Глава 5. Вита- это жизнь

Татьяна Иванова 14
       Я задумалась... В один миг мне пришлось принять полномочия и библиотекаря КЛБ и заведующей, пока еще не существующей на деле, библиотечной системы. И первый шаг к ее созданию  я должна была сделать безошибочно, в верном направлении.

       Начала с собственных запасов книг дома. Где-то изданий тридцать,  на темы здоровья, бескорыстно передала клубу. По моему примеру, "витовцы" отдавали в дар, кто имел хоть какую-то спортивную литературу в личном пользовании.

       В магазинах хорошие книги достать в те времена было трудно. Появлявшиеся изредка на прилавках издания об оздоровительном беге, тут же расхватывались покупателями. А в таких книгах клуб очень нуждался.

       Выбрав 5 крупных книжных магазинов города, я составила заявление их директорам,  с просьбой: выписывать по тематическому плану необходимое нам количество изданий. Разрешение было получено.

       Клуб начал постоянно пополняться популярными книгами известных авторов. Я уносила пачками из магазинов такие литературные издания, как- "Бег ради жизни" Г.Гилмора, "Выбираю бег" Е. Мильнера, "О беге почти все" А. Коробова, "Раздумья о здоровье" Н. Амосова и другие ценные практические руководства, где бег трусцой пропагандировался, как эффективное средство для укрепления здоровья, подробно раскрывалась техническая подготовка и медико- биологические основы оздоровительного бега.

       Я не обошла стороной и периодические издания, выписав на почте массу спортивной литературы.

       Комплектование фонда шло строго по правилам: на новые поступления составлялся библиотечный каталог, создавалась и систематическая картотека газет и журнальных статей, где отражалась информация на определенные спортивные темы, представлявшие интерес для членов клуба. Взяв карточку в руки, читатель мог легко определить: в каком издании и на какой странице находится нужный ему текст статьи. И как полагается, пронумерованные книги отмечались библиотечным штампом:  с выгравированным на плоскости ромбика названием- КЛБ "Вита". Его также пришлось заказать специально для нашей организации.

       Для лучшего обслуживания посетителей библиотеки, я проводила не только учет выдачи книг и журналов, но и учет самих читателей, посещаемости ими культурного уголка клуба. Но как непременный атрибут в любой библиотеке- у меня также имелся контингент "задолжников", которым приходилось посылать почтовые карточки- напоминания о своевременной сдаче литературы. Приходилось порой даже посещать  квартиры "нерадивых бегунов" и требовать- возвратить клубу книги.

       Уже в 1986 году в КЛБ "Вита" насчитывалось 500 человек, занимавшихся под руководством тренеров оздоровительным бегом. И работы конечно хватало. На тренировке, едва успев пробежать 3 км, я тут же отправлялась в Манеж "Спартак", чтобы подготовить библиотеку к приходу первых посетителей из начальных, оздоровительных групп. Через час- два подтягивались и марафонцы.

       В интервью с корреспондентом газеты "Вечерняя Пермь"( за 15.08.1986г.) председатель клуба А. Б. Корешин, перечисляя имеющиеся на данный момент проблемы клуба, упомянул и о работе библиотеки. "Среди КЛБ,- заявил Анатолий Борисовч,- у нас самая большая библиотека в Союзе: 600 наименований методической литературы- это более 2-х тысяч книг и брошюр,плюс газеты, журналы.( Передано также из данных отчета Всесоюзной конференции КЛБ в Минске). Сейчас работу библиотекаря выполняет член клуба Татьяна Алешкина, но уйдет она, и все рухнет. Надо бы полставки библиотекаря, врача, да и казначея".

       Но увы, почти 6 лет в клубе я так и проработала на общественных началах. Все приходилось делать на одном энтузиазме, но это было творческое и счастливое время.

       Даже из других городов Союза приезжали в КЛБ "Вита", чтобы перенять мой опыт, как библиотекаря.

       Физкультурное движение в стране было в самом разгаре. "Вита" уже не вмещала всех желающих. И в разных микрорайонах миллионного города начали создаваться филиалы КЛБ. В Перми возникли новые клубы оздоровительного бега- "Фидиппид", "Скороход", "Данко", "Мотор", "Бриз" и другие.

       Проводились совместные забеги и соревнования. Все соревнующиеся участники находились под тщательным медицинским контролем. Так же, как и спортсмены, члены КЛБ состояли на учете в Физкультурном диспансере  и перед любым пробегом проходили обследование врачей, чтобы получить допуск на участие в соревновании.

       Я настолько втянулась в занятия бегом, что не могла пропустить ни одной тренировки. Даже задерживаясь иногда на работе, я приходила домой, переодевалась в спортивный костюм и в любую погоду, даже в позднее время устремлялась в Балатовский парк, чтобы пробежать заветную дистанцию в 5 км.

       Пятикилометровое "кольцо" проходило через лес, но меня ничего не пугало. Всего лишь за год занятий бег "излечил" все мои заболевания, какие имелись в наличии. Бег давал организму эндорфины радости... И даже после ночной пробежки я засыпала сладким сном, как младенец.

       Но чтобы одолеть на соревнованиях 5 км, на тренировках необходимо пробегать,как минимум, "десятку". Вскоре я сумела перейти и этот рубеж. Оставалось лишь завоевать 1-е место на 5-ти километровой трассе. Ведь каждый бегун мечтает о победе, чтобы показать все свои силы и умения, накопленные им за время занятий.

       Однако трижды в легкоатлетических пробегах я занимала лишь 2-е место, с достигнутым результатом: 28 мин.20 сек.,28 мин.02 сек. и 27 мин.19 сек.- в своей возрастной группе( 26-35 лет). Среди сотен участников очень трудно было сохранить нужный темп в беге. Азарт невольно усиливался и хотелось не отставать от тех, кто обгонял и оставлял тебя позади, забывая,что в массе соревнующихся бежали одновременно и те, кто "штурмовал" и 10, и 20, и марафонскую дистанцию- 42 км 195 м.

       В традиционном летнем пробеге до курорта "Усть- Качка" (расстояние от Перми- 48 км), люди также бежали по трассе, выбирая по желанию и 1-километровый отрезок пути, и 3-х километровый, и 5-ти, и далее- по нарастающей. Победителей награждали на всех участках пробега.

       Как всегда, я снова собиралась преодолеть 5-ти километровую дистанцию. Те, кто бежали на "пятерку", имели на футболках заметные номера из белой ткани. Сориентироваться на условных противниках было нетрудно. В этот раз я спокойно бежала в заданном темпе, пристроившись в "хвост" наиболее сильной бегунье. Умение мгновенно определять скоростные данные спортсмена- также приходит с опытом.

       Где-то на отрезке- 4.500 м- она начала уступать мне дистанцию. Но я быстро разгадала хитрость женщины. У меня был сильный финиш, но я чувствовала, что идти на обгон еще не время. На пяти сотнях метров можно легко растерять остатки сил, так и не став лидером.

       Я упрямо продолжала бежать за ней. Когда расстояние сократилось до 200 метров, я наконец стала ускорять бег, моментально обогнав свою соперницу. И вложив все силы в эти завершающие секунды, первой пересекла финишную прямую.

       Тренеры поздравляли меня. Я не только стала победительницей на 5-ти километровой дистанции, но и намного улучшила свой личный результат, преодолев "пятерку" за 20 мин.02 сек. Получалось,что каждый километр я пробегала за 4 минуты.

       От радости слезы выступили на глазах. Запоздало вдруг пришло "второе дыхание". Казалось, тело стало совершенно невесомым, нахлынул невероятный поток энергии и от эйфории невидимый вихрь словно поднимал мою душу все выше и выше... И я летела в этом пространстве и была на седьмом небе от счастья.

       А в клубе шла своя жизнь. Каждое воскресенье , после тренировок, в Манеже происходили совместные чаепития, готовились и устраивались праздничные мероприятия, отмечались дни рождения. Ну разве не здорово, когда довольный именинник слушал свои любимые песни, которые пели в его честь сотни людей, или точнее,сотни друзей из КЛБ "Вита"?! О, какие же это были счастливые для нас времена!

       В клубе регулярно работал лекторий по здоровому образу жизни, на который приглашались лучшие специалисты в своей области- врачи, спортивные деятели, писатели...

       Кроме занятий бегом, люди имели возможность- раскрыть свои таланты и увлечения и в самодеятельных группах клуба: занимались в хореографической студии под руководством профессионального хореографа, пели в хоре, создавали удивительные творения в кружках рукоделия, устраивали занимательные шахматно- шашечные баталии. Кто-то проводил время на занятиях в секциях, где тренеры обучали желающих аэробике, гимнастике ушу,йоге, аутотренингу, самомассажу. В клубе существовала даже отдельная группа "моржей". Словом, каждый находил здесь дело по душе.

       Люди в клубе не только знакомились, но и создавали семьи. Благодаря влюбленным, возник трогательный ритуальный обычай. Выходя из Загса, молодожены переодевались в спортивную форму:  на невесте из свадебных принадлежностей  оставалась лишь фата-и вместе с группой гостей "витовцев" дружно бежали несколько километров по шоссе, утверждая тем самым - преданность бегу и своей любви.

       Фонд клубной библиотеки продолжал увеличиваться. Мне понадобилась помощница. Среди многих желающих я выбрала члена клуба из ветеранской группы- Нелли Викторовну Бакину. Это была спокойная, вдумчивая женщина. Даже выйдя на пенсию, она продолжала работать медстатистом в городской инфекционной больнице.

       Обучив ее основам библиотечного дела, я могла надеяться, что даже после моего отъезда из Перми, она сможет взять хотя бы часть моей кропотливой работы -обслуживание читателей. И когда мне пришлось уйти из клуба, Нелли несколько лет успешно справлялась с заданием. После ее ухода библиотека закрылась навсегда.

       Но клуб "Вита" существует и поныне. Конечно, участников стало поменьше, но клуб с честью вышел из всех передряг и кризисов. Ведь "Вита"- это жизнь. И жизнь -достойная и интересная для всех его членов, для всех, преданных бегу людей.