И летела на юг казара

Юрий Баранов
               
начало:http://www.proza.ru/2012/12/03/1631
         
        Я заглушил движок  мотоцикла возле пристани охотников. Здесь уже стояло несколько машин и пара палаток. Я быстро соскочил  с седла, снял  с себя лишнюю  одежду, и стал готовиться к вечерней охоте. Отвязывал  и выгружал    лодку, доставал из люльки зачехленное ружье.    В это время,   из ближней палатки,  вышел  скучающий на берегу озера   человек. Это был  невысокий худой мужчина в   серой рабочей спецовке.  Он  нерешительной походкой  направился в мою сторону.      Справа от меня с хриплыми криками прошла тройка серых гусей.  Они шли с ближнего поля с отяжеленными зерном  зобами.  Вот они,  как по команде, перестали работать крыльями и начали планировать в сердцевину озера. И  я заторопился.   Хотелось поскорее   заплыть в камыши, где уже звучали первые ружейные удары.
            - Весь день хожу здесь по берегу. Поджидаю, когда мои  друзья  выйдут из камышей,- попытался заговорить со мной незнакомец.
             Мне всегда странно   видеть,    как у   пристани охотников, праздно расхаживает какой нибудь  мужичок     без  болотных сапог, без камуфлированной куртки, без прилипшей к   рукам рыбьей чешуи. Вот и этот, со своей  серенькой неухоженной бородкой, слабым голосом, бесцветными  усталыми  глазами,  явно не вписывается в образ вечного любителя костров и кочевых дорог. Но как то  он поведет себя через пару часов, когда  округу накроет глухая осенняя ночь, и  в камышах начнет жировку  пушной зверь?   Он стоял уже возле меня, а  я закручивал последние  гайки, приводя  в рабочее состояние  свою двухкилевую лодку.
             -Как много  у вас здесь низин,-донеслось до меня.
            -Вы стоите почти на  краю Великой Западносибирской низменности, страны озер и степей, - с долей назидательности откликнулся я.
           -Да озер у вас здесь много. Хотел бы я пожить у воды,- вздохнул мой собеседник.
         Я с неподдельным интересом посмотрел  на его помятое выпивками лицо.
           -А вы кто по специальности?
              -Слесарь.
            -Ну, тогда вы опоздали с переездом в наши палестины. Все совхозы в нашем районе  недавно прикрыли. Животноводство   в   упадке.  Зарплату в рублях платят  только  пенсионерам, да  изредка  бюджетникам.
              Сапоги мои  почти черпали  отворотами ледяную воду, когда я на ходу перевалился в свое легкое металлическое судно. Расчетливо толкаясь  шестом, я  проплыл мимо трех соломенных домиков ондатры. Хатки, превращенные птицами в  ночные площадки для отдыха, осели, сплющились, и  были по всей своей ширине густо усеяны   пухом, перьями и    погадками. На ближнем полое, на половину залепленном  слоем зеленой ряски,   свежих хаток    не было, зато увидел  несколько мертвых мускусных крыс. Они неподвижно лежали на плесе. Рыжий мех их   был еще сухим  и пушистым. Шел их   массовый падеж  от туляремии.  Вымирал и мой пушной участок, на котором я уже не первый год занимаюсь лицензионным  промыслом. Признаки жизни  ондатры  явно редки и невнятны.  Но  на  первой же найденной мной  кормушке зверя с досадой  обнаружил чужой капкан. В нем кверху брюхом белела пойманная  за лапку поганка*. Я освободил птицу из  тисков капкана и вместе с привязью     бросил  на дно  лодки. Стал искать другие капканы и тут же встретился взглядом с затаившимся в камышах человеком. Он неподвижно стоял в лодке,  и почти полностью скрытый      камышом,  хмуро смотрел на меня. Пятнистая одежда  прекрасно  маскировала его.  Я узнал охотника. Это был Толя Поспелов из  Ялуторовска.  Браконьер с железной хваткой. Весной и осенью  живет почти одним промыслом. Имеет свой бортовой УАЗ. Сети, капканы, мордушки, ружья - главный его рабочий инструмент. Слева от него, на лабзе, открыто стоят еще несколько капканов.
            -Толя, твои снасти?  -поднял  я в руке только что снятый  капкан с пойманной в нем огневкой.
            -Нет, я такими делами не занимаюсь.
           -Мне говорили рыбаки, что ты чистишь мой пушной участок.
           -Меньше надо слушать чужие глупости, -отрезал он.
            Снимать  остальные поспеловские капканы, под  прицелом его   пятизарядного МЦ,  я не рискнул и выплыл на главный плес озера. Воздух посвежел. Я дышал полной грудью. Над дальними островками камышей  мотались утиные стайки. Одна  из них повернула  в мою сторону.   Вот уже  видна стремительная отмашка  птичьих  крыльев. В воздухе послышались  трепет, дрожь и нарастающее  шипение. Выстрелил,  почти не целясь.
        -Горячишься  как мальчишка! - побранил я себя за промах, но знал, еще успею  и порадоваться удачному выстрелу и пожалеть   добытую птицу. В глубине  нагретых стволов ляжет серая  пороховая сыпь.
           Осень торжествовала повсюду. Из полей доносился   слитный глухой гул зерноуборочных комбайнов. В меркнущей синеве  неба одна за другой тянулись к югу длинные   цепи крикливой  казары. Нашел одну из растянутых в высоте сотенных   верениц  и долго с щемящим чувством в груди провожал ее взглядом, понимая, что   птицы уносят  вдаль какую - то  часть  моей души.
               В густых сумерках кто - то истошно, во всю силу своего мужского голоса, кричал на соседнем озере, прося о помощи у своих товарищей. Хорошо, если они недалеко от него.  Одного омутинского  охотника  однажды парализовало в камышах. Как он сумел тогда выбраться на берег, я не поинтересовался. Охота, как и любовь слабых не любит. Я выплыл на берег в полной темноте. Прислушался. Никто не кричал. Было звездно. Плескалась жирующая птица. Гул комбайнов и зарево от их прожекторов удалялись за ночной горизонт.
                Ночевать устроился возле стога, в шагах сорока от дороги. Попил из термоса горячего чая, не торопясь переобулся в валенки, закрыл лицо шерстяным шарфом, накинул на себя  старую шубу  и прижался спиной к зароду. Ждал рассвета.   Дремал, вспоминая влажный блеск листьев в июльском лесу, где  под ворчание  грома  рвал ягоды дикой вишни. Это было так недавно.
                Проснулся среди ночи. В груди гнездилось ощущение тревоги. Высунул голову из под края воротника  шубы. Кругом было черно. Звезды исчезли. По одежде, по соломе тихий непрерывный шорох. Значит опять дождь. Было мне сухо и тепло возле стога. Вставать не хотелось, и лишь беспокойное сознание того , что дождь может отрезать  дорогу домой, разогнало мой сон. Я поднялся. Стал прогревать движок. Включил свет. Ветровое стекло было мутно забелено инеем. В воздухе косо мелькала снежная крупа. Перчатки пахли зимой.  Так вот почему накануне   весь день   валила  на юг  казара. Где - то совсем близко от нас  лег    снег.

Поганка*-водоплавающая птица чомга

 фото  из домашнего  архива Юрия Мастерских