Чистодуш

Пётр Васильевич Качур
                Как-то летом я заметил, что  на моей правой руке появились бородавки. Они росли, множились, и вскоре вся рука покрылась бородавками. Было очень неприятно. Я стал постоянно прятать руку в кармане.
                А случилось это после того, как однажды в нашу хату ввалились чужие дяди. Они принесли в наш дом горе. Наверное, потому всё так запомнилось.
Вошедшие дяди спросили:
- Где родители?
- На жерновах у дяди Григория – ответил я.
              Жернова – это такое самодельное устройство для помола зерна – два круглых камня в коробе и две рукоятки для вращения. Когда-то в селе не было мельницы, и умельцы строили у себя такие жернова. Люди, как правило, по два человека, вращали жернова двумя руками. И так мололи зерно на муку. Денег тогда в колхозах за работу не давали, расплачивались зерном, а мельниц не было. Довольно тяжелая работа. Много муки не смелешь. У дяди Фёдора Марценюка тоже была такая, сделанная им самим мельница. Но дядя Фёдор жил от нас подальше, чем дядя Григорий, и родители, когда надо было муки, чаще ходили к Дяде Григорию.  Помню, когда мне было лет шесть, мы были у дяди Фёдора. Взрослые пошли на жернова. Я оставался в хате один и, чтобы не скучал, мне дали букварь моего двоюродного брата Коли Марценюка, который был старше меня и уже собирался в первый класс. В букваре было много красивых цветных картинок. Оставшись в хате один, я вырвал красивые картинки из букваря и сложил в отдельную стопку. Когда взрослые увидели, что я натворил с букварём, они в шоке спросили меня:
- Зачем ты это сделал?
- Хочу иметь красивые картинки – ответил я.
                Не знаю, как там улаживался этот букварный конфликт взрослыми, но вскоре я увязался в школу с моими двоюродными братьями Колей Качуром и Васей Сауляком. Мы тогда ходили в, так называемую, поповскую школу, что была возле церкви, где обучение было только до четырёх классов, а Вася и Коля Марценюки – в семилетнюю.  И у меня тоже был настоящий букварь с красивыми картинками.
                Я не знал, что дяди были из прокуратуры и из милиции, и какую страшную беду принесли в наш дом эти чужие дяди.  Меня, уходя к дяде Григорию, чтобы смолоть муки на хлеб, родители оставили присматривать за моим маленьким братиком Володей. И я развлекал его как мог. Я нашёл какую-то старую газету, в разбавил водой сажу и рисовал ему на этой газете заострённой палочкой. А когда дяди вошли, грубо распахнув дверь, то я от неожиданности ножом чуть не отрезал себе мякоть указательного пальца. Я как раз заострял деревянные палочки (карандашей не было), и острый нож соскользнул на палец.  Так и остался шрам на всю жизнь.
                Дяди ушли, а я, прижимая к пальцу почти отрезанную мякоть, стал перевязывать рану тряпочкой. О бинтах мы тогда никакого понятия не имели.
                Потом прибежал очень взволнованный папа и спросил меня:
- Зачем ты сказал, где мы с мамой? Маму забрали!
                Я понял только, что, сказав чужим дядям, где родители, я совершил что-то ужасное для нашей семьи. Но ведь я впервые увидел дядю милиционера в шинели с погонами, и я привык говорить правду, как учили меня и родители и учителя. Ещё совсем недавно меня прогнал с уроков учитель, и я катался на речке, ничего не сказав родителям о том, что в школу не хожу, а провожу время на речке. Меня пожурили за то, что не сказал правду.
                А теперь я сказал дядям правду, и получилось очень плохо: нашу маму за ее правдивую критику плохо работающего и ворующего колхозного руководства увезут, как "врага народа", куда-то далеко-далеко от меня и моего маленького братика Володи в какую-то ссылку в какую-то неведомую Сибирь, и что только через несколько лет я увижу нашу маму уже в далекой Сибири.  Ни я, никто другой тогда и предположить не мог о таком, ... Все случилось внезапно ... Такие времена тогда были - хрущёвские, сталинские, ... Это Хрущёв тогда, будучи Первым секретарём ЦК КПСС Украины, в 1948 году придумал секретный указ, по которому, даже по анонимке могли сослать, не разбираясь, любого человека, даже больного, в Сибирь ... А мама прямо говорила председателю колхоза, что они работают, а он ворует и назначает "фальшивых" стахановок, отдавая им то, что наработали другие, отнимая у каждой определённую часть, ...
                Спустя некоторое время папа с маленьким Володей уехали в далёкую Сибирь к маме, а я остался с дедушкой Степаном и бабушкой Ефросиньей.
                И вот теперь эти бородавки.   Откуда они? Мне было очень неудобно из-за них: люди шарахались от меня, увидев мою руку.
                Многие говорили:
- Лягушек ловил!
               (Это теперь знают, что папилломы и бородавки возникают от стрессов. А тогда при весьма низком медицинском уровне людей никто ничего не знал ...).
                Когда мне было лет пять, мы, предоставленные сами себе (родители были в поле на работах), бегали на речку и ловили там зелёных лягушек и играли с ними. Но это было давно, несколько лет уже прошло ... А теперь летом я водил нашу корову Милку в поле. Мне уже было не до лягушек.
                Зимой я ходил в школу и бегал на «прогон», что впереди хаты Дионисия Малыкового, катался на «коньках» из стеблей подсолнуха, как и все ребята нашей улицы нашей Нетребовки. 
                Пасли коров тогда в Яланецком лесу, на ближних и дальних сельских полях.  Где уже были выкошены зерновые. С рассвета до заката приходилось бродить с коровами по полям и лесам. Ходили и до Гнатковского, и до Томашпольского яру. Ходить приходилось очень далеко и много. Ходили босиком. Вообще раньше пешком ходили на большие расстояния. Из районного центра в сёла и между сёлами  никакого транспорта не было. Помню, как везли из Томашпольской больницы моего двоюродного брата Колю Качура на подводе. Коля был на год старше меня. Ему тогда было лет одиннадцать. В те тяжёлые, военные и послевоенные - голодные и холодные - годы очень многие дети заболевали и умирали. Детская смертность была очень высокой. Я очень переживал за Колю и напросился, узнав, что его будут выписывать из больницы, пойти с его родителями в Томашполь. В Томашполь пошли ещё ночью. Идти до Томашпольской больницы надо было километров двадцать, как говорят, "с гаком". Взрослым надо было пораньше на ярмарку. Подвода прибыла попозже к больнице. Коля лежал на подводе бледный, обессиленный, подводу трясло на неровных полевых дорогах, а он, всегда такой весёлый, любитель шутить, лежал молча, непохожий на себя, стиснув зубы и постанывая от болей.  А мы шли рядом с подводой – его мама, отец, дедушка Степан, Колина сестра Люся и я. Нам приходилось тогда ещё с малых лет ходить пешком на большие расстояния - в Томашполь, в Городковку, в Вербку Крыжопольского района. О таких «близких» сёлах, как Дахталия, Олянивка, Яланец, Гнатков, Савчина, я даже не говорю. Ходили босиком, как говорится, «от снега до снега». И я помню еще времена, когда не было лесопосадок; когда был ещё фруктовый сад колхоза им. Будённого от окраины села - овражка перед хатой Карандюка -  до Яланецкого леса. В военные годы, когда сад не охранялся, вырубили на дрова фруктовые, в основном яблоневые, деревья в том саду. И долго там было пустынное не вспаханное поле. Одни суслики хозяйничали там. Ребята их ловили: за шкурки сусликов платили. Копейки. Потом в колхозе стали разводить гусениц шелкопряда и в саду посадили тутовые деревья (шелковицы). Я в те давние времена исходил весь Яланецкий лес (мы пасли в нём коров), все ноги были в акациевых колючках, от них постоянно донимали нарывы на ногах.
                А тогда, сочувствуя больному Коле, сопровождая его домой из больницы, никто и подумать не мог, что жить ему осталось не так уж и много, и уйдет он из жизни совсем молоденьким, не успев раскрыть свои необыкновенные артистические таланты (рассказ "Материнская любовь", http://www.proza.ru/2015/03/27/879)...
               
                А  сколько самых разных птиц было тогда в лесу! Соловьи, соколы, кукушки, дрозды, щеглы, канарейки, …
                А как пели в лесу соловьи, а в поле жаворонки и перепела!
                А какие высокие были древние  дубы! Когда их посадили? Сколько им было лет? Наверное и три взрослых дяди не смогли бы обхватить их. Очень впечатляли эти мощные деревья. Невозможно было даже наглядеться на них. И залезть. А очень хотелось. В лесу было мало таких деревьев, на верхушках которых мы бы не побывали. А ещё мы собирали желуди. За них, хоть мало, но платили. А потом эти древние, могучие деревья спилили. Как их пилили, как валили, мне трудно даже представить.   
                И теперь вот бородавки на руке не давали мне покоя. Как бы теперь сказали - к моим комплексам добавился ещё один.
                И что с бородавками делать никто не говорил.
                Но вот однажды, когда мы пасли коров в Томашпольском яру, ко мне подошёл Володя Рогового Павла.
- Понюхай! – сказал он и сунул мне что-то под нос. 
                Не успел я отвернуться, как меня пронзил резкий запах. Как говорят, до самых пяток.
                От неожиданности я прикрыл нос руками, и Володя увидел мои бородавки.
- На – сказал он – протирай этой травой, и всё пройдёт.
                И сам протёр мою руку травой с золотисто-жёлтыми цветочками.  Это был чистотел. Володя был постарше меня, задиристый и хулиганистый парень. Хорошего от него ожидать не приходилось.  Он мог сотворить что-нибудь «эдакое».  Но вылечить! Этого я не ожидал от него. Володя оказался «Володей - чистотелом». Он помог мне избавиться от бородавок: через некоторое время все мои бородавки исчезли. И рука моя стала чистенькой. Как была. И за это я ему очень благодарен.  За чистотел.
                Иногда возникает мысль: чистотел - это для тела, а вот нашёлся бы такой чистотел для душ человеческих, для совести - ЧИСТОДУШ. Чтобы, если "обработать" новорожденному человеку душу (совесть) таким чистодушем, то чтобы стала бы она чистой и красивой во всех отношениях и на всю жизнь, чтобы не было у людей агрессии, злобы, лжи, обманов, лицемерия, желаний воровства и захватов чужого, ...
                Только где его, чистодуша такого, наберёшь столько, чтобы всем новорожденным, всем нуждающимся - с запятнанной совестью, нечистым на руку хватило?
                Придумали люди для "очищения" грешных, нечистых душ религию, церковь, но влияние их на очищение душ не достаточно эффективно. Особенно современная церковь-бизнес ...
                Да и в старину, когда вера была крепче, души тоже очищались недостаточно...
                Придумал же когда-то Папа Римский "Индульгенции". И продавали Индульгенции в церквях, мол купил Индульгенцию - можешь грешить сколько хочешь, все грехи твои "отмолятся", ... 
                А вот, например, царь Иван Грозный резал и вешал, на кол сажал, потом записывал "подвиги" свои в синоды, потом молился, бил поклоны перед иконами, шишки на лбу набивал, потом снова вешал и резал, на кол сажал, ...  В 1565 году он ввёл опричину, и опричники его воевали с собственным невооружённым, мирным народом много лет до 1572 года, пока крымский хан не разорил Москву. Отпор дать войску хана опричники не смогли, ибо одно - привычно воевать с мирным населением, и другое - с подготовленным войском.
                Душа Ивана Грозного (вернее будет сказать - Жестокого) молитвами не очищалась, а жаждала крови всё больше, и по его воле вырезалось население целых городов, в том числе Новгорода, Казани...
                Например, очевидец взятия Казани в октябре 1552 года немец Альберт Шлихтинг пишет: "После взятия Казани в 1552 году город был разграблен, жителей убивали, выволакивали и обнажённые трупы складывали в большие кучи. Затем убитым связывали вместе ноги внизу у щиколоток, брали длинное бревно, насаживали на него трупы ногами и бросали в Волгу по 20, 30, 40 или 50 трупов на одном бревне. Так и спускались вниз по реке эти брёвна с трупами".
                А историк М.Худяков пишет: "Всё мужское население громадного города было истреблено. Немало было убито и женщин... С женщинами было поступлено также жестоко: царь отдал их в полное распоряжение солдатам".
                Жестокость эту оправдать ничем нельзя: ведь основная масса народа нацелена на труд, на поддержку семьи, на выживание. В массе своей народ терпелив, пассивен, инертен, и, чтобы сдвинуть народ с этой точки инертности, надо его здорово "достать". Так "достать", чтобы у народа не было другого выхода, как взяться за оружие ...  Любой народ делится на "ведущих" и "ведомых". Ведущие - это власть, состоятельные люди, имеющие влияние на всех остальных, а ведомые - это основная масса народа. Всеми делами "воротят" ведущие. Они зачастую окружают себя жестокими, жадными, злыми, кровожадными холуями, жаждущими чужой крови и собственности. У них для народа и кнут, и пряник. В Новгороде ведущими были новгородские бояре. И царю их необходимо было изолировать от народа, а не уничтожать весь простой народ Новгорода - ведомый их ведущими - новгородскими боярами. Что народ новгородский знал тогда о царе Иване? Только то, что им втолковывали их ведущие - бояре новгородские. Зачем было их, простых тружеников, просто ведомых, уничтожать? А ведь уничтожали новгородцев, простых людей с лютой жестокостью по клеветническому доносу на влиятельных новгородцев о их, якобы, желании "предаться польскому королю Сизигмунду". Хотя, скорее всего, Иван IV, будучи тираном, просто хотел, наверное, стереть в Новгороде память о демократии, о Новгородском вече. Казнены были с применением различных жесточайших пыток множество горожан, включая женщин и детей. Даже служителей церкви не щадили. Как рассказывает летописец, Иван велел обливать новгородцев зажигательной смесью, затем обгоревших и еще живых сбрасывать в Волхов (была зима 1569 года, в реке для этой цели под мостом ломали лед). Людей, повествует летописец,  "... с высоты бросали в воду, связанных по рукам и ногам. Кидали также женщин и детей, младенцев привязывали к их матерям. По реке ездили в челнах опричники и баграми, рогатинами и топорами добивали тех, которые всплывали ... Казни длились пять недель ... Верст за двести кругом Новгорода опричниками были опустошены села и деревни ...". Безусловно, одновременно с казнями осуществлялись опустошающие грабежи населения, церквей, монастырей, ...
             Вот что пишет доктор исторических наук, профессор Е.Анисимов:
             - «Великий Новгород особенно пострадал от злодея в 1570 году. Тысячи его жителей, включая женщин и детей, были казнены страшными казнями, утоплены в Волхове. И опричники Грозного на лодках добивали топорами тех, кто всплывал на поверхность. Он совершил страшное святотатство: разграбил величайшую русскую святыню — Святую Софию — храм, который до него стоял нетронутым 500 лет. Следующими грабителями храма были в 1941 году немецкие и испанские фашисты.
             Грозный был настоящий насильник и садист — он сам хвастался, что изнасиловал за свою жизнь тысячу девушек. Важно заметить, что он не был больным, сумасшедшим: он прекрасно осознавал, что творит, и порой ужас божеской кары пугал его, и тогда царь начинал каяться, записывать свои грехи и преступления, чтобы потом опять убивать и насиловать.
              Если же все сказанное мало волнует читателя-державника, то подчеркну, что как государственный деятель он был полным ничтожеством: провалил все добрые начинания начала царствования, проиграл все войны, какие вел, утратил все первоначальные завоевания, был бездарен и труслив как полководец, но любил копьем добивать связанных пленных. В итоге он поставил Россию на грань разорения. Его царствование закончилось полным крахом: военным, политическим, экономическим. Прежде цветущая страна запустела — до сих пор археологи на северо-западе России находят множество навсегда погибших, запустевших именно во времена Грозного деревень и починков…
                То, что нам известно как Смута, когда Россия подверглась нападению врагов и гражданской войне, было прямым результатом правления Грозного. Тогда на какое-то время Россия погрузилась в небытие и даже исчезла с карты мира, и только простые люди, пережившие ад Иванова царствования, под знаменем Минина и Пожарского спасли Россию и для нас тоже» ...
                Как видим, Иван Грозный сам все свои грехи и преступления записывал, и сам оставил, таким образом, о себе недобрую память. И ссылки на, якобы, «ложные, из мести, европейские козни и наветы» на него не совсем оправданы, так как в те далёкие времена единой Европы ещё не было …
                Или вот что говорит историк Владислав Назаров:
                - «Грозного никак нельзя считать символом государственности и единства России. Это, напротив символ дезинтеграции, раскола - и территориального и, и социального ...».
                И далее В.Назаров сообщает:
                - "... Сам Иван Васильевич русским себя отнюдь не считал. В переговорах с иностранными послами царь говорил, что он "из немец". Своё происхождение Иван Васильевич указывал, что он "от Пруса - мифического брата римского императора Августа - и очень этим гордился".
                Так оценивают беспристрастные, объективные историки правление и личность царя Ивана Грозного.
                Нет ответа на вопрос: зачем народ простой - ведомых, женщин - уничтожать? "Бей своих, чтобы чужие боялись?" Своих - это безоружных, женщин, детей, беспомощных, ...
                Рассказывают историки и про более поздние времена - про "освоение" Дальнего Востока. Где землепроходец Е.П.Хабаров ("крутой нравом") уничтожал целые народности дальневосточные лишь за то, что они отказывались платить дань соболями. Они не понимали и не могли никак понять, почему они должны добывать соболей для других. По их понятиям, каждый, кому нужны шкурки соболей, может идти в тайгу и сам для себя добывать сколько ему надо ... Такие у них понятия были и обычаи. И за это их уничтожать? Ведь обычаи и понятия со временем можно изменить. Но,увы ... 
                К большому сожалению, на протяжении всей нашей истории - и в старину, и теперь - власти к народу, к его правам, к правам человека, всегда относились с презрением, применяя к народу, крайне жёсткие меры - как правило, только жестокое уничтожение. И вообще на протяжении многих веков, и в наше время, действует принцип: "Власть у меня, и я могу творить абсолютно всё, что мне угодно! Ты мой раб!",...
И уничтожали целые народы, запрещали им разговаривать на родном языке, ... Например, некоторые исследователи времен Екатерины II рассказывают, что она украинскую нацию вообще запретила, считая их "смутьянами", как и запретила также разговаривать населению Украины на украинском языке, ... Так ненавидела она запорожских казаков и всех украинцев за постоянные восстания и волнения в их землях, и за постоянные жалобы на ограбление и унижение, на захват их, запорожцев, земель в Диком поле (современный Донбасс) со стороны донских казаков и переселение в эти районы сербов из Австро-Венгерской империи, и объявление заселённых сербами земель Новой Сербией,...
                И назвали жестокого царя Ивана - Грозным, Великим. И говорят порой - мол, у него врагов было много!
                А что после очередной резни у него должны были появляться любящие его друзья?
                Чем больше резал, чем больше людей уничтожил - тем больше друзей? Так, что ли?

                Так было в те жестокие времена и в других странах. Таких "Великих" было достаточно много, были они почти во всех странах. Аналогично поступали "великие" других стран, захватывая города Руси. Кто скажет, сколько людей было уничтожено такими "великими" во всех странах? А какой кровью сама церковь завоёвывала свою паству? Не напрасно иногда говорят: "В те жестокие времена ...!". Чем больше чужих земель захватил вождь, князь, король, царь, император, ..., чем больше людей изничтожил, тем более "Великий". Так было, и так и есть. Только лицемерия больше становится: если в старину просто шли завоёвывать, грабить и убивать, с предупреждением – «Иду на вы!», или без предупреждения, то в настоящее время придумывают, что-нибудь, типа "во имя спасения страны", мол, "если мы не нападем на них (соседей), то они нападут на нас, они уже готовятся к нападению",...". Такова была раньше и такова и есть современная политика - нападай, захватывай, грабь, убивай и властвуй, а я ваш правитель о вас забочусь, я - Великий, ... Тем более, что средств для зомбирования народов, восхваления правителей и внедрения псевдопатриотизма в настоящее время более чем достаточно, ...

                Вон Александр Македонский дошел так из небольшой родной своей Македонии аж до Пакистана, до современных границ Пакистана и Индии, грабя, покоряя и уничтожая всё на своем пути ...
                Александр Македонский задолго до Библейских легенд заявлял о своём божественном происхождении, Иван IV тоже заявлял, что он "помазанник божий", ...
                А что вытворяли с местным населением, сколько крови пролили и сколько людей уничтожили «цивилизованные» завоеватели Америки, Африки и Австралии, никакая история не расскажет ... Даже, фактически, в наше время никто в США не понес ответственности за бомбежки атомными бомбами Японских городов Хиросима и Нагасаки в 1945 году, где пострадали не воевавшие, а простые жители этих городов. Да и соседних тоже: ведь радиация распространяется далеко и надолго ...
                Непонятно только, почему самых жестоких правителей называли Великими, а не Душегубами или Великими Душегубами.
                Таковы люди, таковы нравы, говорили когда-то старики, не объясняя такие людские странности.
                Правда, казанцы царя Ивана прозвали Явыз Иван, то есть Злодей Иван, а в западных странах его звали Ужасный.
                А, у нас он - Великий! Подхалимы «лизали», а кровожадному убийце-садисту приятно!
                А отца царя Петра Первого (тоже жестокого и кровожадного и тоже Великого) - царя Алексея Михайловича народ называл Тишайшим, видимо, за то, что он не любил воевать и убивать и не был таким злым и жестоким, как его сын, убивавший без разбору и не чуждавшегося уничтожения всего населения от мала до велика даже входившего в созданную им империю города Батурин, и убивший собственного сына, не любившего его за жестокость, ...
              Хотя и "Тишайший" в Москве в 1662 году так подавил Медный бунт, что никому мало не покажется: в самом начале при разгоне бунтовщиков около тысячи человек было убито и утоплено, еще до трех тысяч арестовано. Бунтовщиков пытали, отсекали им руки, ноги и пальцы, клеймили лица, ссылали на вечное поселение в самые дальние уголки Руси: Сибирь, Казань, Астрахань, ... Многих с завязанными руками посадили в большие лодки и потопили в Москве-реке. А еще он повелел выпустить Указ,  запрещавший россиянам улыбаться и смеяться, ... Таков вот был Алексей Михайлович Тишайший ...
                Намного более жестоким был сын "Тишайшего" - Пётр I. Причём, рассказывают историки, он был любителем присутствовать на казнях и лично казнить. Со многими он обошёлся крайне жестоко. Даже со своим сыном. А город Батурин, столицу Украины, он, наступая на Полтаву, приказал Меньшикову вырезать полностью, невзирая ни пол, ни на возраст, ни на что, резали даже грудных младенцев,... И всех в городе вырезали, как пишут историки, не оставив ни одной души живой, ... И ещё одним из жестоких и "тёмных" дел было дело Сибирского губернатора Матвея Петровича Гагарина, повешенного в марте 1721 года. Труп Гагарина сняли только в ноябре месяце 1721 года. Верёвки сгнили, тогда тело, объеденное насекомыми и птицами, перевешивали на цепи. На казни присутствовал сам Пётр I и заставил присутствовать родственников Гагарина. А после казни устроил увеселительную пирушку, опять же, заставив присутствовать родственников повешенного, ... Современники Гагарина говорили о нём: "Правил страстно, кончил страшно". Точно не известно, в чём причина такой жестокости Петра, почти все биографические данные Гагарина были тщательно уничтожены. Существует три версии: казнокрадство, попытка отделить Сибирь от России и то, что Гагарин был тогда самым сильным Рюриковичем и имел основания претендовать на корону, ... Какая из этих трёх версий наиболее близка к истине, неизвестно, ... Возможно, все три, ...
                И желал император Пётр I даже Индию покориьть. И флот даже построил для похода. Но не успел: сифилис его убил.
                А вот что говорил о Петре I Великий русский писатель, просветитель Лев Толстой:
        "С Петра I начинаются особенно поразительные и особенно близкие и понятные нам ужасы русской истории.
        Беснующийся, пьяный, сгнивший от сифилиса зверь четверть столетия губит людей, казнит, жжет, закапывает живых в землю, заточает жену, распутничает, мужеложествует, пьянствует, сам, забавляясь, рубит головы, кощунствует, ездит с подобием креста из чубуков в виде детородных членов и подобиями Евангелий — ящиком с водкой славить Христа, т. е. ругаться над верою, коронует бл..ь свою и своего любовника, разоряет Россию и казнит сына и умирает от сифилиса, и не только не поминают его злодейств, но до сих пор не перестают восхваления доблестей этого чудовища, и нет конца всякого рода памятников ему».
...
                А, впрочем, пожалуй, читая книгу «Правители Земли Русской», видно, что все земли Русской правители любили власть большую, любили дань большую и кровушку людскую, и ещё были «земли чужой» любители, ...
                Так, Олег Вещий захватил город Киев обманным путём, назвавшись купцом и убив правителей Киева Аскольда и Дира; князь Игорь дань большую любил собирать, пока, по выражению его, обираемые «смеяться не станут», за что последние и убили его; князь Святослав земли болгарские полюбил и резал болгар так, как их не резали ни до него, ни после него, и чего болгары, наверное, до сих пор забыть не могут; князь Владимир Красное Солнышко (впоследствии - Святой!) убил своего родного брата и тут же изнасиловал его беременную жену, а потом крестил Русь по принципу – или крестишься, или «голову с плеч»; князь Ярослав Мудрый убил своих братьев Бориса и Глеба, ловко подставив своего же брата Святополка, что выявилось случайно только в 1834 году при изучении древнескандинавской «Саги об Эймунде» …
             Да и, видимо, на понятие «Святой» у народа и у церкви и государства различные взгляды. Каким образом, например, был канонизирован князь Киевский Владимир, если он вёл такую безнравственную жизнь, что, по утверждению историков, даже автор похвального слова князю Владимиру в середине XII века жалуется на «отсутствие почитания его». Да и за что было его почитать и "хвалить"? За то, что жестоко убил своего родного брата и тут же изнасиловал его беременную жену? За его пьянство и развратное поведение на протяжении всей его жизни? Но, тем не менее, он – святой. Хотя очевидно, что святым можно назвать лишь того человека, который своей духовностью и своими поступками по отношению к людям, к животным, ко всему на Земле, похож на Иисуса Христоса.
           Кстати, у изнасилованной князем Владимиром княгини - беременной супруги родного брата - впоследствии родился сын, который со временем стал князем и такое вытворял, что получил у народа прозвище "Окаянный".
           Вообще, по заключению исследователей, русские князья среди святых составляют в русской церкви «самый многочисленный чин».
           Такая вот жизнь …. Таковы люди …. К сожалению.

           И так вся История Земли Русской в беззаконии, крови и неправде … Это отметил ещё в своей летописи древний летописец Нестор: «Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет», а русский писатель и поэт А.К.Толстой – в поэме «История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева».         
    
                Я не знаю о судьбе Володи. Он куда-то выехал из села. Тогда очень многие уезжали из села. Уезжали на Донбасс. На Донбасс уезжали больше всего - там было много рабочих мест. В Донбассе, как рассказывает обозреватель газеты "Московский комсомолец" А.Камакин, «Согласно данным всеукраинской переписи (2001 год) в Донецкой области доля русских составляла 38,2% (украинцев – 56,9), в Луганской области – 39% (украинцев – 58). Уезжали также в Крым, в Винницу, в другие города Советского Союза, на целину.  Например, у дяди нашей мамы Григория было четверо детей – дочь Галя, сыновья Толя, Миша, Вася. И все разъехались. По разным городам и бывшим советским республикам. Галя вышла замуж за офицера и осталась в Гомеле, Толя после службы на Черноморском флоте остался в Крыму, в Джанкое, Миша поселился также в Крыму, а Вася - на Донбассе, И стал пустым дом дяди Григория. А какое хозяйство было при его жизни! Пасека, строения, инструменты. Всё он делал своими руками и старался, чтобы всё для нормальной жизни было при доме.  Одним словом, крепкий хозяин был. И это несмотря на то, что его при коллективизации выселили с семьёй из собственного дома (и такое наказание было в те времена для талантливых, крепких хозяев - добросовестных хлеборобов, делавших всё своими руками), и ему пришлось начинать всё сначала - строить новый дом на краю села, строить разные пристройки для скота, для хозяйства, ..., и работать в колхозе. Не виноват же он в том, что всё умел, что всё у него получалось, на всё хватало здоровья, чт ему завидовали, ... А во время Великой Отечественной войны наш дядя Григорий, когда их бомбили фашистские самолеты, не упал лицом в землю, как все, а стал стоя стрелять из винтовки по самолетам. И сбил фашистский самолет! И был награжден орденом Красной Звезды! Хотя и был рядовым бойцом... Таким был дядя нашей мамы Григорий Киричук. А мой дядя Миша - племянник дяди Григория - в восемнадцать лет стал офицером и погиб в девятнадцать на Смоленщине в 1942 году ...
                А вообще Рога (ударение на «О») в то время - в сороковые годы двадцатого столетия - это был тоже знаменитый род.  Эту фамилию носили Павло, Пётр, Леонид, Аноний, Илько, Василий. Все они были высокие, крепкие мужики. 
                Василий Рога жил на нашей улице. Хата его была  позади хаты дяди Григория Киричука (Петрикового), через улицу напротив хаты Фёдора Медвидя.
                Трудно сейчас сказать, как когда-то давались людям фамилии. Вот фамилия – Качур. Почему? Неизвестно. Но наверняка от – качур – селезень. Возможно, древние предки любили купаться, плавать, нырять; возможно, во дворе держали  уток, …
Можно предположить, что многие фамилии произошли от имён. Например, фамилия Гаврилюк – от Гавриил, Петрига – от Петр, Киричук – от  Кирилл (Киря). 
А фамилия Рога? Трудно что-то придумать, как произошла эта фамилия.. 
                А вот фамилия наших соседей Медвидь. Её происхождение тоже можно объяснить.
                Наши соседи Медвиди все были высокие, статные, с ярким румянцем на щеках. Через две хаты впереди нас жил дед Янко Медвидь. У него были сыновья Никита, Филимон, Фёдор, Онуфрий и Пётр. Жили Медведи очень дружно.  А сын деда Янка Пётр Медвидь, вернувшийся в село из Донбасса,  часто зимой, особенно в плохую погоду, когда по улице было не пройти, подвозил меня на подводе домой от автобусной остановки. Так получалось, что, он ехал домой на обед, а я шёл домой к родителям с автобуса.  Нам было по пути.  А в далёком 1957 году он отвозил своего племянника Колю, сына своего старшего брата Филимона, и меня в Яланец. Мы с Колей уезжали на Донбасс – я в Макеевку, Коля – в Горловку. Коля приезжал в отпуск, мы подружились и решили ехать  на Донбасс до Донецка вместе.
                Таким образом, с большинством фамилий понятно. Фамилия Карандюк, например, произошла (могла произойти), якобы, от древнетюркского "Каранда", что означает "злой, жестокий" или от тюркско-татарского "Карында", что означает "пузатый". Правда, нетребовские Карандюки пузатыми не были, да и злостью от других односельчан не отличались. А как-то случайно я в Интернете нашёл информацию о расстреле в 1937 году нашего односельчанина неграмотного (по информации в Интернете) Самуила Карандюка. Он был сослан сначала в Иркутскую область, а потом там и расстрелян. А за что его расстреляли так и не знает никто. Богатых селян, кулаков, как их называли, в селе, говорят, до революции не было. И насколько древняя эта фамилия, если она произошла от древних тюркских языков? А вот как появилась фамилия Рога - не понятно. Отец Василия Роги дед Иван дружил с нашим дедом Степаном. Он сторожил на долине, где выращивали овощи. Это была долина от плотины до самого Яланецкого садка. Наш дедушка Степан целыми днями работал там. Таким образом, два друга постоянно были на долинке с овощами – один днём, другой – ночью. Зарплату тогда не платили. И дед Иван Рога часто выручал нашего деда Степана, давая ему капусту.  За капустой дедушка и я (дедушка всегда брал меня - всё-таки побольше принесём) ходили на долину ночью в назначенное место. Там дед Иван уже ожидал нас, заранее приготовив капусту. Плотины тогда ещё не было и обходить приходилось со стороны Яланецкого сада. Это было довольно далеко, тем более ночью, когда за день ноги порядком устали. Там с нашей стороны росли высокие камыши, а речка Журавка становилась узенькой, и её можно было перешагнуть. Мы с дедушкой полем несли капусту домой; мне было тяжело, хотелось спать, я ныл, часто садился отдыхать, но дедушка очень терпеливо уговаривал меня после короткого отдыха идти дальше. А днём бабушка капусту шинковала и заквашивала в бочонок, и мы запасались, таким образом, едой на зиму. Картошка, капуста, продукты от нашей коровы Милки – молоко, сметана, творог, простокваша – вот была пища наша.  Мяса не было. Курочек берегли – они приносили яйца, яйца дедушка продавал на базаре, и так зарабатывались небольшие деньги.
               А с внуком деда Ивана Мишей Рогой я дружил в детстве.  Потом я уехал к родителям, а Миша выучился на фельдшера и жил и работал в Гнаткове. В те времена очень многие мальчики и девочки по окончании Нетребовской семилетней школы поступали в медицинское училище в Молдавском городе Бендеры.  Молдавский город Бендеры, ставший последним пристанищем после поражения в Полтавской битве для гетмана Мазепы и бежавших с ним украинских казаков и шведских солдат, был в то время для нетребовских юношей и девушек "кузницей" медработников. Каждый строил свою жизнь, как мог. Мой двоюродный брат Вася Марценюк тоже окончил Бендеровское медицинское училище, а Коля Марценюк – его родной брат - сразу после семилетки, мальчишкой еще, сбежал в Одесское мореходное училище, и много ходил за границу по морям-океанам  на торговых кораблях. И жил во Владивостоке.  Так тогда мы жили. Такое время было. Даже песню пели: «Наш адрес не дом и не улица, наш адрес  - Советский Союз». 
Такая вот получилась история с чистотелом.

*) На фотографии 1948 года крайние справа наш папа, положил руки на мои плечи, слева от папы наша мама, впереди я с руками в карманах, а впереди всей группы стоит мой маленький братик Володя в кепке, с пальчиком во рту ... Все остальные - семья Илькового Петра ... Совсем немного нам осталось быть вместе ...

Москва, октябрь 2013 г.