Истинный Бог в душе ХII

Никита Ломоносов
ХII (В разработке)

После основной части проделанной работы над настоящим очерком мы ознакомились с некоторыми мнениями относительно высказывания «Бог находится в душе человека». В качестве примеров приведем некоторые типичные представления религиозно настроенных и сомневающихся мыслителей. В ходе этого попробуем соотнести приведенные мнения с нашим изложением проблемы.

Многие задаются правомерным вопросом, частично относящемуся к нашему выражению, отчего священнослужители наделяют себя правом посредника между человеком и Богом. Один интересующийся темой Бога внутри человека автор пытается ответить так (курсив автора):

«У НИХ САМИХ БОГ В ДУШЕ, или же между ними и Богом есть другие, более высокие посредники? Ясно, что в любом случае должен быть посредник, который непосредственно соприкасается с Богом, то есть имеет Его в душе - тогда спрашивается, а зачем вообще человеку нужны посредники?»

В данном случае привлекает действительно интересный вопрос посредников. Думается его можно обобщенно прояснить тем, что самим священнослужителям не известна истинная внутренняя сущность религии, предполагаемая нами во влечении к жизни.
Далее автор говорит:

«Что мешает и ему также ощутить Бога непосредственно в своей душе? Оказывается, что ничто не мешает, кроме наличия посредников, которые даже в самом лучшем случае будут играть лишь роль испорченного телефона...

Значит, Бог УЖЕ и ИЗНАЧАЛЬНО находится в душе любого человека, и единственное, что должен делать человек - это ИСКАТЬ Бога в своей душе, погружаясь в нее все глубже и глубже и освобождая ее от всего темного и косного, которое и отгораживает его от Бога.
Если же он будет искать Бога вовне, пусть даже и в церкви, то там он его не найдет - он будет лишь удаляться от Него».

Выше упоминалось два положения выражения «Бог находится в душе человека». К первому из них относится предположение, граничащее со знанием о существовании Бога в душе в виде ощущения проявления влечения к жизни, Эроса. Соответственно возможно согласиться с ключевыми словами цитаты:

«…Значит, Бог УЖЕ и ИЗНАЧАЛЬНО находится в душе любого человека…».

С нашем утверждением о необходимости научным образом мышления изучать собственные глубинные душевные процессы, в которых заключены основные движущие силы в виде влечений, вполне согласуется нижеследующий отрывок: 

«…единственное, что должен делать человек - это ИСКАТЬ Бога в своей душе, погружаясь в нее все глубже и глубже…».

Любой другой путь поиска истинного смысла символа Бога, не основанный на познании собственного «Я» и реального мира, обречен на неудачу. Об этом говорит второй рассмотренный вариант нашего выражения. Он заключается в бессознательном перемещении на места понимания внутреннего влечения «Оно» и внешнего религиозного Бога частичку собственного «Я», которая определяется идеалом и совестью «Сверх-Я».

Подобным процессом собственному нарциссизму придают характеристики внутреннего влечения и внешнего Бога. Личность ошибается внутренне как общество внешне, по сути обе фантазии обращены на внешнее проявление представлений, нежели на их внутренний источник в виде влечений. Последнее в нашем понимании отвечает требованиям истины.

Думаем с такими выводами не сложно связать последнее предложение из приведенной цитаты:
 «…Если же он будет искать Бога вовне, пусть даже и в церкви, то там он его не найдет - он будет лишь удаляться от Него».

Также комментируя выражение «Бог находится в душе человека» как личностное заблуждение, другой автор выражает часть сомнения собственным видением проблемы:

 «Но глупо было бы ждать от своего личного божка чуда духовного преображения!».

Относительно предложенного понимания выскажем свое мнение. Оно представить не удовлетворяет первому положению (положительному) и является в большей степени верным для отрицательной (патологичной) позиции индивида. Про положительную сторону можно сказать, что индивидуум, который действительно имеет в себе силы следовать путем осознания собственных бессознательных влечений, иначе познает внутренний мир, согласно такому познанию способен по иному, более открыто смотреть и на мир внешний.

Думается, только такой человек имеет право называться живущим по истине, к чему призывал Библейский символ Иисус Христос. При этом само собой разумеется, что искреннее следование процессу познания приносит духовное преображение самой личности. Естественно, этот процесс происходит посредством открытого потока для трех инстанций психического аппарата энергии влечений «Оно» (бессознательное) при содействии «Я» (сознание) и устремлениях «Сверх-Я» (бессознательное и сознательное).
 
Добавим, что часто бывают случаи устремления к познанию в корыстных и низких целях сообразно с желаниями личности. Как бы это ни походило на научное мышление, подобное намерение указывает на нарушение в глубинных соотношениях влечений «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание) и «Сверх-Я». Думаем такое обманчивое познание при редких условиях достигает истинных результатов в познании реальности. Следовательно, такие устремления граничат с самообманом нашей второй патологичной позиции. Иначе это следование лжи, Дьяволу.

Как видим, здесь мы снова встретили формулу, выведенную еще в работе «О Библейских притчах». В ней мы пришли к заключению, что развитие науки (истина) происходит посредством разума человека. В «Троице», как известно, наука представлена образом будущего, религиозным языком Богом-Отцом, относительно структуры психического аппарата «Сверх-Я». Итак, посредством вытеснения влечений религией, иначе настоящим, Бог-Сын, «Я», наука пытается преодолеть, точнее сказать преобразовать, древние влечения прошлого, известные по символу Святой-Дух, или психологически «Оно».

Таким образом видим, как эволюция представлений единичной личности и всего человечества отображена схожими элементами внутреннего и внешнего мира.

Для отрицательной (патологичной) позиции индивида последняя приведенная цитата действительно находит свое глубинное объяснение. Отдельную личность отдаляет от поиска истины патологичное лишение объектов либидо на часть собственного «Я», при котором наступает нарциссизм. В данном ненормальном психологическом положении индивидуума духовного преображения ждать действительно е приходится. При этом личность не имеет внутренних возможностей разобраться в себе, тем более во внешних проявлениях реальности. Собственное «Я» настолько идеализируется, что ошибочно принимается за высокое и непостижимое, особенно для других. В этом случае отпадает желание меняться в лучшую сторону, поскольку «Я» и так божественно. Данная ситуация провоцирует признание, что в «Я» скрывается частичка Бога, иначе выражающееся в «Бог находится в моей душе».

Общеизвестно, что при этом наблюдаются ощущение собственного превосходства над окружающими людьми и даже миром, преобладание фантазий о значимости своего мышления, а следовательно пренебрежение к глубокому изучению собственных глубинных процессов. Для индивидуума подобного склада психического развития наиболее существенными является представления собственного внутреннего мира, в не зависимости от реальности. Как видим, такое обожествление личности недоступны постороннему наблюдателю, впрочем как и самому субъекту.

В рамках общественных иллюзий упомянутый инфантильный механизм защиты в виде проекции, свойственный первичному нарциссизму, повинен в вынесении обществом представлений о дуалистических влечения в религиозные образы Бога и Дьявола. К этому приводит следование поверхностным (ошибочным) фантазиям сознания, рассматриваемого как отход от истины. Само собой разумеется, самовлюбленный человек и в целом общество, нашедшие приют в нарциссизме и защиту в религии не способны на познание внутренних глубин. Это нелегкое предприятие наносит ущерб гордости и самовлюбленности субъекту и объекту.

Разумеется болезненная ситуация сковывает энергию влечений и проявление сублимации до невозможности усложняется затратами, которые приходится употреблять на патологические проявления собственного психического аппарата. С научной точки зрения это последствия действия влечения к смерти, иначе торможение жизни. Собственное влечение к жизни (любви) скованное противоположным влечением к смерти (ненависть), не представляет возможности в полную силу использовать энергию жизни для развития разума.

Соответственно о духовном прогрессе, а значит о культуре и науки речь может не идти.
Описанная выше ситуация показывает, как легкомысленно и ошибочно нарциссический индивид проецирует собственную энергию либидо во внешний мир. Именно на последнего такая личность устремляет гнетущее внутреннее осуждение. Используя известную инфантильную тактику, схожую с детским выражением «Сам дурак», индивид искусственно поднимает внутренний статус «Я». Собственные проблемы, тормозящие развитие личности бессознательным дискомфортом, невротическое «Я» индивидуума с полным отрицанием переносит на внешний мир. Процесс аналогичный тому, как в древние времена общество вынесло в реальность собственные бессознательные влечения в образах Бога и Дьявола.

Соответственно и все обвинения также достаются внешнему миру, в частности обществу и церкви. Эти общественные организации обвиняются в черствости, подозрительности и злобе. Конечно, данные чувства скорее присущи самой личности, раз они исходят от нее. Проекция конфликтных образований влечений  снимает ответственность с божественного «Я» индивидуума и он снова испытывает облегчение.

Такие предположения отражают следующие мысли того же автора:

«Поэтому, совершенно естественно, что те, у кого «бог в душе» обвиняют Церковь в нетерпимости и мракобесии, в посягательстве на «права человека».

В этом направлении продолжим ход интересных мыслей.

Получается индивид отрицательной позиции осуждает общественного Бога (религия) по причине своей замкнутости, или нарциссизма. Также в связи с этим он лишен лабильности разума в понимании собственных влечений. В собственных конфликтах описанный индивид, отягощенный невротичностью, мифологически обвиняет не личные бессознательные влечения жизни и смерти (истина), а внешнюю религию.

Однако, как мы знаем, сами религиозные представления являются спроецированными отображения самых же влечений. Другими словами можно сказать, упреки субъекта устремлены отраженные объектом бессознательные влечения. Согласимся, что бороться с производными собственного психического мира можно сравнить с обращением к собственной тени.

В такой ситуации отношения к истине (религия как проекция психологии влечений) индивид совершает двойное заблуждение. В сущности представление о Боге ставит на самое отдаленное место по отношению к реальности.

                Продолжение следует ...