Incarnationis mysterium

Иван Лупандин
Иоанн Павел II, епископ, слуга слуг Божиих, всем верующим, готовящимся встретить третье тысячелетие с пожеланием здоровья и апостольским благословением.

Созерцая тайну воплощения Сына Божия, Церковь готовится переступить порог третьего тысячелетия. Именно в это время я ощущаю особенную потребность обратиться к вам словами Апостола: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей...открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" (Еф. 1, 3-5,9-10).
Эти слова ясно указывают, что в Иисусе Христе история спасения обретает свою кульминацию и окончательный смысл. Через Него мы все получили "благодать на благодать" (Ин. 1,16), примирившись с Отцом (ср. Рим. 5,10; 2 Кор. 5,18).
Рождение Иисуса в Вифлееме не может рассматриваться как событие, которое относится лишь к прошлому. В действительности вся человеческая история соотносится с Ним: и наши дни, и будущее нашего мира освещены Его присутствием. Он "Живущий" (Откр. 1,18), "Который был, и есть, и грядет" (Откр. 1,4). Перед ним должно преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык должен исповедовать, что Он Господь (ср. Флп. 2,10-11). Встреча с Христом для каждого человека есть разгадка тайны его собственной жизни (1).
Иисус есть та подлинная новизна, которая превосходит все человеческие ожидания, и таковым Он остается во веки веков. Воплощение Сына Божия и спасение, которое Он осуществил Своею смертью и воскресением, являются поэтому истинным критерием оценки всего, что совершается в истории, и всякого усилия, направленного на то, чтобы сделать жизнь более достойной человека.
2. Великий юбилей 2000 года уже вплотную приблизился к нам. Со времени написания моей первой энциклики Redemptor hominis я ожидал этого события с единственной целью приготовить каждого к тому, чтобы он сделался послушным действию Святого Духа (2). Юбилей будет одновременно отмечаться в Риме и во всех Церквах мира, и будет иметь как бы два центра, а именно: город, который Провидение избрало местом епископской кафедры преемника Петра, и Святая Земля, где Сын Божий вочеловечился, приняв плоть от Девы, имя которой - Мария (ср. Лк. 1,27). Поэтому с равной торжественностью юбилей будет отмечаться не только в Риме, но также и на Земле, которая справедливо именуется "Святой", ибо там родился и умер Христос. Эта Земля, на которой появилось первая христианская община, является местом, где Бог открыл Себя человечеству. Это Обетованная Земля, которая сыграла столь значительную роль в истории еврейского народа и которая почитается также и исповедующими ислам. Пусть юбилей послужит продолжению диалога вплоть до того дня, когда мы все вместе - евреи, христиане и мусульмане - обменяемся приветствием мира в Иерусалиме (3).
Время юбилея побуждает нас вслушиваться в живой язык, который используется в божественном детоводительстве спасения для того, чтобы привести человека к обращению и покаянию. Это начало и путь исцеления человека, а также необходимое условие для того, чтобы он обрел то, что он никогда не был бы в состоянии обрести своими собственными силами, а именно, дружбу и милость Божию, т.е. ту сверхъестественную жизнь, которая одна лишь в состоянии удовлетворить глубочайшие стремления человеческого сердца. Наступление третьего тысячелетия побуждает христианское сообщество устремить исполненный верой взор к новым горизонтам миссии провозглашения Царствия Божия. Поэтому так необходимо в это особое время обратиться с еще большим доверием к учению Второго Ватиканского собора, который пролил новый свет на миссионерскую роль Церкви перед лицом задачи новой евангелизации. Благодаря Собору Церковь еще полнее осознала как таинственность своего собственного бытия, так и апостольскую миссию, вверенную ей Господом. Это осознание побуждает сообщество верующих жить в мире с сознанием того, что верующие должны быть "закваской и как бы душой человеческого общества, долженствующего быть обновленным во Христе и преображенным в Божию семью" (4).  Чтобы эффективно справиться с этой задачей, Церковь должна сохранять единство и возрастать в общинной жизни (5). Приближение юбилея дает мощный стимул в этом направлении.
Подготовка верующих к встрече третьего тысячелетия ни в коей мере не отягощается грузом двух тысячелетий истории. Скорее напротив, христиане ощущают в себе новые силы от сознания того, что они несут миру истинный свет - Христа Господа. Провозглашая Иисуса из Назарета истинным Богом и истинным человеком, Церковь открывает для всех людей возможность достичь "обожения" и тем самым сделаться в большей степени людьми (6). Это единственный путь, который может привести мир к обнаружению своего возвышенного призвания и к полному осуществлению его через спасение, дарованное Богом.
3. Отвечая на мое послание Tertio Millennio Adveniente (7), поместные церкви на протяжении этих лет непосредственной подготовки к юбилею приуготовляли себя молитвой, катехизацией и различными пастырскими инициативами к этому торжеству, которое введет всю Церковь в новую эпоху благодати и миссионерской деятельности. Приближение юбилея также пробуждает растущий интерес среди тех, кто пребывает в поисках благоприятного знамения, могущего помочь им различить следы Божиего присутствия в наши дни.
Годы подготовки к юбилею проходили под знаком Пресвятой Троицы: через Христа - во Святом Духе - к Богу Отцу. В тайне Троицы паломничество веры обретает свое начало и свою окончательную цель, по достижении которой мы сможем созерцать Бога лицом к лицу. Празднуя Боговоплощение, мы устремляем взор на тайну Троицы. Иисус из Назарета, являющий Отца, исполнил желание познать Бога, сокрытое в каждом человеческом сердце.  То. что творение сохранило как печать, выгравированную в нем творящей рукою Бога, и то, что провозвестили в надежде древние пророки, явлено ныне нам в откровении Христа (8).
Иисус являет лицо Бога Отца "сострадательного и милосердного" (Иак. 5,11) и, посылая нам Святого Духа, Он открывает тайну троической любви. Дух Христов действует в Церкви и в истории: мы должны внимать Ему, чтобы различить знамения нового времени и соделать ожидание славного второго пришествия Господа еще более живым в сердцах верующих. Святой год должен поэтому стать одним непрестанным гимном хвалы Троице, Всевышнему Богу. В этот момент мы вспоминаем поэтический гимн св. Григория Богослова:
Слава Богу Отцу
И Сыну, Царю вселенной,
Слава Духу,
Достойному хвалы и всесвятому.
Троица единый Бог,
Сотворившая и исполнившая все:
Небеса ангелами,
Землю зверями
Море реками и источниками
И обитателями вод -
Все животворящая Духом,
Дабы все творения
Пели песнь хвалы своему премудрому Творцу,
Который один дает жизнь
И поддерживает все в бытии.
И пусть прежде всего разумное творение
Прославляет Его всегда
Как великого Царя и благого Отца" (9).

4. Пусть этот гимн Троице, прославляющий воплощение Сына, будет единогласно воспеваем всеми, кто получил крещение и разделяет единую веру в Господа Иисуса. Пусть экуменический характер юбилея станет конкретным знаком духовного пути, в котором верующие различных церквей и церковных сообществ участвовали особым образом в последние десятилетия. Только будучи послушными Святому Духу, мы сможем явить видимым образом через полноту общения благодать духовного усыновления, проистекающую из крещения, ибо все мы дети одного Отца. Призыв Апостола особенно актуален для нас сегодня: "Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас" (Еф. 4,4-6). Здесь же уместно вспомнить слова св. Иринея Лионского, который говорит, что после принятия Слова Божия как дождя, упавшего с неба, мы не можем явить себя миру подобными сухой земле; равным образом мы не можем называться одним хлебом, если мы не позволим рассеянной муке стать единой через действие воды, излитой на нас (10).
Каждый юбилейный год подобен приглашению на брачный пир. Из различных церквей и церковных сообществ, рассеянных по всему миру, поспешим на уготованный нам пир; принесем с собой все, что уже соединяет нас, и, устремив свои взоры лишь на Христа, будем возрастать в единстве, которое является плодом Духа. Нынешняя задача епископа Рима как преемника Петра состоит в том, чтобы настойчиво приглашать всех к празднованию юбилея, дабы двухтысячелетняя годовщина центральной тайны христианской веры была пережита как опыт примирения и как знак истинной надежды для всех, кто взирает на Христа и Его Церковь как на таинство "теснейшего соединения с Богом и единства всего человеческого рода" (11).
5. Как много исторических воспоминаний пробуждает юбилей! Мы можем вспомнить 1300 год, когда, идя навстречу желаниям жителей Рима, Папа Бонифаций VIII торжественно объявил первый юбилей в истории. Воскрешая древнюю традицию, согласно которой "изобильное отпущение и прощение грехов" давалось тем, кто совершал паломничество к базилике св. Петра в Вечном Городе, Папа пожелал по случаю юбилея даровать "прощение грехов, которое было бы не только более изобильным, но полным" (12). Начиная с этого времени, Церковь всегда праздновала юбилеи как значительные шаги на ее пути к полноте Христовой.
История показывает, с каким энтузиазмом народ Божий встречал юбилейные годы, видя в них то время, когда призыв Иисуса к покаянию ощущается с особенной полнотой. В этом длительном опыте имели место злоупотребления и недопонимания, однако свидетельства подлинной веры и искренней любви были значительно более многочисленными. Особым свидетельством этому является пример св. Филиппа Нери, который в юбилей 1550 года основал общество "Римское милосердие" как видимый знак заботы о паломниках. Многое можно рассказать о призывах к святости, возникших как опыт переживания юбилея и о плодах обращения, которое благодать прощения пробудила в столь многих верующих.
6. На протяжении моего понтификата я имел радость провозгласить 1983 год дополнительным юбилеем в память 1950 лет, прошедших с момента искупления всего человеческого рода. Совершенная через смерть и воскресение Иисуса, эта тайна представляет собой кульминацию события, имевшего свое начало в воплощении Сына Божия. Поэтому грядущий юбилей может по праву именоваться "великим", и Церковь возвещает о своем горячем желании заключить в свои объятия всех верующих, дабы даровать им радость примирения с Богом. Вся Церковь единодушно будет воспевать гимн хвалы и благодарения Отцу, Который в Своей бесконечной любви дал нам возможность соделаться во Христе "согражданами святым и своими Богу" (Еф. 2,19). По случаю этого великого праздника наше искреннее приглашение разделить нашу радость распространяется и на последователей других религий, равно как и на тех, которые еще далеки от веры в Бога. Как братья и сестры одной человеческой семьи мы переступим порог нового тысячелетия, которое потребует усилий и ответственности от каждого из нас.
Для нас, верующих, юбилейный год знаменует искупление, осуществленное Христом в Его смерти и воскресении. После этой смерти никто не может быть отлучен от любви Божией (ср. Рим. 8,21-39), кроме как по собственной вине. Благодать Божиего милосердия предлагается каждому, так что все мы, примиренные с Богом, имеем возможность "обрести спасение жизнью Его" (Рим. 5,10).
Поэтому я постановляю, что Великий юбилей 2000 года начнется в сочельник 1999 года открытием святых врат базилики св. Петра в Ватикане, на несколько часов ранее начала торжеств, которые должны пройти в Иерусалиме и Вифлееме и открытия святых врат в прочих патриарших базиликах Рима. В базилике св.Павла святые врата будут открыты во вторник 18 января, одновременно с началом недели молитвы о единстве христиан, дабы подчеркнуть экуменический характер этого юбилея.
Я также постановляю, чтобы в поместных церквах юбилей начался в святой день Рождества Христова божественной литургией, долженствующей быть совершенной епископом в кафедральном соборе, равно как и храмах, приравненных к соборам, в которые епископ может послать своего делегата для возглавления богослужения. Поскольку чин открытия святых врат составлен для Ватиканской базилики и других патриарших базилик, было бы подобающим, чтобы начало юбилейных торжеств в отдельных епархиях начиналось стацией в одном из храмов и процессией, направляющейся из этого храма в кафедральный собор, сопровождающейся чтениями из Евангелия и отрывков из настоящей буллы, в соответствии с "Чином празднования Великого юбилея в поместных церквах".
Пусть Рождество 1999 года будет для всех светлым праздником, прелюдией к особенно глубокому опыту принятия благодати и божественного милосердия, праздником, который продлится до завершения юбилейного года в день Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, 6 января 2001 года. Пусть все верующие ответят на приглашение ангелов, которые непрестанно провозглашают: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2,14). Таким образом Рождественские дни будут как бы сердцем Святого года, вносящим в жизнь Церкви обильные дары Духа для новой евангелизации.
7. На протяжении истории установление юбилеев обогащалось обычаями, свидетельствующими  о вере и поддерживающими благочестие христиан. Среди этих обычаев первое место занимает паломничество, которое тесно связано с самой экзистенциальной ситуацией человека, вся жизнь которого представляет собой странствие. От рождения и до смерти каждый из нас находится в положении человека странствующего. Священное Писание со своей стороны часто указывает на особое значение паломничества к святым местам. В Израиле существовала традиция паломничества к городу, где хранился ковчег завета или посещения святилища в Вефиле (ср. Суд. 20,18), или к святилищу в Силоме, где была услышана молитва Анна, матери Самуила (ср. 1 Цар. 1,3). Добровольно подчиняя Себя закону Моисееву, Иисус также отправился в паломничество с Марией и Иосифом в святой город Иерусалим (ср. Лк. 2,41). История Церкви - это живой пример незавершенного паломничества. Путешествие в город свв. Петра и Павла, в Святую Землю или к древним и новым святилищам Девы Марии и святых - такова цель бесчисленного множества верующих, которые в этих паломничествах обретают духовную пищу, подкрепляющую их благочестие.
Паломничества всегда представляли собой важную составную часть жизни верующих, принимая различные культурные формы в различные эпохи. Паломничество символизирует личный духовный путь верующего вослед Искупителю: это подвиг, характеризующийся  аскетизмом, борьбой с человеческими слабостями, постоянной бдительностью, внутренней подготовкой к сердечному покаянию. Посредством бдений, поста и молитвы паломник идет вперед по пути христианского совершенства, стремясь с помощью благодати Божией прийти "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф. 4,13).
8. Кроме паломничества есть также символ святых врат, которые впервые были открыты в Латеранской базилике Пресвятого Спасителя во время юбилея 1423 года. Этот символ указывает на переход от греха к благодати, который призван совершить каждый христианин. Иисус сказал: "Аз есмь дверь" (Ин. 10,7), - чтобы ясно показать, что никто не может прийти к Отцу, кроме как через Него. Этот образ, который Иисус применяет к Себе, свидетельствует о том, что Он один есть Спаситель, посланный Отцом. Есть только один путь, который широко открывает вход в жизнь богообщения: и этот путь - Иисус, единственный и совершенный путь к спасению. К Нему одному в подлинном смысле приложимы слова Псалмопевца: "Вот врата Господа; праведные войдут в них" (Пс. 118,20).
Говоря о двери, мы обязаны вспомнить о долге каждого верующего переступить порог ее. Пройти через эту дверь, значит исповедать Иисуса Христа Господом; значит укрепить веру в Него, чтобы жить новой жизнью, которую Он дал нам. Этот шаг предполагает свободу выбора и также решимость оставить нечто позади, в сознании того, что то, что приобретается - это божественная жизнь (ср. Мф. 13, 44-46). Именно с этой решимостью Папа первым пройдет через святые врата в ночь с 24 на 25 декабря 1999 года. Переступая этот порог, он поднимет перед взорами Церкви и мира святое Евангелие, источник благодати и надежды для грядущего третьего тысячелетия. Через святые врата, что особенно символично на рубеже тысячелетия (13), нас глубже введет Христос в Церковь, т.е. теснее соединит с Телом Своим и Невестой Своей. Отсюда мы уразумеваем, сколь великую силу имеет увещевание апостола Петра, который пишет о том, что мы, будучи соединены со Христом, призваны "как живые камни... дом духовный, священство святое ... приносить духовные жертвы, благоприятные Богу" (1 Петр. 2,5).
9. Верующим известен также другой особый знак, а именно индульгенция, которая также является одним из многих элементов юбилейных торжеств. Индульгенция являет полноту милосердия Отца, который являет всем Свою любовь, проявляющуюся прежде всего в прощении грехов. Обычно Бог Отец дарует Свое прощение через таинство покаяния и примирения (14). Добровольное и сознательное совершение тяжкого греха в действительности отделяет верующего от благодатной жизни в Боге и поэтому отделяет его от святости, к которой он призван. Получив от Христа власть прощать грехи во имя Его (ср. Мф. 16,19; Ин. 20,23), Церковь является в мире живым присутствием любви Бога, Который снисходит к каждой человеческой слабости, чтобы всех привлечь в объятия Своего милосердия. Именно через служение Церкви Бог являет Свое милосердие в мире через тот драгоценный дар, который с самых древних времен назывался "отпуст" или "индульгенция".
Таинство покаяния предлагает грешнику "новую возможность обращения и обретения благодати оправдания" (15), полученную через жертву Христа. Грешник таким образом снова входит в жизнь богообщения и полностью участвует в жизни Церкви. Исповедуя свои грехи, верующий получает подлинное прощение и снова может участвовать в Евхаристии, каковое участие является знаком того, что он вновь обрел общение с Богом Отцом и Его Церковью. С первых же столетий Церковь, однако, была глубоко убеждена, что прощение, свободно даруемое Богом, предполагает реальное изменение жизни, постепенное устранение зла, коренящегося внутри человека, обновление нашего образа жизни. Действие таинства должно сопровождаться экзистенциальным актом самого человека, реальным очищением от вины, т.е. именно тем, что именуется покаянием. Прощение не предполагает, что это экзистенциальное событие станет поверхностным, но скорее напротив, что оно приобретет смысл, что оно принято и приветствуемо Богом.
Примирение с Богом не означает, что после исповеди не остаются долговременные последствия греха, от которых мы должны очищаться. Именно в этом контексте приобретает важность индульгенция, поскольку она является выражением "полного дара милосердия Божия" (16). Через индульгенцию кающийся грешник получает отпущение временной кары за грехи, уже отпущенные в том, что касается вины.
10. Поскольку грех оскорбляет святость и справедливость Бога и уничтожает личную дружбу Бога и человека, он имеет двоякого рода последствия. Во-первых, если он является тяжким, он приводит к разрыву общения с Богом и, как результат, к утрате вечной блаженной жизни. Раскаявшемуся грешнику Бог, однако, в Своем милосердии дарует прощение тяжкого греха и отпущение "вечной кары", которую грех повлек бы за собой.
Во-вторых, "каждый грех, даже простительный, приводит к нездоровой привязанности к творениям, которая должна быть очищена или здесь на земле, или после смерти в состоянии, именуемом чистилище. Это очищение освобождает человека от того, что именуется "временной карой" за грехи" (17), и это искупление устраняет все то, что препятствует полному общению с Богом, равно как с братьями и сестрами во Христе.
Откровение также учит, что христианин не одинок на пути покаяния. Во Христе и через Христа его жизнь связана таинственными узами с жизнью всех остальных христиан в сверхъестественном единстве Мистического Тела Христова. Это общение устанавливает среди верующих удивительный обмен духовными дарами, в силу которого святость одного способствует освящению других и многократно превосходит тот ущерб, который грех одного человека причиняет другим. Существуют люди, которые, достойно прожив земную жизнь, оставляют после себя преизбыток любви, мужественно перенесенных страданий, чистоты и истины, что оказывает благотворное влияние на других и поддерживает их. Такова реальность "предстательства", на котором основана вся тайна Христа. Его преизбыточная любовь спасает всех нас. Однако частью величия Христовой любви является то, что Он не оставляет нас лишь пассивными реципиентами Его заслуг, но вовлекает и нас в дело спасения и, в частности, в участие в Его страданиях. Именно об этом говорится в знаменитом стихе из послания к Колоссянам: "В моей плоти я восполняю недостаток скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь" (Кол. 1,24).
Эта глубокая истина также удивительно выражена в отрывке из книги Откровения Иоанна Богослова, где Церковь уподобляется невесте, одетой в платье из белого виссона - прекрасной ткани, сияющей чистотой. И св. Иоанн Богослов пишет: "Виссон же есть праведные дела святых" (Откр. 19,8). И действительно, жизнью святых ткется сияющий виссон, который становится одеянием вечной жизни.
Все исходит от Христа, но поскольку мы принадлежим Ему, все наше также становится Его и приобретает целительную силу. Это и есть то, что мы понимаем под "сокровищницей Церкви", которая состоит из добрых дел святых.Молиться с намерением получить индульгенцию - значит войти в это духовное общение и таким образом полностью открыть себя для других. В духовной области также никто не должен жить только для себя. Поэтому спасительная забота о спасении своей души освобождается от страха и эгоизма только тогда, когда она становится также заботой и о спасении других. Это и есть реальность общения святых, тайна "предстательства", молитвы как средства достижения единения со Христом и Его святыми. Он призывает нас к единению с Ним, чтобы мы могли вместе с ним ткать виссон для белой ризы нового человечества, ризы, в которую облечена Невеста Христова.
Это учение об индульгенциях "прежде всего указывает нам на то, как печально и горько для нас оставить Господа Бога (ср. Иер. 2,19). Когда верующие приобретают индульгенции, они понимают, что своими силами они не в состоянии претворить в добро то зло, которое, согрешив, они причинили себе и всему сообществу людей, а потому побуждаются к стяжанию дел смирения" (18). Более того, истина об общении святых, соединяющем верующих со Христом и друг с другом, являет нам, как много может каждый из нас помочь другим - как живым, так и умершим - достичь еще большего единства с небесным Отцом.
Основываясь на этих доктринальных доводах и истолковывая материнское видение Церкви, я постановляю, что во время всего юбилея все верующие, должным образом подготовленные, могут обильно использовать дар индульгенций в соответствии с указаниями, прилагающимися к настоящей булле (см. Приложение).
11. Эти знаки уже давно были составной частью традиционного празднования юбилеев. Равным образом народ Божий сможет воочию узреть во время юбилея и другие знаки милосердия Божия. В моем апостольском послании Tertio millenio adveniente я упомянул о некоторых подобных знаках, которые помогут людям принять исключительную благодать юбилея с большей ревностностью (19). Здесь я лишь кратко перечислю их.
Прежде всего, следует упомянуть знак очищения памяти; это призывает каждого совершить акт мужества и смирения, признавая то зло, которое было причинено теми, которые носили или ныне носят имя христиан.
По своей природе Святой Год - это время, когда мы призваны к покаянию. Таков был первый призыв, прозвучавший в проповеди Иисуса, который многозначительно связывается с готовностью к вере: "Покайтесь и веруйте в Евангение" (Мк. 1,15).  Повеление Христово вытекает из осознания того, что "время исполнилось" (Мк. 1,15). Исполнение времен, предустановленных Богом, становится стимулом к покаянию, которое есть прежде всего результат действия благодати. Именно Дух побуждает каждого из нас "прийти в себя" и осознать необходимость возвращения в дом Отца (ср. Лк. 15,17-20). Испытание совести является поэтому одним из самых главных моментов жизни. Оно ставит каждого человека перед истиной касательно его собственной жизни. Таким образом человек видит то расстояние, которое отделяет его поступки от идеала, который он поставил перед собой.
История Церкви - это история святости. Новый Завет ясно указывает на отличительные признаки крещеных: он являются "святыми" в том смысле, что, будучи отделенными от мира как подчиненного лукавому, они посвящают себя поклонению единому истинному Богу. В действительности, эта святость очевидна не только в житиях многих святых и блаженных, чтимых Церковью, но также и в жизни бесчисленного множества неизвестных миру мужчин и женщин (ср. Откр. 7,9). Их жизнь свидетельствует об истинности Евангелия и являет миру видимое доказательство возможности совершенства. Однако следует признать, что история также знает о событиях, которые представляют собой свидетельство не в пользу христианства. В силу тех связей, которые соединяют нас друг с другом в Мистическом Теле Христа, все мы, пусть лично не виновные, ни в коем случае не пытаясь упредить суд Божиий, ибо только Бог знает тайны каждого сердца, несем на себе бремя грехов и заблуждений тех, кто жил до нас. И при этом мы также, являясь сынами и дочерьми Церкви, грешим и тем самым препятствуем Невесте Христовой явить свою подлинную красоту. Наши грехи воспрепятствовали действию Духа в сердцах многих людей. Наша теплохладность привела к тому, что многие погрузились в апатию и были уведены прочь от истинной встречи со Христом.
Как преемник Петра я прошу о том, чтобы в этот год милосердия Церковь, сильная святостью, даруемой ей Господом, склонилась перед Богом и испросила прощение за нынешние и прошлые грехи своих сынов и дочерей. Все согрешили и никто не может хвалиться праведностью пред Господом (ср. 3 Цар. 8, 46). Пусть еще раз бесстрашно будут повторены слова: "Мы согрешили" (Иер. 3, 25), но не будем также забывать и о том, что "где приумножился грех, стала преизобиловать благодать" (Рим. 5, 20).
Объятия, которые распростирает Отец для кающихся грешников, возвращающихся к Нему, будут нашей заслуженной наградой за смиренное признание наших собственных грехов и грехов наших братьев, признание, основанное на ощущении глубокой связи, соединяющей всех членов Мистического Тела Христа. Христиане должны покаяться перед Богом и перед обиженными ими людьми, признать свои грехи. Пусть они покаются, не ища ничего взамен, укрепляемые лишь "любовью Бога, излитой в наши сердца" (Рим. 5, 5). В то же время найдется достаточное количество трезвомыслящих людей, которые признают, что история хранит много примеров остракизма, несправедливости и даже гонений, направленных против сынов и дочерей Церкви.
Да не уклонится никто в этот юбилейный год от объятий любящего Отца. Да не последует никто примеру старшего брата в известной евангельской притче, отказавшегося войти в дом и принять участие в праздничном пиршестве (ср. Лк. 15, 25-30). Пусть радость прощения будет сильнее и выше всякой обиды. Таким образом Невеста Христова воссияет пред взорами  мира красотой и святостью, проистекающими из благодати, даруемой Господом.  На протяжении двух тысячелетий Церковь была той колыбелью, в которую Мария кладет Иисуса и вверяет Его для поклонения и созерцания всеми народами. Пусть смирение Невесты Христовой позволит еще сильнее просиять славе и силе Евхаристии, которую она совершает и бережет, как сокровище, в своем сердце. В знамении пресуществленных хлеба и вина Иисус Христос воскресший и прославленный, свет народам (ср. Лк. 2, 32), являет пребывающую реальность Своего воплощения. Он остается живущим и реально пребывающим с нами, чтобы питать верующих Своими Телом и Кровью.
Поэтому будем с надеждой взирать в будущее. Милосердный Отец не вменит нам грехи, в которых мы искренне покаялись (ср. Ис. 38, 17). Он творит теперь нечто новое и в всепрощающей любви Он предвозвещает нам новое небо и новую землю. Поэтому, чтобы в грядущем тысячелетии явились новые свидетели христианства миру, да обновится вера, да возрастет надежда, да станет более действенной любовь!
12. Знамение милосердия Божия, особенно необходимое сегодня, - это любовь, которая открывает наши глаза на нужды тех, которые бедны и отвержены. Таково положение многих частей общества, отбрасывающее тень смерти иногда на целые народы. Человечество сталкивается с новыми разновидностями рабства, более изощренного, нежели рабство древнее, и для многих людей свобода остается пустым звуком. Некоторые народы, и в первую очередь наиболее бедные, находятся под гнетом столь большого внешнего долга, что выплатить его становится практически непосильной задачей. Но ведь ясно, что реальный прогресс не может быть достигнут без эффективного сотрудничества народов всех рас, лингвистических групп, национальностей и религии. Злоупотребление властью, проявляющееся в господстве одних над другими, должно прекратиться: такое злоупотребление греховно и несправедливо. Всякий, кто заботится лишь о земном обогащении (ср. Мф. 6, 19), "не в Бога богатеет" (Лк. 12, 21).
Налицо также потребность в создании нового климата международной солидарности и сотрудничества, в котором все - особенно богатые нации и частный сектор - были бы готовы принять ответственность за создание и осуществление модели экономических отношений, выгодных для всех. Хватит откладывать то время, когда нищий Лазарь сможет сесть рядом с богачом и разделить с ним пиршество, а не быть вынужденным питаться крохами, падающими со стола (ср. Лк. 16, 19-31). Беспросветная бедность - это источник насилия, озлобления и соблазнов; искоренить ее есть дело справедливости и потому дело мира.
Юбилей также призывает к сердечному покаянию через изменение жизни. Он является напоминанием для всех людей, что они не должны придавать абсолютное значение ни земным благам, ибо они не есть Бог, ни человеческой власти или претензиям на власть, ибо земля принадлежит Богу и только Богу: "Земля моя; вы пришельцы и поселенцы у Меня" (Лев. 25, 23). Пусть в этот юбилейный год благодать коснется сердец тех людей, которые держат в своих руках судьбы народов земли!
13. Знаком истинности христианской любви, постоянным, но особенно красноречивым в наши дни, является память о мучениках. Их свидетельство не должно быть предано забвению. Они провозглашали Евангелие, жертвуя своей жизнью во имя любви. Мученик, особенно в наши дни, является знаком совершенной любви, которая содержит в себе все прочие ценности. Жизнь мученика отражает те необыкновенные слова, которые были сказаны Иисусом на кресте: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23. 34). Верующий, серьезно размышлявший над своим христианским призванием, включая и то, что говорится в божественном откровении о возможности мученичества, не может исключить его со своего жизненного горизонта. Две тысячи лет с момента рождения Христа ознаменованы всегда наличествующим свидетельством мучеников.
Ныне заканчивающееся столетие дало множество мучеников, прежде всего по причине нацизма, коммунизма, а также расовых или племенных конфликтов. Люди из каждого слоя общества страдали за свою веру, проливая свою кровь за свою верность Христу и Церкви, или же отважно принимали долгие годы заключения и лишений всякого рода, как плату за отказ уступить идеологии, превратившейся в безжалостный диктаторский режим. С психологической точки зрения мученичество - это самое красноречивое доказательство истинности веры, ибо вера может облагородить самую жестокую смерть и явить непреходящую красоту даже посреди самых свирепых гонений.
Исполненные благодати в предстоящем юбилейном году, мы сможем с новой силой воспеть гимн благодарения Отцу, возглашая: "Тебя прославляет мучеников убеленное воинство". Да, речь идет о бесчисленном множестве тех, которые "омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца" (Откр. 7, 14). По этой причине Церковь в каждом уголке земли  должна чтить мучеников и ревностно хранить память о них. Пусть народ Божий, утвержденный в вере примером этих подлинных свидетелей всякого возраста, языка и нации, переступит с глубоким упованием порог третьего тысячелетия. Пусть в сердцах верующих восхищение мученическим подвигом этих свидетелей веры породит, силою благодати Божией, желание последовать их примеру, если обстоятельства того потребуют.
14. Радость юбилея не будет полной, если наши взоры не обратятся к Той, которая в полном послушании Отцу родила Сына Божия во плоти ради нашего спасения. Для Марии "время родить" наступило в Вифлееме (Лк. 2, 6), и будучи исполненна Духа, Она родила Первородного нового творения. Призванная быть Матерью Божией, с момента своего девственного зачатия Мария жила полнотой своего материнства, увенчав его на Голгофе, у подножия креста. Там, по дивному дару Христа, Она также стала Матерью Церкви и открыла всем путь, ведущий к Сыну.
Женщина молчаливого духа, готовая слышать, послушная Отцу, Дева Мария именуется "блаженной" всеми поколениями, ибо Она дала согласие на то чудо, которое было осуществлено в Ней Духом Святым. Народы никогда не перестанут призывать Матерь милосердия и всегда будут прибегать под Ее защиту. Пусть Она, которая со своим сыном Иисусом и супругом Иосифом отправилась в паломничество ко святому Храму Божиему, оградит своим покровом тех, кто отправится в паломничество в этом юбилейном году. И да соблаговолит Она в предстоящие месяцы ходатайствовать непрестанно за христиан, чтобы они сподобились обильной благодати и милосердия и возрадовались, празднуя две тысячи лет со дня рождения своего Спасителя. Пусть хвала Церкви устремится к Богу Отцу во Святом Духе  за дар спасения в Господе Иисусе Христе ныне и во веки веков.
Дано в Риме, у св. Петра, 29 ноября, в первое воскресенье адвента, в лето Господне 1998, в двадцать первый год моего понтификата.

Примечания
1. Второй Ватиканский собор, Пастырская конституция о Церкви в современном мире Gaudium et spes, 22
2.  n.1: AAS 71 (1979), 258
3. Иоанн Павел II, апостольское послание Redemptionis anno (20 апреля 1984): AAS 76 (1984), 627
4. Второй Ватиканский собор, Пастырская конституция о Церкви в современном мире Gaudium et spes, 40
5. Иоанн Павел II. Апостольское послание Tertio millennio adveniente (10 ноября 1994), 36: AAS 87 (1995), 28
6. Второй Ватиканский собор, Пастырская конституция о Церкви в современном мире Gaudium et spes, 41
7. nn. 39-54: AAS 87 (1995), 31-37
8. Второй Ватиканский собор, Догматическая конституция о божественном откровении Dei Verbum, 2,4
9. Carmina dogmatica, XXXI, Hymnus alius: PG 37, 510-511
10. Adversus haereses, III, 17: PG 7, 930
11. Второй Ватиканский собор, Догматическая конституция о Церкви Lumen gentium, 1
12. Булла Antiquorum habet (12 февраля 1300): Bullarium Romanum III/2, p. 94
13. Иоанн Павел II. Апостольское послание Tertio millennio adveniente (10 ноября 1994), 33: AAS 87 (1995), 25
14. Иоанн Павел II. Постсинодальное апостольское увещевание Reconciliatio et paenitentia (2 декабря 1984), 28-34: AAS 77 (1985), 250-273
15. Катехезис Католической Церкви, п. 1446
16. Иоанн Павел II. Булла Aperite portas Redemptori  (6 января 1983), 8: AAS 75 (1983), 98
17. Катехезис Католической Церкви, п. 1472
18. Павел VI. Апостольская конституция Indulgentiarum doctrina (1 января 1967), 9: AAS 59 (1967), 18
19. nn. 33.37.51: AAS 87 (1995), 25-26; 29-30; 36