Встреча с легендой

Пётр Васильевич Качур
                Однажды  в 1963 году меня, молодого лейтенанта, выпускника 1962 года Московского Краснознамённого высшего военного общевойскового командного училища, преподавателя-командира взвода геодезистов
Учебного центра Ракетных Войск Стратегического Назначения (РВСН)назначили начальником патруля на вокзал г. Котовск Одесской области с задачей – обеспечить порядок на вокзале и прилегающей территории.
       Где-то под вечер в комнату начальника патруля вошел сержант, представился и предъявил мне документы. Он был переведен в нашу часть для дальнейшего прохождения службы. Следом за сержантом вошел интеллигентно одетый пожилой человек. Я, принимая документы у сержанта, отвлекся и сказал пожилому человеку: «Папаша, Вы подождите, пожалуйста, присядьте», а, отвлекшись, как-то не обратил внимания на фамилию сержанта. «Папаша» присел, подождал терпеливо, и, после того, как я разъяснил сержанту, как найти нашу часть, подошел ко мне (я сидел за столом) и протянул мне красное удостоверение. Я открыл его и обомлел: в удостоверении было: «Генерал-майор Вершигора Петр Петрович». В моей голове пронеслось: «Ковпак, Руднев, Медведев, Кузнецов, Вершигора, ... – это же легендарные партизаны, герои, совершавшие героические рейды по тылам врага во время Великой Отечественной войны». Я их подвигами всегда восхищался. Особенно подвигами советского разведчика Н.Кузнецова, который действовал под видом немецкого гауптмана (капитана) в районах Ровенской и Львовской областей. А полковник Медведев Дмитрий Николаевич командовал специальным отрядом, сформированным из бойцов органов государственной безопасности в Здолбуновских лесах Ровенской области, где когда-то перед Великой Отечественной войной в 1941 году работал наш отец, отвоевавший уже в войнах с Польшей и с Финляндией и поехавший с нами в Здолбуново, в освобождённый Красной Армией от Польши район, на работу, и мы там жили несколько месяцев. А перед самой Великой Отечественной войной директор предприятия, где работал наш отец, сказал: "Василий, бери коня, продукты, бери семью и уезжайте домой отсюда немедленно - здесь скоро будет война!". И мы уехали оттуда. Так директор завода спас нашу и другие семьи от неминуемой гибели, ...
                Сидор Артемьевич Ковпак и Пётр Петрович Вершигора, оказавшись в тылу врага в начале войны, встретились в Путивльских лесах Сумской области случайно и самостоятельно, по своей инициативе сформировали  партизанский отряд, а П.П.Вершигора - кинорежиссер по образованию – был назначен С.А.Ковпаком начальником штаба партизанского отряда, «как самый грамотный», по выражению С.А.Ковпака. Там к ним присоединился комиссар Руднев Семён Васильевич, храбрый очень правильный и справедливый человек. Он стал комиссаром Путивльского партизанского отряда, и партизаны его очень любили за его высокие моральные качества.
                Впоследствии П.П.Вершигора был назначен командиром вновь сформированного партизанского соединения и совершал рейды по Карпатам и Закарпатью.
                Всё это мгновенно пронеслось в моей памяти!
                Не может быть, чтобы передо мною стоял сам легендарный Вершигора!
                Я вскочил, стал извиняться, но Петр Петрович Вершигора меня успокоил: «Ничего, ничего. А знаете ли Вы меня как писателя?».
                Мы в то время зачитывались его книгами, особенно его документальной повестью «ЛЮДИ С ЧИСТОЙ СОВЕСТЬЮ».
                Я рассказал, что как писателя я его знаю, что читаю его книги с превеликим интересом, что именно в них мне больше всего понравилось ...
                П.П.Вершигора сказал мне, что скоро выйдет его очередная книга, что в настоящее он  живет в Молдавии, в городе Дубоссары, неподалеку от Котовска, а сержант - его сын, и служил он в Москве. Но так как Петр Петрович чувствует себя в последнее время неважно, то он попросил командование перевести своего сына поближе; что они приехали на его служебной машине и доедут до части своим ходом ... 
                П.П.Вершигора еще побеседовал с нами (в комнате были еще патрульные) о службе, о своей литературной деятельности, о своих планах, очень тепло отзывался о легендарном партизанском командире С.А.Ковпаке; рассказал, как С.А.Ковпак всегда советовался с рядовыми партизанами ("с народом", по выражению С.А.Ковпака), проводил собрания перед каждой боевой операцией, прежде чем принять решение и издать приказ ... И ещё я запомнил, что всегда перед каждой операцией обязательно штаб отряда издавал приказ, который доводился до всех участников операции ...
                Этим методом (советоваться с коллективом), кстати, я стал пользоваться в своей работе. Мы принимали на собрании общее решение (наш вотум), и потом от него старались не отступать. Молодые ребята старались. Если кто-то притворялся на собрании, то комсомольцы его поправляли - мол, ты же сам ратовал за высокие показатели в соревновании. Появились успехи. И так в течение нескольких лет подряд. Старшие начальники стали выдвигать меня «поделиться опытом работы». Приходилось изучать соответствующую методическую литературу, выступать перед коллегами на семинарах, собраниях, совещаниях, ... «по методике», хотя всё можно было объяснить двумя словами: «Советуйтесь с подчиненными!». У нас тогда личный состав менялся ежегодно. Были трудности с подбором актива, часто командиры взводов назначали самых "активных", но часто оказывалось, что это была отрицательная, "показушная" активность некоторых молодых бойцов и, чтобы направить их активность в "правильное русло" большую роль играли комсомольские и общие собрания личного состава. В училище нас этому так и обучали. Но не все офицеры придавали собраниям должное значение. А я поверил нашим героям П.П.Вершигоре и С.И.Ковпаку и стал ещё более внимательно относиться к проведению собраний личного состава и мнению подчинённых,...
                Побеседовав с нами, П.П.Вершигора уехал с сыном в штаб нашей части, и сержант Вершигора стал служить при штабе нашей части.
                К сожалению, вскоре в газете «Красная Звезда» я прочел печальное известие о кончине (1963 год) легендарного партизана Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза - Петра Петровича Вершигоры.
                Он очень рано ушел из жизни, он о многом мог ещё рассказать, поделиться своим боевым и житейским опытом... У меня было такое ощущение, как будто я потерял родного мне человека.
                Так вот судьба подарила мне встречу с этим легендарным человеком ...
                И встреча эта во многом помогла мне в моих успехах по службе, в руководстве воинскими коллективами. Мы принимали общие решения и всем коллективом добивались их исполнения.
                К сожалению, опыту Героев Советского Союза легендарных партизан С.А.Ковпака и П.П.Вершигоры «наверху»  не вняли.  Да и «внизу» тоже.
                Всем больше нравятся единоличные решения, «волюнтаризм», как окрестили руководство Н.С.Хрущёва в отличие от Сталинского культа личности.  А опыт простой: принять коллективное решение и следовать ему непреклонно всем.   
                Люди в суете повседневных дел могут забыть о принятом решении, о голосовании, а руководитель забывать не имеет права. Это его работа...
                Строгость в требовательности по исполнению общих решений, люди простят. А требований (приходилось и с такими встречаться) о том, что "Ты должен служить мне, своему командиру, а не Родине", люди не простят и непременно подведут. Они ведь всё понимают ...
                На Руси испокон веков выживали, благодаря коллективистким, общинным обычаям и традициям.   
                "От героев былых времён не осталось порой имён, ..." поётся в любимом всеми кинофильме "Офицеры".
                Имя Петра Петровича Вершигоры, легендарного партизана Великой Отечественной, останется в истории и в памяти народной навсегда.
                Вечная Память, Вечная Слава Героям, Ветеранам Великой Отечественной Войны!

P.S. Как-то читал, как рассказывал очевидец, что во время совместных действий в тылу врага командир отряда спецназначения "Победители" полковник Д.Н.Медведев так уважал разведчика Н.И.Кузнецова, действовавшего в составе его отряда, и так переживал за него, что когда узнал о его гибели, то у него случился сердечный приступ.