Помощь

Сергей Вельяминов
      На дворе конец 90-х. Время сложное и далеко неоднозначное. Но для меня это время являлось пиком моей преподавательской деятельности. Я не работал, а «царил» в школе им Балакирева. Как же, - заведующий отделения живописи!..  Ведущий преподаватель! Со всех концов Москвы родители везли своих чад – пройти проверку на "гениальность". Самая большая и красивая школа в Москве, да и в Европе тоже. Престижно?.. Да! Вот и везли... а ещё знали, что работает в этой школе педагог, который и медведя научить сможет, а уж их ребенка и подавно...
   
      Везли и везли... Дети и сами приходили. А моя непосредственная работа - учить детей, превратилась в сплошной кошмар. На учеников совсем не хватало времени – занимался бумажной волокитой и набором новых талантов. По крайней мере, так считали их родители.

      Уставал?.. Да, и не столь физически, сколько морально. Вы можете себе представить, что в себе таит разговор с мамой, которая уже давно решила, что её сын должен стать "знаменитым художником". Все мои доказательства, что мест давно нет и набор на этот учебный год закончен, не приводили к должному результату.
   
    - Нет, ну, вы посмотрите на его рисунки. Вы видели что-нибудь подобное? - увещевала меня очередная мамаша. - И это всё он за пять минут нарисовал!.. Нет, Вы только представьте себе, разве такое возможно?!.  Димочка совсем необычный ребёнок... он - гений!..
   
    - Да, да, конечно... – как можно вежливее отвечал я. - Я постараюсь что-нибудь придумать.

      И приходилось брать. Ну, как тут отказать, она доставала записочку от префекта, протягивала и заискивающе смотрела мне в глаза.

      А когда, Катя Малахова, моя любимица, привела свою подружку    посмотреть, как мы работаем, а та, слезно стала уговаривать меня взять её... Моему терпению пришёл конец. Я взорвался от негодования. И вместо того, чтобы весь свой запал направить на первопричину, я обрушился на бедную девочку...

      И пошло и поехало... Меня было не остановить: и что ходят тут всякие, работать не дают и почему всех, кого не лень, охрана пропускает. Ну, сколько можно ещё это терпеть?..
   
      Смотрю, та заплакала..., затем сильнее, потом плачь перешёл в непрерывное рыдание. Что не могу терпеть, так это женские слезы. Не всегда они бывают «горючие» и от души.  Что делать в такой ситуации я не знал.

      Интуиция подсказывала, что явно перебрал, на сей раз. Заливаясь краской стыда, я не нашёл ничего лучшего, как ретироваться в свой кабинет и отсидеться там. Когда, успокоенный, через некоторое время, я вышел – ни Кати, ни её протеже в мастерской не было. Стало не по себе – как же так, человека обидел. И причём, ни за что. Душа болела...
   
      Домой ехал в метро, находясь в самом мрачном расположении духа. Пытался себя хоть как–то успокоить, придумывая разные истории, но тщетно, слезы девочки не выходили у меня из головы. Я и не заметил, как достиг своей станции и стал подниматься по эскалатору вверх. Улица встретила меня свежим морозцем и порывистым ветром.   
      
      На дворе стоял конец ноября. Дожди постарались – вылили всё, что могли и даже чуть больше. А свежие морозцы не заставили себя долго ждать: прихватили асфальт и, прежде всего те места, где ещё вчера стояли лужи. Именно поэтому, пространство вокруг главного вестибюля метро стало напоминать собой каток в Парке Горького.      

      Опустив глаза вниз, я автоматически двинул в сторону дома. Как правило, я стараюсь уйти в себя и не обращать внимания на окружающих. Меня многое раздражает, от этого постоянно хочется кого-то осуждать. 

      Я прошёл мимо, не обратив на старушку никакого внимания... Она безрезультатно пыталась ступить на лёд, но что-то удерживало её. Наверно, понимала, что это очень рискованный шаг.

      Как часто, двигаясь по улице, мы проходим мимо тех, кому на данный момент требуется помощь. Мы думаем просто: "Ну, почему опять я?.. А другие, что помочь не могут?.."

      Проскочив вперёд, я вдруг остановился. Обернулся, надеясь на то, что бабули уже кто-то помогает пройти по ледяному пространству. Но увидел её одинокую фигуру и бесполезные попытки ступить на лёд... Что-то щёлкнуло внутри меня - решил подойти и предложить свою помощь.
   
    - Бабуль, вам не помочь? – дежурно начал я.
   
    - Да, что ты сынок, иди, небось, опаздываешь. Дома жена ждёт...
   
    - Ничего подождет. – бодро я заверил старушку.

      Я уверенно взял бабульку под руку. Та не сопротивлялась...
   
      Мы скользили оба. Но я постарался взять себя в руки и начал сосредоточенно и осторожно ступать по льду, держа спутницу под руку. Бабуля шла медленно, одной рукой опираясь на палочку, другой, крепко обхватив мой локоть, и порой казалось, что это «фигурное хождение» удавалось ей проще, чем мне. Но я старался изо всех сил...
   
    - А где вы живете? – поинтересовался я.
   
    - Да, на Пятницкой, сынок, на Пятницкой...
   
      Быстро прикинув в уме, я легко определил, что и мне туда же. Ну, подумаешь, дам небольшого крюка, что с этого?..
   
    - Бабуль, я тебя до дома провожу. Мне в ту же сторону.
   
    - Ну, коль так, проводи, проводи. – прошепелявила старушка...

      Потихонечку, кряхтя, мы продвигались вперёд.
   
    - А вона, уже мой дом показался. – сказала старая женщина. – Ты иди сынок, я тута, и сама уже дойду. Мне здесь рукой подать.
   
    - Нет, уж, давайте я до дома вас провожу, а то завалитесь на полпути, кто поднимать станет?.. Мне не трудно. – продолжал увещевать я. 

    - Иди, иди дорогой, тебя дома ждут. 

      Это было сказано таким тоном, что перечить я не посмел. Распрощался и пошёл домой, благо он находился через квартал. А сзади, вдруг разнеслось:

     - Да хранит тебя Господь! Чтобы жена и дети твои были невредимы и в здоровье прибывали. Чтобы сам был здоров! Спаси Господи!

      Я обернулся, но никого уже не было. Только один ветер полировал лужи, превращённые в зеркала. 

     - Не стоит… - не знаю кому ответил я и зашагал вдоль улицы.

       Куда делось моё уныние и плохое настроение?.. Как же хорошо делать людям добро. Как же от этого светло на душе становится. Просто жить хочется, да и только... И вдруг меня осенило:

     - Господи, ведь это ты мне помог с этой бабулей, ведь ты мне её на моём пути поставил, чтобы совершил я доброе дело и мне на душе от этого легче стало...

      И как всегда в таких случаях, я не выдержал, и заплакал...

    - Слава тебе Боже! Слава Тебе!

                2011 г.+к