Чеченцы и евреи

Владимир Бердичевский
                ЧЕЧЕНЦЫ И ЕВРЕИ.
                (Фрагмент из книги «Трижды еврей Советского Союза.»)

                По камням струится Терек,
                Плещет мутный вал.
                Злой чечен ползёт на берег,
                Точит свой кинжал.
                (М.Ю.Лермонтов).

Почему я решил писать о чеченцах?
 Интересны они мне. Небольшой народ, всего около двух миллионов, тем не менее, известны во всём мире. Как и евреи, “обижены Богом”, хотя и не “избранный народ”. Чеченцы прошли через “огонь, воду и медные трубы.”  Были убиты их лидеры:  шейх Мансур, имам Гази Магомед, генерал Дудаев, полковник Масхадов, Басаев, муфтий Ахмад Кадыров,  поэт Яндарбиев.
Гази Магомед погиб в бою.  Шейх Мансур, раненый, попал в плен, умер в Шлиссельбургской крепости в 1794-м году.  Имам Шамиль был пленён  князем Барятинским в результате предательства. Умер в 1871-м году, похоронен в Мекке.
Генерал Дудаев был убит ракетой, выпущенной с истребителя, полковник Масхадов был убит в результате предательства, Басаев погиб в бою, экс-президент Чеченской республики Яндарбиев был взорван в своей машине агентами ФСБ в столице Катара Дохе.
  У Болеслава Пруса в книге “Фараон” египетский священник говорит:
- Все народы любят своих детей, но, как иудеи – никто!
Мне кажется, что это же можно сказать и о чеченцах.
Краткий экскурс в историю:
В 8-9-м веках Хазарский каганат достиг расцвета. Откуда взялись хазары на берегах Волги, Дона, Кубани и Терека?
Византийские евреи, которых много были в Византийской империи,  по зову своих единоверцев с Кавказа пришли туда, убегая от преследований. В то время на Кавказе уже жило много евреев, бывших жителей Персии. Созданный Хазарский каганат был могущественной державой, равный Византии и  простирался на 20 дней пути на Запад и на Восток с торговыми городами Судак, Итиль, Евпатория и др. Средневековый путешественник описывал Хазарию:
- Народ мирный, живет спокойно, имеет много скота, постоянно передвигается в поисках пастбищ. Очень толерантен. Любая религия приемлема для его жителей. Имеет сильную конницу, защищающую границы государства.
 Хазарский каганат существовал 600 лет и был разрушен князем Святославом. Надо сказать, что разгромив хазар, Святослав подписал себе смертный приговор. Дикие печенеги после разгрома хазар свободно проходили к границам Киевской Руси, где они и подкараулили и разбили дружину Святослава, сделав из его черепа чашу для своего вождя.
В арабских рукописях прямо сказано, что чеченцы- потомки хазар и евреев. Рукопись хранится в одной из личных чеченских библиотек. Первая столица хазарского каганата,  перед переносом на Волгу в Итиль, находилась на месте станицы Шелковская в нынешней Чечне. После разгрома Хазарии, иудеи приняли ислам.
Хазарский и вайнахский языки сходны. Это известно из армянских источников.   Вайнахи – это чеченцы, ингуши и кистинцы- маленькое вайнахское племя, живущее в Грузии в небольшом, шириной в 7 км,  Панкисском ущелье. Сами за себя говорят чеченские фамилии: Исраилов, Хазаров, Даудов, Ицхаков, Нухаев, Якубов, Мусаев и др.
Чеченский писатель Герман Садулаев также считает, что некоторые чеченские тэйпы – потомки хазар. Шамиль Басаев не отрицал происхождения чеченцев от хазар, говорят, что на воротах его дома была минора. Он говорил, что победа в 1-й чеченской войне – это реванш за разгром хазар.
Когда в 1944-м году чеченцев депортировали, раввин Грозного собрал всех евреев и сказал:
-Прокляну всех, кто дотронется до имущества наших братьев – чеченцев!
Надо думать, что евреи знали о родстве с чеченцами, ибо только они не приняли участия в грабеже чеченского имущества. Оценили ли этот факт истории чеченцы? Думаю, что далеко не все. В рядах палестинцев, убивающих мирных израильтян, есть и чеченцы, их немного, но есть. Антисемитская риторика в  сайтах боевиков существует.

Я  узнал впервые о чеченцах в 3-м классе из учебника “Родная речь”. Там был помещён рассказ  Льва Толстого  “Кавказский пленник”, который читали все третьеклассники Советского Союза моего возраста и немного моложе.  Вот краткое содержание рассказа:
Чеченцы похищают двух русских офицеров - Жилина и Костылина, держат их в яме, требуя у родственников выкуп.  Когда все чеченцы уходят в набег, чеченская девочка помогает Жилину бежать, а Костылина, уже тяжело больного, выкупают родственники.
После депортации чеченцев, этот рассказ, написанный рукой Мастера,  косвенно способствовал сталинской пропаганде о справедливости выселения чеченцев, но это- моё мнение.
Больше я с чеченцами не встречался до 1-й чеченской войны, даже не читал книги известного писателя Анатолия Приставкина  “Ночевала тучка золотая”, о чеченском подростке. Не попадалась.
                Махмуд Эсамбаев.
О том, что Махмуд Эсамбаев чеченец, я узнал намного позже, чем побывал на его концерте. Махмуд был первым советским солистом, которого выпустили за рубеж. Он представлял на суд иностранных зрителей советское искусство и национальную политику правительства страны, закрытой для мира.. Его принимали  выдающиеся люди. Сам Пеле подарил футбольный мяч с дарственной надписью, бесценная реликвия для любого жителя Земли.  Дом артиста в Грозном был увешен  картинами – подарками известных художников.
 В репертуаре Махмуда был ритуальный индийский танец “Золотой бог”, темпераментный  испанский танец  “Ля Коррида”, зажигательная бразильская “Самба”, таджикский “Танец с ножами”,чеченский танец "Чабан", "Аве Мария" Шуберта, "Танец огня",танец "Человек-автомат". 
 В своём прекрасном, трогательном рассказе, который называется “Моя еврейская мама”, Махмуд пишет о своей мачехе Соне, на которой женился вторым браком его отец. Она называла пасынка Мойша. Во время депортации чеченцев 23-го февраля 1944 года Соня могла остаться, но она сказала: « Мойша, я еду с тобой, ты без меня пропадешь!»
 Говорила со своим пасынком по – еврейски и Махмуд хорошо знал идиш, даже пел еврейскую народную песню «Варничкес». В Киргизии Соня брала пасынка на свадьбы к богатым евреям, говорила: «Мойша, ты споешь, станцуешь, заодно и покушаешь там вкусные гусиные шкварки».
  После свадьбы ей говорили: «Софья Михайловна, вы так хорошо воспитали своего Мойшу, наши дети не знают идиш.»  Им было невдомек, что Махмуд – чеченец.
Однажды, Соня спросила:
-Мойша, евреи – это народ?
-Да, народ.
- Ты танцуешь танцы разных народов, почему не евреев?
- Я не знаю движений еврейского танца.
- Я тебе покажу!
Так родился изумительный танец “Еврейский портняжка”, которому аплодировали зрители многих стран мира, и не только евреи.
Я был на концертах Эсамбаева три раза. На последнем концерте Махмуд был всё таким же высоким, стройным, с осиной талией человеком, но он уже не только танцевал, но и говорил со зрителями:
-Думаете легко держать форму? Я – всегда голодный. Я и сейчас голодный!
Кушаю тарелку супа в день и всё!
Меня поражала его доброта и сочуствие к своим партнёрам – артистам его труппы. Они были на голову ниже него по мастерству и таланту, и Махмуд это знал. Он подбирал безработных артистов, давал им “кусок хлеба”. Тут были и певцы – армяне из Греции, плохо говорящие по – русски, цирковые артисты, по возрасту выпадающие из обоймы, талантливые артисты, но алкаши, с которыми никто, кроме Махмуда, не хотел иметь дела.
 Махмуд  искрился юмором. Вот пример:
На юбилее Владимира Зельдина,  сыгравшего главную роль в фильме “Свинарка и пастух» , Махмуд в речи, посвящённой юбиляру, сказал:
-Я тоже снимался в этой картине, в массовке. Зельдин как-то после сьёмки подозвал меня и попросил купить пива. Я принёс ему пиво, но денег за него не получил.
 Прошло больше 50 лет, может,  наконец,  ты отдашь мне долг?
Но началась 1-я чеченская война. В дом Махмуда попала бомба. Всё сгорело, ничего не осталось. Я представляю чувства артиста, обласканного властью, но преданного сына своего народа. Как ему было невыносимо трудно, когда убивали его народ! Есть легенда, что дед Муслима Магомаева, тоже Муслим Магомаев, в честь которого названа Бакинская государственная филармония, чеченец из села Верхние Атаги, откуда родом и Махмуд Эсамбаев. Муслим – певец, отказался приехать в Верхние Атаги на празднование 100-летия своего деда, сказав, что он – азербайджанец. Махмуд влепил ему пощечину.
-Отказался от своего народа! – воскликнул он при этом. Этот факт мною не проверен, но он соответствует характеру Махмуда.
 Однажды, на каком-то приёме, где был Лужков и другие представители власти, Махмуд произнёс тост:
-Пусть будут прокляты те, кто начал эту войну и пусть будут прокляты те, кто не выпьет!
Все выпили.
Его душа не выдержала страданий. У Махмуда случился инсульт, он перестал разговаривать по- русски, только по- чеченски. Умер он в Москве в 2000 году в возрасте 76 лет, там же и похоронен на мусульманской части кладбища.
Память о нем – священна.
В 2011-м году чеченский автор и депутат Алауди Мусаев выпустил свою книгу "Махмуд Эсамбаев" в серии ЖЗЛ.Очень подробно, с множеством фотографий, с малейшими подробностями из жизни Махмуда написана эта книга. Про "Мою еврейскую маму",про мачеху Соню, которая любила и опекала Махмуда во время войны и ссылки - ни слова!
Одобрил ли бы это сам Махмуд?  Это вопрос для читателей.Поэтому я и публикую целиком этот рассказ Махмуда, пропитанный любовью и настоящим сыновним трепетом по отношению к своей мачехе. Читайте, дорогие друзья!

   О Шамиле, который 30 лет мужественно боролся за свободу своего народа с  во много раз превосходящими силами России, стремившейся покорить  Кавказ, я  впервые узнал тоже из учебника истории для начальной школы. Там было сказано, что Шамиль стремился к союзу с Турцией против России. Шамиль был имамом чеченского народа, но его мать была аваркой, захваченной в набеге. Кстати, последняя(8-я) жена Шамиля, тоже захваченная в набеге армянка, дочь богатого армянского купца из Баку, полюбила Шамиля. Он умер у неё на руках в Саудовской Аравии, куда он отправился на хадж. По другим сведениям 8-й и самой любимой женой Шамиля была Анна Уруханова, дочь купца-еврея из Моздока, красавица. У Шамиля было три имени: Шамиль, Али и Шамуиль.
Чеченцы – воины.  Их нанимали древние правители, как своих телохранителей, наряду с черкесами. Говорят, что в охране Бен Ладена были чеченцы, но впоследствии он от них отказался. Может поэтому и был убит?
Чечня, покорённая Россией, давала ей храбрых воинов. Чеченские всадники принимали участие в русско – турецкой и в русско-японской войне. В сражении под Мукденом чеченский кавалерийский батальон прорвал линию наступающих японцев и учинил им полный разгром. Лишь из-за бездарности генерала Куропаткина сражение было проиграно. Во время 1-й мировой войны была создана «Кавказская Дикая дивизия»: 649 всадников и 22 офицера. В неё входили чеченский полк, ингушский, дагестанский, кабардинский, татарский. Служить в этой дивизии было престижно. Командиром был потомственный дворянин генерал Святополк- Мирский. Дивизия называлась «Дикой» за то, что неслась в атаку с диким рёвом всадников, которых австрийцы называли «дьяволами в мохнатых шапках». Они никогда не отступали. Командиров называли «на ты».Обоюдное уважение, нет нижних чинов , все – всадники, но дисциплина – железная, основанная на уважении к командиру. Полная взаимовыручка, раненых и убитых любой ценой выносят с поля боя.
 Чеченцы как и черкесы, преданы своему хозяину. Король Иордании имеет охрану, исключительно из черкесов. Черкесы охраняют и самого короля, и его детей, а их у него – 36, от четырёх жён. Король  может  смеяться над Горбачёвым, которого в момент осады Фороса покинул его начальник охраны генерал Владимир Медведев, и над Кучмой, чьи разговоры записал его охранник майор Мельниченко, и над Анваром Садатом и Индирой Ганди, которых убили собственные охранники.
 
Но вернёмся к чеченцам:
Чеченец Хаджи- Мурат перешёл на сторону завоевателей. Ахмат Кадыров – главный муфтий Чечни при Дудаеве, стал президентом Чечни при Ельцине. Рамзан Кадыров был боевиком. Сегодня он – президент Чеченской республики. Боевики, вышедшие из леса, сегодня – основа чеченских батальонов, самых боеспособных в Российской армии.
Чеченскому мальчику дают в руки оружие ещё в колыбели. Посмотрите сайт “Одноклассники”, “Facebook”, другие сайты. Молодые люди фотографируются на фоне экзотических стран, где они побывали, на фоне своих детей, родителей. Чеченская молодёжь всегда с оружием: автомат, кинжал, даже гранатомёт. Гены.
В отличие от грузин и армян, чеченцы, приняв ислам, попали в железные тиски  шариата. Многое изменилось в поведении и ментальности народа. Радикальный ислам,  в отличие от других религий, противопоставляет  правоверных  “неверным”.(unfidels).  Есть свидетельства, что во время геноцида армян на безоружные колонны армянских беженцев нападали курды, татары и чеченцы. Захваченная молодая армянская девушка стоила на восточном  базаре один доллар.
 Виноваты ли чеченцы в Норд Осте, Беслане, Будённовске?  Да, захват заложников – это терроризм, недостойный акт насилия.
Я расскажу Вам, дорогие читатели, что я услышал от моей знакомой Наташи, которая с сыном была в числе зрителей в момент захвата театра. Вот её рассказ:
Я сидела с сыном на балконе, прямо под бомбой на потолке. Я сказала чеченке, что  боюсь.
-Пересядь, если боишься – ответила чеченка. Затем она сказала мне:
-Мы не хотим ничего взрывать, мы хотим свободу.
 Через какое-то время объявили, что иностранцы должны  пересесть в 1-й ряд партера. В зале было три американца, кроме меня, они  и пересели. Я же не пересела, потому, что мой сын не был американцем. Это спасло мне жизнь, так как газ пустили в партер. Все трое американцев погибли. Когда пошёл газ, чеченцы имели возможность взорвать театр, но не сделали этого. Ни одного из них не взяли живым, всех застрелили. Почему?
Многие народы на земле имеют свои “скелеты в шкафу,” не только чеченцы.
Сегодня чеченцы, как прежде евреи, рассеяны по всему миру. Я уверен, что они хотят вернуться на Родину, но в свободную Чечню, со своей вечной столицей, традиционным гостеприимством, братской дружбой со всеми народами. Когда это будет, неизвестно,  но, обязательно, будет, и тогда дружба между молодым еврейским государством и молодой Чеченской республикой будет по - настоящему тёплой.
 Я хочу дожить до этого, хотя вероятность – невелика, но мои внучки доживут, я уверен.

Сегодня 24-е марта 2014го года.
Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров прибыл Израиль в воскресенье утром, 23 марта. 
 В ходе визита Кадыров посетит пригород Восточного Иерусалима Абу-Гош, где состоится открытие новой мечети.
Мечеть построена при финансовой помощи Чеченской Республики и названа "мечетью мира". Строительство новой мечети в Абу Гош началось в 2011 году. Стоимость строительства составила 10 млн долларов, из которых 6 млн долларов выделила Чеченская Республика.
Абу Гош был выбран для строительства мечети потому, что проживающие здесь четыре палестинских клана возводят свою родословную черкесам – выходцам с Северного Кавказа поселившимся здесь, еще в XVI веке, во времена Османской империи.
На прошлой неделе в Иерусалиме прошли Дни чеченской культуры. Делегацию возглавлял министр культуры ЧР Хож-Бауди Дааев. На мероприятии, проходившем в зале Конгресса, присутствовали представители местной интеллигенции, деятели искусства, политики и артисты.

P.S.     Как Вы заметили, дорогие читатели, прочитав это повествование, меня очень интересуют разные народы, живущие на планете. Как же мог я пройти мимо чеченцев и черкесов?   Всё, что я написал, хранится в моей памяти много лет, почерпнуто из печатных источников, никакой выдумки. Мне кажется это – интересным, но я понимаю, что не всем.
Кроме того, тема национальностей вызывает у разных людей разную реакцию,  порой – опасную. Поэтому я не делаю никаких выводов, да они и не нужны. Каждый народ имеет свою судьбу, не говоря уже о человеке.
Братство народов-когда оно наступит?
Этот текст читают,и  я его тоже перечитываю, ведь время движется , независимо ни от чего. Сегодня власти Чечни,возглавляемые Кадыровым, относятся к государству Израиль довольно враждебно.Не народ, а власти. Но, против правды не попрешь, как говорят в России.Махмуд Эсамбаев и его еврейская мать София, хазарские предки чеченцев все равно возьмут верх над несправедливой и надуманной враждебностью чеченских правителей в отношениях с древним и миролюбивым еврейским народом Израиля. Я верю в это.
P.S.
  Дорогие читатели! Спасибо, что Вы заглянули на мою страницу. Хочу поделиться с Вами, как с друзьями, своим отношением к двум артистам, которых я любил и продолжаю любить, хотя их уже нет. Это - великий танцовщик мирового класса Махмуд Эсамбаев и великий певец мирового класса нанаец  Кола Бельды. Когда я вспоминаю этих людей с очень сложной судьбой, наворачиваются слезы на мои уже старые глаза. Возраст, очевидно.Не думайте о плохом. Живите спокойно и вспоминайте то хорошее, что смогли эти двое дать Вам.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Сегодня 21-го мая 2021-го года обнаружил в ютюбе передачу, дополняющую вышеприведенный текст.
После двухлетних поисков горский еврей, известный, как «капитан Гари Табах», нашел, наконец, следы упомянутого мной раввина, который сказал в 1944-м году: -«Будет проклят тот, кто займет чеченский дом!»
Его имя – Хагекия Рабаев, закончил религиозную школу в Вильно, имел 7 детей от 3-х жен и 23 внука. Вторую жену с двумя детьми зарубили казаки.
Отыскал его следы Гари Табах по книге, написанной одним из его 23-х внуков Виктором Рабаевым, живущим во Флориде, который описывает события жизни его деда. В момент выселения чеченцев евреи не участвовали в грабежах и захвате чеченских домов. Некоторые чеченцы отдавали своим соседям евреям ключи от дома, надеясь вернуться и снова их занять. И действительно, были такие случаи.Когда разрешили возвращение, евреи встречали чеченцев на вокзале Грозного, давали приют на время, необходимое для обустройства жизни.Синагоги уже не было, там находился склад. Джохар Дудаев восстановил синагогу, но раввин Раваев умер в 1960-м году, и этого не дождался. 
Но Память о нем жива.



Сан-Франциско.

 
Address: vova1937@sbcglobal.net

МОЯ ЕВРЕЙСКАЯ МАМА. (Махмуд Эсамбаев)

Мой отец чеченец и мама чеченка. Отец прожил 106 лет и женился 11 раз.
Вторым браком он женился на еврейке, одесситке Софье Михайловне. Её и только её я всегда называю мамой. Она звала меня Мойше.
— Мойше, — говорила она, — я в ссылку поехала только из-за тебя. Мне тебя жалко.
Это когда всех чеченцев переселили в Среднюю Азию. Мы жили во Фрунзе. Я проводил все дни с мальчишками во дворе.
— Мойше! — кричала она. — Иди сюда.
— Что, мама?
— Иди сюда, я тебе скажу, почему ты такой худой. Потому что ты никогда не видишь дно тарелки. Иди скушай суп до конца. И потом пойдёшь.
— Хорошая смесь у Мойши, — говорили во дворе, — мама — жидовка, отец — гитлеровец.
Ссыльных чеченцев там считали фашистами. Мама сама не ела, а все отдавала мне. Она ходила в гости к своим знакомым одесситам, Фире Марковне, Майе Исааковне — они жили побогаче, чем мы, — и приносила мне кусочек струделя или еще что-нибудь.
— Мойше, это тебе.
— Мама, а ты ела?
— Я не хочу.
Я стал вести на мясокомбинате кружок, учил танцевать бальные и западные танцы. За это я получал мешок лошадиных костей. Мама сдирала с них кусочки мяса и делала котлеты напополам с хлебом, а кости шли на бульoн. Ночью я выбрасывал кости подальше от дома, чтобы не знали, что это наши. Она умела из ничего приготовить вкусный обед. Когда я стал много зарабатывать, она готовила куриные шейки, цимес, она приготовляла селёдку так, что можно было сойти с ума. Мои друзья по Киргизскому театру оперы и балета до сих пор вспоминают: «Миша! Как ваша мама кормила нас всех!»
Но сначала мы жили очень бедно. Мама говорила: «Завтра мы идём на свадьбу к Меламедам. Там мы покушаем гефилте фиш, гусиные шкварки. У нас дома этого нет. Только не стесняйся, кушай побольше».
Я уже хорошо танцевал и пел «Варнечкес». Это была любимая песня мамы. Она слушала ее, как Гимн Советского Союза. И Тамару Ханум любила за то, что та пела «Варнечкес».
Мама говорила: «На свадьбе тебя попросят станцевать. Станцуй, потом отдохни, потом спой. Когда будешь петь, не верти шеей. Ты не жираф. Не смотри на всех. Стань против меня и пой для своей мамочки, остальные будут слушать».
Я видел на свадьбе ребе, жениха и невесту под хупой. Потом все садились за стол. Играла музыка и начинались танцы-шманцы. Мамочка говорила: «Сейчас Мойше будет танцевать». Я танцевал раз пять-шесть. Потом она говорила: «Мойше, а теперь пой». Я становился против неё и начинал: «Вы немт мен, ву немт мен, ву немт мен?..» Мама говорила: «Видите, какой это талант!» А ей говорили: «Спасибо вам, Софья Михайловна, что вы правильно воспитали одного еврейского мальчика. Другие ведь как русские — ничего не знают по-еврейски.
Была моей мачехой и цыганка. Она научила меня гадать, воровать на базаре. Я очень хорошо умел воровать. Она говорила: «Жиденок, иди сюда, петь будем».
Меня приняли в труппу Киргизского театра оперы и балета. Мама посещала все мои спектакли.
Мама спросила меня:
— Мойше, скажи мне: русские — это народ?
— Да, мама.
— А испанцы тоже народ?
— Народ, мама.
— А индусы?
— Да.
— А евреи — не народ?
— Почему, мама, тоже народ.
— А если это народ , то почему ты не танцуешь еврейский танец? В «Евгении Онегине» ты танцуешь русский танец, в «Лакме» — индусский.
— Мама, кто мне покажет еврейский танец?
— Я тебе покажу.
Она была очень грузная, весила, наверно, 150 килограммов.
— Как ты покажешь?
— Руками.
— А ногами?
— Сам придумаешь.
Она напевала и показывала мне «Фрейлехс», его ещё называют «Семь сорок». В 7.40 отходил поезд из Одессы на Кишинёв. И на вокзале все плясали. Я почитал Шолом-Алейхема и сделал себе танец «А юнгер шнайдер». Костюм был сделан как бы из обрезков материала, которые остаются у портного. Брюки короткие, зад — из другого материала. Я всё это обыграл в танце. Этот танец стал у меня бисовкой. На «бис» я повторял его по три-четыре раза.
Мама говорила: «Деточка, ты думаешь, я хочу, чтоб ты танцевал еврейский танец, потому что я еврейка? Нет. Евреи будут говорить о тебе: вы видели, как он танцует бразильский танец? Или испанский танец? О еврейском они не скажут. Но любить тебя они будут за еврейский танец».
В белорусских городах в те годы, когда не очень поощрялось еврейское искусство, зрители-евреи спрашивали меня: «Как вам разрешили еврейский танец?». Я отвечал: «Я сам себе разрешил».
У мамы было своё место в театре. Там говорили: «Здесь сидит Мишина мама». Мама спрашивает меня:
— Мойше, ты танцуешь лучше всех, тебе больше всех хлопают, а почему всем носят цветы, а тебе не носят?
— Мама, — говорю, — у нас нет родственников.
— А разве это не народ носит?
— Нет. Родственники.
Потом я прихожу домой. У нас была одна комнатка, железная кровать стояла против двери. Вижу, мама с головой под кроватью и что-то там шурует. Я говорю:
— Мама, вылезай немедленно, я достану, что тебе надо.
— Мойше, — говорит она из-под кровати. — Я вижу твои ноги, так вот, сделай так, чтоб я их не видела. Выйди.
Я отошел, но все видел. Она вытянула мешок, из него вынула заштопанный старый валенок, из него — тряпку, в тряпке была пачка денег, перевязанная бечевкой.
— Мама, — говорю, — откуда у нас такие деньги?
— Сыночек, я собрала, чтоб тебе не пришлось бегать и искать, на что похоронить мамочку. Ладно, похоронят и так.
Вечером я танцую в «Раймонде» Абдурахмана. В первом акте я влетаю на сцену в шикарной накидке, в золоте, в чалме. Раймонда играет на лютне. Мы встречаемся глазами. Зачарованно смотрим друг на друга. Идёт занавес. Я фактически ещё не танцевал, только выскочил на сцену. После первого акта администратор подает мне роскошный букет. Цветы передавали администратору и говорили, кому вручить. После второго акта мне опять дают букет. После третьего — тоже. Я уже понял, что все это — мамочка. Спектакль шёл в четырёх актах. Значит, и после четвёртого будут цветы. Я отдал администратору все три букета и попросил в финале подать мне сразу четыре. Он так и сделал. В театре говорили: подумайте, Эсамбаева забросали цветами.
На другой день мамочка убрала увядшие цветы, получилось три букета, потом два, потом один. Потом она снова покупала цветы.
Как-то мама заболела и лежала. А мне дают цветы. Я приношу цветы домой и говорю:
— Мама, зачем ты вставала? Тебе надо лежать.
— Мойше, — говорит она. — Я не вставала. Я не могу встать.
— Откуда же цветы?
— Люди поняли, что ты заслуживаешь цветы. Теперь они тебе носят сами.
Я стал ведущим артистом театра Киргизии, получил там все награды. Я люблю Киргизию, как свою Родину. Ко мне там отнеслись, как к родному человеку.
Незадолго до смерти Сталина мама от своей подруги Эсфирь Марковны узнала, что готовится выселение всех евреев. Она пришла домой и говорит мне:
-Ну, Мойше, как чеченцев нас выслали сюда, как евреев нас выселяют ещё дальше. Там уже строят бараки.
-Мама, — говорю, — мы с тобой уже научились ездить. Куда вышлют, туда поедем, главное — нам быть вместе. Я тебя не оставлю.
Когда умер Сталин, она сказала: «Теперь будет лучше».
Когда я женился на Нине, то не могу сказать, что между ней и мамой возникла дружба.
Я начал преподавать танцы в училище МВД, появились деньги. Я купил маме золотые часики с цепочкой, а Нине купил белые металлические часы.
Жена говорит:
— Маме ты купил с золотой цепочкой вместо того, чтоб купить их мне, я молодая, а мама могла бы и простые носить.
— Нина, — говорю, — как тебе не стыдно. Что хорошего мама видела в этой жизни? Пусть хоть порадуется, что у неё есть такие часы.
Они перестали разговаривать, но никогда друг с другом не ругались. Один раз только, когда Нина, подметя пол, вышла с мусором, мама сказала: «Между прочим, Мойше, ты мог бы жениться лучше». Это единственное, что она сказала в её адрес.
У меня родилась дочь. Мама брала её на руки, клала между своих больших грудей, ласкала. Дочь очень любила бабушку. Потом Нина с мамой сами разобрались. И мама мне говорит: «Мойше, я вот смотрю за Ниной, она таки неплохая. И то, что ты не женился на дочке Пахмана, тоже хорошо, она избалованная. Она бы за тобой не смогла все так делать». Они с Ниной стали жить дружно.
Отец за это время уже сменил нескольких жён. Жил он недалеко от нас. Мама говорит: «Мойше, твой отец привёл новую никэйву. Пойди посмотри.» Я шёл.
— Мама, — говорю, — она такая страшная!
— Так ему и надо.
Умерла она, когда ей был 91 год. Случилось это так. У неё была сестра Мира. Жила она в Вильнюсе. Приехала к нам во Фрунзе. Стала приглашать маму погостить у неё: «Софа, приезжай. Миша уже семейный человек. Он не пропадёт месяц-другой без тебя». Как я её отговаривал: «Там же другой климат. В твоём возрасте нельзя!» Она говорит: «Мойше, я погощу немного и вернусь». Она поехала и больше уже не приехала.
Она была очень добрым человеком. Мы с ней прожили прекрасную жизнь. Никогда не нуждались в моем отце. Она заменила мне родную мать. Будь они сейчас обе живы, я бы не знал, к кому первой подойти обнять.

-И дики тех ущелий племена,
Им Бог-свобода, их закон-война!
Там поразить врага-не преступленье,
Берна там дружба, но вернее-мщенье.
Там за добро-добро, и кровь за кровь,
И ненависть безмерна, как любовь.
М.Ю. Лермонтов.