Забытый корабль

Альберт Шаров 2
                Забытый корабль. 
                (и забытый фронт)
                Эпиграф.

                «Я работал, как раб на галерах.»               
                ( Путин В. В. )

Эпиграф.
"
...Команда СРТ- это галерники и каторжане.
Если бы во времена Виктора Гюго были СРТ,
то он отправил бы Жана Вальжана не на каторжные работы,
а на СРТ".
(Анатолий Акулов, рассказ "Десять кадушек")

                Очерк  о СРТ.  (1950 – 1967) 

"Вокруг,до горизонта только волны,за горизонтом тоже волны." Альберт Шаров.


               
      
                Предисловие.

           Государство, обескровленное вероломной агрессией Германии и самой разрушительной за историю человечества войной, напрягало свои силы для обеспечения населения , в первую очередь , продуктами питания.
 
           В те времена разгромленное за годы сражений сельское хозяйство страны было сильно ослаблено и не могло  в достатке вырабатывать и поставлять продукты.Трудно представить, что бы было, если бы не было принято решение о  развитии дальнего океанического промышленного рыболовства в Северной Атлантике.А также других районах Атлантического океана.

        Для этого,на верфях ГДР были построены средние рыболовные траулера -СРТ.Судно очень небольшое,но в нем были совмещены уникальные мореходные,морские,штормовые,рыболовные,маневренные и все другие характеристики.Таких СРТ было построено несколько серий,от 41 до 45.Мой первый СРТ- 4589,на котором в 1959-м году вышел третьим штурманом,был практически новым.А другой штатный СРТ-4575,который был официально закреплен за мной,где я позже был уже капитаном,немного уступал в новизне знаменитому СРТ-4589.На этой серии главный двигатель- 400 лошадиных сил,немецкий электронный радиопеленгатор,Радар "Створ",гирокомпас "Амур" и все остальное- чудо техники тех времен.

        В Северной Атлантике,особенно в районе Исландии и Норвегии, были большие стада первоклассной сельди , которая у знатоков побережья , особенно в Голландии (книга «Серебряные коньки) , считалась и почиталась , как первый деликатес. Мужчины этих стран съедали на обед до 3 – 5 таких рыб в солёном виде , а за день до 10 штук и были счастливы от такого подарка.

     У нас с продуктами было очень тяжело. Государство нашло средства и силы , чтобы сконструировать и построить, в основном в ГДР, не дорогой, средний рыболовный траулер СРТ (логгер), оптимального варианта в основных параметрах, для ведения промысла в Северной Атлантике. Эти суда выпускались серийно, в массовом порядке и цена их устраивала тогдашнюю экономику. В среднем СРТ окупал себя за год, а то и раньше.
 
      В СССР были созданы хорошо организованные, профессиональные, с военной дисциплиной и порядком, а также высокой культурой и морским этикетом в лучших традициях старых и новых времён, мореходные училища. Преподаватели – авторитетные и высокообразованные морские профессионалы. Красивая курсантская форма, государственное питание и уютный кубрик. Там была одна национальность- курсант мореходки и одно любимое отечество. Учиться в таком училище было мечтой и подарком для многих мальчишек.Таковым было и Таллиннское мореходное училище Министерства Морского флота.Часть курсантов с ММФ распределялась в рыбную промышленность на СРТ.В Таллине также было мореходное училище РП,которое готовило кадры исключительно для рыбной промышленности.

                Главная часть.

        Многих, кто впервые видел СРТ (средний рыболовный траулер) с причала , в том числе и бывалых моряков , поражало впечатление об очень малых размерах такого судна. Это вызывало полное и очень большое сомнение , что оно способно вообще выйти в открытое море. Но оно было способно не только противостоять стихии, но и эффективно работать.
 
       Хорошее завышение и развал форштевня вводили некоторую уверенность. СРТ имел документы судна неограниченного района плавания , оно выходило не только в дальние моря , но и в открытый океан. Были такие дали, в которые обычные транспортные или торговые суда не ходили. Причём такое судно выходило не только плавать и пересекать океан, оно выходило там работать. Основная работа там в общей бригаде на рыбе, а это кардинально не то, чтобы, как в пароходстве, стоять вахту в рубке. Кроме того, это был седой океан, и на нём такая малая пылинка, СРТ, в ураганных ветрах и толпящихся гор всевозможных волн, над которыми иногда, в своём бешенстве, вздымался исполин девятого вала. Бытовые условия жизни на таком судне были минимальными, со многими ограничениями, ограниченный запас воды, резкая изнурительная качка, залежалые и измученные продукты, без кладовых и холодильников и длительное время нахождение в море (110)- 135 суток).  Тяжелейшие физические нагрузки на людей, не имеющие аналога в море.

        Северная Атлантика, это географический район природного Исландского циклона, где закономерно низкое атмосферное давление и поэтому основная погода там  сильный ветер и шторм. Через этот район проходят с усилением по объёму и пространству тропические ураганы с Карибского бассейна . Они дают здесь свою последнюю гастроль и потом , смещаясь на восток , распадаются и ослабевают. Это ревущий штормовой район океана.

         Тому , кто не был на СРТ в океане , очень повезло в жизни. На моей памяти есть люди, которые были готовы отдать всё, чтобы только добраться до базы, до берега живыми от изнурительной и зверской качки. Она их добивала, выворачивала желудок и они медленно умирали под ударами моря. В темноте я не раз наступал на таких ногами ночью (повесть Вилиора Левковича, «Колбасный Клипер»), когда пробирался к компасу на верхнем мостике. Они лежали там под грохот и рёв урагана в Атлантике и почти прощались с жизнью. Они могли находиться в шторм только там, потому что им не хватало воздуха в душных каютах. Они не могли справиться со своим состоянием и были готовы броситься за борт, если бы на это хватило мужества.

       Помню случаи, когда штормило месяц без перерыва, и никуда при этом не деться. Атлантика вынимает душу полностью из любого , если она пожелает, и превращает слабых духом в жалкое существо. Были люди , почти всегда, которые, выбившись из сил , почти умирая, с трудом дотягивали до базы, чтобы уйти с СРТ в порт навсегда и забыть это всё, как страшный сон.

       На его борту гордые три больших буквы - С Р Т,т.е. Средний рыболовный траулер.Главное слово "средний",вызывало и вызывает полное недоумение.Это же маломерок,меньше которого вообще ничего нет,чтобы надолго выходить в открытое море и океан.

      Тот, кто не бывал на СРТ, тот не всегда может понять, по настоящему, что такое море и настоящий моряк,что такое вообще- настоящая работа,а также почувствовать то напряжение в котором находились эти самые- рабы на галерах.И ещё то, что когда- то, в сложные и лихие времена, такой малый корабль добывал в Северной Атлантике, для страны и народа, многие тонны превосходной серебристой сельди.Вот так трудились для страны и народа неутомимые советские рыбаки.Вокруг,до горизонта, только волны,рыба в сетях и сплошная работа.

    СРТ ,даже за один ночной дрейф, или одно траление,мог иметь в сетях или трале, тонны рыбы.Весь отряд судов или флот за сутки, месяц или за рейс добывали сотни и тысячи тонн рыбы.Такой тоннаж ценной пищевой продукции невозможно выработать на полях и лугах за наше короткое северное лето.Это делали неутомимые и неприхотливые рыболовные траулеры.

А эта превосходная и вкусная рыба,которую в ураганах Северной Атлантики не так просто было взять и которая стоила далеко не дешево, особенно при продаже за границу,продавалась в наших магазинах для своего населения за сущие копейки.
 
                Заключение.

Советский траловый флот, в составе многих десятков СРТ, щедро кормил свой народ и отечество: рабочих, инженеров,ученых, студентов, армию, флот,авиацию и всех остальных такой вкусной и доступной всем рыбкой.

За эту рыбу Советские рыбаки отдавали свое здоровье, годы драгоценной жизни и,не увидев счастья,один за другим,уходили в другой мир и полное небытиё.

Старый рыбацкий капитан,не звездный и не знаменитый,проснувшись утром,открыл глаза и как-то сразу понял,что вот,это все,последний миг.В это последнее мгновение перед усталыми глазами промелькнула вся жизнь и весь прекрасный мир.Ему не удалось поймать птицу счастья.Вокруг только волны.Линия горизонта.За горизонтом тоже волны.Вся жизнь там.Его вклад во славу и силу страны был небольшим,как всего один кирпичик из тысяч таких.Но он был и держал то,что надо и,как надо,в тяжелейшие послевоенные времена.Держали и тысячи других.И там были более одаренные и сильные,чем он.Конечно,тяжелее всего было на войне и фронтах.А здесь чуть полегче,но только чуть.Да ладно.Главное удержали и здесь.Такие,как он и тысячи других.

Птица счастья так и не прилетела попрощаться напоследок.Ну,конечно,здесь для неё очень тяжело,она здесь не выдержит.Да ладно,пусть летит,где,все же,полегче.А нам уже ничего не нужно.Можно было бы ещё поработать,но не дали,новые времена и современные умники.Угробили флот.

Но это не навсегда. Мы сделали своё дело, работал и работает наш задел, на будущее. А в будущем, конечно, другие суда, другие отважные люди, от новых причалов, уйдут в океан. Равнение и пример на нашу непростую, трудовую и героическую эпоху.
И снова, вокруг до горизонта только волны, на горизонте и за горизонтом тоже волны, и штормующий СРТ.

Глаза закрылись,мир исчез,а с ним,манящий и пьянящий горизонт, волны вокруг до горизонта и,конечно,волны за горизонтом.

Фото автора.
   
Прим.

 СРТ- средний рыболовный траулер (1955- 1970 годы).В Северной     Атлантике.Экипаж на палубе,в изнурительной рыбацкой работе.Выборка сетей,16-20 часов в непрерывном тяжелом физическом напряжении.Рыба в сетях,идет 200 кг. на сетку.Сетей 100 штук.20 тонн превосходной Атлантической сельди для страны и народа за один ночной дрейф.

Прим.

На этом старом фото рыбаки,на палубе своего СРТ,не стояли трудовую вахту,как писали в газетах.Они,как Атланты,держали страну на своих руках.Это,пережившие неимоверное лихолетье,дети войны.Год рождения 1937-й,самое ослабленное наше поколение военных и послевоенных лет.Без куска хлеба и всего остального.Капитан,до сих пор,знает их в лицо и по имени.