Революция или эмиграция

Ардавазд Гулиджанян
 Очень давно именно я сформулировал это неизбежный,как мне казалось, для себя выбор. В самом начале нулевых. И долго с ним носился как дурень со ступою, пока один умный человек просто между разговором не оставил от него камня на камне. Но это был личный и очень специфический выбор, но не о нем речь.

Итак, многие, я уверен, вполне разумные люди в последние пару-тройку лет все настойчивее говорят о том же самом выборе. Люди разные, но разумные и те самые, которых слышно, это уже практически - тренд. И их мотивация вполне понятна, что бы там они не говорили. Стартапы в политике и бизнесе практически равны нулю, ротация элиты и ее расширение невозможны, и новое поколение способных и имеющих амбиции на все это людей понимают: социальный лифт встал. Достойного места нет, а страна погружается даже не в стагнацию – она практически уже сыпется во всех сферах. «Надо что-то срочно менять в стране или валить отсюда», потому что «эту лодку не надо шатать, она уже сама тонет»! Спорить с этими доводами на самом деле трудно. И лодка тонет, и социальный лифт не работает, и резкое кардинальное изменение ситуации не случилось. Не смогли. Естественно, в этом виноваты другие – «тираническая власть» и … «очень… плохой… и пассивный народ». Так что же остается делать достойному лучшего честному человеку в этой ситуации? Валить. И судя по тому, что я читаю в сети, те, кто может - уже валят, оставляя презрение и гнев стране, власти и народу, не оправдавшим надежд, оставшиеся делают тоже самое либо от бессилия, либо тоже пакуя чемоданы.
 
 Я принадлежу к поколению людей, которых учили, что революции – это хорошо. Революция - это подвиг, героизм и движение вперед. Но, как говаривал забытый классик классовой борьбы, революции не случаются по чьему-то желанию, нужна революционная ситуация: то есть ситуация, когда «верхи не могут, а низы не хотят». А классик в революциях разбирался, его революция повернула ход истории всего мира. И это не фраза. Это исторический факт. Однако, все говорит именно о том, что как раз так и есть. И верхи уже не понимают, что делают и что делать, и народ это все уже достало. Так почему же не получилось ни фига? Не было, понимаешь, направляющей силы, не было завораживающей идеи, ради которой захотелось бы умереть. Ага. Это очень важно. Новые революционеры в подавляющем своем большинстве думают, что это веселая туса, в худшем случае – уличная драка. «Настоящих буйных мало», как пел другой очень достойных человек. Серьезная причина. Но не единственная.  Хотя, пример близких, практически по границам, Грузии и Украины говорил о том, что это не только возможно, но и реально. И причина опять же была такая же точно – нечестные выборы. Только есть некоторые отличия.
 
 Направляющая сила и лидеры были, идея была, которая захватила и повела. Не надо, пожалуйста, про деньги и зарубежных сценаристов. Как говаривал еще дед Щукарь: «сучка не схочет, кабель не вскочит».  Все это было и здесь, и в других местах, но получается, знаете ли, не везде. Странная у меня есть мысль по этому поводу. Когда-то сценарии революций писали в Москве и деньги на них давали, а Вашингтон занимался именно их подавлением.  Как переменчив, с точностью до наоборот, получается мир.
Но давайте продолжим про отличия. Цветные революции в СНГ это антисоветские, читай, «антирусские» «национально-освободительные буржуазные революции», даже «антиколониальные».

 Такая революция в Росси тоже возможна и, простите за прогноз, такая революция единственно и возможна в России. Только русская национальная революция никому в мире не нужна, кроме русских, и никто на нее денег не даст. Она многим сегодняшним революционерам страшнее ее отсутствия.
 
 Фашизм. Вот как она идентифицируется в либеральных кругах. Только это не правда. Национально-освободительная революция – это не фашизм, даже по очень строгой терминологии СССР. Хотя… кто и какие в этом случае может дать гарантии? Никто и никаких. Единственная надежда - это сам народ, ругаемый и многострадальный, но которому не свойственна животная ненависть по определению, да может быть еще - богатство страны… Фашизм – он ведь от бедности. А первая известная националистка Европы – признана католической церковью святой. Это Жанна Дарк. В этой НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ революции тоже есть проблемы с лидерами и идеями: полный разброд и шатание, только историческая логика говорит о том, что она все равно неизбежна. Но «сейчас не об этом»!
 
 В России любая революция невозможна по одной простой причине. Никто не позволит России такую блажь, как смута. В отличие от Ирака или той же Сирии, у России хватит запасов оружия массового поражения на несколько таких миров, как этот. Разорвут страну на части и крякнуть не дадут, дай только повод и слабину. А смута – это слабина!  Мирная революция в России тоже, в общем, фантастика. Мирные случаются только там, где власть слаба и боится. А российская власть хоть слаба, цинична, и управлять страной у нее получается все хуже, но сама власть не отдаст. Кому это не ясно, тот ни фига не понимает. Тем более, что подавляющая часть чиновничества, скорее всего, в случае революции сама станет инициатором оккупации, ради собственного выживания. Так в истории часто случалось, кстати, в российской тоже.  Потому как именно чиновники уверены, что они никак не зависят от того, есть Россия или нет, плохо ей или хорошо. Это чудовищное заблуждение, но оно есть.

 Таким образом, вопрос о революции отпадает сам собой. Программы нет. Лидеров нет, революционеров мало и они… как бы так помягче выразится… нерешительные люди. А власть – решительна и главное -  народ революцию совершенно не  хочет, никому не верит и голосует на выборах «неправильно»: за тех, кто ну совсем не нравится «революционным эмигрантам».  А та революция, которая возможна по внутренним причинам, невозможна из-за внешних причин. Именно так. Революция неизбежна и невозможна одновременно. Правда, это совсем другая революция, некоторым ранимым меньшинствам и либералам в ней будет еще неуютнее, чем сейчас.
 
 А теперь про эмиграцию. Знаете, про нее даже сложнее. Сразу вспоминается слова из песни старинной группы «Воскресенье», «только где-то кончается Родина, если Родина есть у тебя», «Оглянись на прощанье, и вот она, под ногами чужая земля» и про крыс с птицами там хорошо. Но я легко могу допустить, что какому-то количеству людей эти слова по фигу. Слово Родина для них лишено смысла… ну или они так думают. Тогда и революция не понятно зачем им сдалась.

 Они думают о том, что язык они знают, профессия у них есть, и уже куча знакомых давно ТАМ. Логично. Но есть «нюансы». Первый и самый простой из них – это разность культур. Все знают, что это такое. Никто ведь не хочет эмигрировать в Пакистан, например, понимает, что в той же Японии будет тяжело адаптироваться и т.д. Только в такой близкой Европе тоже есть куча непривычных вещей. Каждый вспомнит много разных непривычных странных и некомфортных несоответствий между культурами европейских народов. Их много, они разные и не будем останавливаться. Ко многому придется привыкать, и это не кайф для взрослого человека. Но то, что касается всех стран и всех русских, которые собрались ТУДА,  все, что вы тут через губу говорите про свой народ и страну, там будут думать и говорить ПРО ВАС!  Все стереотипы навалятся на вас в полной мере. А они – стереотипы – нелицеприятны, а любой человек знает, что трудно доказать кому-то, что ты не такой, как про тебя заранее думают. И это важно. Еще важно, что «понаехали тут» - это про ВАС. Уверен, потому знаю сам. Это очень противно. Я в какой-то момент между СССР и РФ испытал это на себе. Я не уезжал никуда - страна уехала, но неприятно было очень. Все российские траблы поедут за вами следом и будут ходить за вами, как тени. Любая новость, скандал, русский пьяный или хам – все это будет иметь к вам самое непосредственное отношение.   И пусть это касается не всех, но одно дело, когда ты сам ругаешь свою страну, и совсем другое дело, когда другие – чужие люди.  А потом образование народное там не сильно лучше нашего, потому что именно их образование – тот эталон, к которому стремятся приблизить наше – «неправильное». Только там оно классовое. И то, что лучше, - за деньги.
 
 Продолжаем? Ситуация в Европе и Америке не так хороша экономически, даже совсем плоха, а усиливающаяся конкуренция «между своими» всегда увеличивает разницу между своими и чужими. А там очень хорошо эту разницу знают и не считают для себя необходимым скрывать это знание. Причет местный нигериец или араб будет считать тебя – такого белого – тем самым таджиком, который приехал и пытается у них, у приличных европейцев, отнимать хлеб.
Все мы понимаем – кризис не закончен. Все экономисты уже прямо говорят, что не знают, что делать, буржуи готовы закрывать и закрывают конторы, а правители тихо настраивают свои народы на необходимость войны, как средства решения всех проблем. Согласитесь, никто не хочет такой перспективы. Но кто ее может избежать или опровергнуть?
Мало того, бунты мигрантов, то, что здесь в страшном сне не приснится - там уже реальность. И конфронтация уже есть реальная, она в жизни, она часть жизни, а когда ненависть часть жизни, это очень неправильно и, скажем честно, всем нам – непривычно.
«Азиатская» Москва, на самом деле более «европейская», чем Париж, Лондон или Берлин. Многим москвичам жить там будет не очень комфортно.

 С социальным лифтом там тоже хватает проблем. Революционеров нигде не любят, а медленно расти там трудно по тысяче причин, даже тяжелее, чем в России. Это тоже общеизвестный факт. А что до демократии… пару лет уже как я наблюдаю укрепление тренда «не учитывать мнение своих граждан». Это началось давно, сразу после развала СССР, но теперь стало заметнее  и все больше и чаще случается в странах Запада. Многотысячные митинги протеста ни к чему не приводят!!! И это там, где еще совсем недавно профсоюзы и другие организованные граждане были уверены в том, что участвуют в гражданском и социальных договорах.  Новости приносят нам все больше подтверждений того, что значительные сегменты общества – социальные или политические –  оказались вне такого договора. И демократический централизм, столь ругаемый либералами, живет и побеждает на Западе.
Сколько греки протестовали против европейского плана по решению их проблем и что? Сколько французов боролось против известного скандального закона – и ничего. Полный игнор. 
Властьпредержащие все больше полагаются на манипулятивные технологии управления вместо гражданского волеизъявления. Похоже, что это системная проблема современной демократии, и она присуща не только России.  Похоже, что возвращать демократию придется долго и нелегко. И путь везде один - жесткое давление ущемляющее интересы власти и бизнеса могут привести к положительному результату в подобном противостоянии. Многим народам мира снова придется отвоевывать себе право влиять на власть не только выборами, но и акциями гражданского неповиновения. Ибо после распада СССР это право забрали. Тихо и негласно. Его больше нет!

 В России, кстати, это делать легче, потому что власть по-настоящему боится подобного давления, теряется и уступает, если, конечно, не требовать от нее сделать харакири.

 А что до эмиграции, то, безусловно, на Западе все еще комфортно и многим. Форма все еще ничего. Но она в процессе трансформации и катаклизмов политических, межнациональных и  экономических. Как и Россия. Похоже… ЭТО будет везде.

 Так что, выбирая между революцией и эмиграцией, по-моему, надо искать третий путь. Путь если и не более комфортный, то хотя бы более эффективный.