Джин Шарп - идеолог цветных революций

Юрий Шпилькин
Идеология ненасильственной борьбы американского политолога Джина Шарпа ничего общего не имеет ни с теорией «непротивление злу насилием» Льва Толстого, ни с философией ненасилия Махатмы Ганди, хотя по его словам, в свое время изучал учения этих великих мудрецов.
Джин Шарп (род. 21 января 1928 -28 января 2018) — американский общественный деятель, известный во всем мире своими книгами по методам ненасильственной борьбы с авторитарными режимами. В молодости увлекался троцкизмом. Защитил  диссертацию в 1964 году по теме «Ненасильственные методы свержения режимов» на степень доктора философии (PhD) в Оксфордском университете. В 1983 году он основал Общественный Институт Альберта Эйнштейна, финансируемый Национальным фондом демократии, Фондом Форда и Международным республиканским институтом (директор — сенатор Джон Маккейн). Да–да, именно он  известный «ястреб» - республиканец, принимающий в штыки любое миролюбивое предложение. Во время Вьетнамской войны в 1967 г. его самолет был сбит над Ханоем, а летчик пробыл во вьетнамском плену более пяти  лет. Это про него В.В.Путин, рассказав его историю, заметил, что за время плена в яме, у него вполне могла «поехать крыша».Институт Энштейна имеет тесные связи с аналитическим центром RAND Corporation — некоммерческой организацией, занимающуюся методами использования ненасильственных действий в конфликтах по всему миру, а также данными непровительственной организации Freedom House (Фридом хаус), изучающей уровень свободы в странах мира.

На доллары этих фондов, видимо и осуществляются так называемые «оранжевые», «тюльпанные» и другие цветные революции, хотя Шарп и пытается предстать бессребреником. Мол, я только собрал и подробно описал методы ненасильственной борьбы, а также некоторые варианты их взаимодействия. Методы могут быть использованы в любой комбинации в любой стране, а на революции у нас денег нет. Наиболее известны его труды: книга «От диктатуры к демократии» и приложение к ней «198 методов ненасильственных действий». Причем это приложение включает заведомо противозаконные действия, а пункт 148 включает прямо насильственный метод: «мятеж». Основное содержание списка — меры, которые могут рассматриваться как методы политического и экономического саботажа.

Теория и методика Шарпа сводится к тому, чтобы находить слабые точки режима. При этом его книжки-рекомендации написаны очень конкретно: методы пронумерованы и систематизированы. Например, автор говорит, что существуют три категории отказа от сотрудничества с властью: социальный отказ (включает 16 методов), политический (38 методов) и экономический. Последняя категория в свою очередь подразделяется на бойкоты (26 методов) и забастовки (23 метода). И далее в том же духе. Выбор комбинаций остается за теми, кто будет превращать теорию в практику. Автор лишь отмечает, что успех гарантируется комплексным подходом. «Массовые демонстрации носят исключительно символический характер, – говорит идеолог цветных революций. – Если режим относительно демократичен – это работает. Но чем авторитарней режим, тем больше нужно сделать для того, чтобы отобрать у него источники власти. Символизм не меняет правительств».
Автор наставления декларирует, что он рекомендует свое пособие для борьбы с авторитарными режимами. Но во всей книжке не найдешь определения этого режима.

Какой режим считать авторитарным его институт пользуется подсказкой ежегодного обзора: «Свобода в мире: политических прав и гражданских свобод», который готовит якобы неправительственная организация Freedom House  со штаб-квартирой в Вашингтоне. Её бюджет на 66-80 %  финансируется посредством грантов правительством США. Не случайно, когда он рассказывал об украинской «оранжевой революции», вскользь заметил: «Они где-то нашли копию «От диктатуры к демократии». Как, я не знаю, – вспоминает Шарп. – Эту работу перевели, но их организация была настолько бедна, что не было денег опубликовать перевод. Они прислали нам имейл: помогите немного деньгами. Мы послали им, кажется, 6000 долларов, – продолжает политолог. – А потом узнали, что они напечатали эту работу каким-то невероятным тиражом. Это был единственный случай прямого контакта и нашего участия в событиях «оранжевой революции». Лукавит престарелый политтехнолог.

Группа представителей Института Альберта Эйнштейна дважды приезжала в Прибалтику. Американцы консультировали победивших на выборах в этих еще советских республиках политиков, стремившихся восстановить независимость. В частности, в 1990—1991 году сам Шарп посещал Прибалтику, где консультировал победивших на выборах политиков, стремившихся к отделению прибалтийских республик от СССР. В Литве он работал с Аудрюсом Буткявичюсом, сначала являвшимся генеральным директором Департамента охраны края, а затем ставшим министром обороны страны, в Латвии – с Талавом Юндзисом, также получившим пост главы министерства обороны.

Журналисты газеты «Нью-йорк таймс» высказали мнение, что Шарп мог стать идейным отцом арабской весны. Так, известно, что его труды были переведены на арабский язык. Эти работы, в частности, использовались на тренингах в Каире Международным центром ненасильственных конфликтов. Там с идеями американского учёного познакомились тунисские оппозиционеры. «Братья-мусульмане», которые выложили брошюру Шарпа «От диктатуры к демократии» на своём сайте, чтобы с ней мог ознакомиться любой желающий. Книги Шарпа переведены на десятки языков (в 2012 сообщалось о 44 переводах) и используются, как практические пособия борцами против государственной власти во всем мире.

Не случайно французский журналист Тьерри Мейсан, который написал книгу про террористические акты 11 сентября 2001 года, где утверждает, что причиной терактов был внутренний заговор, а не террористический акт, в статье «Институт Альберта Эйнштейна: отказ от применения насильственных методов в версии ЦРУ» обвиняет Шарпа в сотрудничестве со специальными службами США. После издания книги он, по утверждению коллег-журналистов, стал «персоной нон грата» в США, «угрозой безопасности» НАТО.

Власти Венесуэлы, Мьянмы и Ирана обвиняют Шарпа в подрывной деятельности и в участии в разного рода заговорах. Именно его практическое пособие «От диктатуры к демократии» стало настольной книгой борцов за «демократию по-американски» по всему миру – в Бирме, Боснии, Сербии, Литве, Латвии, Эстонии, Украине, Киргизии, Ираке, Ливии, Египте, Зимбабве,  а теперь и в Сирии.