19 СЕНТЯБРЯ. МИХАИЛ
Часто в этот день были утренники (заморозки) «На Михайлу нельзя работать — бог накажет».
20 СЕНТЯБРЯ. СОЗОНТ
Начинается и продолжается повсеместная уборка лука. Хозяева зорко следят за тем, чтобы никакой злонамеренный человек не взял луковицу с гряды. Существовало поверье; если испечь хоть одну луковицу раньше, чем лук будет собран с огорода, то он весь посохнет.
Шли торги луком по-крупному, корзинами.
21 СЕНТЯБРЯ. РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
Оспожинки. Осенины. Православная церковь в этот день вспоминает о рождении у Иоакима и Анны долгожданного ребенка—дочери Марии. Новорожденная явилась той богоизбранной Девой, которая, согласно пророчеству Исайи, без семени, от Святого Духа зачала и родила Иисуса Христа — спасителя рода человеческого от тяготевшего над ним проклятия первородного греха и вечной смерти.
Для простого же народа Рождество Пресвятой Богородицы — вторая встреча осени. Первая встреча осени была на Яблочный Спас 19 августа, (По другим источникам, первая встреча осени — в первый день бабьего лета, на Семёна-летопроводца, 14 сентября, что тоже логично).
Учитывая то, что первую или вторую встречу осени никто указом не определял, народ сам расставил эти сроки, а сроки эти определялись завершением тех или иных крестьянских земледельческих работ. Первой встречей осени мог быть и день Успения Пресвятой Богородицы — 28 августа. К этому дню старались закончить жатву озимых, И потому день 28 августа праздновали как день урожая, И день назывался: дожинки, оспожинки.
К 21 сентября убирались все яровые, посеянные весной. И снова праздник урожая: оспожинки.
Как бы там ни было, но народом определены три встречи осени; 19 августа (или 14 сентября), 21 сентября и 24 сентября. И, разумеется, в эти Дни происходили важные для крестьян события.
День Рождества Богородицы находился близко, рядом с днем осеннего равноденствия (день равен ночи). А потому, как и в день весеннего равноденствия, происходили обрядовые действия с огнем. В избах гасили «старый» огонь и возжигали новый. Что значит «новый»? Значит, добытый трением дерева о дерево, как весной и в купальскую ночь. Этот «новый» огонь давал жизнь огню в печи (очаге), от него зажигали свечи, лампады, лампы и лучины.
Но главным событием в этот день был все-таки праздник урожая. Широкий, разгульный, иногда целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. И готовились к нему заранее: варили пиво, кололи овцу, покупали говядину, готовили студни, кулебяки, пироги. За день-два до этого дети бегали по селу, приглашая родственников на пир. Особым почетом пользовались приглашенные свекр и свекровь Родители молодой (тесть и теща) приглашали их обязательно, даже если были стеснены в средствах. Все это делалось для установления и закрепления мирных отношений между сватами — родителями молодых и для облегчения жизни своей дочери в чужой семье (семье мужа, у свекра и свекрови).
23 СЕНТЯБРЯ. ПЁТР-ПАВЕЛ - РЯБИННИКИ.
На Руси два Петра-Павла: летний большой (12 июля) да осенний малый. И если к летнему поспевала клубника, то к осеннему — рябина. Начиналась заготовка рябины. Собирали ягоду, развешивали пучками на чердаке, под крышей, «чтобы прозябла-провяла, сахару понабрала». Зимой рябина — лекарь: и слабительное, и от воспалений, и квасок из нее хорош.
Замечали при сборе: рябины много уродилось — к сырой осени и строгой зиме. Мало — осень будет сухой.
Но сколько бы рябины ни уродилось, всегда оставляли часть ее на ветках: на зимний корм птицам.
24 СЕНТЯБРЯ. ФЕДОРА-ОБДЁРА, ЗАМОЧИ ХВОСТЫ.
Уж коли кто не успел убрать хлеб — Федора «обдерет»: собьет зерна в землю, смешает и спутает ветрами стебли — погибнет хлеб.
Это время сентября, когда и снега не диво. Дождь, снег, слякоть. А работы вне избы ой как много. И чаще женской. Вот и подтыкает Федора женщинам подолы-«хвосты», чтобы не замочили.
На Федора — третья встреча осени. Ходили смотреть всходы озимых: в какой стадии всходы, не погибнут ли от холодов? От собранного урожая радость, а за будущий — тревога.
25 СЕНТЯБРЯ. АРТАМОН.
На Артамона змеи из полей уходят в леса, под землю прячутся.
26 СЕНТЯБРЯ. КОРНИЛИЙ.
Раз Корнилий, значит — корни. Убирали к этому дню и в этот день все корневые овощи: картофель, морковь, хрен — все, кроме репы. «С Корнилия корень в земле не растет, а зябнет».
Я поздравляю именинников недели.
19 сентября: Архип, Евдокия, Кирилл, Макар, Михаил, Федор.
20 сентября: Иван, Макар.
21 сентября: Филипп.
22сентября: Анна, Иосиф, Никита.
23 сентября: Андрей, Павел, Петр,
24 сентября: Герман, Дмитрий, Ия, Сергей.
25 сентября: Семен, Юлиан.
С днем ангела вас! Щедрости и изобилия вам!