Истинный Бог в душе IХ

Никита Ломоносов


Пока нами затрагивалась лишь одна сторона  интерпретации выражения «Бог находится в душе человека». Пришло время рассмотреть обратную, можно сказать отрицательную сторону, тесно связанную с первой. Освещение противоположной позиции почти не затрагивался нами, однако в некоторых моментах были видны намеки на его существование. Кстати, оно также поможет дополнить рассмотренную положительную позицию. Признаем, что рассмотрение такого крайнего случая является наиболее сложным элементом общей картины. В данном случае необходимо подробнее представлять себе психологию «Я» человека, яснее проявляющуюся в состоянии психической патологии.

Тем не менее, именно по этим причинам рассмотрение данного аспекта проблемы вскрывает множественность запутанных отношений в разбираемом вопросе.

Вначале нашего исследования нами упоминалось, что рассматриваемый психологический вопрос на самом деле имеет более сложное строение. Утверждение «Бог находится в душе человека» имеет обратную сторону, которую с позиции общепринятой религии можно действительно назвать отрицательной позицией. По всей вероятности, такую позицию считают единственной, поскольку оснований для дальнейших поисков у сознания отсутствуют. Данное толкование выражения может являться только частью истины, или вообще не обязательно несет в ее в себе. Согласимся, что Существенную часть такого понимания представляет собой самообман, негативная фантазия, иначе ложь. Часто она проявляется в болезненной форме, или за таковую ее принимают окружающие.

Вводящая в заблуждение сила бессознательных механизмов подобных ощущений, которая принимается за магические проявления и божественную сущность, самого высказывающего данную мысль ставит в ситуацию неопознанности истины. Впрочем, в данном случае подобное непонимание не отрицает схожего толкования конечного результата. Иными словами, положительная позиция, основанная на понимании бессознательных влечений и описанная выше в конечном итоге имеет право на существование даже при ее неосознанности. 
 
Известно, что анализ нарциссических неврозов предоставляет больше знаний о бессознательном и строении «Я», нежели обычные представления сознания. Известные психоаналитические открытия позволяют утверждать, что централизация сексуальной энергии, или либидо, на «Я» личности придает ей признаки нарциссического поведения. Собственно термином «Я» называется структурная часть человеческой личности, обращенную к внешнему миру и испытывающая на себе его влияние. Развитие «Я» имеет основные стации, фиксация на которых может приводить к разладу в собственной психике. Изменение «Я» может носить и регрессивный характер, когда достигнутые высоты оставляются и «Я» обращается к своим примитивным механизмам деятельности. К ним относится нарциссизм.
 
Подобное состояние приводит «Я» к положению, схожее с ситуацией «Оно», всемогущество мыслей. Такое состояние представляет собой следствием отвода влечения либидо, представляющего Эрос, с внешнего мира на внутренний. Энергия либидо устремляется личность на «Я» и придает ему патологичное состояние. Другими словами, происходит регрессия либидо на более ранние стадии развития, психический аппарат начинает действовать примитивными механизмами. Это примитивное состояние, при котором объекты не существуют. Такое состояние невозможно, либидо должно иметь объект, на который он должен быть направлен.

В этом случае сознанию стороннего наблюдателя является известное следствие такого процесса, которое религиозное мышление, впрочем как и обычное понимание, называет гордостью и себялюбием.

Такая чрезмерная фиксация либидо на собственном «Я» представляет собой невротическую стадию развития психики, в крайней форме заканчивающееся душевным расстройством. Известны частые случаи общения нервнобольных с высшими силами, с Богом или Дьяволом. Как правило, это приводит к психозу (паранойя и шизофрения). В связь можно привести данные из истории, когда психические расстройства принимались за отметину Бога или Дьявола.
Итак, в нашей отрицательной позиции травмированное собственным либидо «Я» личности обращено к себе как к объекту. Для такого человека наиважнейшим свойством принимает наслаждение собственными процессами, физиологическими и психическими. Мыслительные акты такой психической ситуации приобретают сильнейший эмоциональный заряд, все противоречащее моменты тщательно избегаются сознанием. К числу отрицательных для нарциссического «Я» элементов принадлежит отсутствие стремления к исследованию собственной внутренней жизни, изучение истоков собственной болезни. Как правило одержимые нарциссизмом люди не испытывают желания напрягать силы собственного разума, они считают себя выше других по положению и требуют чрезмерного уважения и почитания собственной личности, ничем не оправдывая такое поведение. 

Затронутая патологичная ситуации не должна пугать и отвлекать от поиска истины. Она показывает скрытую картину процессов в «Я», которая лишь преувеличивает состояние психики в обычного человека, слитое с сознанием. Данная картина показывает процесс бессознательного переноса на часть собственного «Я» элементов (ощущений) первичного процесса (бессознательное), которые неверно толкуется вторичным (сознание). Примитивная деятельность психического аппарата характеризуется механизмом защиты проекцией.   
В нормальном случае неприятный или создающий неудовольствие бессознательный импульс влечения при достижении сознания может быть как и религиозный импульс, устремлен проекцией во внешний мир. При патологичном случае проекция удается отчасти, энергия либидо не направляется на объекты реальности, а осаждается в форме фантазии в собственном «Я». Этот процесс заметен при самовозвеличивании.

Это объясняется следующим образом, теория в III разделе говорит о таких взаимоотношениях. При нарциссизме нет объектного катексиса, объекты лишены загрузкой либидинозной энергией. Большая часть либидо отвернулось от объектов внешнего мира, как от религии, так и от науки. Энергии человека ничего не остается, как вернуться снова в бессознательное «Оно». Однако патологичный процесс закрывает обратный вход, назад пути нет. Поэтому энергия либидо возвращается к «Я», которое получает увеличенное количество либидо. Это состояние детства психического развития аппарата человека, при котором наступает инфантелизм, свойственный нарциссизму.
 
Таким образом объектом либидо личности становится сама личность, при нарциссизме внутренне «Я» не испытывает нужды во внешнем мире. Это говорит также о том, что внешние фантазии общественной религии самовлюбленному «Я» не приносят удовольствие, он даже избегает их. Направленная на собственное тело и разум любовь ослепляет человека, поскольку он замыкается на своей личности. Это создает иллюзию всемогущества, вызывает увеличение самомнения и презрение к другим людям. Кроме этого, наступает торможение способности объективного понимания внутренних процессов работы влечений, другими словами, отбирает энергию от познания. В этом для «Я» нет ничего хорошего. Нам уже известно, насколько именно понимание внутреннего мира открывает путь к нахождению в себе влечения жизни, то есть истинного и реального представителя религиозного образа внешнего Бога.

Как уже говорилось, помимо топического взгляда на психику личности (сознание, предсознательное и бессознательное), структурная модель психики позволяет обнаружить в самом «Я» инстанцию «Сверх-Я», состоящую из совести и идеала. Нарциссизм, то есть энергия либидо, лишенная объектов, переносится на идеал, то есть на «Сверх-Я», утраченный нарциссизм детства, он сам становится идеалом, то есть Богом для человечества.
Однако подверженность внушению массовым фантазиям не может оставить индивидуума в покое. Ситуация одиночества спасается переносом ощущения образа Бога из внешнего мира во внутренний. В этом помогает существование внутри «Я» отколовшейся бессознательной структуры «Сверх-Я». Нам известно, что «Сверх-Я» является отражением как бессознательного «Оно», следовательно опыт предыдущих поколений, так и внешнего мира, влияющего на сознание. Данный элемент «Я» в нарциссической ситуации, усиленный давлением либидо, бессознательно принимает ответственность за представление существования частички Бога внутри «Я», в сущности самого Бога. Наравне с другими доказательствами это позволяет сознанию принять часть «Сверх-Я» за символ Бога в душе, поскольку «Сверх-Я» представляет собой совесть. Социальное «Сверх-Я», включающее совесть и идеалы большей массы личностей, входящих в общество, также идентифицируется с внутренним ощущением Бога как массового «Сверх-Я» внутри человечества как единого организма.

В научном контексте можно предположить, что каждая личность подобным возвращением энергии либидо в собственное «Я» обосновала в его части «Сверх-Я» частичку внешнего Бога, совпадающего с совестью и идеалами личности в нормальном состоянии. В паталогичной форме такой процесс возможно усмотреть в мании величия, когда совесть и идеал возвышается нарциссизмом над всеми остального. В этом случае индивид не понимает бессознательных противоречий и для их объяснения вынужден утверждать, что «Бог во мне». Конечная болезни форма вовсе может принять вид «Я и есть Бог».

Психоанализ учит, что «Сверх-Я» образуется в результате переживания Эдипова комплекса. Можно сказать, что эта структурная единица психического аппарата является производным пережитых амбивалентных (смешение любви и ненависти на одном объекте) отношений с родителями. Отношение к отцу во многом повлияло на религиозный символ Бог-Отец. В силу этого «Сверх-Я» представляется источником нравственности и морали, воспринятых от родителей, а также идеала индивидуума и совести, рожденных также по примеру родителей.

Напряженное отношение между совестью «Сверх-Я» (бессознательна) и «Я» (сознание) осознается в чувстве вины. Как известно, многие мыслители религиозного направления приписывают угрызения совести наказанию Бога. В сущности, это проявление интроецированного авторитета отца в «Я».

Как видим, такое положение имеет более приземленное объяснение, по равнению с символическим «Богом-Отцом».