8. Сдаю восемь экзаменов из двенадцати

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Письмо ректору, подписанное Веней Извековым и резолюция ректора, разрешающая свободное посещение занятий.


Я составил расписание экзаменов так, чтобы сдать, по крайней мере, половину весной. А вторую половину экзаменов деканат разрешил мне сдать осенью.

Работу в комитете комсомола никто с меня не снимал. Её было по-прежнему много, но теперь, когда у меня появилась цель в жизни, я составил строгое расписание и теперь в первой половине дня там не появлялся, а был на занятиях (правда, не всегда, иногда Веня Извеков извлекал меня с занятий, - он звонил на кафедру).

После занятийя появлялся в комитете, и старался закруглить все дела за час-полтора. После этого немедленно ехал домой и готовился дома к экзаменам допоздна.

Кроме того, я решил попросить у ректора разрешение на свободное посещение занятий, чтобы не было замечаний в случае моего отсутствия на занятиях.

Уже в марте я засел за учебники. Для подготовки я выработал такую тактику. Сначала я договаривался с преподавателем о дате сдачи экзамена. За неделю до него я начинал по вечерам готовиться. Я брал учебник или два, по которым можно было готовить предмет. У меня была программа и прошлогодние билеты. Каждый вечер я, приехав домой, сидел за учебником.

Я знал, сколько часов я могу потратить на изучение той или иной главы. Я все расписывал заранее. К воскресенью у меня все было готово по разу, и весь день в воскресенье я повторял весь курс. Обычно я просил преподавателя назначить экзамен на вторую половину дня в понедельник, после занятий. Я успевал еще раз перелистать учебник и свои записи.

Сдав за март-апрель в таком темпе восемь экзаменов (причем все на отлично), я теперь должен был за май  наверстать то, что пропустил в этом семестре. Ведь во время лекций я, во-первых, многое недопонимал, а, во-вторых, все же пропустил достаточно много занятий.

Но теперь, после сдачи восьми экзаменов, я уже понимал практически все, о чем говорилось на лекциях. Я, ведь, сдал всю математику – математический анализ, аналитическую и дифференциальную геометрию, теорию функций комплексного переменного, векторное и тензорное исчисление, дифференциальные уравнения и уравнения математической физики.

А пропускал занятия я еще и потому, что я, по-прежнему, был членом комитета комсомола и даже не просто членом комитета, а вторым секретарем комитета ВЛКСМ. И я делал все, чтобы ни в комитете комсомола, ни в парткоме ни у кого даже мысли не возникло, что я уделяю общественной работе теперь значительно меньше времени, чем раньше. Дел в комитете было у меня, как всегда, невпроворот, но я научился так организовывать свое время, что дела шли хорошо. Веня Извеков был мною доволен, а мой авторитет среди комсомольского актива был высок.

В парткоме, где появились довольно молодые люди, среди которых выделялись преподаватели общественных наук, читавшие свои курсы по-новому, совсем не так, как раньше, ко мне тоже относились, как мне казалось, с уважением.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/18/334