Смысл жизни как зубрежка

Вячеслав Люстик
В России один из священников высказал предложение в необходимости ведения уроков о смысле жизни для государственных школ.
 
Новость была растиражирована оппозиционными СМИ как абсурдная и провокационная, да и само РПЦ отнеслось к этой инициативе без энтузиазма. Однако стоит рассмотреть саму идею, отстранённо от противников и сторонников, их политических и религиозных воззрений
 
Ребёнок — это пластилин в руках взрослых, и они готовы слепить из него то, во что сами верят и каким хотят видеть своё чадо. Семья воспитывает ребёнка в тех идеалах, что близки ей; улица привносит в него свои законы; интернет тоже вносит свою немалую лепту.  В школе предмет  требуют зубрить, ибо урок предполагает и оценку знаний.
 
А предмет необычный, не имеющий критерия, метода, объемлет с десяток философских подходов, религиозных и государственных, и всё это захотят впихнуть в голову ещё неокрепшего умом маленького человечка, которого и так окружают взрослые, с также запутанными представлениями.  Учебник будут писать дяденьки со своим опытом и догмами — что они напишут не трудно себе представить…
 
Государство, естественно, будет напирать на патриотизм и гражданский долг, религия на мораль, а философы будут рассказывать об утопических абстрактных вещах, и всё это будет абсолютно оторвано от реальности и станет преследовать интересы тех, кто стоит за теми или иными утверждениями.
 
Но стоит ли ставить такие задачи перед детьми? В таком возрасте призывать их размышлять о вещах, которые не сумели постичь величайшие умы человечества? Несомненно, стоит! Стоит с детства выстраивать в ребёнке приоритеты, размышлять вместе с ним о предназначении человека, о сути его жизни, о цели прихода в этот мир. Вся загвоздка лишь в том, в какую форму это облечь.
 
Нужен ли вообще учебник? Нет и нет, так как это уже законченная форма знания, которая предполагает лишь заучивание неких постулатов, а нужен диалог между учителем и учеником, и между самими учениками. И учитель в этом процессе лишь задаёт вопросы и вызывает в учениках желание задуматься. Сами ответы тут менее важны – они, в процессе взросления ребёнка, будут претерпевать изменения множество раз, в зависимости от той среды, в которой он будет находиться. В ребёнке нужно воспитать понимание, что поиск ответа на вопрос о смысле жизни и есть по сути смысл его жизни; всё остальное вокруг лишь дано ему в помощь для раскрытия в себе этого вопроса. Но вопрос должен быть поставлен перед ребёнком, и чем раньше, тем лучше.  И тогда он с детства будет увлечён самой интересной игрой — поиском самого себя…
 
Хотят ли взрослые дяди именно такого подхода? Желают ли этим уроком развить ребёнка ради него же самого? И опять мы получим отрицательный ответ, а значит  - успех этого начинания будет целиком и полностью зависеть не от детей, а от того, с какой целью предмет будет преподаваться.
 
На данный момент эта инициатива выглядит как очередное промывание мозгов и достижение конкретных, сугубо эгоистических задач — сделать из ребёнка слепок того, что выгодно системе, а значит, мы снова придём к старой известной поговорке «Благими намерениями вымощена дорога в Ад», особенно, если намерения совсем не благие.