Земельный участок - главное пособие воспитания

Павел Тюленев
Земля,земельный участок - главное пособие воспитания, обучения и развития навыков сельскохозяйственного производства и фермерства

Сеешь хлеб - загадываешь на год.
Сажаешь дерево - загадываешь на 100 лет.
Воспитываешь ребенка - загадываешь на 1000 лет.
Оформляешь земельный участок - загадываешь на 10 000 лет?
Законы системы МИРР

Несмотря на то, что мы жили в городе, столице республики, у нас, как в полноценной экспериментальной площадке, под руководством матери было организовано подсобное «сельскохозяйственное производство». Несмотря на трудности такого производства в городе и запреты того времени, мы его вели, обеспечивая себя свининой, свежими куриными яйцами, крольчатиной, частично: овощами и фруктами, виноградом и даже луком, зеленью и цветами на продажу, знакомясь с фермерской жизнью и осваивая предпринимательство.


6.2. Развитие творческих навыков художника и дизайнера. Кроме того, под творческим руководством отца, было организовано семейное производство, которое мы называли «экспериментальный художественный цех». В нём мы вместе с родителями  производили гипсовые изделия для дизайна помещений (розетки под люстры, пилястры, багет) и другую продукцию. Собственно, на вырученные от производимой продукции деньги и строился дом. Кроме того, на глазах детей рождались наброски, фотографии, эскизы для оформления нашего ЦУМа, ВДНХ и других самых известных в столице объектов. Имелись книги о выдающихся художниках, альбомы репродукций, которые хранились не для «моды», а для поиска и изобретения, создания новых художественных секретов, освоения приёмов мастеров и изобретения новых технологий. Выписывались все существовавшие тогда журналы по этой теме, тогда их было не так много: «Советский художник» и «Декоративное искусство» и другие.

6.3. Развитие навыков организации и управления производством и сбытом. Несмотря на восьмилетнее образование, для моего отца не существовало слова «невозможно». Если что-то было актуально, ново, интересно и нужно, он брался и делал. Поэтому скоро у нас появился небольшой «шелкографический цех», где могли изготавливать красочные изделия, например, накидки на телевизоры. Мы шили знаменитые и очень популярные тогда крепкие льняные сумки, которые были в дефиците. При помощи шелкографических матриц собственного изготовления делали на сумках, на футболках дизайн «под импорт»... Это домашнее производство позволило, наконец, приобрести  автомашины: «Москвич», в дальнейшем и «Волгу»… Только недавно, через сорок лет появились доступные всем услуги и технологии нанесения фотоизображений и других рисунков на ткани, повторяющие то, что было реализовано у нас в семье в 60-е годы.
Отец всегда что-то изобретал или старался найти оригинальные решения. Несколько раз он мне рассказывал о том, что изобрел дизайнерский ткацкий станок, какого не было ни у кого. Но для его изготовления требовались деньги, по его подсчетам, около 10 тысяч рублей – огромные тогда деньги, по нынешним временам это составляло примерно 100 000 долларов. Несмотря на то, что он напряжённо думал, иногда даже вставал по ночам, я его принялся отговаривать: «Отец! Мы не сможем привлечь нужное количество средств, и ты не сможешь отвлечься на год – два: кто будет кормить семью? К тому же технологию могут украсть и разорить нас. У нас и так достаточно много идей и видов производств…» - «Всё это мелочи!» – горестно восклицал отец. Я был готов провести поиск в литературе, и даже записался в Республиканскую библиотеку – наверняка должны быть аналогичные разработки, похожие изобретения – необходимо было бы сначала их изучить. Но он говорил, что его технология будет проста и не потребует гигантских вложений, помещений и цехов… В конце концов, сильнее всего подействовал аргумент: «Сыновей, братьев моих надо будет ещё учить, а мать – лечить! …». Может быть, помогло и то, что я верил ему, его словам, что он может осуществить свою идею, создать новую супер технологию, потому что он, как оказывалось, всегда осуществлял то, что задумывал. Но ситуация, действительно, была настолько остра, что речь шла о выживании семьи: мать болела и отсутствовала по 8 месяцев в году, а мы, трое сыновей ещё учились в школе, а помощи ждать было не от кого.  Так что это направление – идея создания технологии и станка декоративного коврового дизайна - так и не осуществилась, хотя я и пытаюсь раскрыть секрет его изобретения.
6.4. Направление «дизайн одежды». Для реализации этого направления было организовано домашнее ателье пошива модной одежды. Для мамы, которая прошла «Курсы кройки и шитья» даже сделали пристройку, в которой были установлены зеркала, кресла и столик с журналом «Мода», откуда местные модницы делали заказы на пошив платьев… Однако, вскоре стало понятно, что тогда частные дома моделей не могли выдержать конкуренции с хорошо организованными государственными ателье, где цены были фиксированными и очень низкими, осуществлялся контроль качества и дело было поставлено «на поток». Но этот бизнес принес не только убытки, но и пользу: с тех пор почти всё необходимое, - даже костюмы для детей, - шилось дома. Сегодня на персональных компьютерах имеются замечательные программы для дизайна одежды.
6.5. Направление: «строительство», или развитие территорий – «девеломпент» может реализовать каждый современный родитель на своей даче.
Выделенный нашей семье «Заводом им. В.И. Ленина» участок располагался на огромном каменистом пустыре между заводом и аэропортом. Сегодня благодаря поселенцам из России, эта каменистая пустыня выглядит как цветущий вишневый, яблоневый, абрикосовый и персиковый сад. Меня привезли туда в три года: среди камней и песка пробивались диковинные травы, колючки, и я безуспешно пытался поймать стремительных, как молния, ящериц и исчезающих неведомо куда кузнечиков.
Рис. 5.6. Вот наш девеломентский проект и карьер для производства кирпича. Вид площадки с высоты полёта бабочки. 1957 г.
В первый же месяц, живя прямо на земле, в небольшом углублении, подготовленном под фундамент, мы подверглись обстрелу: однажды ночью сошел с ума часовой на посту, охранявший соседний склад боеприпасов, ещё остававшийся от воинской части, что был в сорока метрах от нашего участка. Этот участок на несколько лет оказался превращен в строительную площадку. Дети на нём осваивали все виды работ.
 Рис. 5.7. Подрастающая бригада девелоперов. Кубики, правда, великоваты… Зато их много!

Сначала был обустроен своего рода домашний карьер, где некоторые строительные материалы: гравий, песок, валуны и глина добывались тут же, из-под земли.
Это были своего рода уроки геологии: поиска, разведки, и добычи и переработки некоторых полезных ископаемых для строительства. Всё это добывалось, просеивалось, сортировалось и запасалось для бетонного раствора, необходимого для закладки фундаментов и сооружения подвалов. Большие глиняные кирпичи, необходимые  для возведения стен дома – так называемый «саман» – изготавливали всей семьёй сами и тут же: смешивали глину со специально привозимой соломой и месили ногами. Так, своими руками и ногами произвели кирпичи в необходимом для строительства количестве нескольких тысяч штук: глиняные линзы нашли прямо под ногами и поблизости (рис. 5.6).
Труд был тяжелый, иногда даже каторжный. Его приходилось делать интересным и увлекательным, с удовольствием и улыбкой на лице, потому что когда родились и подрастали братья, то с 2-х – 3-х лет они не отходили от меня ни  на шаг и помогали делать эту тяжелую работу, играя и веселясь. Если бы я хоть раз выказал усталость, и что труд - в тягость, то, наверное, лишился бы помощников навсегда. Они всегда были уверены, что всё это – игра. Камни – это рыбки и рыбины десятка наименований, а кирпичи – просто слишком большие кубики, параллелепипеды... Строились и другие подсобные строения: помещения для животных и птиц, гараж, баня-сауна и т.п. – всего было возведено восемь различных построек.
Рис. 5.8. Дом, построенный на месте пустыря можно считать одним из результатов экспериментальной площадки семейного типа. Ранний снег во Фрунзе – климатический рекорд начала ноября 1975 г. – «Абрикосовое дерево в снегу»

В итоге были построены домик для квартирантов и основной дом: самый большой в округе, с двумя балконами и огромной мансардой на втором этаже – мастерской художника и роскошным абрикосовым деревом, которое прижилось только на улице. Всё строилось своими руками, день за днём, год за годом. Рождались вокруг ещё дети, которые росли и тоже осваивали все инструменты и виды строительных работ. Так, собственными руками и за личный счет сотен тысяч семей, приехавших из России, был построен город Фрунзе. 

6.6. «Экологичеcкое воспитание». После выработки «полезных ископаемых» и завершения строительства, была проведена экологическая реабилитация участка: завезено более 20 самосвалов плодородного грунта из затопляемых мест со строительства ГЭС.
Был посажен сад и разбиты огородные грядки... Самое дорогое дерево – великолепный душистный абрикос, привезенный из города Ош, прижился только на улице – у фасада нашего самого большого в районе дома.
Теперь  уже новые поколения местных ящериц, постепенно адаптировались и, как ни в чем не бывало, бегали не по камням, а по стенам дома и деревьям. Так, в течение долгих более десяти лет с участием детей от 2-3 до 16 лет в старом русле горной речки Ала-Арча строился «дом», малая родина: было возведено 8 строений, от фундамента до кровли, отделки и монтажа сантехнического оборудования.
Так на месте огромных пустырей возле станции Пишпек и возник цветущий город-сад столица Киргизии г. Фрунзе. Выходцами из России в Средней (Центральной) Азии были построены миллионы таких домов и хозяйств– за свой счет, без каких-либо кредитов и субсидий. Подобную работу в семье можно рассматривать как практикум по реализации больших, долгосрочных проектов России. Но результаты подобных усилий народа, создававшего и сплотившего Советский Союз, в одночасье уничтожили политиканы, не представляющие, что это такое.

6.7. Направление: «Управление транспортом». Дети имели доступ к транспортным средствам и их самостоятельному мелкому ремонту: самокатам, велосипедам, мотоциклу и автомобилю и смолоду умели профессионально водить и зарабатывать этим на жизнь в трудные времена. Так, уже после восьмого класса летом 1966 года, в 15 лет я две недели работал на грузовике в горах близ Джалал-Абада на заготовке сена: делал по 2-3 рейса в день, доставляя в город, на базу по горному бездорожью и ущельям огромные пирамиды прессованного сена. Сопровождал меня инструктор по вождению – мой крестный отец Степан Великородов. Он брался за руль только при въезде в город, когда начинался асфальт.

6.8. Развивающие и учебные пособия по живописи. Имелись книги о великих художниках, альбомы репродукций и весь арсенал инструментов художника, а саму работу мастера, процесс появления произведений, выполненных в разных стилях и жанрах, можно было наблюдать каждый день. Сегодня лучшие пособия: Adobe Photoshop и Corel Draw и т.п.

6.9. Пособия по музыкальному развитию.
  Широкий набор звуковых синтезаторов - музыкальных инструментов: гармонь, балалайка, гитара, ксилофон, барабан, скрипка, баян и, наконец, фортепиано. Но это было далеко не всё, что входило в методику отца. Он учил меня и показывал музыкальные номера на любых подходящих для этого предметах: на столах и стульях, на бутылках, банках и кастрюлях и прочих емкостях. Наконец одним из номеров была «пальцемузыка»: художественное щёлкание всеми четырьмя пальцами о большой палец обеими руками. Ну и, конечно, главный музыкальный инструмент – голос, вокал. Почти половина его номеров не требовала музыкальных инструментов – концерт можно было устраивать даже в окопе! Со всеми 14-ю номерами он выступал с концертами в смотрах художественной самодеятельности в войсках Белорусского фронта и в Восточной Пруссии. Его номера иногда занимали целое небольшое отделение и называлось что-то вроде: «Виктор Тюленев: человек-концерт». Все эти «номера» отец передавал нам, но для закрепления и совершенствования необходимо было организовывать концерты, а это, в связи с бесконечной стройкой делать не удавалось. Да и родственники сами должны понимать, что ходить надо в первую очередь не в гости чтобы «гульнуть», а на концерты, которые им с радостью готовят дети…
Примечание. Все эти программы и номера 40-60-х годов учтены в системе МИР ребенка. Современные синтезаторы и компьютер во много раз расширяют возможности музыкального творчества: в 1991 году был получен результат записи ребенком музыкального произведения на синтезаторе и компьютере в возрасте около 3-х лет! Известно, что Моцарт записал своё первое произведение только в 6 лет, так что возможности новой родительской программы «Композитор – в три года» ещё далеко не использованы.

6.10. Методическое обеспечение домашней экспериментальной площадки.
6.10.1. Методика моего отца состояла из трёх частей: 1 – сначала он рассказывал и показывал все приёмы и техники исполнения, которые знал сам. 2 – далее следовало объяснение и показ разных композиций и стилей; 3 – наконец, отец ставил стул посреди комнаты и демонстрировал профессиональный уровень. Он исполнял те самые номера публичных концертов военного и послевоенного времени, с которыми он ездил в составе  фронтовой бригады художественной самодеятельности полка. Такие бригады были составной частью идеологической работы и гастролировали вдоль линии фронта, а после войны – по местам дислокации советских войск.
После очередного такого показа он говорил: «Я тебе обо всём рассказал, все секреты, которые знал - передал, и теперь всё зависит от тебя: нужна только практика. Выучишь, или сам придумаешь несколько номеров или произведений и доведешь их до совершенства – станешь профессионалом - мастером». После этого я мог делать что угодно – доводить мастерство до профессионального уровня либо за три года, либо за три дня – всё зависело от моего желания и наличия времени…

6.10.2. Вторым методистом в «семейной экспериментальной площадке» была мама, которая тоже не отставала по числу курируемых экспериментальных «направлений обучения».

6.10.3. Третьим методистом был мой дед. Он происходил из семиреченских казаков, когда-то приехавших с Дона. Бабушка происходила из семьи казаков Оренбуржья. Станицы казаков должны были быть самодостаточными и должны были не только вести хозяйства и промысел вдали от центра, но и уметь воевать, защищать Россию от набегов горцев, бунтов, поджигаемых в Средней Азии британскими службами, быть всегда готовыми дать отпор интервентам. Говорили, что дед когда то был казачьим сотником, но в условиях американской оккупации – захвата страны троцкистами, - по сути, начавшейся с 1917 года, казачье прошлое скрывалось. Он был мастером на все руки и ввёл меня во множество направлений, которые существенно дополняли то и были тем, что не могли дать ни отец, ни мать: охота, рыбалка, садоводство, кузнечное дело, элементы плотницкого и столярного мастерства… Но самое главное, что делал мой дед: он ежедневно читал: просматривал газеты «Советская Россия» и «Советская Киргизия» и центральные: «Известия», «Правда». Библиотека у него была небольшая: самые необходимые книжки  малого формата по ведению хозяйства и ремесел, огородничества и садоводства издания Сытина времен Столыпинских переселений народов. Книга Карла Брэма с великолепными картинками и фотографиями животных была моей настольной книгой с 2-х лет.

6.11. «Коммерческое направление».
;аждый поход на рынок уже с 4-х лет для меня превращался в урок коммерции благодаря матери. Несмотря на всеобщее в те времена осуждение коммерции, она учила меня помогать производить и торговать: делать пучки редиски, лука, укропа и микропартии другого урожая. Придя на рынок, она специально на несколько минут оставляла меня «поторговать» за прилавком. Конечно, покупатели кто возмущался, а кто удивлялся… Всё, что мы вырастили, собрали и принесли со своего участка и выложили на прилавок, я должен был на рынке попробовать продать и тут же, на вырученные деньги мы покупали то, что нам было нужно. Так я воочию видел, как наша земля кормила нас и знал, как она «делала деньги», которые тогда были в серьезном дефиците: каждая копейка была на счету, их собирали и учили копить. Как только я освоил, счет, то реализовал своё первое хозяйское решение: первые деньги, накопленные мною задолго до денежной реформы 1961 года, 78 копеек пошли на спички и иглы для примуса – самую важную тогда для меня вещь в доме, потому что мне всегда приходилось чистить и подкачивать примус (это такая портативная домашняя газогенерирующая установка). Всю жизнь вспоминается радость, удивление и похвала матери, когда я сообщил ей об этом своём самостоятельном решении и поступке. Впрочем, хватило даже и на мороженое: 45 коп, или 4,5 коп по-новому курсу рубля.
Через 35 лет, в 1993 году в этом же возрасте, в пять лет моя дочка как-то между делом напечатала сказку о том, какие деньги имеют обращение в разных странах (Рис. 6.9), пользуясь «Энциклопедическим словарём».

6.12. «Бухгалтерия» - то, чем занимаются в каждой семье ежедневно.
Пройдя бухгалтерские курсы, мама пробовала учить меня основам бухгалтерии: систематизации предметов и операций «по счетам» и ведению двойного учета, составлению балансов. Она показывала мне колонки цифр, как нужно вести финансы в семье. Ежемесячно сэкономленные средства она делила строго поровну и откладывала на сберкнижки: на имя отца и на своё имя. Но её методику пришлось сильно усовершенствовать и теперь, в системе «МИР ребенка»  она называется «Бухгалтер (или – бухгалтерить) - раньше, чем ходить». Нет ничего проще и эффективнее, чем провести вместе с ребенком ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ игрушек и вещей в доме: разложить их  в соответствии с «Планом бухгалтерских счетов» и, в конце концов, составить баланс вашей экспериментальной площадки. Кстати, согласно существующему законодательству о бухгалтерском учёте, инвентаризация должна проводиться не реже одного раза в год. Кроме того, каждый ребенок с удовольствием осваивает многие функции и задачи в программе «1-С Бухгалтерия» – для него это представляется обычной игрой.   

6.13. Журналистика – в каждой семье!
Самая влиятельная профессия – журналист. Именно журналисты создают и отправляют в отставку президентов. Уже во втором классе, в 1960 г. я освоил по тем временам «суперпособие»: пишущую машинку, на которой печатала секретарша руководителя поликлиники, где главным бухгалтером работала моя мама. В те времена пишущие машинки считались страшным идеологическим оружием и были на учете в «Первом отделе»: они опечатывались и должны были закрываться «под ключ» и никому в голову не приходило подпускать к ним детей. Но я, не подозревая этого, играл с пишущей машинкой по субботам и воскресеньям, когда мама делала балансы и отчёты. С тех пор я не переставал «играть» в «Журналиста»: пишущая машинка «Москва» у меня была даже в студенческие годы. В Ленинграде была «Украина» и, наконец, в Москве, откладывая целый год, я купил элитный электрический «Роботрон», который стоил 3 – 5 зарплат инженера. В 1988 году всё это привело к методике «Печатать – раньше, чем ходить».
 
6.14. «Химия»: возможности освоения в семье.
Будучи в то время главным бухгалтером в стоматологической поликлинике, мама превратила эту организацию в своего рода спецшколу для меня. Чтобы я не терзал буровые машины врачей, мне вручили немереное количество пломбового материала, содержащего серебро, подарили фарфоровую ступку, пестик и полкило металлической жидкой ртути в закрытой бутылке (!). «Не так уж это и вредно, наверное, если нам разрешили заталкивать ртутную амальгаму в дупло зуба!» - решили стоматологи и научили меня этой операции.
В результате у себя дома я организовал небольшой «серебряный рудник», работающий на привозном обогащенном сырье (из поликлиники). Я извлекал серебро в виде ртутной амальгамы до тех пор, пока не обеспечил кусочками все аквариумы у друзей и знакомых в округе: вода в присутствии серебра оказывалась более чистой и здоровой для рыб и не загнивала. Ковать, выплавлять и изготавливать украшения из серебра меня благоразумно не научили – наверное, потому, что тогда за это можно было попасть за решетку.
Проведя несколько серий других экспериментов с жидкой металлической ртутью, которая почему-то не взрывалась, не горела, я потерял к ней интерес и закопал где-то на участке до лучших времен. Хорошо, что всё обошлось: этот ядовитый реактив, конечно, нельзя давать детям.
Более интересными были крошка из сплавов магния с алюминием от авиационных турбин с соседнего аэродрома и марганцовка, которые и горели, и взрывались, и служили нам в качестве материалов для фейерверков.
Словно порох горела и тогдашняя фотопленка, из которой мы делали и запускали ракеты. Сколько я ни думал, с тех пор я нахожу химию наукой, находящейся в центре всех наук естественных, гуманитарных и политических.
Перечисленными опытами возможности домашней экспериментальной площадки для детей 2-4 класса, которые уже умеют читать, далеко не исчерпываются. Сегодня появились книги научных экспериментов для детей начальных классов. В системе «МИР ребенка» даже есть методика «Обучать химии, или химичить – раньше, чем ходить».
Вместо рекомендации. В этом же возрасте 8-9 лет мама знаменитого изобретателя Эдисона забрала его из школы и сделала ему химическую и физическую лабораторию дома. Школьные учебники он прочитал в мгновение ока, - что делают все дети, - если мим не мешать. Далее Эдисон читал «Энциклопедию по физике» и повторял описывающиеся там опыты.

6.15. Приготовление пищи и консервирование.
Чтобы увлечь детей, к занятиям нужно относиться как к увлекательной и познавательной игре. В связи с опасностью распространения генно-модифицированных продуктов, эти навыки и умения могут стать актуальными.
6.15.1. Организация производства консервов.
В нашей «семейной экспериментальной площадке» 60-х годов всё из того, что выращивалось в семейном подсобном хозяйстве и не было продано на рынке: мясо, птица, овощи и фрукты подлежало переработке и консервированию.
Все основные технологии дети обязаны были знать, уметь и закреплять навыки ежегодно – в период заготовки консервов на зиму: мясо, сало, томаты, огурцы, капусту, баклажанную икру, яблоки, арбузы, варенье, компоты и другое. У мамы было правило: с двух - трех лет дети должны были во всем этом участвовать, видеть и оказывать посильную помощь: что-то сортировать, что-то тряпочкой вытирать… Но следует иметь в виду и не забывать, что делать это нужно не на слишком сытый желудок: сразу и навсегда запоминалось только то и только тогда, когда давали или удавалось что-то «попробовать вкусненького»…

Рекомендации 6.15.1. «Прятать от микробов». Центральным процессом консервирования является пастеризация, когда продукты прячут от микроорганизмов. Детям понятно, когда что-то прячут, и нравится это делать снова и снова – тем более, когда микробы всюду летают…  Начиная с 1999 года в Интернете появляется множество объявлений, когда домохозяйки предлагают и продают свою продукцию домашнего изготовления, которая пользуется спросом: разве вы не хотели бы, сделать кому-то сюрприз или сами попробовать, скажем, «Грибочки из Томска», или «Варенье с Рублевки»? Что касается вопросов сертификиции, на самом деле, при современном оборудовании специализированных лабораторий  это – пустяковое дело. Трудности же создают монополии и их лоббисты.

6.15.2. Разумеется, сюда нужно добавить приготовление пищи различных национальных кухонь: В нашей семье были знакомы с русской, украинской, киргизской, узбекской и казахской кухнями. Но этому мама, на всякий случай, научила меня в 7 – 8 лет, когда мне всё было интересно. Через несколько лет, когда из-за болезни мы несколько месяцев в году жили без матери, всё это приходилось готовить нам самим.
В выходные дни к приготовлению пищи иногда подключался и отец – от него мы усвоили творческий подход к поварскому делу. Он постоянно экспериментировал, что-то менял и добавлял. Однажды он сделал яичницу-омлет с перцем, которую мы тогда, конечно, не смогли съесть – получилось слишком необычно и остро. Но мне этот омлет, к удивлению, снова пришлось попробовать через двадцать пять лет, когда в 1993 году довелось побывать … в Пекине, я случайно её взял в столовой одного из предприятий столицы Китая!

Рекомендации 6.15.2. «Давай, синтезируем новое блюдо?». Приготовление пищи можно сделать развивающим занятием, помогающим изучить биологию, географию, историю и культуру разных народов. Поварское дело сходно с операциями органической химии  и биохимии - его можно рассматривать даже как начальную подготовку химика-органика. Имея поваренную книгу, можно еженедельно осваивать – синтезировать – новое блюдо.

6.16. Многоукладность жизни казаков: школа выживания и процветания.
Почти все годы, каждое лето «семейная педагогическая экспериментальная площадка» перемещалась в «деревню пяти рек», в село (пгт) Ивановка, что в сорока километрах от г. Фрунзе. Я проводил лето у родителей матери, в семье семиреченских казаков, где наше детство проходило на берегах пяти рек: Речушка, БЧК (Большой Чуйский канал), Быстрая речка, Красная речка и, наконец, река Чу.  Это была будто отдельная маленькая страна, где у каждой семьи было самостоятельное, почти автономное хозяйство, поскольку жизнь казаков предполагала существование вдалеке от цивилизации - в виде поселений на границе империи или вдали от родины: они должны были уметь буквально всё.
Помогая в повседневных делах деду, мне пришлось наблюдать и освоить множество навыков или наблюдать: рыбная ловля, охота с капканами и другими ловушками, стрельба из охотничьего ружья, кузнечное дело, бондарное дело, выращивание винограда, различных овощных культур, прививка («калировка») и обрезание фруктовых деревьев. Излишки урожая засушивались и консервировались, а отходы шли на откорм домашних животных – ничто не пропадало. На одном дереве иногда выращивалось до пяти разных сортов фруктов: занятно было наблюдать, как вкус этих сортов иногда менялся до неузнаваемости. Вот так ещё тогда мы занимались своеобразной генной модификацией растений. Один из моих близких родственников, дядя Николай работал в начале 60-х годов главным агрономом колхоза  – он знал и в максимальной степени использовал все известные ему научные достижения агротехники и культуры в своем собственном, почти автоматизированном саду, дававшем максимальную отдачу.

Рекомендации 6.16.1. Пятьсот бизнес планов – каждому МИР-ТСЖ.
Кроме искусственно поддерживаемой выучениками Гарварда удушающей бизнес ставки рефинансирования, в стране создано почти всё для формирования среднего класса. Сегодня имеется более 500 бизнес планов для реализации семейного бизнеса в домашних условиях в городе и в деревне. Вместе с родителями в системе МИРР по разработкам АОСЭР в каждом многоквартирном доме создается единая бухгалтерия и своеобразный холдинг, где родители и дети могут реализовать свои творческие и предпринимательские силы. Первоочередные задачи - за счет правильной финансовой политики:
1) реализовать оплату услуг ЖКХ по программе «бесплатное проживание»;
2) обеспечить бесплатное высшее образование всем желающим;
3) построить систему бесплатное медицинское обслуживание и профилактику здоровья на базе достижений геномики и информатики;
4) обеспечить пожизненное гарантированное трудоустройство по избранной специальности. – для участия в этой программе достаточно освоить материалы РК МИР.

Вернемся в 60-е годы. Обеспечение дома и всего этого хозяйства большую часть года зависело от меня. В оставшиеся четыре месяца власть переходила к приезжавшей с лечения маме, которая инспектировала и отменяла некоторые мои решения и проводимые эксперименты. Так, в 1967 году она решительно  отменила перевод братьев на 1-2 класса вперед. Этот перевод был мною согласован уже и с директором, и с завучем школы, и занятия пришлось прервать. Это нанесло серьезный удар по всей дальнейшей «исследовательской и экспериментальной программе», согласно которой воспитанники семейной экспериментальной площадки (СЭП) должны были окончить среднюю школу, как сейчас говорят, «экстерном» в 14 – 15 лет. Тем не менее, по другим направлениям, которые маме не могла заблокировать, эксперименты продолжались. Главное, вследствие долгого своего отсутствия, она так и не узнала, что учителя меня освободили от нескольких предметов.
Результаты, приведенные в таблице 3.1 удалось получить потому, что, начиная с 1965 года, в этом была острая практическая потребность – мне нужно было высвободить личное время. Из-за болезни матери, оказавшись фактическим «главой» многодетной семьи, я получил  возможность превратить семью и школу в единую «экспериментальную площадку» и частично перейти на «индивидуальные программы» - как выразились бы сейчас.
Я был «распорядителем кредитов», и даже ездил получать зарплату вместо отца. На меня легло управление домашним производством, мини фермой, хозяйственные вопросы весь дом и подсобное хозяйство. Были на мне и другие обязанности: организация и контроль занятий в музыкальной школе, в секциях и кружках.

     Рекомендации 6.16.2. Сегодня, через 40 лет можно, наконец, каждой семье, имеющей троих детей, получить финансирование, выделяемое государством на воспитание и бесплатное образование детей. В Москве это составляет 49,5 тыс. рублей в год на ребенка (2007 г.). Зарегистрировав детский сад семейного типа, где родитель многодетной семьи может реализовать те или иные программы обучения. Это регулируется Постановлением Правительства Москвы «Об утверждении примерного положения об организации деятельности семейного детского сада» от 30 октября 2007 г. N 951-ПП. Более подробную информацию о документе и методической поддержке, которую оказывает АОСЭР смотрите: www.rebenokh1.narod.ru/edusemdetsad.htm.

Рекомендация 6.16.3. Создано 2,7 миллиона домашних детских садов и школ семейного типа.   Пока наши «слуги бездарности» тормозили развитие страны, в США к 2005 году было создано более 2,5 миллионов домашних частных детских садов, где родители могут работать и получать зарплату и страховку. В результате рождаемость в этих семьях выросла в среднем до 4,5 детей!
Это давно можно было взять на вооружение нашим депутатам и правительству, «не знающим», как предотвратить демографическую катастрофу. Конечно, главным препятствием являются не депутаты, которые нынче пальцем не пошевелят без указания из Кремля, - в дезинформации президента виноваты некоторые работники и «эксперты» Администрации президента: они соответствующим образом фильтруют всю информацию, поступающую на стол главы страны для того, чтобы «всё было так, как всегда».
В качестве инициативы от родителей, Вы можете отправить проект такого постановления в орган местного самоуправления. Если оно будет принято, что Ваши дети будут обеспечены лучшим в мире детским садом и школой – вашими собственными! Вы можете не беспокоиться: знаний «традиционной педагогики» не потребуется – нужна родительская педагогика. Все вопросы организации и выбора эффективных методик, как планируется, будут раскрыты в выпусках программы АОСЭР «Каждой семье – одаренных детей» и на сайтах по системе «МИР ребенка»
Рис. 5.9. Семейные детские сады-школы вывели США на первое место по рождаемости среди развитых стран.

Полученные результаты ясно говорили, что возможно полностью пересмотреть всю систему образования в интересах родителей и детей.
Поначалу бастионом против одаренности стояла «традиционная школа», кормившая несколько миллионов педагогов и членов их семей, граждан страны. Моя безуспешная борьба с некоторыми педагогами в школе оставила тяжелые воспоминания. Обрекать на такую борьбу других школьников не входило в мои планы. Но я тогда не знал, что за педагогами и учителями, ничего не подозревающими,  стояли другие, серые «кардиналы», лоббирующие через методики обучения интересы тех или иных сообществ, далеко не всегда добропорядочных.

Но если уж решать проблему, то надо было её решать до конца.
Тут было два варианта:
1) либо идти по пути создания новой школы,
2) либо обойтись без школы вообще, если помещения школ и офисы управления образованием захвачены противниками одарённости.
Но любые посягательства на школу в те времена выглядели кощунством, а эксперименты, ставящие под сомнение сроки обучения и объем  даваемых знаний, были строжайше запрещены.
Оставался второй путь, более фундаментальный: разработать альтернативную систему образования, чтобы обойтись вообще без услуг этой, устаревшей и смертельно опасной для современного общества школы, как я до этого обходился, правда, пока только по некоторым предметам.
Для того, чтобы полностью отказаться от школы, которая тормозила развитие, необходимо было разобраться, подвергнуть сомнению и разрушить «незыблемые» устои и представления традиционной педагогики и прежде всего то, что касалось чтения и математики. Никакие учёные слова тут не могли помочь – нужны были результаты, доступные и понятные всем, как это было, например, в случае рисования, игры в шахматы, поэзии, музыки и других. Прежде, чем разрушать, нужно было построить новое, светлое здоровьесберегающее здание образования.
Необходимо было изобрести какие-то сверхэффективные, но доступные всем методы обучения чтению, математике и по другим школьным предметам, оставшихся «непобежденными» после моих первых экспериментов.
Кроме того, оставался ещё один огромный резерв: перевод обучения в более ранние сроки. Этим тоже запрещалось заниматься: для меня это было смешно, так как у меня серьезный и успешный опыт занятий с малышами с 2-х и 3-х лет уже был.

6.17. Создание семейных малых предприятий. С началом перестройки мною были организованы  кооперативы (например, АРМЭКС – «Автоматизированные рабочие места и экспертные системы», 1987 г.), «Композит» (производство и реализация товаров народного потребления) и совместное предприятие (например, SPS-Интергеомодель, 1989 г.), которые занимались, в частности, поставками первых персональных компьютеров в СССР и разработкой программного обеспечения для них и, наверное, первым в мире применил их ещё в 1989 году для развития ребенка. Тогда никто ещё не допускал мысли об этом, и использование современного программного обеспечения для развития детей может быть темой отдельной главы или книги. Теперь, согласно системе «МИР ребенка»,  компьютеры помогают родителям создать развивающую среду, обучать, осваивать многие виды знаний по различным направлениям. Здесь всегда были и открываются всё новые и новые захватывающие, просто фантастические перспективы.
Рис. 5.11. Давать буквозвуки  ребенку надо не так, не всё сразу, а по одному…

Однако почти 40 лет моего «общения» с ЭВМ показало, что в компьютерах таится невиданная ранее, и самая грозная опасность, которую многие недооценивают – игры, которые приводит к неизлечимой болезни – игромании, которая в считанные недели уничтожает потенциал ребенка, отнимает у него будущее, разрушает его личность и, в конечном счёте, отнимает имущество, семью и жизнь.  Если общество в конце концов осознает и захочет выжить, то оно, рано или поздно, запретит компьютерные игры, так же, как наркоманией, алкоголизмом и ВИЧ инфекцией. Процесс этот идёт, но в условиях информационной блокады в нашей стране этого можно не дождаться, поэтому родители в каждой отдельной семье могут сами принять правильное решение и до 18-ти лет запретить иметь в доме и тем более играть в компьютерные игры.
Кроме того, у меня нет никакого сомнения в том, что нельзя выпускать ребенка в свободный Интернет – лучше получить весь необходимый набор программ и информации, разрешенной литературы и обучающих курсов на дисках у специалистов, например, по программам АОСЭР.  Мы наблюдали немало детей, которые преодолели опасность заражения компьютерными играми, но не устояли перед «подворотней» Интернета и погубили себя, своё будущее.
Жизнь в эпоху наступающей «виртуальной реальности» показала, что только обычная, некомпьютерная жизнь и быт всегда  будут сохраняться в качестве самой надежной опоры и должны оставаться неотъемлемой, первоочередной частью развития и воспитания ребенка. Конечно, доля компьютерной и виртуальной реальности будет всё возрастать, но именно поэтому я рекомендую  упорядочить и с максимальной пользой  использовать компьютер для всестороннего развития ребенка для жизни в реальной, материальной жизни. Самые лучшие педагоги и самые фундаментальные и разнообразные знания и новые формы творческой деятельности и бизнеса могут стать доступными современному ребенку через компьютер и Интернет - для этого поддерживается РК МИР.

Рекомендации 6.17. Семьи – фирмы. В каждой семье, как я считаю, и в каждой школе, - как пишут Г. Драйден и Д. Восс в книге «Революция в обучении», - можно организовать несколько Интернет-фирм, дизайнерскую студию, бухгалтерию, банк и даже производство и ферму, которые помогут ребенка обучить нескольким профессиям. Если это сделать в семье, то достичь такой цели можно даже не ходя в школу.

Более подробные материалы и рекомендации:  www.rebenokh1.narod.ru

Кроссворд 06.1. Сорок лет домашним садам – школам – вузам МИР ребенка.

По горизонтали:
01. В каком городе жила семья Норберта Винера в России до переезда в США?    04. Что повысилось после создания домашних детских садов и школ и США стали лидерами среди развитых стран.     07. Как звали солдата, исполнявшего отделение: "Человек - концерт".    08. Кто из Президентов РАО дал ход предложениям об изменении законов РФ с целью перехода на 12-летку и ЕГЭ, равные 120 Чернобылям.    09. Поселок в Подмосковье, где находился домашний семейный детский сад Бориса и Лены Никитиных, где воспитывались 7 детей и более 20 внуков.    12. По какому предмету дети экспериментальной площадки ТПВ с 5-6 класса стали чемпионами школы и города?   16. Кто доказал, что человек может проходить до 500 км за 12 дней по Кара-Кумам  питаясь 50 г гречки в день
17. Чем извлекали серебро для установки пломб в 60-е годы?  18. Кто изобрел методику обучения чтению по складам при помощи кубиков и таблиц.   

По вертикали:
02. В какой поликлинике в 1959 году разрешили заниматься на пишущей машинке?    03. От какого предмета по системе МИРР удалось освободиться в 1965 году    05. От какого предмета освободили ЭСП  ТПВ в 1966 году.    06. От какого предмета освободили в 1967 году.    10. Где создано более 2,5 миллионов детских садов и школ семейного типа, где родитель получает зарплату.   11. Кто в стране рассказал историю об умном Гансе - лошади, умеющей читать и изучал этот феномен?    13. Фамилия руководителя Академии хорового пения, соавтора Зайцева по методике "Читай и пой!".    14. Город, где была экспериментальная площадка ТПВ до 1968 г.   15. В какой книге Маркса на 522 странице написано, что способности и потребности человека (ребенка).