Исцеляющие имена

Елена Викман
Исцеляющие имена

Я макаю воронье, именно воронье! – перо в чернильницу, сооруженную из старой пластиковой бутылки, и вывожу:
Во время запора следует взять пустую бутылку из-под колы, насыпать в нее пепел трех воробьев, развести колодезной водой. Полученную смесь оставить на ночь у заброшенной заправки.
В нашем деле важна каждая деталь. Любая мелочь можеть иметь решающее значение. Дед Фимка рассказывал мне, как ему случилось во времена ученичества не в ту сторону повернуть букву гимель в светлом имени архангела Габриэля… Мало того, что пергамент испортил и бит был нещадно, так еще  токсичный ураган на деревню накликал. Завриэль – существо омерзительное, демон грязных ветров, один из тех, что появились на свет после большой войны. Вообще последние лет тридцать техногенные черти разгулялись. Если вы прибавите к ним обычную нечисть: леших, сеиров, лилит и прочих – то вам станет ясно, что работы у нас невпроворот. Ведь известно, что все болезни от чертей. Самые страшные – от тех, что, невидимые глазу человеческому, летают по воздуху. Если нас в селе, скажем, три десятка человек, то чертей на нас полагается целых триста. Поди с такой оравой совладай! А заклинателей всего двое: дед Фимка, и я, его ученик.
 Только я про воробьев и заброшенные заправки дописал, точку еще не успел поставить,-  взвизгнула окаянным голосом дверь, и вырос на пороге наставник мой.
-Ты что это, до сих пор над утренними рецептами сидишь?! – спросил он суровым голосом.
Страшен на вид дед Фимка, огромен, бородат, с куститсыми бровями. Нос ему лет десять назад кикиморы в драке сломали,- оттого лицо его свирепым кажется. Но на самом деле всякий знает: нет на селе человека добрее него.
-В поле сходить надо,- сказал дед,- там, говорят, старый трактор «Беларусь» взбесился. Носится по полю, крошит посевы, топчет все гусеницами и орет при этом :
-Банзай!
Точно в него лейцан вселился. Бери фляжку с ржавой водой и пошли. Давай, давай, шевелись!
Пришли мы на поле, а там и вправду синенький трактор носится, вопит дурным голосом, что твоя сигнализация.
Банзай! – и дело с концом.
Дед мне шепнул:
Сегодня, Юзька, ты работаешь. Имя нужное помнишь? Давай!
Еще бы мне этого имени не помнить! Техника у нас часто бесится. Раза два в неделю точно. Стал я на краю пашни и заголосил:
-Пришла баба Ржа, пришла баба Ржа. Рожь стережет. Рожь охраняет. Нехаштирон, медный дед. Нехаштирон!
Тут главное орать дурниной, и не сбиваться.
Помогло. «Беларусь» взвизгнула еще пару раз «зай» - и заглохла. Из передка дым валит.
Это, стало быть, лейцан, мелкий пакостник, из радиатора выходит.
 После обеда Фимка посадил меня писать талисман против дорожного демона Такритейи. Такритейя имеет вид человеческой тени, с тем отличием, что у тени этой длинные, когтистые медвежьи лапы. Нападает он только на одиноких путников, поэтому амуцлет от него очень простой. Нужно написать на белом листе бумаги красными чернилами:
Здесь идет трое!!!
И не забыть поставить три восклицательных знака. Если человек привяжет эту бумажку к веревочке, а веревочку намотает на левую руку, Такритейя, встретившись с ним, решит, что перед ним и в самом деле три путника.
  Вечером, за чаем, я спросил учителя:
-Скажи, дед, а почему мы больше амулеты пишем, чем людей лечим? Ты же вроде на лекаря учился, ты рассказывал?
Дед глянул ан меня поверх очков.
-А это потому, Юзька, что профилактика прежде всего. Говоря по-простому, легче предупредить неприятности, чем потом расхлебывать.
Только он договорил, в дверь забухали.
-Ногами стучат, сволочи,- проворчал Фимка и закричал, обернувшись к дверям:
-Вот я вам побарабаню, я вам побарабаню, демон нечистых снов на вашу голову!
Юзька, чего застыл? Открывай!
Я отворил.
Два здоровенных парнюги внесли мальчишку. Тот был бледен и стонал, хватаясь за живот.
-Где он бегал в последние дни?! – заорал дед,- на реку ходил? Быстро говорите!
-Да откуда ж я знаю, батюшака,- запричитала мать,- я и заметить не успел, как она проскользнула в двери сгорбленной тонкой тенью,- младшенький. Помру я, если чего с ним. Ей Богу, помру…
-Ты, тетка, не хнычь,- выступил я из темноты,- говори толком, мог он у тебя на реку бегать
-Так бегал же, наверное, ой горе мне…
Дед тем временем споро раздел мальчишку и вытряхнул у него из рубахи небольшой клок свалявшейся тины
-Так я и думал, что парень водных духов обидел! Юзька, оболтус, тащи сюда огонь-траву, у нас там в банке заваренная есть, с третьего дня осталась. Да быстро давай! И чудодейственные пилюли не позабудь, растяпа этакий!
Я помчался на кухню и принес все, что было велено.
Вместе с дедом мы влили в парнишку снадобья.
Мать бормотала бессвязно на лавке у двери, перебирая тоненькие страницы старого молитвенника.
  Ночью, когда все стихло,  и малец посапывал во флигеле на лежанке, я сказал деду:
-Все равно я не понял, почему от водных духов помогают не заклинания, а снадобья. Вроде талисманами было бы быстрее…
Дед с шумом отхлебнул чаю из блюдца.
-Да нет никаких водных духов, Юзька. Речка просто грязная, неподобно. Мальчишка дрянной воды наглотался. Вот тебе и весь сказ. Не везде, Юзька, стоит демонов искать.
А теперь – брысь спать.