Истинный Бог в душе ХI

Никита Ломоносов
ХI (В разработке)

Не вдаваясь в психическую запутанность процессов взаимодействия бессознательного и сознательного сделаем обобщающий вывод, на основании усвоенного готовый к появлению. Он необходим при глубоком изучении выражения «Бог находится в душе человека». Отрицательная сторона этой второй рассматриваемой позиции является следствием бессознательности всего процесса образования убежденности. Иными словами, индивид не имеет понятия о приходящих в его сознание мыслей.  В сравнении с первым разобранным вариантом толкования индивид вообще им знает о возможности своей правоты.

Патологический процесс нарциссизма в определенной степени прав при допущении положения о бессознательных влечениях как прообразах символов религии. Это позволяет сделать вывод, что истинность гипотезы о влечениях как исходной точки символа божественной силы не может зависеть от ошибочного представления индивидуума даже при отрицательной оценке внешнего объекта, или общества.

Представленный самообман в виде «Бог находится в душе человека» является собственной отрицательной фантазией. Также ее можно представить ложью перед собой и что более явно по отношению к обществу. То, что ошибочно принимаемый за проявления божественной силы элемент психического аппарата «Сверх-Я», имеющий отношение к идеалу и совести индивидуума, все же доказывает, что некоторый смысл данное выражения имеет даже при такой болезненной интерпретации. Это верно, если принять во внимание, что вследствие нарциссизма происходит неверное толкование собственных внутренних процессов, соответственно производятся неверные представления о собственных влечениях. При этом смешение влечений Эроса и Танатоса не расщеплено, это свойственно бессознательному «Оно». Даже осуществляемые попытки не могут иметь качественный результат. В связи с таким самообманом часто за Бога принимается Дьявол и наоборот. 

Подобная позиция идентифицирует утверждение «Бог находится в душе человека абсолютно неверным ощущением настоящего положения вещей, отражающих часть реальности. Такое ошибочное толкование индивидом собственного бессознательного в соотношении с религиозными данными с внешней стороны философской точки зрения часто принимается за наваждения Дьявола. Также это можно представить в изображении индивида, вставшего на сторону Зла.

Выше упоминалась дополнительная, скажем так, философская возможность интерпретировать ложную позицию утверждения индивидуума. Понимая под символом Бога реально существующее влечение к жизни как энергии, стремящейся к истине, влечение к смерти, соответственно, можно по аналогии определить как Дьявола, то есть символ лжи. Ложное утверждение, диктуемое патологичным проявлением нарциссизма, в мире бессознательного действительно может выражать победу влечения к смерти над влечением к жизни, Танатоса над  Эросом.

Теперь можно предположить, каким образом не осознавая разумом механизмов борьбы собственного духовного мира индивид отрицает собственные бессознательные влечение «Я» и общественного религиозного Бога. Такое полное отрицание двух положений, которых мы приняли за личную и общественную фантазии, может вообще пролить свет на отношение к подобному выражению в этом крайнем случае. Используя религиозное представление данных символов это может быть выражено победой Дьявола над Богом, лжи над истиной.

Кроме этого, в свете аналогий, высказанных в «О Библейских притчах», «Ад, Рай и Преисподняя» и «Ад», можно вывести несколько параллельных формул. Это победа Ада над Раем, прошлого над будущим, «Оно» над «Сверх-Я», Святого Духа над Богом-Отцом.

В свете этого примером может служить упрошенный вид множества отношений, изложенных в «Религия и сказке». В этой заметке было предпринято выявление относительного сходства религии и сказок по отношению к знанию различных времен.

Описанная болезненная фантазия, представляющая ложью по отношению к двум рассмотренным мнениям, на самом деле затмевает реальное положение вещей в виде настоящего бога в душе (Эрос, любовь). Более того, такая личная отрицательная фантазия по внутренним причинам гораздо опаснее, нежели общественная. На языке символов подобным скрытым механизмом Бог подменяется Дьяволом. При таком взгляде на проблему понятно возмущение и серьезное пренебрежение к подобному выражению священнослужителей, а также народных масс, преданных не только церкви.

Признаем, глубокая запутанность описанной ситуации представляет сложность при становлении четких выводов. Сущность мнения «Бог находится в душе человека» усложняется расщеплением на две противоположные возможности толкования. В связи с этим весьма затруднительным оказывается в реальности определение, к какой позиции, положительной или отрицательной, принадлежит высказанное индивидуумом утверждение. Весьма трудно прочесть сознательные мысли другого человека, тем более если он сам не представляет себе всей сложности ситуации.

К сожалению, реальность заставляет признать в болезненном варианте большую вероятность существования. Действительно, все говорит о том, что он встречается гораздо чаще.

Отрицательную позицию выражения «Бог находится в душе человека» не без оснований принимают за самолюбивое заблуждение индивида. Впрочем это более чем объяснимо. Дело в том, что о положительной стороне вопроса имеется представление еще меньшее. Получается, что второй (отрицательный) вариант покрывает первый (положительный), однако не доказывая отсутствие последнего в сущности.

В целом положительная и отрицательная ситуации рассмотренного выражения показывает различные представления о едином ощущении собственного бессознательного. Первое, менее встречающееся, можно приравнять к знанию сильного разумом индивида (наука) Второе обычно принимается окружающими за бред умалишенного (болезнь).

Думаем возможны случаи чередования подобных разных ощущений, а скорее существование одновременно обоих. Вероятно, сама религия оправдывает смешение таких разных полярностей и может получить очередной ярлык в определении «научной болезни».

Так или иначе, каждый случай требует тщательного исследования.   

Продолжение следует ...