Сирия прекращает свое существование

Михаил Маковецкий 3
Сирия, в буквальном смысле, вымирает, причем без всякой связи с гражданской войной. Огромные массивы ее территории были покинуты населением из-за засухи еще до начала гражданской войны в этой стране.
В результате засухи 2006-2008 годов в Израиле обмелел Кинерет и стремительно наросли мощности опреснительных установок. А в соседней Сирии были брошены 800 тысяч крестьянских хозяйств, и 3 миллионов человек перебрались в города (15% населения страны). И это за три года!
Теперь, что собой представляет Сирия с точки зрения водных ресурсов? Для описания тут необходим художник масштаба Марка Шагала. 85% территории Сирии — пустыня или полупустыня. Хотя в  стране протекают две крупные реки. Вернее, протекали. Евфрат течет в юго-восточном направлении через центр страны в Ирак. Тигр течет на протяжении небольшого отрезка сирийско-турецкой границы – также в Ирак.
А вытекают они с территории Турции, где их перегораживают платинами, в результате чего их сток стремится к нулю. Турки, в буквальном смысле, душат Сирию, так как Евфрат является главным источником пресной воды в Сирии. В регионе Ближнего Востока проживает примерно 5 % населения нашей планеты, при  этом на регион приходится всего лишь 0,09 % запасов пресной воды в мире. И эти крохи Турция решила обустроить.
Сегодня Турция забирает половину из 30 миллиардов кубометров воды, которую несет Евфрат. Через пять лет Турция закончит каскад плотин на Евфрате и тогда в Сирию и, тем более, в Ирак, не попадет ничего. Все будет пущено на мелиорацию в Турции. В турецком Курдистане, вернее.
Сирия располагает 5 миллиардами кубометров воды в водоносных слоях. Но водоносные слои исчерпываются и не восстанавливаются. Дефицит водного баланса в Сирии в 1995-2001 годах превысил 3,1 миллиарда кубометров. Но и наихудшая ситуация — в провинции Дамаск.
Дамаск был оазисом 5 тысяч лет. Но в течение последних 40 лет, до 2011 года, в этом оазисе численность населения увеличилась на порядок. И эти трудолюбивые люди вычерпали грунтовые воды практически до нуля. Оазис Дамаск свою историю практически закончил и достаточно быстро начал превращаться в пустыню.
Далее, в результате засухи и гражданской войны до пяти миллионов человек переселились главным образом из превратившихся в пустыню сельских районов в Дамаск и Алеппо. Сегодня в этих двух городах сконцентрировано треть населения страны.
Дамаск. Этот оазис находился в острейшем водном кризисе еще до начала гражданской войны. А гражданская война на состоянии водопровода и канализации сказалась плохо. В результате многочисленные беженцы стали рыть кустарные колодцы и какать где придется. Поэтому сегодня в оазисе Дамаск тысячи колодцев, из которых достают остатки хорошо унавоженных грунтовых вод.
Алеппо. В Алеппо состояние со снабжением воды значительно лучше, чем в Дамаске, дефицита воды там нет. Но это пока. Алеппо снабжается водой из рек  Оронт и Евфрат (главным образом). Но турецкие плотины сток Евфрата прекратят к 2017 году. И вот тогда… Алеппо будет завидовать Дамаску.
Среди других сирийских рек можно упомянуть Африн. Но она тоже начинается в Турции, и ее тоже там оприходует на мелиорацию всю.
Река Оронт, начинается в долине Бекаа в Ливане как и Нахр эль-Кабир — но это все мелочевка.
Река Ярмук (Хуран), годовой сток реки составляет в среднем 460 миллионов кубических метров воды. Что тоже немного и если воду используют в Сирии, то ее не используют в Иордании.
Теперь вопрос — возможно ли снабжать Сирию опресненной водой как это происходит в Израиле? Ответ — невозможно. Сирийское побережье, заселенное алавитами, отделено от внутренних районов страны горами. Опреснение + транспортировка воды через горы — очень дорого.
Транспортировка воды — это вообще дело достаточно дорогое. Иордания строит опреснитель возле Акабы (Красное море), чтобы снабжать водой и саму Акабу и израильский город Эйлат. Таким образом частично рассчитываясь за поставки израильской воды в северную Иорданию.
В сущности, и гражданская война в Сирии и началась именно как конфликт бывших сельских жителей, бежавших от засухи в города. А это нищие арабы-сунниты и горожанами, которые в значительной своей части зажиточные инородцы (христиане, алавиты, друзы). Гражданская война в Сирии — это сугубо результат опустынивания ранее заселенных земель, а вовсе не результат арабской весны или бабьего лета, как думают некоторые.
После начала войны внешние силы стали поддерживать конфликтующие стороны, каждая руководствуясь чем-то своим. Россия и Иран, как две груди, встали на защиту режима Асада. А Турция, Саудовская Аравия и Катар за суннитов.
Собственно Турция этот суннитский бунт, бессмысленный и безобразный и организовала. Война, тем более гражданская, спишет все. В том числе и претензии за использования гидроресурсов Тигра и Евфрата. А в результате от Сирии не останется ничего вообще — останется незаселенная пустыня.
Уже сейчас из 22 миллионов человек 10% населения Сирии уже покинуло страну и еще 25% покинуло места своего проживания и переселилось в города. Возвращаться им некуда — там, где они жили, уже пустыня. В течение ближайших трех-четырех лет Турция и гражданская война превратят Сирию в бесплодную малонаселенную пустыню.
Теперешнее население в подавляющем своем большинстве или покинет страну или погибнет. А гражданская война в Сирии — это лишь верхушка айсберга.
«Всё Айсберги, Вайсберги, Айзенберги, всякие там Рабиновичи...»
И. Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок». Чего то классики вдруг вспомнились? Впрочем, всякие там Рабиновичи пришли на ум не зря.
26 октября 1994 г. на израильско-иорданской границе в Араве состоялось подписание Мирного договора между Израилем и Иорданией. Согласно договору, Хашимитское королевство должно получать 215 млн. куб. м. воды в год из Израиля. А так же «Обе страны будут также развивать другие водные ресурсы и водохранилища, и помогать друг другу в годы засухи».
На практике это означает следующее: В рамках этого договора Израиль обязался поставлять Иордании 50 млн кубов воды и, плюс к этому, Израиль обязался покрывать потребности Иордании в воде вообще. За счет чего? За счет опреснённой воды.
Пока Израиль нарастил промышленность по опреснению воды, ради снабжения водой Иордании (80% потребности), сектора Газа (100% потребности), а так же «Берега Реки Иордан», уж не помню, «правого» или «левого» пришлось опустить уровень воды в Кинерете до критического уровня (2009 год).
Сектор Газа выбрал свои запасы пресной воды из грунтовых вод, в результате чего пресную воду в грунтовых водах заменила соленная морская. Об этом не подумали, голова Касамами была занята. В результате с Касамами придется повременить — вода в сектор Газа поступает исключительно из Израиля.
95% палестинских строений в Иудее, Самарии и Восточном Иерусалиме подключены к всеизральскому водоводу (Макарот), по которому  получают из Израиля 118 миллионов кубометров воды ежегодно. Впрочем, поживающие там же 500 тыс. израильтян потребляют в шесть раз больше воды, чем 2.6 млн. палестинцев, но это уже детали.
В результате работы этого фонтана «16 республик советских» (шутка — этот фонтан стоит на ВДНХ в Москве) пришлось опустить уровень Кинерета почти до критической отметки (в 2009 году). И только в дальнейшем Кинерет вновь стал заполнять (закончилась засуха, но, главное, резко наросли мощности опреснителей).
В мае 2011 года государственная компания «Мекорот», ответственная за водоснабжение страны, запустила неподалеку от Ашкелона опреснительную установку «Гранот» мощностью 100 миллионов кубометров в год (что требует 50 мегаватт электроэнергии). Цена опресненной воды здесь — 52,7 цента за кубометр, а это — самая низкая цена в мире для опресненной воды. Эта установка является частью проекта под названием «Восточный дренаж», цель которого — предотвратить засоление прибрежного аквифера, который дает современному Израилю порядка 420 млн кубометров воды ежегодно.
В 2013 году пустили опреснитель в Сорек — 150 млн кубометров по $0,54 за кубометр.
В совокупности центры опреснения морской воды в городах Ашдод, Ашкелон, Пальмахим, Сорек, Хадера уже в 2013 году дадут 600 миллионов кубометров воды ежегодно. То есть 75 % питьевой воды в Израиле составит опресненная вода.
Для сравнения — среднегодовой сток Нила 73 км3. 1 куб км = 1 000 000 000 куб. метров. То есть 1000 миллионов кубометров. Сегодня Израиль опресняет 600 миллионов кубометров. Теперь вопрос — сможет ли Израиль снабжать Египет водой? Если захочет, конечно…
Обратный осмос является на сегодня энергетически наиболее эффективным методом опреснения морской воды, хотя и он требует много энергии. Но, после того как Израиль обнаружил большие запасы газа воле своего побережья, эта проблема была снята. В результате Израиль может обеспечивать пресной водой себя и своих соседей в легкую. Но может и не обеспечивать. В легкую.
Сегодня 80% пресной воды потребляемой в Иордании поступает из Израиля. Израиль в последнее время увеличил количество воды, поставляемой в Иорданию – с учетом возросшего количества сирийских беженцев в этой стране. Прошлый раз Израиль увеличивал поставки воды Иордании из-за прибытия туда миллиона суннитских беженцев из Ирака. Кроме того, еще недавно 80% потребляемого в Иордании газа покупалось в Египте. Но, Египту сегодня самому газа не хватает, а Израиль нашел большие запасы газа у своего побережья.
В результате сегодня 80% потребляемого газа Иордания получает из Израиля. Итого: 80% воды и 80% газа Иордания получает из Израиля. Так что, по всей видимости, Иордания условия мирного договора с Израилем соблюдать будет. Иначе с Иорданией случится тоже, что случилось с Сирией.
Или с Сирией случится тоже, что случилось с Иорданией. Если правители оазиса Дамаск, уж не знаю, кто это будет, установят мир с Израилем, то и они смогут покупать пресную воду с израильских опреснителей. И израильский природный газ. А вот если не-е-т…
Нет, как все-таки далеко может зайти Израиль для выполнения своих кровавых замыслов. Впрочем, и в Турции все уже давно все стали убежденными сионистами — куда там тому же Израилю...
…Без вод Тигра и Евфрата обширные территории Ирака и Сирии превратятся в пустыню. Речная система Месопотамии (бассейны рек Тигра и Евфрата и их притоков) транспортирует воду из богатых водой регионов Восточной и Юго-Восточной Анатолии (Турецкого Курдистана) и дает жизнь арабским пустыням точно так же Нил превращает безжизненную Сахару в плодородную нильскую дельту.
Месопотамия, со всеми ее Вавилонами и Багдадами, без этих рек — бесплодная унылая пустыня.
Теперь. 98% водных ресурсов Евфрата и 45% Тигра образуются в пределах территории Турции, а остальная часть — на территории Ирана.
Первой на этих реках стала хулиганить как раз Сирия, а не Турция. Сирия построила ряд плотин на Евфрате, а плотина Табка, построенная в 1975 году, являлась второй по размеру плотиной в регионе после Асуанской. В результате ее строительства образовалось водохранилище Бен-Гурион. Шутка. Водохранилище, естественно, называется Асад. В результате его появления сток Евфрата в Ирак сразу уменьшился с 920 м3/сек до 197 м3/сек.
Но. Недолго музыка играла, недолго Асад танцевал. Колоссальная Кебанская плотина высотой в 210 метров, возведенная Турцией на реке Евфрат, сток Евфрата сократила до смешного. В результате, расположенная ниже по течению водохранилище Асад (озера Эль-Асад в районе города Алеппо) как-то сразу обмелело. Еще бы! Из-за плотины Ататюрка сирийская плотина Табка работает на 10% от ее мощности. А о дальнейшем стоке речь Евфрата в Ирак речь вообще не идет.
В настоящее время водный баланс Сирии составляет 21.46 км3. По соглашению между Сирией и Турцией 1987 г. Анкара передает Дамаску 15.8 км3 (500 м3/сек). Но это пока сама Турция данную водичку сама пристроить все равно не может. Но построить несколько гидроэлектростанций в горах Курдистана для Турции, при нынешних-то ценах на нефть… Ну, эти турки прямо ангелы, и шоб мы без них делали...
…В настоящее время Турция осуществляет грандиозный проект Юго-Восточной Анатолии (ЮВА или Guneydogu Anadolu Projesi то есть ГАП), который оценивается в 32 млрд. долларов США. Проектом предусмотрено строительство 22 плотин, 19 крупных ГЭС, составляющих 13 сопутствующих проектов (7 — на реке Евфрат, 6 — на реке Тигр) и увеличение площади орошаемых земель на 1.7 млн. га (1.1 млн. га – водами бассейна Евфрата, и 0,6 млн. – бассейна Тигра).
Производство электроэнергии в Турции должно достигнуть 27 млрд. кВт-час/год, что составляет более половины всей производимой в этой стране электроэнергии. После осуществления Турцией гидропроектов на Тигре и Евфрате, к 2025 году Сирия будет получать 16% того объема воды, который она получает сейчас, а Ирак — 27%. По официальным турецким данным. Но эти янычары такие юмористы!
Полная реализация проекта ЮВА уменьшит речной сток в Сирию практически до 0-ля (нуля). А ведь Евфрат обеспечивает сток 80% совокупных водных ресурсов сирийских рек. Пока.
Так что с Евфратом все ясно, можно переходить к Тигру. Дамба Илысу станет крупнейшей на реке Тигр.
Повторюсь, в 80-ых годах Турция, этот вундеркинд Запада, приступила к реализации проекта по развитию Южно-Восточной Анатолии. До 2003 года работа двигалась не шатко, не валко, но после оккупации Ирака работа закипела. При помощи концентрированного финансового усилия Ирана, старинного друга Ирака. Тем более, что Турции теперь никто не мешает, некому ковровыми бомбардировками навести элементарный порядок. И Турция спешит пристроить воды Евфрата и Тигра до последней капли. Пока некому проводить относительно Турции политику агрессии, запугивания и беспочвенного шантажа.
Ирак этого не переживет точно. Песни и смех там умолкнут надолго. Впрочем, Ирак сегодня добывает 2,5 миллиона баррелей нефти в день, а может добывать и все 10. Так что воду можно и купить, и опреснить. За такие-то деньги!
Сирия уже пострадала очень тяжело. Огромные территории на северо-востоке страны стали непригодны для жизни — высохли подземные воды, и, после почти полного обмеления Евфрата, практически исчезла река Аль-Хабур. Результат — более миллиона сирийских курдов покинули территорию сирийского Курдистана, который превратился в пустыню практически полностью. Впрочем, живое слово муллы, его участие, могут помочь им преодолеть трудности и невзгоды. По мнению правительства Сирии.
Но Турция-то, Турция как расцветет! Только после завершения проекта ГАП площадь новых орошаемых земель в Турции превзойдет площадь всех орошаемых до этого земель в стране.