Образ Родины в изобразительном искусстве

Татьяна Подплутова 2
Международный пленэр по живописи «Образ Родины в изобразительном искусстве» открылся 19 сентября в выставочном зале Могилевского областного музея им. Павла Масленикова. В этом году пленэр посвящен художнику Роберту  Генину, и его персональной выставке «В поисках рая».

Уникальная выставка открылась в Могилеве: в художественном музее представлены  22 работы Роберта Генина. Не случайно решили вспомнить имя Роберта Генина  — художник родом из Климовичского района, его жизнь и творческая деятельность тесно связана с Могилевщиной. В Международном пленэре приняли участие около двадцати художников из России, Беларуси, Украины, Литвы, Израиля, Армении, Китая. Имя Роберта Генина мало известно, а его творческое наследие разбросано по всему миру. Только благодаря коллекционеру из Санкт-Петербурга Алексею Родионову, который согласился предоставить картины Генина из своей частной коллекции для экспонирования в музее, на выставке были представлены 22 уникальные картины, которые художник создал в 1926 году на острове Бали.  Коллекционеру мы обязаны жизнеописанием непростой жизни этого талантливого идеалиста и фантазера, европейского эстета, странника и строителя Дворца Советов. Он, пожалуй, единственный из успешных художников, состоявшихся на Западе, и вернувшийся из эмиграции в Советскую Россию.

Кто же такой Роберт Генин? Четырнадцатилетний еврейский мальчик родом из Климовичей рисовал так хорошо, что дед  решил: пусть учится на фотографа. Роберта отправили в Одесское рисовальное училище, но в воображении честолюбивого юноши возникали более заманчивые картины: восторженные статьи критиков, прекрасные поклонницы. И восемнадцатилетний Роберт решил ехать в Мюнхен.
В 1902 году начинается европейский этап в жизни Генина, продолжавшийся 34 года, целиком посвященный творчеству и заполненный самыми разными событиями. Переезд в Париж. Поездка к обеспеченной сестре в Египет и снова возвращение в Париж. Поездки в Италию,  сильные впечатления от фресок Джотто. После издания альбома  литографий «Фигурные композиции» (1912), к нему впервые приходит известность. Эксклюзивный договор с мюнхенской галереей Танхаузер и первая персональная выставка (1913), когда Генин в своих монументальных картинах изображает идеальных людей в утопическом раю. 66 готовых картин и все будущие работы передаются в галерею Танхаузер. Персональная выставка сопровождается доброжелательной прессой.  Известный американский коллекционер Артур Дж. Эдди приобретает работу «Жажда» (в настоящее время в Чикагском художественном институте). 
В 1913 году выходит книга по истории искусств профессора Ф. Бургера. В главе, названной «Генин и Милле», сказано: «Картины молодого мастера олицетворяют социалистический идеал, счастье равенства и труда. Быть может, Генин - первый художник, который из социальной идеи делает художественный идеал, ибо искусство 19-го века предпочитает изображать труд как трагическую обязанность человека, мечтающего в глубине души о счастливой поре безделья; для Генина же труд - это закон и красота. Возможно, этим идеям принадлежит ближайшая будущность».
С началом Первой мировой войны темы его работ изменяются, и манера обретает черты развивающегося в это время немецкого экспрессионизма. Вторая персональная выставка в галерее Танхаузер в 1917 году демонстрирует стремительное развитие художника. В начале двадцатых годов Генин много работает в печатной графике, иллюстрируя своими гравюрами сухой иглой и литографиями произведения немецких писателей-экспрессионистов. Генин попеременно живет в Асконе, Берлине и Париже. Многочисленные выставки в Германии и Швейцарии. В 1926 году поездка на острова Ява и Бали, в результате которой появляется много работ с натуры. Особой популярностью у публики пользуются изящные «головки» балиек с цветами или с обезьянками. В 1928 году в Берлине издается книга Генина «Далекий остров» с его рисунками тиражом около 200 тысяч экземпляров.  Большая персональная выставка в галерее Бонжан в конце 1931 года имеет успех, о ней пишут известные искусствоведы Поль Фиранс и Андре Сальмон. В 1935 году проходит его персональная выставка в галерее Лилиенфельд в Нью-Йорке.
В тексте небольшой заметки в одном парижском еженедельнике написано: «Блистательный, радостный цвет буквально ослепляет и царит во всем своем блеске на полотнах Генина; именно посредством этого цвета русская душа, восторги юности Генина оживают, перерождаясь в мечту - именно через этот цвет, через его восторженные аккорды, а также через сюжет. Золотистые цвета, теплая киноварь, изысканные розовые, мягкие красные оттенки струятся в его букетах, чередуются в его более меланхолических композициях. Творчество Генина - это очень русское творчество». Поль Фиранс так писал о творчестве Генина начала 1930-х:  «Именно в Париже он стал настоящим русским. Лирический элемент появляется в его последних работах «Невесте», «Блондинке», «Художнику», в которых автор выдает свое русское происхождение яснее, чем на любой из ранних стадий своего развития. Именно в этих поздних холстах, Генин добивается наиболее гармоничного решения своих художественных и эмоциональных задач».
В начале тридцатых годов художник все серьезнее задумывается о назначении своего искусства, под влиянием своих мыслей уничтожая часть работ. Он испытывает ностальгию по России, наивно представляя происходящее в СССР в романтическом свете. В своем доме под Парижем пишет фрески с изображением «счастливой юности» и «советского неба». Через советский Красный Крест получает советский паспорт. 
В марте 1936 года сбывается мечта Роберта Генина: он приезжает в Москву со страстным желанием писать фрески на новостройках, быть полноценным строителем социалистического общества.  Живет - где придется, в основном у знакомых. Получает заказ на фреску для павильона «Совхозы»  ВДНХ. Он с воодушевлением работает над ней два года. В августе 1938 года, когда огромная фреска уже перенесена на стену, павильоны решают переделать. Генин работает в коллективе фрескистов, оформляя Дворец Советов. Проходят два года радостного коллективного труда. С началом войны Генин впадает в заметно нервозное состояние. Он идет записываться в ополчение, но в военкомате не принимают 57-летнего добровольца с негнущейся ногой. Генин дежурит на крыше. В конце сентября 1941 года фугасная бомба контузила его, и через несколько дней Генин покончил с собой. 

Ни могилы, ни официальной записи о смерти Генина не сохранилось: начиналась битва за Москву, город спешно эвакуировался. Работы Генина, рассеянные  по частным коллекциям Германии, Швейцарии, Франции, Голландии и США, иногда появляются на аукционах. В  1969 году  творчеством Генина заинтересовался немецкий искусствовед   Ральф Енч.  Ему удалось собрать некоторое количество работ, которые он показал на трех выставках - в 1970, 1977 и 1980 годах. Часть этих работ была приобретена немецкими музеями. В России и Беларуси мало кто знает о Роберте Генине. Подробную статью о нем написал Дмитрий Северюхин.
 
Во время работы пленера открыта мемориальная доска художника Роберта Генина на здании Климовичского краеведческого музея.