопреки рефлексам.
Так воины, движимые Силой Духа, сознательно идут на смерть ради жизни своего рода, возвышаясь над простыми инстинктами. А что заставляет нас делиться с обездоленным, помогать попавшим в беду, действуя зачастую бескорыстно? Никак не рефлексы. Так что же в таких случаях является движущей силой человека? Порыв души, скажете Вы?
Да, это так. Но откуда он возьмется этот самый порыв души? Почему у одних он возникнет, а у других нет? Им двигает наше внутренне мироустройство, слагающееся на основе принципов и устремлений.
Устремления. Все начинается именно с них. Как слово невозможно без мысли, так и осмысленное действие невозможно без устремлений. О бессмысленном действии говорить не будем. Оно подобно хаотическому метанию и в конечном итоге не ведет к результату, если не считать таковым беспорядок.
Так каковы же наши устремления и от чего они зависят? От той маленькой вселенной, которую представляет из себя наш внутренний мир. Отпечаток внутреннего мироустройства – это и есть тот дух, который побуждает нас к осознанному действию. Каким он будет, такими будут и наши стремления.
Откуда же берется наш внутренний мир? Он складывается на основе опыта, стремлений души и той работы по созданию своего внутреннего мира, которую мы ведем.
«Надо укрепить дух» - говорим мы. Но что под этим подразумеваем? Надо упрочить и упорядочить свое внутренне мироустройство, сделать его устойчивым к внешним воздействиям. Если дух крепок, то внешние шторма и грозы не страшны – они разобьются о его твердыню. Если дух слаб, то достаточно малейшего ветерка, чтобы нас привести в смятение. Внешнее имеет власть над внутренним, если мы позволяем ему иметь эту власть. Сильные духом перенесут любые невзгоды, слабым духом любая бытовая мелочь кажется трагедией.
Если над своим внутренним миром не работать, то он будет подобен запушенному саду. Подобен хаосу, а в хаосе невозможно найти опору. В таком случае наш дух мечется, и нет ему покоя, и ничто по-настоящему не радует душу. Радости телесные лишь мимолетный обман, который рассеется очень быстро. Лишь торжество и равновесие духа могут дать истинную радость.
Так на какой же основе строить внутренний мир? Злоба, зависть, гордыня, корыстолюбие могут придать силы, но с их помощью никогда не удастся достигнуть главного – равновесия и невозмутимости. Того, что может быть опорой при любых невзгодах и трудностях. А при отсутствии равновесия дух неустойчив. Он может быть силен, но не будет иметь покоя. Он может быть крепок, но не будет постоянен. И что самое худшее – он обречен на одиночество. Даже среди себе подобных он всегда будет одинок.
Тогда почему плохие люди так легко объединяются? Это лишь внешние проявления, это лишь кажущееся единство – единство телесных сущностей. Духовное единство на такой основе невозможно, поскольку невозможно доверие. Кто будет доверять злому, жадному  и корыстному человеку? Никто. Даже такой же злой, корыстный и жадный человек ничего не доверит. А без этого невозможно духовное единство. Мы говорим «Дух Народа», подразумевая под этим как раз духовное единство. Вот это Духовное Единство как раз и делает людей народом. Духовное единство не значит «все вместе все складываем в одну корзину». Духовное Единство – это устремление Духа каждого его участника в одном направлении.
Каким же должен быть дух, чтобы могло появиться Духовное Единство? На какой основе надо строить свой Внутренний Мир, чтобы было возможно появление Духовных устремлений? Ответ очевиден: На основе любви, доброжелательности, взаимопомощи  сочувствия. Построенный на этой основе внутренний мир будет красив. Дух, царящий в нем, может быть истинно невозмутим и стоек. Но построение гармоничного внутреннего мира  требует усилий, так же как требует усилий садовника запущенный сад.
Но чем это не достойная задача для человека, считающего себя разумным? Тело бренно, Дух вечен. И время, потраченное на его совершенство, это время, проведенное с наибольшей возможной пользой.
Где же найти пути совершенствования Духа? Об этом говорилось много. Об этом говорят все ведущие мировые религии. Чтобы не ходить далеко, можно обратить взор к близкому нам по Духу и менталитету Православию.

Написано в размышлениях на темы Живой Этики.