Курс Осознанное управление жизнью. Наполнение

Евгений Медем
III
Как отмечалось, ось рассматриваемого курса составляют разделы «Личность», «Семья», «Труд», «Общество», «Улица».
Разделы «Личность» более других ориентирован на индивидуальные свойства человека, его биологическое естество. Здесь же начинаются такие сквозные темы как питание, воспитание и обучение.
Еще одной сквозной темой, требующей отражения во всех разделах, является безопасность. Мы живем в мире насилия. Угроза применения криминального акта висит над каждым, его семьей, родственниками или знакомыми всю жизнь. Также вызывает тревогу факт увеличения масштабов терроризма во всем мире. Можно стать жертвой террористического акта не потому, что вы когда-то сделали что-то, а потому, что вы оказались не в том месте и не в то время, что вы работаете в атакуемой компании или же по причине вашей национальности или принадлежности к той или иной религии.
Каждому желательно знать, как уменьшить риск и защитить свою жизнь, жизнь своей семьи или же благополучие своей общины. Однако в общественном сознании все еще сильны стереотипы восприятия безопасности как исключительно относящейся к компетенции государства и специальных органов. Отсюда традиционно "слабое" понимание специфики этих проблем и отнесение их к побочной деятельности.
Обеспечение личной и корпоративной безопасности является своеобразным делом и строго индивидуальным. В конечном счете, это личное дело каждого и личная же ответственность. «Не следует  отступать перед известной затратой труда, времени, удобств, денег и перед лишениями, если этим можно закрыть доступ грядущей беде и устроить так, чтобы чем больше была беда, тем меньше и отдаленнее была бы ее вероятность» (А. Шопенгауэр).
Еще одной сквозной темой, которую не миновать при рассмотрении осознанного управления жизнью, является ЛЮБОВЬ, будь то любовь духовная, любовь плотская, любовь к своему делу, стране, человечеству и, наконец, к Богу.
Есть много определений любви, например, апостол Павел говорил: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Еще: «Любовь это искреннее, острое, действенное и в чем-то жертвенное желание благополучия любимому (человеку, делу, государству, народу и др.) и жажда разделить с ним судьбу в духовной и телесной близости». Известно также, что великая любовь и огромные достижения требуют большого риска.
В любом случае любовь это личное, пристрастное, влекущее. Загляни в свою душу и найди в ней какое-либо пристрастие, склонность, увлечение. Устремись к этому всеми силами, углубляй и постигай избранное дело, проявляй себя и преодолевай препятствия. Сквозь тернии к звездам! Ибо если человек ничем не увлечен и ни к чему не привлечен, жизнь превращается в ожидание кормежки и отхода ко сну.
Как возникает любовь и куда девается неизвестно, но для чувственной любви человека к человеку существует информационная теория вечной любви. Она основана на стремлении к новизне впечатлений. Поскольку все течет и все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, то изменяется ваш любимый, его позиционирование в мире, реакции и отношения. Если ваш чувственный аппарат достаточно тонок и реактивен, то вы будете замечать и оценивать эти изменения, любимый  всегда будет для вас новым и интересным. Вы не потеряете любви из-за привычки и однообразия. Но если вы не обладаете тонкой чувственностью, то потеря любви весьма вероятна – она вскоре станет для вас всегда одинаковой и потому скучной. Повторяю, это теория только сохранения любви, она не отвечает на вопрос, откуда любовь берется. В этом тайна великая есть.
Сейчас остро стоит задача преодолеть тенденцию сведения любви к случке, даже еще примитивнее – к сексу. Случка все же предполагает продолжение рода, а сегодня апологеты секса сводят все фактически к определенному виду массажа со щекотанием.
Отсюда происходит допустимость гомосексуализма – какая разница, кто кого щекочет.
Остальные разделы более связаны с ролью и местом человека в коллективе.
В семье, в повседневности закладываются трудовые навыки и умения детей, определенная организация и ответственность за свои действия.
Как управить семейный быт богоугодно, а жизнь свято в былые времена наставлял ДОМОСТРОЙ. И сегодня его направленность сохраняет ценность для постижения управления жизнью, как бы ни изменились за прошедшие годы бытовые условия, культурная среда и информационное обеспечение. 
У быта есть такое свойство – засасывать, замыкать на себя все устремления, ресурсы и возможности человека. Это возникает обычно из-за неупорядоченности, неорганизованности быта, отсутствия системы и, если хотите, определенной ритуальности повседневных житейских отправлений. Есть такое определение: проблема это мелочь, разросшаяся до невероятных размеров. Подобное часто происходит в быту: достаточно отложить на потом что-то из насущных дел (мытье посуды, глажку белья, покупку сезонных вещей, оплату счетов и т.п.), как мелкое, по сути, дело перерастает в проблему и становится препятствием в ходе жизни.
Ритуальность выполнения подобных действий, т.е. организационно-методическая привязка их к определенному времени или условию, однотипность выполнения, стабильность расходов времени и других ресурсов, мало того, что естественно встраивает их в жизненную текучку, но также экономит нервную энергию и эмоциональные затраты. Тем самым остается больше сил и времени на созидательную, творческую деятельность, что по нашим воззрениям является богоданной прерогативой человека. 
В целом Домострой простроен в рамках православной системы воспитания, для которой во главе угла стоит положительный пример. Сначала дается картинка идеального, а потом объясняется, что и ты, простой смертный, можешь этого достичь, живя по-христиански. У праведных родителей, "рассудительных и разумных", и дети "научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию".
Прежде всего, Домострой говорит о долге: долге супругов друг перед другом, родителей перед детьми, детей перед родителями, слуг перед господами, господ перед слугами... О долге каждого человека в семье и в государстве.
Домострой перечисляет обязанности мужчины и женщины в семье, причем сферы их влияния практически не пересекаются. Хозяин и хозяйка действуют автономно друг от друга, во многом они "равновелики". Хозяйка, точно так же, как и глава семейства, – государыня над детьми и над слугами в доме. Она научает, распоряжается, поощряет их и если надо – бранит. Но самое важное, что касается роли женщины в семье, выражено так: "Если подарит кому-то Бог жену хорошую – дороже это камня многоценного".
В «Домострое» сегодня видят благие основы степенной, религиозной, нравственной жизни русского народа, реалистическое изображение семейного и общественного обихода. Сегодня можно прочесть Домострой на новый лад и найти в нем подходящие рекомендации. (См. Новый домострой http://empire.netslova.ru/Dom/index.html, Человек и его мир в «Домострое» http://ec-dejavu.ru/d-2/Domostroy.html, Домострой на новый лад ).
Раз мы говорим об управлении жизнью, нам не миновать сакраментального слова СВОБОДА, будь то свобода мысли, или слова, или поведения.
Безудержная свобода – это полная ориентация всех возможностей на реализацию имеемых потенций и желаний без пределов и ограничений. В этих-то ограничениях вся суть, ибо нет объекта, процесса, свойства без отличий одного от другого, определяемых как раз пределами, границами и мерами. Нет границ – значит, нет предмета в пространстве и во времени, нет ограничений – значит, нет целевого управления, не пределов – значит, нет приемлемого или желаемого состояния.
Наше поведенческое кредо составляет круг того, что мы можем себе позволить, а чего мы сами себе позволить не можем. И если содержание этого круга формируется воспитанием, приверженностью к морально-этическим нормам, нравственными критериями, то степень удержания его зависит исключительно от умения властвовать собой.
В частности, в русском языке есть сильные выражения для острых, напряженных, критических, опасных ситуаций. В таких обстоятельствах использование особой лексики оправдано и даже необходимо, чтобы обозначить вашу реакцию на происходящее, привлечь к нему внимание и усилия со стороны. Те же формально сильные выражения, употребляемые всуе, свидетельствуют скорее о слабости и неумении властвовать собой: ничего еще не случилось, а все громогласно-резкое, интермодально-грубое уже сказано.
Выше мы говорили о принятии решений. Так вот, и взвешенное принятие трудных решений (трудными называют решения, связанные с предельным использованием всех ресурсов), и их настойчивая реализация связаны, прежде всего, с умением человека властвовать собой. В конечном счете, все жизненные реалии человека определяются его волей и настойчивостью. Помните, у Пушкина: «Но труд упорный ему был тошен – ничего не вышло из пера его…» Так не выйдет из-под топора его, паяльника его, скальпеля его, компьютера его и т.д. Все управление жизнью базируется на воле, умении властвовать собой. При этом необходимо должна присутствовать доминанта его устремлений и ответственности, ибо если благополучие человека не зависит от качества и количества его труда, то он стремится ничего не делать.
В осознанном управлении жизнью большую роль играет важнейший из ресурсов ВРЕМЯ. Время вообще очень емкое и многогранное понятие. Вначале оно было измышлено, чтобы установить логическую последовательность внешне не связанных между собою событий в отношении раньше – позже, до того – после того,  между тем и тем, одномоментно. Потом время стало мыслиться как объективная характеристика событий и действий, а то и как их первопричина и движущая сила. Но это спор физиков и философов, а в повседневности время есть и мера приложения усилий в использовании различных ресурсов, и средство размежевания, расстановки по некоторым меткам событий и явлений, это и цель жизни, и самое жизнь, ибо безотносительно к качеству и значимости жизнь измеряется именно временем, и именно о продлении времени жизни молим мы Господа.
Но при этом время как бы эфемерно, летуче, неощутимо, значимо только в момент события. Недаром Гете писал: «Дорого вовремя время, время и много и мало, долгое время не время, если оно миновало!»
Ценность времени в интенсивности, плотности его использования. Из личного опыта: когда мы встречались на десятилетии нашего институтского выпуска, среди нас было несколько кандидатов наук и только один доктор. На вопрос, как ему это удалось, он ответил: «Я никогда не считал, что пять минут это мало времени».
Но мы иногда не прочь «Убить время», то есть провести его безрезультатно, легко и безответственно, внутренне прозябая и как бы блаженствуя. В век информационных технологий этому ненавязчиво служат компьютерные игры, где пребываешь в искусственной среде с большими возможностями по воздействию на ситуацию в ней, где используемые ресурсы практически неисчерпаемы, а последствия твоих действий иллюзорны и возобновляемы. При этом вид и сложность компьютерной игры не имеют значения, определяя только начальный этап освоения условностей и клавиатуры. Завершение игры  (или выход с продолжением) не оставляют для тебя никаких последствий ни в знаниях, ни в умениях, кроме потери времени и психической усталости. Но зачастую формируется склонность к жестокости и насилию, во всяком случае, легкое отношение к ним, и остается тяга к повтору (продолжению), т.е. та же наркотическая зависимость и та же иллюзия возврата.
Есть еще несколько обобщенных жизненных аспектов, довлеющих на управление жизнью, например, ПАТРИОТИЗМ.
Патриотизм однозначно связывается с военными победами. Но все же проблема шире:  весомо мнение, что если Отечество по-отечески будет относиться к народу, народ будет любить Отечество – без взаимности патриотизма не бывает.
Так что есть Отечество? Попробуем сами себе сказать, что есть МОЕ ПРОСТРАНСТВО (которое я имею в виду, говоря «У МЕНЯ, У НАС, В НАШИХ КРАЯХ, НАШИ НРАВЫ, НАШИ ОБЫЧАИ» и т.п.): - мой угол, - моя комната, - моя квартира, - мой подъезд, - мой дом, - мой двор, - мой микрорайон, - мой район, - мой город, - мой регион, - мой федеральный округ, - моя страна (государство), - мой континент, - моя планета, - моя Солнечная система, - моя Галактика (Млечный путь), - моя Вселенная, - мое Воплощение (выше уровня я не знаю). Отсюда есть патриоты разных степеней, причем до определенного уровня их называют КВАСНЫМИ.
А ведь есть еще организационно-социальный срез: я, родные, родственники, свойственники, одноклассники, однополчане, коллеги, одноклубники, однопартийцы и т.п. И здесь случается (а то и требуется) проявлять предпочтение к «своим» по отношению к «не своим». Пределы, формы и  способы проявления этого предпочтения суть внутренние характеристики патриотизма, которые могут делать его светочем судьбы или средоточием мерзости.
Мне кажется, что фактором взаимного внимания, понимания, а там и любви к ближнему как индивиду и как земляку, является общность внутреннего мира, согласие в направленности мыслей, единство общих целей, что позволяет доверять друг другу, беспрепятственно вступать в общение и развивать его. Понимать друг друга с полуслова, как это свойственно близким по духу людям, возможно как раз за счет этого единства помыслов.
В управлении жизнью не обойти ГОСУДАРСТВО и ПРАВО.
Поговорим о жизни по-честному. И нельзя не заметить, что строение нашей жизни никак не ориентировано на жизнь честную, по совести и по правде. Общий настрой таков, что лихоимство в том или ином виде возможно по мере сил, а мошенничество и обман вообще респектабельное занятие, а ты не будь лохом. Даже терминология образовалась: «Данная сфера деятельности законодательно не отрегулирована», что предполагает допустимость в ней любых махинаций. Но отчего же не отрегулирована?
Есть вехи общежития – заповеди Господни,  которые выражают суть Божьих законов социальной жизни, таких же непреложных, как законы физические. Их невозможно нарушить, хотя возможно действовать им вопреки, но неизбежные последствия рано или поздно наступят (при отклонении от закона Ома – мгновенно, при отходе от заповедей – до седьмого колена).
И хотя далеко нам еще до Свифтовской  страны лилипутов, где мошенничество полагалось самым злостным преступлением (ибо от вора можно запереться, а от хитроумного мошенника защиты нет), поискать пути в нее стоит.
В сфере нашей взаимосвязи с жизнью государства находятся ПОЛИТИКА и ПАРТИИ.
Политика есть прежде всего произвол, самоволие и самовластие, ибо непосредственно реализуется только там, где нет еще явно прописанных законов. В респектабельном и добропорядочном обществе для этого отведено только одно место – законодательные органы, члены которых и творят вышеуказанный произвол путем законотворчества. В демократических странах такие органы формируются путем всенародных (применительно к региону законодательного органа) выборов и попадают туда люди исключительно по нашему волеизъявлению.
Политические партии нужны как раз для того, чтобы помочь нашему выбору, ориентировать его по поводу идей, направлений, способов, которые будут как-то направлять (и ограничивать) деятельность наших избранников. Партии также предполагают некоторую ответственность избранников перед народом, которая, в отсутствие других механизмов, реализуется через партийный контроль.
По большому счету, больше ни для чего партии не нужны, ибо во всех других сферах должен властвовать закон и определенные им нормативные акты. Не должно быть в повседневной жизни, бизнесе, государственно службе так называемой ответственности перед партией – только перед законом! (Не будем касаться здесь заповедей, морали и нравственности, которые превыше законов и являются императивом везде и всегда.)
Политика партии не должна простираться дальше влияния на законодательные органы и реализовываться только через ее сторонников в этих органах. Взаимодействие партий с народом мыслится как информационно-методическое в одну сторону (до выборов) и электоральное в другую сторону (во время выборов). Для остального есть теория и хорошая практика в экономике, социологии, энергетике, управлении, военном деле и т.д. и т.п.
Наша историческая идеология до сих пор базируется на до сих пор не развенчанной ложной посылке о классовой борьбе и гегемонии рабочего класса, которая часто трактуется как классовая война на истребление! На деле между классами есть диалектическое сотрудничество/соперничество в конкурентной среде. Ни один класс не может обойтись без другого, так что говорить о гегемонии одного из них, тем более пролетариата, не приходится.
Рабочий ничего дельного не создаст без инструментальщика, дающего ему орудие труда, конструктора, определяющего предмет труда, технолога, определяющего порядок труда, снабженца, предоставляющего материал, менеджера, определяющего когда, что и сколько нужно произвести.
И это только непосредственно на производстве. А ведь есть еще обучение, лечение, транспорт, связь, отдых и развлечения и т.д., и т.п. Без всего этого пролетарий может только копать или не копать!
Возвращаясь к управлению как основному императиву нашего учебного курса, коснемся понятия ОПТИМИЗАЦИЯ, ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Это управление, реализующее достижение поставленной цели наилучшим образом. Под этим часто понимают наименьший расход главных ресурсов, или достижение максимального значения одного из целевых показателей, или минимизацию усилий управления. Важно понимать, что даже теоретически глобальная (всеобщая) оптимизация неосуществима. Но показано, что локальная оптимизация в узких пределах (места, времени или функций) возможна и к тому же ведет к улучшению показателей в смежных и взаимодействующих процессах.
Житейски это соответствует словам святых отцов «Спасися сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Поэтому не смотри, что кругом многое плохо, неправильно, недостойно – делай свое дело хорошо, поступай справедливо, живи по правде и в любви, и в тебе и вокруг тебя стяжается благодать.
Курс «Осознанное управление жизнью» должен научить находить приемлемые и пристойные пути достижения того, к чему мы стремимся интуитивно – к счастью. Счастье, также как любовь и свобода, не имеет меры и не связано с категориями "сколько", "как", "где", когда". Это ощущение свершения, достижения, преодоления и т.п. напряженных процессов достижения цели позитивного для данной личности характера, за которыми следуют новые цели (если счастливец не умер в решающий момент).
Не претендуя на исчерпывающую полноту, ниже сформировано наполнение рассматриваемого учебного курса, где во всех разделах показана возможность расширения и перестановки подпунктов, выделяя и собирая обозримые фрагменты в попытке объять необъятное.

СТРУКТУРА КУРСА.
ВВЕДЕНИЕ:
- жизнь как система;
- управление в природе и обществе, понятие о кибернетике;
- тождественность управления жизнью и самое жизнь;
-                …
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ:
- состав и классификация жизненных процессов;
- состав и локализация (соотнесение) управляющих воздействий;
- понятие о жизненных путях, опасностях, рисках и страховании;
- понятие о деньгах и их функциях;
- понятие о методах принятия решений;
- понятие о государстве и праве, Конституция;
- главенствующая роль умения властвовать собой;
-                …
ЛИЧНОСТЬ:
- здоровье, личностные психофизиологические показатели и их становление;
- любовь к самому себе;
- индивидуальное питание;
- знания, умения, навыки и их становление;
- деловые и спортивные занятия (тренировки) во взращивании психофизиологических качеств;
- учеба и творчество во взращивании знаний, умений, навыков;
- личные потребности (включая культурные), действия (производство и потребление) для их удовлетворения;
- понятие о государстве и праве, Гражданский кодекс-часть 1;
- уменье властвовать собой в личных делах;
-                …
СЕМЬЯ:
- по оглавлению Домостроя (выборочно и современно);
- семейные потребности (включая культурные), действия для их удовлетворения;
- любовь к ближнему;
- домашняя кулинария и посиделки;
- меры безопасности в быту;
- понятие о государстве и праве, ГК-часть 2, семейный кодекс;
- уменье властвовать собой в отношениях с домашними;
-                …
ОБЩЕСТВЕННОПЛЕЗНЫЙ ТРУД (ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УЧЕБА):
- роль и место человека в труде, трудовом коллективе;
- любовь и творчество;
- развенчание гегемонии рабочего класса, примат солидарности;
- управление трудовым жизненным циклом (карьерным продвижением);
- меры безопасности в местах работы (учебы);
- профессиональные потребности (включая культурные), действия для их удовлетворения;
- понятие о государстве и праве, ГК-часть 3, КЗОТ;
- уменье властвовать собой в труде и трудовых отношениях;
-                …
ОБЩЕСТВО:
- роль и место человека в социуме;
- меры безопасности в общественных местах;
- любовь супружеская;
- армия;
- развенчание роли партий, примат законов и хорошего опыта;
- любовь к Родине;
- участие в управлении государством на всех уровнях власти;
- социальные потребности (включая культурные), действия для их удовлетворения;
- осторожно: фастфуд и общепит;
- «Я стою у ресторана»;
- понятие о государстве и праве, Административный и налоговый кодексы;
- уменье властвовать собой в социуме отношениях;
-                …
УЛИЦА:
- взаимопонимание и предсказуемость – основа комфортного ощущения в случайной обстановке;
- роль и место человека в случайной обстановке родного двора, района, города, региона, страны;
- роль и место человека в случайной обстановке «чужого» двора, района, города, региона, страны;
- меры безопасности при поездках;
- произвольные потребности (включая культурные), действия для их удовлетворения;
- поведение в толпе (психология толпы);
- понятие о государстве и праве, Уголовно-процессуальный кодекс;
- уменье властвовать собой в случайной обстановке;
-                …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: справедливость, честность, истина, счастье как цель и результат осознанного управления жизнью.

ПОСТСКРИПТУМ.
Очерченный тематический состав  курса «Осознанное управление жизнью» предопределяет большую работу по созданию, насыщению и  компоновке актуального содержания, увязке его с другими гуманитарными дисциплинами, координации с практикой текущего момента. Формальная схема, начертанная холодным философом, должна стать концентрированным учебным материалом, дидактически организованным и методически заточенным, расчасованным до рабочей программы.
Такая работа по силам большому творческому коллективу страстных педагогов, выстроенному не обязательно административно, а, например, виртуально в мировой сети.
По полноте и углубленности данный учебный курс может иметь несколько градаций: для первоклассников, средних классов и выпускного класса. Во всех разделах необходимо отражать связи управления жизнью со всеми прочими теоретическими и практическими, техническими и гуманитарными, физкультурными и просто культурными дисциплинами, особенно истории, литературы и курсом основ православной культуры.
Я не случайно делаю акцент на идеологически-нравственные устои православия.
В условиях, когда в уставах всех хозяйствующих субъектов, независимо от их профиля, провозглашается примат получения прибыли, о не цели, функции, миссии, необходимо с юных лет раскрыть перед человеком роль и место духовных устремлений. В конце концов, бытие определяется сознанием, что бы ни говорили замшелые материалисты. «Если хочешь быть счастливым – будь им!»
К тому же взгляните на бытующие у нас национальные школы – там уверенно опираются на содержание Корана, Талмуда и Торы, конфуцианских постулатов и т.п. Так же нам должно использовать Священное писание и Священное предание отцов православной церкви, дающие не только историческую перспективу, но и нравственные ориентиры для плодотворного и благотворного развития.
Вообще бы я назвал этот курс  "Осознанное управление православной жизнью".