Ускользающая красота

Алла Черри
Каким я представляла себе этот город? Несметные тучи голубей над безупречной площадью Сан-Марко, гордо задранные в серое влажное небо носы черных гондол, купола и запах, специфический запах каналов…

Ве-не-ция…Что-то непостижимое, неправдоподобное и нереальное, как сон. И вот он уже почти становится явью!

Мы не желаем вспоминать все неприятности дороги – сломанный транспортер для багажа в Домодедове, страшную духоту, трехчасовую очередь на регистрацию и как следствие – задержку рейса. Все это позади, и мы все-таки прибываем в венецианский аэропорт!

Он носит романтическое название – «Марко Поло», и кажется, что приключения уже начинаются…

…Словно в вальсе, кружатся по ленте транспортера разноцветные чемоданы – раз-два-три, раз-два-три, синий-черный-красный, синий-черный-красный и еще, и еще, и еще… На очередном круге мы начинаем немного беспокоиться, потому что наших вещей в этом беспрестанном чемоданном танце что-то не видно. И оказывается, что мы не одни, нас становится все больше и больше. Синий-черный-красный цвета исчезают из поля зрения, видимо, эти чемоданы забирают их владельцы. А наших нет как не было! Тревога заметно нарастает. Транспортер пустеет; кому-то становится плохо, кто-то разражается ругательствами, кто-то пытается дозвониться до сопровождающего гида, а потом мы все вместе покорно становимся в очередь за оформлением пропажи багажа.

Вот уже и я, как умею, рассказываю по-английски свою проблему, предъявляю наши паспорта, посадочные талоны, отвечаю на вопросы. Мне протягивают картинки. Это что-то вроде игры – найдите багаж, похожий на ваш; затем регистрируют в компьютере и выдают какую-то бумагу. Общий смысл ее – ждите результата в течение семи дней! Аэропорт «Марко Поло» обязуется как можно быстрее разыскать ваши вещи и доставить по указанному адресу совершенно бесплатно. Настроение испорчено донельзя. А на улице итальянская ночь, темнота и волнующие ароматы юга.

Туристический автобус терпеливо дожидается последнего пассажира, и мы вместе с другими пострадавшими едем в курортный городок Лидо ди Езоло, что в 30 километрах от Венеции. А семьдесят чемоданов, похоже, остаются в дорогой нашей столице, а точнее, в бестолковом Домодедове. 

…Ужин в отеле уже закончен, а сонный дедушка-итальянец на ресепшн совсем не понимает по-английски. И уж тем более, по-русски. Хорошо, что он хотя бы уведомлен о нашем приезде…

Дедуля торжественно выдает нам массивный золоченый ключ от номера, и мы, усталые и голодные, входим в наши апартаменты. С особой радостью обнаруживаем там белые тапочки – ведь свои остались в потерянных чемоданах!

У нас нет ни необходимых лекарств, ни кипятильника, чтобы приготовить чай, ни халатов, ни зубных щеток, да что там говорить – у нас нет элементарной смены нательного белья! Все это одновременно и грустно, и смешно.

Чтобы не дойти до состояния бомжей, на следующее утро мы направляемся в многочисленные лавочки, рассыпанные вокруг, и покупаем самое необходимое.
 
О sole mio! Как ярко ты светишь! В Москве уже пропащая осень – с затяжным тоскливым дождем, порывами ветра и первыми ночными заморозками. А здесь мерно накатывает на песчаный берег свои плавные волны голубая Адриатика, и легкий бриз ласкает наши сумрачные лица…

Вечером – встреча с гидом. Константин уверяет нас, что все будет хорошо и наш багаж уже готов к отправлению в Италию. Правда, регулярный рейс из Москвы совершается раз в неделю, а чартеров, увы; уже нет – конец сезона. Но вот через Цюрих или через Милан всё возможно. Мы рады за наши чемоданы – пусть пока посмотрят мир, а мы будем ждать скорой встречи.

На радостях покупаем экскурсии, и первая по плану у нас – Венеция!
Рано утром автобус катит нас к причалу – Пунта Саббиони – и вскоре мы отчаливаем на большом белом катере.

Мы медленно минуем длинную строящуюся дамбу – так итальянцы пытаются спасти ускользающую красоту. Говорят, что если не принять никаких мер, то лет через 60 уникальный город может полностью уйти под воду, подобно сказочному граду Китежу.

А пока наш катер держит курс на Венецию. За кормой на ветру реет зелено-бело-красный итальянский флаг. Впереди, через 40 минут плавания, словно из пучины морской вырастает такой знакомый по картинам силуэт – высокая красная колокольня и седые купола прекрасных базилик. Видение, сон, Фата-Моргана, волшебная Венеция!

Когда-то до нее было как до Луны – нереально далеко, а теперь она неумолимо приближается ко мне, и я уже ощущаю ее дыхание.

Каким я вижу этот город? Вопреки ожиданиям, залитым не водой, а солнцем, не дождливо серым, а сияюще золотым! Сияют фасады роскошных палаццо, сияют черные лаковые гондолы, качающиеся на зеленоватых волнах Гранд канала, сияют восхищенные лица туристов. Один из них, молодой высокий парень, преклоняет колена и у всех на виду целует эти старинные, отполированные миллионами ног плиты. Девчонки-иностранки снимают друг друга на видео и, светясь радостью, распевают итальянские песни.

А на площади стоят наряженные в яркие карнавальные костюмы синьорины и за умеренную плату предлагают сфотографироваться на память.
Кипит-гудит людской муравейник – ведь небольшая Венеция ежедневно вмещает в себя до 3 миллионов туристов!

Вот и две стройные гранитные колонны – символический вход в Венецию с моря. Одну из них венчает бронзовый крылатый лев, другую – статуя святого Теодора, первого покровителя города. А вот и знаменитая площадь Сан-Марко. С удивлением замечаю, что голубей здесь ничуть не больше, чем где-нибудь в Москве, и они не такие нахальные и жирные, как у нас, а какие-то мелкие, скромные и деликатные. Конечно, еще жива эта старая забава – фотографироваться с голубями, но официально их кормление запрещено, и похоже, птицы с этим смирились…

В полнолуние на площадь прибывает вода из лагуны, и на этот случай повсюду заготовлены специальные мостки, чтобы людям было удобно передвигаться. Это очень красиво – Сан-Марко в воде, в которой отражается удивительный собор и другие прекрасные сооружения. 

…Мы гуляем по тесным улочкам, запечатлевая на камеру каждый уголок, каждую деталь, мы вливаемся в эту суету и тесноту, но, как ни странно, это ничуть не раздражает.

И вот, наконец, направляемся к причалу, где покачиваются на волнах блестящие, гордые, похожие на черных лебедей, гондолы. Внутри – красивые кресла с позолоченными ручками и красной или синей бархатной обивкой. Гондольер в стильном полосатом костюме и соломенной шляпе учтиво подает дамам руки, и вот мы вшестером отчаливаем от берега. Как и многих других, его зовут Марко. Он стоит на корме и выполняет свою привычную работу, легко взмахивая веслом. Я сижу впереди, и прямо передо мной – надменно задранный вверх лодочный нос с тонкой спицей, называемой «ферро».

Гондола разворачивается и ныряет в извилистый узкий канал. Она неслышно скользит по мутной зеленоватой воде, мои спутники остаются у меня за спиной, и я остаюсь наедине с Вечностью.

Мы проплываем мимо средневековых домов, внизу поросших мхом, видим позеленевшие от вечной сырости ступеньки, ведущие к массивным кованым дверям. Мы слышим умиротворяющий тихий плеск весла по воде, которая несет в себе все что угодно… Конечно, я ощущаю этот специфический запах канала, но и в нем есть своя «изюминка», ибо это – Венеция!    
Изредка оборачиваясь, я отмечаю высокое мастерство нашего гондольера. Когда кажется, что лодка вот-вот соприкоснется с шершавой стеной очередного дома, Марко ловко отталкивается от нее ногой, и мы благополучно минуем и этот поворот. Жаль только, что он не поет нам баркаролу…

Сверху, с выгнутых спин изящных мостиков, на нас смотрят любопытные туристы и весело машут руками. Если попадается встречная лодка, гондольеры приветствуют друг друга короткими фразами вроде «Как дела?» – «Прекрасно!» 

…Наша гондола, минуя мост Вздохов, пристает там, где мы начинали свой вояж, мы благодарим Марко и идем далее – к самому старому венецианскому мосту – Риальто, к блистательным палаццо и величественным базиликам, к лавочкам с самыми разнообразными масками и прелестными изделиями из муранского стекла. Мы слушаем густой бас старинных колоколов, мы гладим «на счастье» добрую морду красного мраморного льва, мы впитываем в себя это чудо, имя которому – Венеция. 

И уже не так важно, найдутся ли наши злополучные чемоданы, и все проблемы остаются где-то позади, в какой-то другой, совсем другой жизни…
 
А пока мы снова и снова бродим по легендарной площади Сан-Марко, недалеко от кафе, в которое, говорят, захаживал сам Казанова. В кафе звучит живая музыка – оркестр вдохновенно исполняет бессмертное «Ave, Maria». И почему-то кажется, что все самое лучшее еще непременно произойдет…   
 
25 сентября 2013 г.         


--