Большие проблемы малых народов

Фейзудин Нагиев
Большие проблемы малых народов
НАРОД НУЖДАЕТСЯ В ВОССОЕДИНЕНИИ

Здоровье и благополучие многонационального государства складывается из здоровья и благополучия каждого входящего в это государственное содружество народа, независимо от численности и других каких-либо отличий. Содружество народов – союз – это неразрывная цепь, где каждое звено в равной степени определяет ее мощь. И здесь недопустимо ни укрупнение какого-либо звена, ни уменьшение и ослабление его без ущерба мощи.
Ни один народ не появился на земле вдруг, без исторических и духовных корней. Величие народа определяется ни его численностью, а тем, что этот народ (несмотря на все невзгоды) сумел сохранить для потомков (а значит и для других народов) из своего духовного и исторического наследия.
Мы видим, как в наше перестроечное время активизировались национальные выступления. Где сдержано и тактично, а где и с явным перехлестом выдвигаются требования разрешить десятилетиями накопившиеся противоречия в этом вопросе. Ясно одно: раз случаются подобные выступления. Значит, существуют и проблемы. Значит, зря десятилетиями мы успокаивали себя, что в нашей «семье единой» нет места конфликтам, и что у нас все национальные проблемы разрешены раз и навсегда.
Но мы убедились, что это далеко не так. И, слава богу, что наконец-то партия и правительство достаточно серьезно обратились к национальным проблемам. Свидетельство тому – многие партийно-правительственные документы, в том числе и речь С.М.Горбачева на встрече с трудящимися Киева от 22 марта 1989 г., где ясно говорится, что «…гармонизация межнациональных отношений включает и многообразное обеспечение прав на национальных меньшинств – вплоть до создания новых национальных районов и национальных советов в местах их компактного проживания и что при этом встают вопросы, связанные с жизнью людей тех или иных национальностей, не имеющих собственной автономии, компактно или разрозненно проживающих в различных республиках и уголках страны».
Это новое мышление по отношению к национальному вопросу тоже примета времени перестройки. Действительно, пора от косметических и локальных мер перейти к всеобщим и полным мерам, которые бы исключали в дальнейшем всякое ущемление интересов какой-либо нации. Истинное братство возможно только тогда, когда она будет исходить из сердец уважающих друг друга людей, а не с лозунгов и призывов. Полное разрешение национального вопроса возможно лишь, возвращаясь к ленинской концепции СССР как союза равноправных федераций, где было бы исключено всякое ущемление интересов малочисленных наций крупными.
В пределах настоящей статьи хотелось бы поговорить о тех проблемах, которые накопились у моего лезгинского народа. Итак, кто же такие лезгины? Каковы их исторические и этнические корни? Кто они теперь?
История древних лезгин / (легов, леков, лакзов…–  древние авторы приводят это название по-разному) теснейшим образом связана с историей Кавказской Албании, государства, просуществовавшего в VI в. до н.э. – Х в. н.э. и простиравшегося от города Чула (Ч1ула «В пояске», ныне Дербент) до реки Арас. Вплоть до 1836 года просуществовала Алпанская Апостольская Автокефальная Церковь в Гандзасаре. После 1836 года, в целях увеличения христианского населения в Закавказье и привлечения армян из Турции и Персии,  Алпанская Церковь была упразднена.
Впервые Албанию и албанцев упоминают античные авторы конца IV-III вв. до н.э. Аристобул, Патрокл и Эратосфен. Много сведений о народах, населяющих Албанию приводят Страбон (I в. до н.э. ), Геродот (V в.до н.э.). Среди народов, населяющих Албанию, античные авторы называют гелов, легов (лезгин), утиев (удин), лупениев (лпинов), сильвов (чилбов), а древнеармянские источники дополняют этот список хечматаками и таваспарами. Великий албанский историк VII века Моисей Дасхуранви (Каланкатуйк) в своем гениальном сочинении «История Албании» приводит много интересных сведений об этносе, религии, границах Албании.
Действительно, и доныне на бывшей территории Кавказской Албании, как и много веков назад, проживает множество народностей: лезгины, табасараны, рутулы, агулы, цахуры, удины, будухи, крызы, арчинцы и др.
Следует отметить, что во многих источниках историю Кавказской Албании толкуют весьма вольно и предвзято. Упорно выдвигаются беспочвенные версии о тюркоязычности албан, тогда как этноним «албаны» является собирательным этнонимом для многих народностей Кавказской Албании, но отнюдь не тюркоязычных. (Массовая миграция огузских племен тюрок-сельджухов из Урала, Центральной и Средней Азии на Кавказ началась лишь в первой половине XI века. В 1071 году они нанесли поражение Византии).
В 43 году Албания приняла христианство от апостола Елише, который обустроил первую на Кавказе церковь в местечке Киш. Как показывают находки последних лет (см. Синайские тексты), Албания уже в III – IV вв. имела свою письменность. (Месроп Маштоц приспособил алпанскую письменность и для своего племени гаргаров, и также изобрел армянский и грузинский алфавиты). На языке алпан появились духовные нарративные труды. В различные исторические эпохи столицами Албанского государства становились города Кабала, Чула (Дербент), Партав.
До нашествия арабов (VII-VIII вв.) лезгины прошли через язычество и христианство. Эти религии внесли в материальную и духовную культуру многие свои компоненты, дали определенный толчок развитию этнической мысли.  Следы раизма (Ра), лунизма (Мен, Вардз), манихейства (Ман), следы поклонения Земле (Ген), Пану, Эриниям (Эр, Эрен), Алпану (Богу огня) и прочим богам остались в фольклоре, ономастике и лексике лезгин. Эти культурные элементы, ставшие фактом духовной культуры народа, служили как бы ступенями для развития и эволюции этнической культуры.
Арабская экспансия VII века принесла разрушение Албанскому государству и разделила лезгиноязычные-алпанские народы на христианскую (Южный Алпан) и исламскую (Северный Алпан) части по реке Кур. Исламизация лезгинского-алпанского населения продолжалась вплоть до XIV-XV вв. Арабская экспансия не только разрушила едино албанское государство, не только разделила лезгинские народы, не только прекратил процесс этнической консолидации – этногенеза лезгин, но и отбросило на несколько веков назад культурное развитие алпан-лезгин, интенсивно начавшееся при Вачагане Благочестивом и Жаван-шарре.  В период VII –XV – XVII века – почти 1300 лет – национальная мысль, национальная культура, просвещение лезгинских народов не развивались. В этот период народами был испытан огромные беды от арабов (VII – X), персов (X – XII), тюрков-огузов (XII), монголо-татар (XIII), опять от турецких и иранских завоевателей попеременно вплоть до русского завоевания Кавказа и Гюлистанского мирного договора (между Российской империей и Персией от 12 (24) октября 1813 года, согласно которому Закавказье перешло в состав Российской империи). Но затем и Россия в 1836 году, упразднив Албанскую Церковь в Гандзасаре и подчинив его Эчмиадзину, ускорила процесс деэтнизации албан междуречья рек Кур и Арас, окончательно арменизировав их. За этот период (VII – по XV – XIXвв.), лезгинскими народами на своем национальном языке было создано, возможно, крупицы.., и то не сохранилось. Подавляющее большинство произведений было создано на армянском, арабском, персидском, тюркском языках… Для перехода с христианского мировоззрения на мусульманское, конечно же, нужно было время адаптации – время симбиоза христианской и исламской культур.
Положительная роль арабской исламской культуры выразилась в консолидации народных масс вокруг новой культуры, а также в распространении арабской науки и культуры на Кавказе. Понадобилось тысячелетие, чтобы на арабском языке выросла определенная группа ученых-арабистов, философов, поэтов, мыслителей, астрономов, математиков, богословов. Среди них Магомед Яраги – теоретик и духовный наставник Кавказского мюридизма (горского национально-освободительного движения против экспансивной политики царской России). Атлухан эфенди из села Ага-Кран (Ага-Стал), который приходился старшим двоюродным братом Магомеду Яраги по матери. В медресе Атлухана эфенди учился Магомед Яраги, а позже и поэт Етим Эмин. Атлухан эфенди был известный в Кюре ученый арабист; кроме восточных языков и литературы, он преподавал в своем медресе также математические, астрономические, медицинские науки.  Также в медресе Атлухана эфенди преподавали его брат Абдулфатах эфенди – крупнейший арабист и знаток восточных языков, сын Абдулгамид эфенди, которого известный дагестанский историк Али Каяев (Замир Али) назвал человеком, обладающим самыми глубокими знаниями и большим поэтом. (Как одного из руководителей бунта 1877 года, Абдулгамид эфенди был повешен в городе Дербенте российскими войсками. А дома рода Атлухана эфенди и его медресе со всеми их трудами были сожжены). Преподавала в медресе Атлухана эфенди также его дочь Пакисат. К плеяде ученых-тюркистов относится Гасан эфенди Алкадари – поэт, историк-энциклопедист, автор грандиозного труда «Ассари Дагестан» («История Дагестана»). К обозначенному периоду относятся поэты XVI в. Фагир, Мискин Вели, искусно владевшие арабским тюрским, фарсидским языками, поэты XVII в. Лезги Салех, Куреви Имам, Лезги Кадыр и др., XVIII в. Цилинг Бука (предок классика лезгинской литературы, поэта XIX в. Етима Эмина), XIX века Мирза Али ал-Ахты (поэт, ученый-арабист), Лейли Ханум (поэтесса, творившая одинаково свободно на фарси, арабском и тюркском языках) и целый ряд других.
Занимая стратегически важную территорию, по которой проходили военные и торговые пути (великий шелковый путь), лезгины оказались втянутыми в бесконечные кровопролитные войны (гунны, скифы, сарматы, римляне, персы, хазары, арабы, турки, монголо-татары, царская Россия… – кто только не топтал эту многострадальную землю). Бесконечные войны принесли народу неисчислимые бедствия: частичное физическое истребление, потеря и дальнейшее торможение развития материальной и духовной культуры, письменных источников. Нарушение компактности и целостности народа и многое другое.
Но лезгины выжили не только как народ. Они сохранили самое сокровенное духовное богатство – язык. Удалось сохранить и собрать по крупицам бессмертный эпос «Шарвили», в котором отголоски событий V – IV веков до.н.э. В нем упоминаются персидские цари Шапур (245 г.) и Пероз (ок. 450 г.), говорится об Афинах, Константинополе, о городах Албании Партав, Цур, Чула, Чохар, Тури, о языческих богах – солнца Ра, огня Алпан, воды Тавар, земли Тар и др.
В лезгинском языке встречается много древнеегипетских, древнегреческих, персидских и прочих иноязычных слов. Возможно, это тоже доказывает многочисленные прямые и косвенные контакты народов в прошлом.
Лезгины отстояли и сохранили землю своих предков. Они и сегодня, как и много веков назад, живут на своей земле. Лезгины сохранили свой древний реликтовый Самурский лес. Сохранили многие народные традиции, богатый фольклор, многое из материальной и духовной культуры. В частности, сохранили земледельческий календарь, удивительно точно связанный с сезонами и циклами проведения сельскохозяйственных работ.
Одних только видов хлебов у лезгин несколько десятков наименований и почти столько же видов печей для их выпечки.
На лезгинском языке выросли классики лезгинской литературы. Саид Кочхюрский, Етим Эмин, Сулейман Стальский, прозванный М.Горьким «Гомером ХХ века». Хотя и сегодня лезгины проживают на своей территории, как и много веков назад, но по какому-то злому року они оказались разделенными на своей территории надвое, условно на «северных» и «южных» лезгин, населяющих оба берега реки Самур (Куланвац – Срединная река в народе). Южные лезгины проживают в десяти районах (Хачмассокм, Кубинском, Кусарском, Кахском, Закатальском, Белоканском, Шекинском, Варташенском, Куткашенском, Исмаилинском) и находятся в составе Азербайджанской ССР. А северные лезгины населяют Сулейман-Стальский, Магармкенсткий. Ахтынский, Курахский, Хивский, Дербентский районы и частично проживают в агульском, рутульском, цахурском районах и относятся к Дагестанской АССР. Между «северными» и «южными» лезгинами нет каких-либо иных этнических масс, что возможно и послужило бы «оправданием» подобного разделения (хотя никакие политические, экономические и другие причины не могут послужить для оправдания факта разделения единого народа, единой семьи). Подобное стало возможным, лишь отходя от принципа и духа ленинской национальной политики и попирая законные интересы народа, стремящегося сохранить свою целостность, развить свою культуру, чтобы, в конечном счете, сохраниться как народ.
Мир-Джафар Багиров, закадычный друг Берии, клеврет, Сталина, пользуясь своей неограниченной властью, творил вопиющее беззаконие по отношению к инонациональной культуре. Именно в годы его правления начался крестовый поход против национальной культуры и узаконенная ассимиляция лезгин и других национальных меньшинств, живущих в Аз. ССР.
Путей для ассимиляции было множество. Это и игнорирование национальной культуры, ущемление прав и интересов нетюркских народов при приеме на работу, учебу, при выдвижении по службе, вытеснение национальной культуры и языка из многих сфер, отсутствие национальных школ, преподавание родного языка, теле- и радиопередачи на родном языке, массовое записывание новорожденных азербайджанцами при малейшей потере бдительности родителей и другое.
Чем же можно оправдать тот факт, что с 1936 по1956 год лезгины в Аз. ССР (как некоренной народ) платили за обучение в школах, техникумах, ВУЗах «лезги пул» – 400 рублей тогдашним курсом (многие и поныне хранят на память эти позорные квитанции об уплате). Естественно, многим семьям, особенно многодетным и бедным (а лезгины в основном работали в сельском хозяйстве) подобная плата была не по карману. А выход предлагался один: записаться в паспорте азербайджанцами.
Таким образом, десятилетиями шла ассимиляция значительной части лезгин и других народов. Дальше – больше. А какую историческую культуру может иметь малый народ, к тому же некоренной? И пошла явная и неявная борьба за уничтожение следов древней культуры «некоренных» народов. Благо. Времена культа и застоя позволяли осуществлять самые фантастические желания.
«Лезги мечеть» построенная в 1169 году в г. Баку (ул. Зайналлы, 5) и простоявшая почти восемь веков, в 1980 году спешно переименовывается в «Мечеть XII века».
С каменных стел и могильников стали исчезать старинные надписи. Естественно, все это было нужно не азербайджанскому народу, с которым много веков бок о бок живет и трудится лезгинский народ, а политиканам, старающимся разжигать национальную рознь между народами.
Разве унижая культуру одного народа, можно создать свою культуру? Все это заложено теми, кто стоят над народными интересами, кто попирает духовные запросы и права народов, кто извращает ленинскую национальную политику.
Лезгинский народ активно сражался против внешних захватчиков Азербайджана и Дагестана. Значительным толчком антииранскому движению на Кавказе стало восстание в Ширване во главе с Хаджи Даудом в 1715 году. Яркой демонстрацией свободолюбия и независимости служит восстание кубинских лезгин под руководством Гаджи Магомеда из села Хулух против царского режима в 1837 г. Активно включилась лезгинская интеллигенция и рабочий класс в революционное движение в 1905-1917 гг. При Бакинском комитете РСДРП во главе с К.Агасиевым и М.Айдунбековым была образована коммунистическая группа «Фарук». Бок о бок с Бакинскими революционерами работали славные сыны лезгинского народа Т.Юзбеков, Н.Самурский (большой друг С.Орджоникидзе, репрессирован в 1937 г.), А.Амирасланов (секретарь компартии Азербайджана, позже нарком рыбной промышленности), Н.Шарифов. Член Малого Совнаркома М.Лезгинцев, наркомзем Дагестана А.Ахундов неоднократно встречались с Лениным.
Борьба против общего врага, завоевание революции, отечественная война, созидательный труд сплотили азербайджанский и лезгинские народы. Несмотря на особый своеобразный колорит национального мышления, у нас и много общего: обычаи, традиции, вероисповедание, восточная культура, межнациональные браки и многое другое. Необходимо беречь и приумножать то, что нам обще. А противоречия преодолевать и искоренять необходимо совместно в интересах правды и справедливости.
Лезгинский народ трудолюбив и не амбициозен. Процент трудящихся лезгин по отношению к своей численности в промышленности и народном хозяйстве Азербайджана выше, чем у представляющих республику других народов. Открытость. Терпимость, обостренное чувство к несправедливости, правдоискательство – в национальном характере лезгин.
Политика переселения сел и аулов с гор на равнины принесла много бед дагестанским народностям, в том числе и лезгинам. Древние села – эти живые музеи – где веками аккумулировалась духовная культура народа, складывался своеобразный уклад, исчезли с лица земли. Вместе с этим исчезли профессии чабанов, пастухов, кожевников, резчиков по дереву, обработчиков камня. А в селах на низменностях, куда переселялось население из нескольких горных сел, свой уклад не сложился. Исчезли добрые традиции, почитание аксакалов. Но появились приметы нового: незнакомые в горных селах пороки – пьянство, наркомания и др.
Первое в Европе по высокогорью село Куруш было переселено в жаркий климатический район в инонациональную среду в Хасавюртовский район.
Сегодня исчезли или на грани исчезновения многие народные промыслы. Полностью исчезла испикская керамика, многие виды народных изделий и поделок, виды ткачества, музыкальных инструментов.
Тяжелейшая ситуация сложилась с языком. Учителя сельских школ, сельские специалисты и труженики зачастую не могут чисто разговаривать по-лезгински, не прибегая к русским словам. Лезгинский Язык начисто вытеснен почти из всех сфер жизни народа. Он превратился в чисто бытовой, семейный язык. Но происходит его вытеснение из быта. Многие городские семьи давно перешли на русский язык.
В городских школах Дагестана с 1-го класса в текущем учебном году введено изучение национальных языков. Ученики 2-го и дальше классов, конечно, из поля зрения при этом выпали. Да ив первых классах уроки по национальным языкам проводятся не на должном уровне. Не хватает педагогов, не хватает учебных программ и методических пособий.
В многонациональной республике нет ни одной национальной школы, ни одного национального детсада. По телевидению нет национальных передач, а по радио национальные передачи ведутся раз в неделю в пределах часа. Естественно, в таких условиях все попытки родителей обучать своих детей родному языку оказываются малоэффективными. Если не применять каких-то действенных мер, направленных на сохранение языков, то языки малых народов обречены на исчезновение.
Сегодня, более миллионный лезгинский народ, разделенный между двумя республиками (более 800 тыс. в Аз. ССР и более 300 тыс. в ДАССР) остро нуждается в воссоединении в рамках единого территориально-административного образования в составе любой союзной республики. Это бы гарантировало народу сохранение своего языка, культуры, истории, скорейшее их восстановление и развитие.
От предстоящего пленума ЦК КПСС по национальному вопросу народы ждут решения своих наболевших проблем в духе национальной политики, исключающей национальные конфликты и в будущем.
1983.