Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной?

Лев Балашов
     На сайте "Сказка для двоих" некая Ирина создала новую тему: Ну, никак я не могу поверить, что дружба между мужчиной и женщиной существует!!! Она пишет:

     Ну не могут люди разного пола дружить!!! Всё равно эта дружба закончится постелью! Может кто-нибудь сможет меня разубедить? Мне это очень нужно. Из-за этого неверия у меня проблемы с любимым человеком. У него есть подруги детства, а я не могу это принять, хоть мы вместе уже 5 лет. Все их звонки я воспринимаю чуть ли не как измену.

     МОЙ ОТВЕТ-КОММЕНТАРИЙ:
     Я философ и мне постоянно задают вопрос: возможна ли дружба между мужчиной и женщиной. Я отвечаю: дружба — бесполая любовь, а, следовательно, в отношениях между разными полами она практически невозможна за некоторыми исключениями (если, например, мужчина и женщина в отношениях друг с другом избирательно подавляют в себе половой инстинкт — таковы бывают отношения между коллегами). Могут быть отношения, подобные дружбе: такова "дружба" юноши и девушки, мужчины и женщины, предваряющая любовь, или "дружба" мужчины и женщины на всякий случай, как некоторый резерв любви, любовных отношений (такова может быть "дружба" между другом и подругой детства). Во всех иных случаях "дружба" мужчины и женщины обман, враки или самообман.
А подозревать… Будьте осторожны с подозрениями. Они могут погубить любовь.
     «Дружба» между мужчиной и женщиной как некоторый резерв любви может длиться до конца жизни, так и не превратившись в реальные любовные отношения.
То же самое с флиртом. Флирт может быть «из любви к искусству» и бескорыстен как дружба.
С моей точки зрения, мужчина, который не смотрит на женщину как на женщину, — не мужчина или у него серьезные проблемы с физическим\психическим здоровьем.

Comments
     Ольга П.
     Мне очень нравится эта тема) Люди, которые задаются этим вопросом просто не пережили подобной дружбы в собственной жизни, и поэтому бросаются в суждения, основанные лишь на своих домыслах, наблюдениями за другими и проч.
     Но судить о чём-то можно только если сам это пережил на собственном опыте.
     Так вот, поделюсь с вами своим опытом. Моя дружба с противоположным полом основана на интересе к музыке. Так уж сложилось, что я слушаю "мужскую" музыку. На этой почве и произошли знакомства с парнями. Любовь есть, но как к человеку: принятие его таким, какой он есть. А физической тяги нет, просто нет, а не потому что её кто-то подавляет.
     Я бы не сказала, что я уродина или мужланка, обычная симпатичная девушка, но меня воспринимают как друга, просто женского пола.
     Бывает, что дружба перерастает в любовь. Я считаю, что это очень крепкая любовь, впрочем, как и дружба, выросшая из любви.
     И то, и то тоже было и есть в моей жизни.
     Про дружбу, выросшую из любви, могу сказать, что вот здесь как раз есть это подавление физического притяжения чисто из моральных побуждений. Но это подавление, как не странно, не мешает быть близкими, понимающими и принимающими друзьями.
     Мужчина может смотреть на женщину как на женщину, но это не значит, что он её сразу любит, хочет и проч. Если он видит женщину, то в нём просыпаются разные типы поведения, эмоций в зависимости от того, с кем он её идентифицирует (с мамой, сестрой, бабулей-соседкой и др.)

     lev_balashov
     Оля! Спасибо за комментарий. Я уважаю Вашу позицию, основанную на ВАШЕМ личном опыте. Однако, имейте в виду: я написал комментируемый Вами текст для всех людей, не только для Вас. Я попытался как философ обобщить личный опыт многих и многих людей. А он весьма разный... Воспринимайте написанное мной как выражение некой стандартной позиции. С ней Вы можете соглашаться или не соглашаться, но не потому только, что она правильна или ошибочна объективно, а и потому, что Вы (!) можете быть правы или ошибаться.
     Вот Вы пишете: к мужчине у меня "любовь есть, но как к человеку: принятие его таким, какой он есть, а физической тяги нет, просто нет, а не потому что её кто-то подавляет". — Это что, камень в мой огород? Где я утверждал, что любовь мужчины и женщины или просто их чувства друг к другу — это только или обязательно физическая тяга?
     Чехов в свое время сказал: "мужчины без женщин глупеют, а женщины без мужчин блекнут". Он имел в виду то, что очное или заочное присутствие женщины в жизни мужчины и, наоборот, такое же присутствие мужчины в жизни женщины — свидетельство того, что мужчины и женщины ВЛИЯЮТ друг на друга специфическим, разным способом (именно как половые субъекты, а не как абстрактные люди-человеки), хотят они того или нет! Вот я и пытался эту мысль донести до читателя в своем тексте.

     Ольга П.
     Со словами Чехова сложно не согласиться.
Но вы пишите, что дружба между мужчиной и женщиной возможна при подавлении инстинктов (коллеги), либо же она является резервом любви.
     По вашим словам получается, что дружбы тогда и не может быть, только если не подавляются инстинкты.

     lev_balashov
     Настоящая дружба строится на ВНУТРЕННИХ мотивах (сама на себе), что исключает какую-либо опору на внешние для нее факторы, какую-либо заинтересованность в чем-то другом, кроме самой дружбы. Вот почему не может быть настоящей дружбы между мужчиной и женщиной, начальником и подчиненным, богатым и бедным, учителем и учеником. Указанные случаи настолько влияют на отношения людей, что не позволяют им полностью "раскрепоститься" как друзьям.

     Вот что поводу дружбы я написал в своей "Этике":

     Дружба — компромисс-симбиоз индивидуализма и коллективизма.
     Дружба — глубоко индивидуальная связь людей как людей (не как родственников, соседей, любовников, знакомых, соплеменников...). В ней индивидуальное начало соединяется с потребностью в постоянном общении-связи, в единении с кем-либо.
     Крайний индивидуализм исключает дружбу. Крайний индивидуалист ведет себя как одинокий волк (вспомним роман Джека Лондона «Морской волк». В этом романе капитан шхуны представлен как человек, начисто лишенный способности быть другом).
     И крайний коллективизм исключает дружбу. В жестком коллективе дружба отдельных членов не допускается, подавляется или растворяется в товариществе.
     Дружба во многом подобна любви. Это фактически бесполая любовь между людьми. В исключительных обстоятельствах дружба выдерживает любые испытания. Известен такой пример дружбы:
     «Дамон и Финтий! — пишет Г. Серебрякова — Вот безупречный образец дружбы равных. Два уроженца Сиракуз, не терпящие насилия, гордые, знатные пифагорейцы. Финтий был схвачен деспотом Дионисием II, заподозрившим его в покушении на свою жизнь, и приговорен к смерти. Дамон, знавший, что его друг жаждет проститься с семьей и уладить дела, предложил себя в заложники. Финтия отпустили домой на строго отсчитанное время. Оно, однако, миновало, а он не вернулся в указанный срок. Дамона отвели на площадь, и палач уже поднял секиру, когда, задыхаясь от бега, к плахе примчался осужденный. Народ, собравшийся к лобному месту, потребовал прощения смертнику и Дионисий II не только помиловал его, но и попросил столь верных друг другу людей стать его друзьями. Финтий и Дамон отказались. “Дружба — дар богов”, — считали древние».

     Ольга П.
     Получается, что наша дамочка не зря беспокоится по поводу звонков её любимого человека его подруге?
     Я думаю, что тему дружбы можно долго обсуждать. Но ведь человек мучается! И не только она страдает, но и её отношения с любимым.
     Думаю, что ей надо как-то так подать информацию, чтобы она поняла, что далеко не все отношения заканчиваются постелью.
     Вполне реальны отношения между мужчиной и женщиной, которые похожи на дружбу: они близко общаются, помогают друг другу, но при этом между ними нет интимной связи.
______________________________________

См. также "Женщина и мужчина. Заметки философа" здесь, в Проза.ру: http://www.proza.ru/2013/12/11/1540