Богудон или Богом данный?

Людмила Вакулина
            

О.П. Гаврюшкин в книге «Вдоль по Питерской» рассказывает, что с Воронцовским бульваром граничила Адмиралтейская слобода, а затем впоследствии возникло поселение Богудония (Боудония). Слово Боудония звучит необычно и трудно объяснить его происхождение.

 Доподлинно известно, что эта фамилия. Даже в официальных документах, которые удалось обнаружить, фамилия употребляется в двух вариантах: Боудон и Богудон. Первый раздел земли в Таганроге проводили по приказу императора Александра 1  в августе 1811 года. В списке лиц, получивших земельные наделы, фамилия Богудон отсутствует. Не значится она и в составе людей, имеющих домовладения в пределах городской черты.


Первое упоминание фамилии Богудон удалось обнаружить в документах 1872 года, где одна из загородных дач в районе Дубков и урочища Большая Черепаха принадлежала чиновнице Анне Боудон.


Спустя несколько лет некий Богудон у члена попечительского совета о тюрьмах надворного советника Мазуренко приобрел дачу на расстоянии двух поместий от усадьбы Анны Боудон, которая к этому времени ею уже не владела. Дача Богудона значительно превосходила по стоимости все окружающие – может быть, потому, что при усадьбе находился колодец с прекрасной питьевой водой, что особенно ценилось в те времена. Все последующие годы, вплоть до Октябрьской революции,  дача принадлежала наследникам Богудона.


Благотворительностью Боудон (Богудон) не отличался и ни в одном городском благотворительном комитете не состоял. Из этого можно сделать вывод, что он был человеком скрытным и замкнутым. Подтверждением тому может быть свидетельство П.П.Филевского, рассказавшего о некоторых сторонах жизни Боудона:

 «От Солдатского сада пошел поворот направо в Кулжинское, а прямо через широкую дорогу, ведущую к болоту Черепаха, начинались дубовые посадки. (Кулжинское называли местность, которая именуется сейчас «Дачами» за Андреевской бухтой). Под Дубками подразумевались несколько разных участков. За густой растительностью поднималась постройка церковного типа – дача Боудона. Боудон, как говорили, французский эмигрант, неизвестно когда купивший дачу, человек со средствами, жил совершенно одиноко. При нем находились старик и пожилая женщина – его служанка. Боудон держал себя с ними как с друзьями. Он был человек верующий, но, очевидно, мистик. К нему приезжали монахи Таганрогского греческого монастыря Святой Троицы совершать богослужение. На каком языке проходило богослужение, неизвестно. Монахи иногда называли Боудона маркизом. В церковной пристройке (Боудона) было пусто, стояли только три гроба – для хозяина и его слуг.

 Однажды – это было в 1882 году – Боудон приехал в город на своем фаэтоне к мраморщику Франциони и заказал надгробную мраморную плиту для себя с указанием дня, месяца и года своей смерти. Франциони вытаращил глаза и с ужасом посмотрел на заказчика. Тот, серьезно глядя на итальянца, утвердительно кивнул головой.


Неизвестно, когда умер Боудон. Свою усадьбу он завещал слугам пожизненно, а после смерти – Греческому монастырю. Говорили, что Боудон был масоном. У ювелира Ланкау, каким-то образом оказалась его Библия на французском языке, испещренная на полях надписями, содержание которых давало возможность предположить, что он действительно был масоном».


Неизвестно какие даты высек мраморщик Франциони на заказанной Боудоном надгробной плите, зато доподлинно известно время его смерти. Из скупых строк метрических записей удалось выяснить, что отставной поручик Александр Иванович Боудон скончался от старости в возрасте 90 лет 17 марта 1881 года. Похоронен 18 марта на городском православном кладбище.


Наконец-то мифический образ героя приобрел черты реально жившего в нашем городе простого смертного. Обращает на себя внимание тот факт, что Боудон, по свидетельству  П.П. Филевского, посетил Франциони в 1882 году, тогда как умер в 1881-м. Время смерти подтверждается имеющимися архивными документами. Утверждение Филевского о встрече Франциони и Боудона в 1882 году можно объяснить лишь тем, что Павел Петрович излагал давнейшие события по памяти.


Масоны всегда отличались незаурядностью мышления. Достаточно вспомнить Сен-Жермена и Калиостро. Так что случай с могильной плитой, возможно, не был просто легендой. А как же Богудония? Имеет ли это имя отношение к просторечному названию одного из уголков Таганрога? Безусловно. Попробуем дать и этому объяснение, хотя ответ может оказаться не для всех убедительным.


 Два известных в городе очень богатых рыбопромышленника: Мартовицкий и Рочегов, а также «примкнувший» к ним  Боудон в районе Старой турецкой бухты организовали рыболовецкие артели. На их базе уже при Советской власти начал работать рыбоперерабатывающий завод. Местные рыбаки прилегающую местность называли по имени владельцев завода, давших им возможность продавать дары моря. Самой благозвучной и удачной фамилией из трех  оказалась Боудон.


Удивительно, но народные названия сохраняются и сейчас. Ими по-прежнему пользуются жители города, хотя даже и не догадываются об их происхождении. Например, говорят, что Богудония называется так из-за места, с которого начинается этот район (чуть дальше памятника Петру1), - с самого высокого места в городе, откуда открывается великолепный вид на море. В ясные дни даже виден берег Азова. Поэтому непонятное название преобразили в Богом данный


 Красивая легенда, но, скорее всего, прав О.П. Гаврюшкин – район был назван по имени владельца рыбного завода Боудона. Какая ирония судьбы: известно, что при жизни Александр Иванович Боудон старался быть незаметным, даже в официальных документах о нем не осталось почти никаких упоминаний, а имя его сохранилось в названии района в столетиях.