Встреча с Путиным

Вадим Слуцкий
               

Путина я встретил 12 сентября 2013 года, в Петрозаводске, на троллейбусной остановке. Когда я подошёл, Путин стоял у продуктового ларька: чего-то там покупал. Он был в видавших виды мятых джинсах, кроссовках и болоньевой курточке грязно-синего цвета.
Прежде всего, поразил меня его рост. Я и раньше знал, что он невелик - от горшка два вершка, но знать – одно, а видеть, да ещё так близко, - совсем другое. На остановке стояли женщины, подростки. Он был едва ли не самым маленьким.
Я внимательно и с большим интересом рассматривал его. В точности то же лицо, с чем-то неуловимо первобытным: то ли низкий лоб, очень маленький подбородок или близко посаженные глаза, или всё это вместе – даже не знаю, что создаёт это впечатление. Ничего неприятного не было в его лице: самая заурядная физиономия. Но до чего похож!
Потом «Путин» подошёл к крошечной зелёной машине-жучку с оранжевой, шашечками,  нашлёпкой сверху и длинной, как телебашня, антенной. Я догадался, что он – таксист. И тут же решил ехать домой на такси. Тем более троллейбуса всё не было, я устал. Да и мини-такси в нашем городе дешёвое. Ну, отдам рублей 80 – так ведь случай какой: прокатиться с Путиным! Потом ещё год можно всем рассказывать о знакомстве.
И мы поехали. Я – из тех людей, которые могут разговорить кого угодно. Через минуту мы с ним беседовали самым дружеским образом. Ещё через 5 минут я знал о нём практически всё: где родился, давно ли в Петрозаводске, сколько зарабатывает, с кем живёт. Выяснилось, что он женат, две дочери. Можете мне не верить – но это именно так! Человеком он оказался общительным. Обычно пассажиры в такси мрачно молчат, и он даже был мне вроде как благодарен за общение – рассказывал охотно.
Он него шёл приятный запах благонамеренной пошлости и глупости, и в то же время видно было, что водитель он отличный. Город он знал идеально, безошибочно выбрал самый удобный – где меньше машин – и кратчайший маршрут, хотя многие таксисты в нашем городе вообще не знают, где мой дом: им объяснять приходится.
Меня он не спрашивал ни о чём: ему нравилось говорить о себе. Чувствовалось, что он доволен собой, его устраивает работа. Самодовольство не всегда приятно, но у этого человека оно было тоже какое-то симпатичное.
Мы расстались весьма довольные друг другом.
А когда я зашёл домой, вспомнил, что Путин как-то говорил: в детстве он собирался стать таксистом-бомбилой. А потом пошёл по отцовским стопам – в КГБ. Отец его был офицером НКВД: охранял заключённых в лагерях. И так и не сбылась его детская мечта. Не удалось ему стать таксистом.
А если бы стал? Тогда мой петрозаводский знакомый уж совсем от него ничем не отличался бы. Потому что внешность у них – один к одному. Да и не только внешность.
Уровень развития и многое другое – тоже похожи.
И был бы он обычным обывателем, не самым плохим, но и не самым хорошим – «простым», как мы говорим, человеком. Выпивал бы по выходным с приятелями, но не сильно: водителю много пить не полагается. Поругивал бы правительство: дороги у нас плохие. Обязательно написал бы на заднем стекле своей машины: «Какая власть – такие и дороги». У нас такие надписи – у сотен тысяч водителей. И ни разу я не видел, чтобы кто-то написал: «Какой народ – такая и власть». Хотя это не менее верно.
В общем, хорошая у него была детская мечта. Воплотись она в жизнь – и он был бы на своём месте. Таксист – это его уровень. Он был бы хорошим таксистом. Он по натуре трусоват: это для таксиста в большом городе – хорошее качество. А водить машину он любит.
Но он закончил юрфак. Потом служил в КГБ. Тянул пивко в дрезденских пивнушках. Потом потянулся во власть. Стал главой ФСБ. А потом и царём – как там раньше говорили: Всея Великия, и Малыя, и Белыя – Расеи самодержцем.
У меня был когда-то в детстве приятель со странным именем Адик. Может быть, он был Вадик – мой тёзка? – но вот так его все звали. Он всегда, когда мы играли в футбол, подавал мячи. Иногда только ему разрешали стать в ворота – в поле не выпускали никогда. Когда он бил по мячу, мяч всегда летел в другую сторону. Иногда он попадал не по мячу, а по ногам – чаще всего, своих партнёров по команде.
Он был хороший пацан. Физически крепкий, выносливый. Совсем неглупый. К нему все хорошо относились. Почему он так играл в футбол – не знаю: может быть, какие-то проблемы с координацией движений, вестибулярным аппаратом? – трудно понять. Я даже дружил с ним. Но всё равно – он только подавал мячи.
Он любил футбол. Смотрел все матчи по телеку. Болел за киевское «Динамо» Лобановского. Даже какие-то таблицы составлял, - помню, показывал мне. Но когда мы играли во дворе – он подавал мячи.
Так вот: Путин – президент, - это то же самое, как если бы этот мой друг детства стал игроком и капитаном сборной России по футболу. Это был бы уже не Адик – а настоящий Ад. На футбольном поле.
Хотя сам по себе он хороший парень.
Просто каждый человек должен заниматься своим делом, найти в жизни своё место. А другие люди должны помочь ему в этом, - так сказать, подтолкнуть в нужном направлении.
Кто тут, вообще-то, чья жертва: русский народ – жертва Путина, или Путин – жертва русского народа?
А ведь он мог, мог стать таксистом-бомбилой. Хороший был бы таксист!
Как жаль!
И вместо этого, вместо – пусть не самой яркой – но достойной человеческой жизни – что же он выбрал, Боже мой! Тысячи изуродованных трупов чеченской войны. Расстрелянные в бесланской школе дети. Разрушенная страна. Гигантские чудовищно роскошные дворцы, как фурункулы, по всей стране.
Бедняга! Никогда уже ему не отмыться от этой мерзости, от этой крови и грязи. И никуда уже не деться с этой галеры. Сделай он только шаг в сторону – тут же свои накинутся и скрутят: нужно же на кого-то свалить тысячи, миллионы преступлений, феерическое воровство, подлости, разрушенные государство и экономику.
Как жаль! А ведь всё могло быть по-другому. Кто-то сидевший в избирательной комиссии мог не пустить его в институт: троечник, слабый интеллект, аморален – не годится в юристы. Но его приняли. Потом он стал офицером – хотя какой из него офицер. Потом помогал «демократу» Собчаку. И тому не пришло в голову взять себе другого помощника: Путин его устраивал. Потом Ельцин решил, что он – наилучший преемник. А народ обрадовался: вот теперь-то этот мужик порядок наведёт: больно крут. И голоснул за него.
И ему уже не было пути назад.
Да, не самым он был ценным человеком – ещё в детстве. Много мутузили его в питерских подворотнях, много он накопил обид. Ростом, вот, не вышел. Трусоват. В юности у него была кличка – «Моль». Бледный был. Ну, не виноват же человек, что он бледный. А его так прозвали. Обидно!
Конечно, такие всегда рвутся во власть. А русский человек и рад: ах, батюшка, тебе власти хлебнуть желательно? Родной ты наш! Дык на тебе – жри этого дерьма сколько влезет: мы за тебя за милую душу голоснём!
Сейчас вот за Ройзмана, владельца частного коммерческого концлагеря для наркозависимых, голоснули. Почему Чикатило ещё никуда не выбрали? У него ведь 3 высших образования! А что убивал – так сколько он там убил, кустарным способом? В бесланской школе расстреляли из гранатомётов и танковых пушек сотни детей. Это не говоря про взрывы жилых домов, «зачистки» и многое другое.
Выбрали бы, право слово, куда-нибудь и Чикатило. Ему всё равно уже не отмазаться от пролитой крови. Самый подходящий для русской власти человек.
Да, не повезло парню (я не про Чикатило – про Путина). Родился он – пусть и без особых души и таланта – именно в России. Как на грех!
А ведь мог бы крутить баранку и быть порядочным человеком. Но не срослось.
Увы!