Богородица, Путина сохрани!

Сергей Жирнов
Сергей ЖИРНОВ, обществовед, публицист, политэмигрант (Франция),бывший кадровый старший офицер нелегальной разведки КГБ СССР
 
БОГОРОДИЦА, СПАСИ И СОХРАНИ ПУТИНА!
Вопросы взаимоотношения церкви с государством и обществом
 
Дисклеймер (предупреждение):
Если вы, на манер профессионального платного агитатора от РПЦ "отца" Всеволода Чаплина, не можете или не желаете отделить зёрна (вероисповедание, христианскую веру как базис) от плевел (от церкви как организации - административной, чиновной надстройки над базисом веры и верующих), вам лучше не читать этой статьи.

Вот уже несколько месяцев в путинских тюремных застенках бессудно томятся три женщины из панк-группы "Пусси Райот", которые в Храме Христа-Спасителя, накануне сфальсифицированных "выборов", артистически и провокационно пропели анафему: "Богородица, Путина прогони!" За что и были, без суда и следствия, сразу посажены путинским полицейским государством за тюремную решётку, при яростном одобрении церковных иерархов РПЦ, которые громко заговорили о "богохульстве".

И это - при том, что артистки хулили вовсе даже не бога, а конкретного нелегитимного чиновника и узурпатора народной власти Путина. Что они, наоборот, молитвенно обращались с защитнице слабых, униженных и оскорблённых - богородице, деве Марии, матери Иисуса - мессии, сына бога, распятого на кресте во имя спасения человечества две тысячи лет назад римскими безбожниками, чиновниками и "стражами порядка" (имперского, государственного).

За антипутинский молитвенный лозунг наших российских девиц, по той же тысячелетней схеме церковной инквизиции, сразу же морально распяли на кресте и виртуально сожгли на костре как ведьм наши, так называемые, церковники из РПЦ. Но идеологически распяли не сами, а руками продажных, государственных ментов поганых. И это - в стране, Конституция которой формально провозглашает отделение церкви от государства.

Такой, в целом, довольно банальный акт судебного и полицейского произвола, единения надругательства светского и церковного, весьма обычного для путинского режима, неожиданно произвёл эффект разорвавшейся идеологической бомбы. Общество резко раскололось и взорвалось. И выплеснуло свой гнев прежде всего на безбожного гражданина Гундяева - на лицо, которое выдаёт себя за духовного пастыря, патриарха Кирилла при нелегитимном режиме, в котором узурпатор народной власти Путин выдаёт себя за законно избранного президента.

Сам факт артистического эпатажа, легкой публичной провокации артистов в нормальной стране привлек бы внимание исключительно жёлтой прессы и шоу-бизнеса. Не более. Почему же у нас он стал системо-образующим, вернее - системо-отрицающим, идеологическим, мобилизационным, кристаллизующим и водораздельным? Почему персонификацией этого раскола и отторжения стал гражданин Гундяев, а поводом - спонтанная народная анафема гражданину Путину?

А потому что у нас - не на бумажке, а по факту - церковь (РПЦ), как организационная структура клерикального чиновничества, и светское чиновничество, как формальное представительство государства, давно срослись. Потому что никакого патриарха, как верующего в бога, воцерковленного и монашествующего пастыря миллионов других верующих, у нас давно нет, а есть интегрированный, встроенный в путинскую вертикаль высший чиновник класса "А", охраняемый "Девяткой" (ФСО), пользующийся всеми государственными привилегиями (вертушками и кормушками), при этом на деле ведущий распутный, сатанинский образ жизни, и фактически выполняющий подсобную роль руководителя идеологического отдела Администрации президента РФ - преемницы аппарата ЦК КПСС, даже символично размещающейся в зданиях на Старой площади.

Но только ли в этом проблема?  Нет, корни её уходят далеко в прошлое, и не только в наше российское, а общее для всей нашей планеты. Наши завзятые патриоты идеологически всегда ругали и продолжают ругать "проклятый Запад". Не потому, что он действительно проклятый, а потому что они считают, что наши доморощенные "патриоты" просто обязаны его ругать, по определению. Наши старые и новые "государственники" превозносили и превозносят российское и советское продажное, феодальное, средневековое чиновничество и идеологически противопоставляют его цивилизованному западному.

И, в общем, правильно (логически) делают, потому что цивилизованные норвежские, шведские или эстонские министры ездят на работу на велосипедах или ходят пешком, получают довольно невысокую зарплату, не имеют охраны, и при этом реально, а не на словах занимаются государственным и институциональным строительством так, как это должны делать истинные государственники. Если в мире и есть страны, где построены настоящие государственные институты, направленные на пользу именно простым людям и гражданам, так это - в европейской Скандинавии.

Можно сформулировать этот же вывод в несколько другом, церковном плане, который нас больше интересует в этой статье. Если и есть в мире страны, где слуги народа реально, прилежно и довольно бескорыстно трудятся на благо народа, так это в странах с протестантскими формами церковной организации или правильнее - с подлинно демократическими формами самоорганизации цивилизованных и ответственных верующих. Случайно ли это? Уверены, что нет. Поясним, что это означает, мысленно вернувшись в далекое прошлое.

В самых ранних цивилизациях, уже при первобытнообщинном строе, стала складываться и выделяться отдельная группа людей, которые приняли на себя "тяжкий труд" профессионального посредничества между богами и людьми - шаманы, марабу и прочие "проводники воли божьей" среди обычных людей, мирян. В Древнем Египте она оформилась в профессиональную касту, органически встроенную в государственное управление. До полного логического завершения этот процесс дошел при создании Ватикана - государства в государстве, всемирной структуры, которая самозванно приняла на себя роль наместничества Бога на Земле.

Против этого давно и постоянно боролись истинно веровавшие люди, которые считали, что человек может общаться с богами напрямую, без посредников. Что ему не надо содержать ради своего общения с богами кучу дармоедов, которые требуют от него уже даже не просто добровольной подачи милости, а принудительной, обязательной уплаты церковных податей, налогов - десятины (десятой части от всех доходов) и тому подобного. И не просто требуют, но и проводят это своё наглое требование в жизнь с оружием в руках.

Официальная церковь, как формальный, около государственный институт, жгла на кострах всех верующих, восставших против властного засилья и насилия Ватикана, уничтожая их огнём и мечом. И при этом, верховные иерархи римско-католической церкви и сами вели разгульно-бандитский образ жизни (про кардинала Цезаря Борджия, незаконно рожденного сына Родриго Борджия, сделавшегося Папой Александром Шестым, ходят страшные сказания, легшие в основу произведения Николо Макиавелли "Принц"),  и другим не мешали, распродавая за высокие отступные, за "бабло", как теперь говорят, папские индульгенции преступным богатеям и власть предержащим - тогдашним убийцам, ворам и жуликам. 

Всех, кто подвергал сомнению не только догматы, но и просто такую организацию и нравы католических клерикалов, объявляли вероотступниками, веропреступниками, сектантами, отщепенцами, ведьмами. Известен такой весьма показательный исторический "анекдот". Накануне решающего штурма цитадели альбигойцев (катаров) - замка Монсегюр - военный руководитель крестоносцев спросил у католического прелата, папского святого отца, как отличить среди оборонявшихся истинных верующих христиан от "еритиков", дуалийцев, кого надо уничтожить, а кого следует помиловать? На что получил такой ответ: "Жги и убивай всех без разбору, сын мой! Бог на небе сам разберётся и узнает среди убитых своих истинных сыновей!"

Всем нам, даже не интересующимся историей религий, сами собой известны отголоски этих религиозно-государственных войн: по произведениям великого романиста Александра Дюма-отца. Все мы с детства люто ненавидим Армана Жана дю Плеси, герцога де Ришёльё, католического кардинала, первого министра короля Людовика XIII, воевавшего с оружием в руках с протестантами-гугенотами, угрожавшими абсолютистской власти французского монарха. Хотя в геополитической борьбе против роста влияния дома Габсбургов Ришёльё оказывал всяческую помощь лютеранам в Германии и поддерживал исповедовавшего протестантство шведского короля Гюстава II Адольфа в захватнической войне, получившей название Тридцатилетней (1618-1648 г.г.). Ненавидим не за то, что кардинал реально делал (он, между прочим, создал Французскую академию - высшее собрание лучших писателей Франции, "бессмертных" властителей умов), а заочно, литературно, с точки зрения храбрых и благородных мушкетёров короля и нашего общего кумира д'Артаньяна, за проделки и подлые дворцовые интриги "его преосвященства", за его секретное использование в качестве орудий своих интриг проститутки, миледи де Винтер, и отвратного наёмного убийцы Рошфора, первой шпаги из гвардии кардинала (прообраза нашей ФСО).

Формат публицистической статьи не позволяет детально остановиться на всех исторических перипетиях и теологических тонкостях, но главная суть различия между католичеством и православием, с одной стороны, и протестантизмом, с другой, заключается в том, что католичество и православие лишают самого верующего права прямого сношения (общения) с Богом и берут на себя функцию посредничества через профессиональную касту священников-дармоедов, которых верующие должны содержать на свои деньги. При одновременном моральном освобождении верующих от чрезмерных практических забот о себе и окружающих, от индивидуальной ответственности: "Всемогущий бог всё видит, всё слышит, всё сам решает на небе!" Призывая не к действию, а к терпению и покорности перед властью, богатыми, сильными мира сего и порождаемой ими несправедливостью. Обещая взамен ада на Земле - рай на небе.

Поэтому католичество и православие, геокультурно и социально-политически, получили наибольшее распространение в странах с феодальными взаимоотношениями и рабской психологией, в странах с теплыми и жаркими природными условиями, в империях, живущих на разграблении богатств колоний и эксплуатации бесплатного рабского труда. Ужасающая несправедливость таких церквей топится в золотом благолепии храмов, богопротивном почитании идолов и икон, вызывающей дороговизне церковных облачений иерархов и пышных церемониях, за которыми, постепенно, подспудно, но неуклонно, исчезает главное - индивидуальная вера человека в бога. 

Протестантизм (при всех внутренних отличиях его многочисленных течений и разновидностей), напротив, говорит о том, что важна не форма (литургия и церковная иерархия), а суть (вера и Святое писание), что молиться можно в любом помещении, а не только в дорогостоящих золотоносных и золотоглавых соборах, что верующие напрямую религиозно связаны с Богом, ни в каком дополнительном посредничестве не нуждаются. Более того, каждый из нас персонально и индивидуально ответственен не только за самого себя, но и за всё, что происходит вокруг него. Не надо ждать только рая на небе, следует деятельно самим улучшать свою жизнь на Земле, здесь и сейчас. Увидел бумажку на асфальте или на альпийской тропе - не жди государственного официального уборщика, не ищи виноватого на стороне, просто сразу нагнись и подыми её сам! Отсюда - чистота в Скандинавии, Прибалтике, германских странах, Швейцарии. Отсюда - личная ответственность каждого. 

Именно поэтому протестантизм получил наибольшее развитие в подлинно капиталистических странах, проповедовавших подлинную индивидуальную свободу, в том числе свободу предпринимательства, свободу слова, частную инициативу и ответственность. Чаще всего в странах с более холодным климатом и сложными условиями, где от индивидуального каждодневного труда зависело выживание, богатство и процветание как отдельных семей, так и всех стран.

Россия исторически стала базой некоего социально-политического, религиозного и государственного эксперимента. Изначально Древняя Русь была территорией, предпочитавшей религии, связанные с силами природы, поклонявшейся сразу многим богам (как Древняя Греция), при этом практиковавшей развитые формы прямой народной демократии (Вече). Но по политическим мотивам строительства государства (царства) Киевская Русь была фактически сверху и чуть не насильно крещена в IX-X веках иностранцами-варягами (Рюриковичами, призванными из-за границы на княжение) в чужую, иностранную религию - христианство (православие) - пришедшее на Русь из Византии (Константинополя) через посредство наших славянских двоюродных братьев - греков и болгар, просветителей и святителей Кирилла и Мефодия.

В 1448 году русская церковь организационно отделилась от Константинопольского патриархата путём внутрицерковного переворота. В 1589 году на Руси со столицей в Москве был образован и признан Константинополем Московский патриархат. Хотя процесс усвоения Московским митрополитом Иовой титула патриарха был сопровождаем весьма загадочными обстоятельствами (так любимыми почитателями теорий заговора), когда Константинопольского патриарха Иеремию II фактически взяли в заложники в Московском царстве и чуть не силой, обманом или измором (не без активного участия Бориса Годунова, заправлявшего всем при царе Феодоре Иоановиче) заставили единолично, без решения собора и без надлежащих полномочий, признать патриаршество в Москве. Что вызвало негодование и отторжение у части видных православных иерархов и богословов, правда, через пару лет всё устаканилось.

Любопытно и довольно необъяснимо то, что глубоко антисемитская Россия приняла в качестве своей религии формальное почитание еврея Христа из Назарета. Перекрещённая страна, предавшая исконные, традиционные верования своих славянских предков, начала активно и яро поклоняться новому иностранному богу и сразу претендовать на мировое господство в христианстве (Москва - третий Рим, отсюда - строительство Нового Иерусалима, новой Земли обетованной, при том, что во вселенском православном диптихе Московский патриарх занимает лишь пятую позицию). Одновременно иностранщина (страны Юга и Запада), откуда на славянскую Русь и пришла чужая христианская религия всего лишь тысячу лет назад, часто объявляются исчадием Ада.

Иногда православная церковь, как институт, выступала противовесом, в том числе политическим и моральным, царской абсолютной власти. Известны отдельные патриархи, вступавшие в открытые конфликты с русскими царями, за что были казнены или сосланы. Царь Иван Васильевич (Грозный), официально лишённый после третьего развода права присутствия на богослужении, был вынужден добавить к одному из соборов пристройку с перегородкой с дырочками, за которой и слушал смиренно патриаршие молитвы и проповеди. Но чаще церковная иерархия поддерживала власть светскую, царскую, как "шедшую от бога" - богоданную. Недаром патриаршие палаты находились в Московском Кремле напротив царских. Одних только соборов в столице государства по преданию было сорок сороков, отчего она и прозывалась "златоглавою". 

Полное сращение государства и церкви логически закончилось в начале 18-го века. Христианская церковная идеология, хотя и православная, но выстроенная по типу ватиканской, католической, стала официально государственной при Петре Первом, исступлённо преклонявшимся перед всем западным. Пётр выстроил вертикаль власти, ввёл самодержавие в полной мере, назвался императором, отменил патриаршество, существовавшее на славянской Руси полтораста лет из семи веков после её крещения в веру инородцев - православие. Пётр ввёл синодальную, чиновническую форму управления религией, встроив православную церковь в своё государство западного типа, подчинив новую церковную власть власти царской, больше светской, сделав церковную иерархию из самостоятельного, общественного и демократического объединения верующих инструментом идеологического насилия государства над народом.

Но такая форма церковной организации была противна русскому общинному укладу и спонтанной народной демократии. На бескрайних просторах страны, в непролазной тайге, куда с трудом добиралась формальная власть верования были перемешаны, и никакого чистого христианства не существовало. Люди ходили в официальную православную церковь класть поклоны Иисусу, а дома поклонялись Ярилу (солнцу, отсюда - распространённое славянское имя Ярослав - славящий солнце), богам ветров и дождей, от которых зависела крестьянская жизнь, Деду Морозу и Снегурочке. А также Бабе-яге,  Кощею бессмертному, прочим лешим и водяным. Отсюда и уральские сказания про хозяйку горы, и скандинавский, финно-угорский эпос Калевалы в Карелии и Архангельском крае.

На сердобольной Руси далекого и абстрактного еврея Иисуса по-человечески очень жалели, как принявшего муку за веру и самоотверженно пострадавшего за мир, но больше поклонялись его матери - пресвятой Деве Марии, Богородице, Богоматери, страстотерпице и защитнице слабых, униженных и оскорблённых, да Николаю-угоднику (тому саму - Николаусу, Никласу, Санта-Клаусу, западному Деду Морозу, защитнику детей) и еще целой куче святых, на которых постепенно переносили божественные свойства старых, забытых и преданных славянских богов.  Наши сложные климатические условия объективно подталкивали народ всё же к старославянской и скандинавской протестантской традиции - отсюда наши раскольники, староверы, баптисты, адвентисты и прочие "сектанты", противопоставлявшие себя церковным чиновникам Петербуржского синода.

Потом на голову русского, в основном крестьянского и не слишком грамотного народа свалились большевики с коммунизмом. И это перемешало всё в головах. К старым народным богам и официальным православным святым добавилась ещё и новая религия - построения коммунистического рая на Земле. Но формальная свобода совести и восстановление патриаршества на Руси после большевистского октябрьского переворота 1917-го года продлилась недолго. Потому что началась яростная идеологическая, религиозная война. Церковь официально называет этот период "Смутным временем", длившимся с 1917 по 1991 годы. Попов стали расстреливать, многие подались в эмиграцию. В 1925 году умер противившийся большевикам патриарх Тихон, позднее причисленный РПЦ к лику святых. Замена ему была новой властью запрещена.

Но уничтожать всю церковь сразу и да конца было нельзя. Россия оставалась очень отсталой, крестьянской и верующей страной. На крестьянстве вначале покоился фундамент успеха большевистского переворота 1917 года, залог победы в гражданской войне. Крестьянам пообещали землю и веру, и таким обманом большевикам удалось укрепиться в первые десять лет после октябрьской "революции". За это время большевики смогли по-чекистски (то есть кроваво), более или менее, "разобраться" не только с явными противниками "революции", но и со многими своими бывшими соратниками по революции. За это время удалось сформировать подрастающее поколение безбожников - комсомольцев, молодых "коммунистов", голоногих "красных дьяволят" и "неуловимых мстителей", всех этих пионеров-героев, павликов морозовых, готовых предать семью и веру ради коммунизма, которым было не стыдно разграблять и разрушать храмы, превращать их в подсобные помещения.

Затем началась массовая индустриализация, которая увела из деревень огромный пласт людей среднего возраста и молодежи. И в 1930-м годам Джугашвили начал проводить обратную конфискацию данных крестьянам революцией земель - коллективизацию, что, естественно, встретило яростный отпор. Но власть тогда уже укрепилась и могла воевать с собственным народом вполне успешно, противопоставляя одни большие группы населения другим. Всем грамотным и образованным людям, даже не жившим в то время, это прекрасно известно по художественной литературе ("Тихий Дон", "Поднятая целина" и т.п.) и кино ("Тени исчезают в полночь", экранизациям "Тихого дона" и "Поднятой целины", другим идеологическим советским фильмам).

Одновременно шло уничтожение церковников и всего связанного с церковью. Сторонники и священники христианства во всех его видах, с раскольниками и сектантами всех мастей, стали одинаково безжалостно истребляться новой большевистской религией и её новой профессиональной кастой религиозных проповедников - идеологическими отделами ВКП(б). Истребляться "чистыми" (кровавыми) руками чистельщиков-чекистов, боевого отряда партии при активной помощи пионерии и комсомола - безжалостной молодежи с горящими глазами и сердцами, но без царя и веры в голове - вернее с культом конкретной личности грузина Джугашвили и некритичной абстрактной верой в призрачные мировую революцию и коммунизм.

Все священники, богословы и верующие, кто противился твёрдо и непреклонно были уничтожены сталинской репрессивной машиной сразу. Кто противился пассивно, уклончиво, но всё же не поддавался на уговоры (вербовку) чекистов были сосланы сначала в ссылку, а затем и в лагеря архипелага ГУЛАГа, где тоже в основном погибли. Духовно слабых, не способных принять муку за христианскую веру, чекисты завербовали в своих пособников-осведомителей, которые стали помогать сталинскому людоедскому режиму, считавшему церковную среду идеологически не просто вредной, но и прямо враждебной, следить за умонастроениями и внутренней жизнью очень скукожившейся паствы РПЦ.

В 1936-1939 годах массовым "чисткам" и репрессиям были подвергнуты не только сами старые чекисты и подлинные коммунисты, помнившие и делавшие когда-то "революцию", но и значительное количество "недобитых" православных священников и монашествующих, которые хоть и не выступали активно против "советской власти" (читай - НКВД, обновлённой ВЧК-ОГПУ), но и не очень стремились ей помогать.

Очередной крупный перелом наступил в ходе Второй мировой войны, особенно после вступления в неё СССР - после 22 июня 1941 года. Джугашвили объявил эту войну отечественной, оборонительной и пошёл на тактический союз с недобитой православной церковью, которая могла сильно помочь ему мобилизовать народ на сопротивление гитлеровцам. Так же как и не уничтоженные, но посаженные в лагеря высшие и старшие военачальники и старые чекисты, тогда были выпущены из ГУЛАГа многие священники, а церковь перестала подвергаться ярым нападкам.

Она не стала подлинной союзницей для сталинского режима, но и перестала объявляться открытым и непримиримым врагом советского строя. При этом вся церковная иерархия и все территориальные структуры были уже настолько сильно инфильтрированы агентурой НКВД и НКГБ-МГБ, что это позволяло чекистам чувствовать себя полными хозяевами и активно, изнутри влиять на кадровую политику РПЦ, руками завербованных архипастырей расставляя повсюду своих более мелких осведомителей среди клира и около церковных мирян.

В 1943 году было восстановлено патриаршество (назначен формально избранный патриарх, впервые после 1925 года, после смерти великомученика и святого патриарха Тихона). Но можно не сомневаться, что ни патриарх Сергий, ни патриарх Алексий I настоящими предстоятелями Русской православной церкви реально не были.  С 1943 по 1953 год истинным патриархом Московским и Всея Руси был Иосиф Виссарионович Джугашвили (грузин, подпольная кличка "сталин"). Надо отдать ему должное: имея религиозное образование, он вполне понимал, как следует организовывать церковь, чтобы административно встроить её составляющей частью в сталинскую диктатуру. Усатый грузин вертел недобитыми православными церковниками, как хотел, опираясь на верный ему карательно-репрессивный аппарат НКВД-НКГБ-МВД-МГБ. 

После окончания войны прокатилась вторая волна массовых "чисток", больно затронувшая и церковные структуры, которые возомнили себя свободными от политического гнета власти. После смерти Джугашвили в марте 1953 года руководство РПЦ фактически перешло к председателям КГБ при Совете Министров СССР. При этом поколенчески уже оставалось значительно меньше истинно верующих. В городах в основном перестали крестить детей. В деревнях детей крестить продолжали массово, но уже втихомолку, тайком.

С октябрятского возраста все дети младшего возраста, поголовно и без разбору, забривались в школах в идеологическую машину режима, мобилизовывавшего всех и вся, организовывавшего безжалостное соревнование среди самих ребят. В случае открытого отказа от участия в октябрятской или пионерской работе, мало кто из школьников младших классов мог противостоять яростному давлению даже не прямо режима извне, а их сверстников изнутри школы. Все знают, что нет более жестокой и безжалостной среды, чем детская и подростковая (вспомните наши "Чучело", "Пацанов" или голливудского "Повелителя мух").

Нынешнее руководство РПЦ, проведшее свою молодость при Хрущеве и Брежневе, выросшее в эпоху "развитого социализма", якобы возмутилось хулиганской проделкой "Пусси Райот", но уже забыло сколько сотен миллионов советских граждан с 1969 года по сколько десятков раз смотрели и смотрят до сих пор верх советского цинизма и публичного надругательства над церковью и верой - всеми любимую комедию "Брильянтовая рука" (одновременно и парадоксально, являющуюся самой антисоветской картиной в истории советской фильмографии)!

Тем, кто подзабыл или никогда не обращал внимание, напомним, что язвительно высмеиваемый в фильме преступник, контрабандист, бандит и "идиот" Геша (персонаж Андрея Миронова) показан на экране православным верующим, у которого дома, в красном углу устроен иконостас с лампадкой. А одна только сцена, после пресловутой рыбалки у Белой скалы с Семён Семёнычем Горбунковым, с явлением заброшенному на необитаемый островок Геше отрока-спасителя с нимбом над головой, под звуки всенощной шагающего, аки Христосе, по морю, за которым Геша вначале последовал крестным ходом с хоругвью из черных семейных трусов голозадого Лёлика, а потом подло столкнул в воду под зад ногой, по своему злостному издевательству над православием никаким "пуссям" и не снилась. И ничего: кощунственная комедия числится в "Золотом фонде" советского и российского кино, а артистки "пусси" томятся в путинских застенках. 

В послевоенный период церковь в СССР окончательно стала "пережитком прошлого", "недостатком" пожилых людей, якобы неграмотных старушек. Верующей молодежи оставалось крайне мало, и ей приходилось глубоко прятать свои убеждения, вести подпольный, сектантский образ жизни: в школе будучи пионером, а дома - православным верующим. Многие дети, поставленные в жуткую ситуацию раздвоения личности, такого ежедневного давления не выдерживали и постепенно отрекались от веры. И уж тем более - от открытой церковной практики, поскольку во всех приходах, при всех церквах работала внутренняя агентура КГБ, весьма эффективно и легко выявлявшая молодежь среди женщин и старушек.

Положение для православной молодежи из активно практикующих семей  немного улучшалось по выходе из пионерского возраста и по достижении возраста комсомольского, потому что в ВЛКСМ существовал уже некий "отбор", и туда брали далеко не всех, а только "лучших". Что хоть и ущемляло юношеское самолюбие автоматическим причислением к "худшим", но позволяло верующей молодежи безопасно прятаться среди молодежи "несоюзной" (не комсомольской), которая не подвергалась такому чрезмерному остракизму среди сверстников, как в пионерский период.

Самое смешное, что в этот, послепионерский период сам режим, руками органов госбезопасности, через их агентуру, активно занимался формированием будущего кадрового состава РПЦ, которой для руководства и церковной организации были обязательно нужны юноши (предел административного мечтания женщины в РПЦ - пост игуменьи в женском монастыре). На самых ранних стадиях отбора воцерковленные юноши, чаще всего из семей священнослужителей или верующих людей, предназначавшие себя для пастырского служения в РПЦ, поголовно вербовались оперсоставом пятого (идеологического) управления КГБ в центре и на местах. В духовную семинарию практически нельзя было поступить, не будучи осведомителем КГБ, и даже те, кому чудом удавалось избежать этой позорной участи, вербовались уже внутри стен РПЦ.

Те, кто упорно отказывался сотрудничать с "органами", ссылались самим церковным начальством, зависимым от КГБ, в глубинку, в бесперспективные приходы и епархии. Тем, кто шёл на активное сотрудничество в качестве осведомителей, был обеспечен быстрый карьерный рост и радужные церковные перспективы (в своё время нынешний патриарх Кирилл из епископа в архиепископа сделался всего за один год). По мере административного роста, верные и преданные агенты КГБ занимали всё более высокие должности. Со временем в РПЦ фактически не осталось протоиереев и архиереев, не связанных с КГБ. Таким образом, шло многолетнее сращивание клира РПЦ с органами госбезопасности, начавшееся ещё при Джугашвили.

Этому способствовала и сама система церковной иерархии. В протестантских церквах священники - должность выборная, временная, доступная для женщин, скорее общественная нагрузка, чем профессия. В католической и православной церквях - священниками, и тем более, архипастырями могут быть только мужчины, посвятившие всю свою жизнь профессиональной церковной карьере.

В католичестве все священники поголовно дают обет безбрачия. В православии существует так называемое "белое", женатое, территориальное духовенство, ведающее приходами по всей стране, для которого, однако, полностью закрыт путь в среднее и высшее руководство церкви. Предел мечтаний женатого попа - должность благочинного, окормляющего одновременно несколько приходов.

Архипастырями в РПЦ (епископами, архиепископами, митрополитами, патриархами) могут стать только монахи и только после возведения в высший духовный сан архимандрита. Если сравнивать с армейской структурой, то архимандрит - это генерал-майор, викарный епископ - генерал-лейтенант, кафедральный или епархиальный епископ - генерал-полковник, архиепископ - генерал армии, митрополит - маршал, а патриарх - генералиссимус, верховный главнокомандующий. Такое "военное" устройство существует и в католичестве лишь с тем отличием, что сан митрополита там заменяет сан кардинала, а патриарха - Папа Римский.

Католические и православные церкви, по сути своего устройства, на основе принципа единоначалия и жёсткого иерархического подчинения нижестоящего вышестоящему, с формальным главенством общего собрания высшего руководства (архиерейского собора, вселенского собора и т.п.), но с реальным правлением верховного правителя (Папы или патриархов), легко и органически встраиваются именно в феодальные или тоталитарные режимы, в "вертикаль власти". В голове все высшие и верховные иерархи таких церквей держат глубокое чинопочитание, поэтому чувствуют себя вполне "своими", духовно близкими иерархии царской или светской, но властной и по-путински "вертикальной". А также иерархии военной, милицейской (полицейской) и чекистской. Высший Совет РПЦ вполне схож с ЦК КПСС, Синод - с политбюро ЦК КПСС, где патриарх является церковным пожизненным генсеком.

В России исторически, как мы показали выше, церковная иерархия РПЦ была органически встроена в карательно-репрессивные органы госбезопасности. Любопытно в этом смысле и то, что по мере продвижения церковной агентуры КГБ вверх по иерархической лестнице РПЦ, её секретное руководство (курирование) тоже продвигалось вверх. Епархиальный архипастырь состоял на агентурной связи уже не у простого опера-чекиста или начальника отдела, а лично у соответствующего его уровню генерала, начальника УКГБ по одноименной области. Верховные церковные начальники "стучали" напрямую большим генералам в Лубянки (начальникам управлений и главков), а патриарх - председателю или зампредам КГБ СССР. 

Понятно, что чекисты "уважали" самолюбие и духовный сан архипастырей РПЦ. Церковный "генералитет" уже не встречался с операми на конспиративных квартирах КГБ и не отписывался самолично, подписывая свои донесения оперативными псевдонимами (по некоторым данным, "Дроздов" - патриарх Алексий Второй, "Михайлов" - патриарх Кирилл и т.д.), как на ранних стадиях секретного сотрудничества с "органами". Архипастырей РПЦ приглашали на "дружеские беседы", "духовные совещания" или на банкеты в закрытые резиденции руководства КГБ или областного партийно-советского руководства, в Советский комитет Защиты мира, в Союз советских обществ дружбы с зарубежными странами, в другие творческие союзы (писателей, журналистов, художников, кинематографистов и тому подобные), что сопровождалось вкусными трапезами и обильными возлияниями. Иногда такие контакты проходили во время выездов за рубеж в составе высоких официальных делегаций.

После ликвидации КГБ, разрушения СССР и создания Российской Федерации в её нынешнем виде взаимоотношения РПЦ и органов госбезопасности немного изменились. Когда рушилась государственная идеология, на которой 70 лет строилась и покоилась власть светская и чекистская, наступил некий вакуум, заполненный церковью. Тогда "органы" сами даже больше нуждались в спайке с РПЦ, чем наоборот. Церковь и её верховная иерархия использовали этот новый период для некоей эмансипации, условного отделения себя от тотальной зависимости от госбезопасности по советскому подобию. Церковная профессия и карьера сделалась престижной у современной молодежи, которая не желала слепо подчиняться секретному давлению ФСБ.

Но проблема заключается до сих пор в том, что все верховные иерархи РПЦ, сделавшие свою карьеру ещё в советский период, начиная с нынешнего патриарха Кирилла, прочно сидят на оперативном крючке у ФСБ - преемницы КГБ. На них давно собраны агентурные дела, в их личных многотомных делах секретных агентов еще советской госбезопасности и в делах оперативной переписки собраны их собственноручно написанные и подписанные оперативными псевдонимами донесения, то есть - компромат, который и позволяет даже современному ФСБ и высшему руководству в лице Путина и его чекистской хунты вертеть архипастырями РПЦ так, как им вздумается.

Вдобавок, в 90-е "лихие" годы РПЦ запятнала себя полукриминальным бизнесом (беспошлинный импорт табачных и алкогольных изделий и др.), превратившись фактически в коллективного олигарха. И к ней применяется такой же принцип, как и к остальным олигархам, руководителям крупного бизнеса. Занимайтесь своим бизнесом и обеспечением лояльности паствы "вертикали путинской власти", и вам будет обеспечена безнаказанность, как бы темны ни были делишки.

А ещё в лужковские времена было "восстановление" (фактически строительство заново) Храма Христа Спасителя, на котором, по всей видимости, нажили миллионные состояния весьма многие граждане и фирмы. Сам храм затем реально стал вертепом, в котором регулярно организуются "презентации", "показы", "концерты" и прочие коммерческие мероприятия, не совместимые с христианскими заповедями (Христос, как известно из Библии, менял - то есть, торгашей - из храма выгонял взашей). А ещё в путинские времена РПЦ вновь стала огромным собственником земель и недвижимости, и стройки храмов шли по всей Руси. А мы все знаем на собственном опыте, без всяких уголовных расследований прокуратуры, МВД, ФСБ или Счётной палаты, что у нас, на Руси, там, где идёт любая стройка, всегда отмывается или отпиливается бабло. По определению. По презумпции здравого смысла и российской коррупции.

РПЦ - фактически такая же ПЖВ, как и Единая Россия. Поэтому её верховный правитель, дававший торжественный монашеский обет бедности и нестяжательства, носит сатанински дорогие швейцарские часы и имеет в собственности дьявольски дорогую квартиру в центре Москвы, прикидываясь на людях несмышленым дурачком, якобы не способным оценить их реальной стоимости. Хотя по его телевизионным и весьма морально жёстким проповедям всем давно ясно, что с умом у патриарха Кирилла всё в порядке! А ещё интересы гражданина Гундяева, дававшего монашеский обет безбрачия, странным образом представляет в судах некая мадам, о которой поговаривают, что она сожительствует с "патриархом".

В путинские "смутные" годы, с 2003 по 2009 г.г., управляющим делами (читай - "баблом") РПЦ был митрополит Калужский и Боровский Климент, который выстраивал свою административную карьеру, будучи 13 лет (с 1990 по 2003), ещё в архиепископском сане, первым заместителем председателя Отдела внешних сношений Московского патриархата - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Да-да, того самого гражданина Гундяева. Так что спайка там была та, что надо! В последнее время наметился некий разлад, потому что в конце 2008 - в начале 2009 года два старых подельника сделались яростными соперниками в смертельной борьбе за патриарший престол. В аппаратной и подковёрной борьбе  победил Кирилл, который немедленно (в марте 2009 года) отставил бывшего партнера, ставшего врагом, от управления "баблом" РПЦ (поставив на это ключевое место бесцветного архиепископа Пензенского и Саранского Варсонофия, позднее возведя его в сан митрополита с титулом Саранского и Мордовского). А Климента задвинул на вторые роли в церковном политбюро (правда, из постоянных членов Синода пока не убрал). 

Путин и чекисты обожают иметь вокруг себя и во власти лиц, запятнавших свою репутацию, неправедно обогатившихся, скомпрометировавших себя. Потому что ими можно оперативно управлять, они - ущербны и, следовательно, покорны, идеологически верны. Именно поэтому, когда в Храме Христа Спасителя девушки из панк-группы Пусси Райот пропели накануне сфальсифицированных "выборов" "Богородица, покарай Путина!", этот банальный хэппенинг РПЦ сама сразу идеологически превратила в акт "богохульства", направленный против власти церковной и светской.

РПЦ не воспротивилась незаконному заключению под стражу и содержанию в тюрьме до суда заблудших чад, которых любая другая церковь, реально верующая в христианские заповеди милосердия, взяла бы на поруки. Гражданин Гундяев, лицемерно прикрываясь нормами УПК, не желает вступиться перед светской властью за гонимых. Хотя одного его слова, сказанного однозначно и прямо, было бы достаточно для прекращения милицейского, следственного и судебного произвола. Таким образом, главная гражданская заслуга героических женщин из Пусси Райот - вскрытие истинного лица верховной иерархии РПЦ, как богопротивного, богоотступнического объединения.

Но, к сожалению, молитвенный лозунг, который они пропели в Храме Христа Спасителя, был не вполне правильным - с точки зрения демократической оппозиции. Он, во-первых, укладывался в вековую пассивно-православную традицию, которую мы критиковали выше. И РПЦ зря набросилась на Пусси-Райот. Ведь девушки просили Богородицу прогнать Путина. А, по делу, надо было бы просить Богородицу помочь нам самим прогнать Путина - чувствуете разницу? Вот тогда бы это был протестантский лозунг - лозунг активной и ответственной оппозиции, которая сама берёт на себя бремя и ответственность своего собственного освобождения ("Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и ни герой! Добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой!")

Во-вторых, это был лозунг только внешне направленный против путинского режима и, как это не парадоксально, контр-продуктивный с точки зрения именно демократической и оппозиционной общественности. Ибо, главный враг путинского режима - сам Путин, персонально. Именно он, лично, является катализатором всех оппозиционных движений и акций в стране с июля 2011 года (после циркового поднятия пресловутых античных греческих амфор со дна морского).

Именно, только и лично Путин - залог успеха буржуазно-демократической революции, начавшейся в декабре 2011 года. Чем дольше нелегитимный "президент" Путин остается у узурпированной им у народа власти и канализирует на себе недовольство растущего числа самых разных людей, тем больше вероятность обязательной смены этого антинародного и антиконституционного режима. Поэтому нам всем следует петь совсем даже наоборот: "Богородица, спаси и сохрани Путина - нашу главную надежду на демократическое освобождение России от Путина!"

Июль 2012 года, Франция.
 
Оригинал с иллюстрациями и ссылками на сайте автора: