Совесть и общественная мораль

Лев Балашов
Как было определено в моей книге «Этика» (п. 2.1), мораль регулирует отношения людей путем УБЕЖДЕНИЯ: внутреннего — через совесть, и внешнего — через мнение других, общественное мнение.
Иными словами, мораль внутри себя раздвоена, противоречива, использует разные и даже противоположные «механизмы», регуляторы поведения людей. Зачем это ей нужно? Общий ответ таков: для большей НАДЕЖНОСТИ-ЭФФЕКТИВНОСТИ морального регулирования. Внутренний и внешний регуляторы морального поведения дополняют, резервируют-дублируют, контролируют друг друга.
 
НАСЧЕТ ВЗАИМНОГО ДОПОЛНЕНИЯ. Как говорят, один ум хорошо, а два лучше. В вопросах морального поведения совести неплохо бы «посоветоваться» с внешними моральными авторитетами, а последним неплохо бы учитывать совестное поведение данного человека. Учат не только моральные авторитеты, не только коллективы, общество, но и отдельные люди с их совестью, собственным чувством и разумением.
 Взаимное дополнение внутреннего и внешнего регуляторов синергетически усиливает действие морали в целом.

НАСЧЕТ ВЗАИМНОГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ ИЛИ ДУБЛИРОВАНИЯ. Если совесть почему-либо молчит или ослаблена, включаются внешние регуляторы морального поведения (мнение других людей, общественное мнение, традиции и обычаи). Если отсутствуют или не в полной мере действуют внешние регуляторы морального поведения, включается на полную мощь совесть.

НАСЧЕТ ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ, КРИТИКИ. Если совесть колеблется или ошибается, то внешние моральные регуляторы могут помочь ей определиться или поправить ее, «указать» ей правильный путь. В реальной ситуации другие люди могут указать человеку на  ошибки его совести или сам человек обращается к внешним моральным авторитетам для поиска правильного пути или исправления своей позиции.
Если внешние моральные авторитеты не дают ответа на поставленные жизнью вопросы или просто непригодны в конкретной ситуации, то совесть (собственное чувство и разумение человека) может быть как нельзя кстати. И другие люди со своими моральными оценками могут ошибаться, и общественное мнение, и традиции, и обычаи могут давать сбои, посылать неверные «сигналы».
Иными словами, совесть и внешние моральные авторитеты порой «выясняют отношения», спорят, критикуют друг друга и даже конфликтуют. Для морали такое их взаимоотношение в целом плодотворно.